Научная статья на тему 'Фонетика китайского языка и проблемы ее преподавания (на примере студентов Республики Узбекистан)'

Фонетика китайского языка и проблемы ее преподавания (на примере студентов Республики Узбекистан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
汉语语音,辅音,元音,音节,声调,变调,教学 / китайская фонетика / согласная фонема / гласная фонема / слог / тон / изменение тона / методы обучения фонетике

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматуллаева Дилшада Маратовна

汉语语音不同于拼音文字的语音,有自己独特的特点。汉语语音的声、韵、调三要素以及轻声、儿化的变调问题在整个对外汉语语音教学过程中占主导地位,是语音教学的重难点,也是语音研究的主要部分。因此,本文讲的是关于汉语语音及它的教学问题。主要部分是汉语语音特点及语音实验研究结果,笔者语音实验主要是针对乌兹别克斯坦汉语学习者的声调问题。文章第一部分所讲的内容是汉语语音体系有关的信息及乌兹别克语的不同点。第二部分是语音实验过程和结果。第三部分是根据上面的部分提出教学建议。结语部分总结出了比较重要的内容。

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

汉语语音及它的教学问题(乌兹别克斯坦学生为例)

Китайская фонетика имеет свои особенности и включает в себя три элемента, такие как «инициал», «финал» и «тон». Эти аспекты играют ключевую роль в процессе обучения китайскому языку как иностранному, а фонетика является од-ним из самых сложных аспектов при усвоении китайского языка. В связи с этим, в данной статье проведен анализ возникающих проблем в процессе обучения фонетическому аспекту. В основной части статьи отражены некоторые наиболее важные сведения о фонетике китайского языка, а также результаты фонетического эксперимента, направленного главным образом на решение проблемы пре-одоления трудностей , возникающих в фонетическом аспекте у студентов Республики Узбекистан. Содержание первой части статьи — сведения о фонетической системе китайского языка, а второй — результаты фонетического эксперимента. В третьей части приведены методические рекомендации. В заключительной части приведены выводы и видение автора на решение проблемы преодоления фонетических трудностей при обучение китайскому языку узбекским студентам.

Текст научной работы на тему «Фонетика китайского языка и проблемы ее преподавания (на примере студентов Республики Узбекистан)»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Фонетика китайского языка и проблемы ее преподавания (на примере студентов Республики Узбекистан)

Phonetics of the Chinese language and teaching problems related to them (on the example of students of the Republic of Uzbekistan)

Рахматуллаева Дилшада Маратовна

Ташкентский государственный университет востоковедения raxmatullayeva-dilshoda@mail.ru DOI: 10.24412/2686-9675-1-2021-6-13

АННОТАЦИЯ

Китайская фонетика имеет свои особенности и включает в себя три элемента, такие как «инициал», «финал» и «тон». Эти аспекты играют ключевую роль в процессе обучения китаискому языку как иностранному, а фонетика является одним из самых сложных аспектов при усвоении ки-таиского языка. В связи с этим, в даннои статье проведен анализ возникающих проблем в процессе обучения фонетическому аспекту. В основнои части статьи отражены некоторые наиболее важные сведения о фонетике китаиского языка, а также результаты фонетического эксперимента, направленного главным образом на решение проблемы преодоления трудностеи, возникающих в фонетическом аспекте у студентов Республики Узбекистан. Содержание первои части статьи — сведения о фо-нетическои системе китаиского языка, а второи — результаты фонетического эксперимента. В треть-еи части приведены методические рекомендации. В заключительнои части приведены выводы и видение автора на решение проблемы преодоления фонетических трудностеи при обучение китаискому языку узбекским студентам.

Ключевые слова: китаиская фонетика, согласная фонема, гласная фонема, слог, тон, изменение тона, методы обучения фонетике.

Для цитирования: Рахматуллаева Д.М. Фонетика китайского языка и проблемы ее преподавания (на примере студентов Республики Узбекистан). Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(1). 6-13

ШШ

©^жшт^нт, шшяшишй

For citation: Rakhmatullaeva D.M.

кШ^ИШСАШЯШШШ^ШЦ Modern Oriental Studies. 2021; 3(1). 6-13

ФОНЕТИКА КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ВОП РОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЙНАНИЯ/ РАХМАТУЛЛАЕВА Д.М./ RAXMATULLAYEVA-DILSHODA@MAIL.RU / УДК 811.581

Л Gagne)

Й»" [ R. Gagne 1999, 3^] о

ж

^ о £пьа ( А ) , ba ( Ш ) ^ ьа ( ffi ) , ba (S) , ®W£tMsMjian (ШЙ) , shijian

(№) о йВД^ТМй

t##J^a[A], o[O], e[r|, ё[г], i[i], u[u], u

^ВДЙШ^^ША^МЙШ^Ж, Ч Ж^ШФРВДЙ^«*,

Ш : S t : Ь, Рч d, t, gx k; if: fN Sx

sh

, Г , x , h; sS^i f : z ,

c, s, zh, ch , j , x; #t: m , n , ng;^t: 1о

Рис.1

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Ж'

Ш,ШШ51о

'МШ-. РШ, ^ВДРШ,

ш,»рш»т, ^^ш^^мхт, й^

maimaM^W, --#

^П^Ж^МШШЯЖРШ^^То шж

рш

м, МЖ^-^^ММ^^Й^ ш.жяшж-^м^мшмо

■мй^и^рш: шяшш, жтм1 ШШ55; -рго^ф^ш, шш

35; ШШ214; ИР^Р^

ш^мшш, жж-пшт^тт, яшшы: ар, врнртш; -а- т

, А, А, А'ЖИАА^^, А, А"

»ШАР, "А"

шм-

±рмтш: шмйараша (TD , иа

(T2),Ap(T3), AP(T4)M^rA», ША

( — ) T3+#T3

1. T3+T1 (211+55)WA,A>S,^#,A

JA Й^о

2. T3+T2 (211+35)At£,^A,Ü^,Ä

3. T3+T4 (211+51)АЙ,Ж,АА,

4. T3+gp(211+gp)oMM,A^,Bf T3+T3 (35+214) AA, fU, ^Й, А

ФОНЕТИКА КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ VOL.3 №1 2021 (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) ^ 2686 - 9675 «

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ/ РАХМАТУЛЛАЕВА Д.М. / RAXMATULLAYEVA-DILSHODA@MAIL.RU / УДК 811.581

T1+T2......4

шti+T520 дада^ж^Фм^

Ш$11, 025Hz,

Speech Lab^

^»о ЬкШ: » ^ ШШ^ Äff ^ Ш ^ Мо , ^^^

Г.> (T1+T1\T2\T3\T4\g^)

Ш51, ЬкШ: А® ^ » ^ ШШ^ , ШШо

- ^ Табл. 2-1

^ ^ т^^Шо T1+T1 T1+T2 T1+T3 T1+T4

32+33 32+23 42+113 32+32 32+32

тшж^Яй 16 ШТ1+Т1 ,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

rn,»^ 35 т ^шш^й^жтвдта

« 34

(^2-2)

Табл.2-2

T2+T1 T2+T2 T2+T3 T2+T4

32+33 32+23 32+223 42+33 32+32

H ^ ±^^^(T3+T1\T2\T3\T4\g^)

(214+55/35/51) ftf^f, WTilriW, & $211,

3):

Табл.2-3

T3+T1 T3+T2 T3+T3 T3+T4

322+33 322+23 32+223 321+32 211+22

£ ^ ^^^^(T4+T1\T2\T3\T4\g^) ^©t

^ 5 т

(^2-4) Табл. 2-4

T4+T1 T4+T2 T4+T3 T4+T4

32+33 32+23 42+213 32+32 32+22

Л ,

шшшш, яшга^Мо шш«

(^2-1 , 2-2 , 2-3^2-4)

га te^t^ii^oж©ф-Ммм

ФОНЕТИКА КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

У0Ь.3 №1 2021

^ 2686 - 9675 (РИШТ) ^ 2782 - 1935 (0ШШ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ/ РАХМАТУЛЛАЕВА Д.М. / RAXMATULLAYEVA-DILSHODA@MAIL.RU / УДК 811.581

м^шмфаайшм^айашшм^

^Ьййо

^ШШАШШАШШ^АМА^АААА

ШШ); АЬЩА;

Ьо, ро, то, fo, de, te, пе, 1е, ge, ке, he, ji, qi, хъ zhi, shi, ri, zi, съ si) ; А^ z, с, S; zh, ch, sh; j, q, х);# А#АП: ai, уъ wu, уи)о ААШ^^АМ

МАоАА,

йМ^АА^йМо --ёА, й

М--ЙЙ, Ай--АА......№

ААА^ШАМо АМА^й, Х, йАй

А, ......ШФ^АйАНМАА

ШАМАёМйМАЙ (А ЬЮМАС^пА,

ш^амайамаам-ашшш^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ё^Й^Ш^оШШЗД^МШт!»

И^--Ш

М--ШЖ^--Ш^--ШШ) о

«©тШ^ЙШШ^М-^ШЖ©

^И^Й^М^Ш^Й^Ж^о ф Шй) ; ;

МтШйо Я^ШЗДЖ: ЖШ^ёЖ,

^Ш^й, ЯШй Ш^М) о ««Ш

Литература

1. ^ЬЖ©©^».

2008: 52-67.

2. ^Ж: ^ЖА^

2014.9^2Ш: 215.

3. Ж©©Ж»^. ^Ж: ФШ±

2012.7ШШ: 9.

4. ШШ. ^Ш^К^Ш^ШЖ. МШ: МШ ЖШ}±, 2008.12: 2.

5.

Ш . ^ Ж :

2013.12: 52.

6. Ф&МШйЖ^ЭДЮТ^Ф'Ь. Мй

2015.1: 59

7. й». ^Ж:

2009: 55-66.

ФОНЕТИКА КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ VOL.3 №1 2021 (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) ^ 2686 - 9675 «

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ/ РАХМАТУЛЛАЕВА Д.М. / RAXMATULLAYEVA-DILSHODA@MAIL.RU / УДК 811.581

References Информация об авторе

1. Mao Shizhen.Phonetics teaching of Chinese as Рахматуллаева Дилшада Маратовна

a foreign language- Shanghai: East China Ташкентский государственный университет Normal University Press, 2008: 52-67. востоковедения

2. Bao huaiqiao.Summary of experimental lin- raxmatullayeva-dilshoda@mail.ru guistics. Beijing: Peking University

Information about Author

Press,2014.9 2nd edition:215.

3. Lin maocan.Experimental study on Chinese Dilshada M. Rakhmatullaeva intonation. Beijing: China Social Science Tashkent State University of Oriental Studies Press,2012.7 1st Edition:9. raxmatullayeva-dilshoda@mail.ru

4. Chen Jie.Putonghua level test and training.

Статья одобрена рецензентами: 18.02.2021

Chongqing: Chongqing publishing house,

Статья принята к публикации: 15.03.2021

2008.12: 2.

Reviewed: 18.02.2021

5. Fan Yansheng, Zhou haibing.New guide to Accepted: 15.03.2021 Putonghua proficiency test. Beijing: Capital

Normal University Press,2013.12: 52.

6. Putonghua proficiency test Research Center for Chinese-public education. Special teaching materials for Putonghua level test [M]. Beijing: World Book Publishing Company Beijing company, 2015.1: 59

7. Qiu Xinyi.Chinese pronunciation training for foreigners. Beijing: Higher Education Press, 2009: 55-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.