Сведения об авторе: Емельянова Яна Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков Национальный исследовательский университет,
Высшая школа экономики,
г. Нижний Новгород
&maik yemelyanova2007@yandex.ru
Information about the author: Emelyanova Yana Borisovna,
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor
The Department of Foreign Languages National Research University Higher School of Economics (Nizhny Novgorod) Nizhny Novgorod.
E-mail: yemelyanova2007@yandex.ru
УДК 378 ББК 74.480.26
С.И. Карасова, Е.А. Селезнева
фонд оценочных средств образовательных результатов студентов на педагогической практике
В статье рассматривается вопрос подготовки студентов педвуза к прохождению практики на базе общеобразовательной школы; технология оценивания результатов; определение уровня сформированности компетенций в процессе прохождения практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, фонд оценочных средств, текущий контроль, промежуточная аттестация, компетенции, матрица компетенций, балльная шкала, технологическая карта.
I.S. Karasova, E.A. Selezneva
THE FUND OF ASSESSMENT TOOLS TO MEASURE STUDENTS' teaching PRACTICE JOUTCOMES
The article addresses the issue of preparation of students to undergo teacher training on the basis of the secondary school; technology of assessment results; determination of the level of competence formation in the process of practice.
Key words: pedagogical practice, the fund of assessment tools, current control, interim certification, competence, competence matrix, rating scale, process map.
Фонд оценочных средств на производственной практике включает два вида контроля: текущий и промежуточный. Текущий контроль осуществляет преподаватель университета при посещении зачетных учебных занятий и учитель - руководитель практики от образовательной организации. Балльно-рейтинговая технологическая карта наблюдения за профессиональными умениями студентов на учебном занятии строится в соответствии
со стандартами ФГОС ВО и ПСП (профессиональным стандартом педагога). Однако основными критериям для отслеживания результатов профессиональных достижений студента-практиканта являются компетенции, сформулированные в ФГОС ВО, а показателями их сформи-рованности служат знания, умения и способы владения ими. Балльная шкала, входящая в технологическую карту, может быть любой (кратной трем, пяти и т.д.)
CÛ
о
H го
!б SÄ
to ф
><
.0 х .0
с; Ф
О Го to ü ГО с
ÉPs Ю о о *
m
о
i_ ф
5 iE
е
о го
X ч * g
т го
О I
5 g
В качестве примера приведем фрагмент такой карты, разработанной для педагогической практики по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, уровень образования: магистратура; профильная направленность: физико-математическое образование (табл.1)
Технология оценивания по результатам, приведенным в таблице:
1) определяется средний балл зачетных занятий:
ц7 _ +
2)рассчитывается средний коэффициент успешности проведенных занятий:
3) Коэффициент сформированности компетенций:
4) Весовой коэффициент 0,64 равен сумме весовых коэффициентов: 4+12+20+28, выражающих разноуровневый характер знаний и умений.
Табл. 1. Балльно-рейтинговая шкала текущего контроля профессиональных достижений магистрантов на педагогической практике по физике (фрагмент)
го
ш
ф
X
со ф
^ ф
о <
и]
(О ей о о го о. го ъи
о
Рейтинговые баллы за зачётные занятия
№ п/п Компетенции/показатели (ЗУВ) Баллы 0123 Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3
1 2 3 4 5 6
I Готовность использовать знания современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2)
1.1. Знание структуры методологии учебного познания, представленной в обобщенных планах изучения: фактов, явлений; физических (математических) величин; законов; теорий; технологических процессов; моделей объектов, приборов, установок. 0,5
1.2. Умение формулировать образовательные задачи учебного занятия, в соответствии со структурным элементом знания. 1,0
1.3. Умение (владение) раскрывать содержание структурных элементов знания в соответствии с логикой учебного познания (обобщенным планом) 1,5
II Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать образовательные маршруты (ОПК-4)
2.1. Умение формулировать задачи учебного занятия в соответствии с требованиями к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения образовательной программы по физике (математике). 2.2. Умение конструировать познавательную деятельность обучаемых на основе УУД. 2.3. Умение выстраивать траекторию (образовательный маршрут) своей самостоятельной деятельности 1 1 1
1 2 3 4 5 6
III Способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения (ОК-5)
3.1. Умение организовывать самостоятельную работу с учебной (научно-популярной) литературой. 3.2. Умение применять различные средства наглядности (знаково-образная, презентация и др.); 3.3. Умение управлять процессом решения задач (по физике, математике). 3.4. Владение методикой и техникой демонстрационного эксперимента (натурного, виртуального) 0,5 0,5 1 1
IV Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2)
Промежуточная аттестация (контроль) по результатам педагогической и научно-педагогической практик проводится на итоговой конференции. Тестовое контрольное задание промежуточной аттестации проверяет сформированность следующих компетенций: готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использова-
ния в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); готовность к разработке и реализации новых методических моделей, методик, технологий к анализу результата процесса их использования (ПК-11). Данные компетенции являются интегрированными критериями их сформированности, а показателями этих критериев служат разноуровневые
знания, умения и способы владения ими. Табл. 2. Балльно-рейтинговая шкала промежуточной аттестации (контроля) профессиональных достижений магистрантов на педагогической _и научно-педагогической практиках (фрагмент)_
№ п/п
Формируемые компетенции
Трудовые функции
Показатели (ЗУВ)
Коэфф. усвоения
Коэфф. успешности
1
2
3
4
5
6
Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4)
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (способов его обучения и развития (Д).
Планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной общеобразовательной программой (У); Диагностирование учебных достижений обучаемых, осуществление контрольно-оценочной деятельности педагога по проверке эффективности образовательного процесса (У)
Знание структуры и содержания методики (технологии) обучения дисциплины «физика»
К
К *0,36
у зн
Умение использовать современные методы (технологии)для проектирования содержания и процессуальные компоненты обучения во взаимосвязи и диагностирование результатов
К
К *0,28
у ум '
СО
О Н га
!б &
со ф
>< л
X
.0 ц
Ф
н го ш о
со ГО
Ю о о ьг
ф
Ё го
С
ш
о
1_ Ф
чЕ
е
о го X ч
х
т го
О I
- i
1
1 2 3 4 5 6
2 Готовность к разработке и реализации новых методических моделей, методик, технологий к анализу результата процесса их использования (ПК-11) Планирование специализированного образовательного процесса для группы обучающихся с выдающимися способностями и/ или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования(Д); Владение (конструирование) технологиями проектирования содержательной и процессуальной сторон обучения физике; анализ результатов выполненного задания (проекта) на основе диагностики учебных достижений обучаемых К у вл К *0,36 у вл
УКАЗАниЕ:
коэффициент сформированности компетенций ПК-4, ПК-11 по результатам промежуточного контроля (аттестации):
К = 0,36* К +0,28*К +0,36*К
ком пр у зн у ум у вл
К
ком пр КК ком.обобщ
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации (результаты освоения компетенций ПК-4; ПК-11)
Обе компетенции связаны между собой преемственными связями, они проверяют сформированность таких видов профессиональной деятельности, как педагогическая и методическая. Промежуточная аттестация предполагает проверку умения конструировать урок с позиции его результативности, которая задается целью и задачами. Образовательную, развивающую и воспитательную задачи урока целесообразно соотнести с предметными (знания), мета-предметными (умения) и личностными результатами (владение). Осмысление этих функций урока может произойти, если на материале конкретного урока магистранты сформулируют задачи урока, конкретизируя их полученными результатами.
Ниже приведем пример контрольного задания для промежуточной аттестации.
Сформулируйте цель и задачи урока «Процессы в колебательном контуре»
цель урока: раскрыть теоретические аспекты процессов, происходящих в колебательном контуре.
Задачи:
1. Образовательная (предметные результаты)
Осуществить анализ закона электромагнитных колебаний на основе теоретической модели процесса перезарядки конденсатора в колебательном контуре.
Результаты:
Знать:
1) процесс перезарядки конденсатора в колебательном контуре относится к свободным колебаниям;
2) в контуре происходит преобразование энергии электрического поля конденсатора в энергию магнитного поля катушки и обратно;
3) колебания (амплитуда) уменьшается из-за электрического сопротивления.
2. Раскрыть зависимость периода колебаний в контуре от а) емкости конденсатора; б) индуктивности катушки; в) заряда конденсатора в начальный момент времени.
3. Установить, чему равен заряд конденсатора и сила тока в контуре в любой
момент времени в данном колебательном контуре.
Результаты:
Знать:
1) В контуре возникают гармонические колебания заряда: Я = Чо сояСи/Г + <р0) и силы тока I = 1т соз (и^ + <р0 + ^;
2) Собственная частота гармонических колебаний в колебательном контуре ( = ^ ), собственный период колебаний (т = — = 2пмТс) определяется только /
ко параметрами контура (его емкостью и индуктивностью) и не зависит от начальных условий.
4. Обосновать справедливость зависимости частоты (периода) от L и С контура.
5. Осуществить вывод уравнения, описывающего электромагнитные колебания в контуре на основе закона сохранения энергии.
Результаты:
Знать:
1) Если Яконтура -> 0, то энергия не меняется, значит ^ + = о;
2) Физический смысл уравнения
С;)'- О'
3) Физический смысл знака «минус» в формуле;
4) Понимание сути причинно-следственных связей: если У = — У > то это значит, что полная энергия не меняется.
6. Доказать на основе использования аппарата производной, что = - ].
Результаты.
Знать:
1) физический смысл основного уравнения, описывающего свободные электрические колебания в контуре
2) что уравнение, описывающее колебания шарика на пружине (*" = ничем не отличаются от уравнения, описывающего свободные электрические колебания в контуре (<?" = -—<?);
3) сила тока в контуре изменяется по гармоническому закону:
II. Развивающая (метапредметные результаты).
1. Обосновать связь между электромагнитными колебаниями в контуре и колебаниями математического (физического) маятника.
2. Обосновать почему роль жесткости пружины к, в колебательном конту-
1
ре играет величина - , а не с.
3. Обосновать, почему связывают массу физического маятника и индуктивность катушки, устанавливая аналогии между механической и электромагнитной системами?
4. На основе межпредметных связей физики с математикой обосновать, что скорость изменения энергии электрического поля равна скорости изменения энергии магнитного поля, а полная энергия системы равна нулю.
5. На основе межпредметных связей физики с математикой представить на графике зависимость q и i от времени.
6. Обосновать физический смысл фазовых соотношений между графиками зависимости q и i от времени: (q=f i=J(t)).
Результаты:
Уметь:
1) сопоставлять с помощью наглядных средств (обобщающей таблицы) механические и электромагнитные величины;
2) сравнивать два уравнения, описывающие процессы в колебательных системах (механических, электромагнитных), и устанавливать между ними аналогии;
3) применять математический аппарат производной для доказательства положения: скорость изменения энергии магнитного поля по модулю равна скорости изменения энергии электрического поля;
4) доказывать, что графики зависимости электрического заряда и силы тока
ш
о н га
!б
£
со ф
><
л х
.0 ц
Ф
н го ш о
со
го
Ю о о *
ф
Ё го
С
ш
о
1_ Ф
чЕ
е
о го X ч
х
т го
О X
- i
от времени, характеризующие процессы в колебательном контуре, описывают гармонические колебания, отличающиеся по фазе на 7;
5) выполнить разноуровневые задания на проверку понимания физического смысла уравнения.
III. Воспитательная (личностные достижения)
1. Обосновать, что уравнение описывающее процессы в колебательном контуре описывают свободные электромагнитные колебания, а они всегда затухающие.
2. Проверить понимание учащимися физического смысла уравнения электромагнитных колебаний на основе использования разноуровневых заданий.
Пример: 1) Как изменится период свободных колебаний, если конденсатор контура емкостью С заменить другим, емкость которого в 2 раза больше (меньше)?; 2) Как связаны амплитуды колебаний заряда и силы тока при разряде конденсатора через катушку?; 3) Какая физическая величина определяет состояние любой колеблющейся системы в любой момент времени?
Результаты: осмысление(ценностно-смысловое), что:
1) закон сохранения и превращения энергии является фундаментальным.
Использование его для описания колебательных процессов в любых системах (механических, электрических) доказывает, что общий вид уравнения, описывающего колебательные процессы, имеет одинаковый вид;
2) фазовые соотношения между физическими величинами, описывающими состояние любой колеблющейся системы, с течением времени остаются постоянными, если колебания гармонические.
Коэффициент сформированности итоговой компетенции как комплексного параметра: _
Ккомп тек + Ккомп сбсбщ
К,
■ком.итог
позволяет оценить профессиональные достижения магистрантов на педагогической и научно-педагогической практиках. Если численное значение коэффициента сформированное™ итоговой компетенции К >0,7, то можно
ком.ито
оценить магистранта отметкой «отлично». Если значение коэффициента сформированное™ итоговой компетенции находится в диапазоне К >0,6, то
ком.ито
это соответствует отметке «хорошо». Если значение коэффициента сформи-рованности итоговой компетенции: К > 0,5, то это соответствует отмет-
ком.ито 7 7 /
ке «удовлетворительно», если коэффициент сформированности К < 0,5,
11 1 ком.ито
то положительно практику магистранта
оценить нельзя.
Табл. 3. Обобщая таблица итоговых результатов профессиональных достижений магистрантов на педагогической и научно-педагогической практиках
го
ш
ф
X
со ф
^ ф
о <
и]
(О ей о о го о. го ъи
о
№ п/п Виды контроля Педагогическая практика Научно-педагогическая практика Ккомп ~Ь К ком К ком обоб К ком. итог Отметка
компетенции компетенции К КОМ тек
1 Текущий контроль ОК-1, ОК-5, ОПК-2, ОПК-3 ОПК-4, ПК-1, ПК-2 ОК-3, ОК-4, ОПК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-12
2 Проме- ПК-4 ПК-11
жуточ-
ный
кон-
троль
В соответствии с вышевыделенным направлением подготовки магистрантов и основной образовательной программой, включающей четыре вида практик (табл. 4), две из которых педагогическая и научно-педагогическая, связаны не только сроками проведения, но и преемственностью в формировании компетенций (ПК-4, ПК-11), поэтому целе-
сообразно промежуточную аттестацию провести по результатам двух практик на итоговой конференции. В таблице 4 и 5 приведена совокупность компетенций, которые формируются на всех видах практик, сформированность части из них проверяется в условиях текущего контроля, а часть - в промежуточном контроле (табл. 5).
Табл. 4. Взаимосвязь всех видов производственных практик: педагогической, научно-педагогической, научно-исследовательской
№ п/п Название практики Вид практики Сроки Курс Семестр Кол-во недель Трудоемкость в ЗЕТ Код компетенции
1 Педагогическая практика производственная 19.01.201515.02.2015 1 2 4 6 ОК-1 ОК-5 ОПК-2 ОПК -3 ОПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-12
2 Научно- педагогическая практика производственная 16.02.201515.03.2015 1 2 4 6 ОК-3 ОК-4 ОПК-4 ПК-1 ПК-3 ПК-11 ПК-12
3 Научно-исследовательская практика производственная 10.11.201504.01.2016 2 3 8 12 ОК-3 ОПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-11
4 Научно-исследовательская практика (преддипломная) производственная 19.01.201610.05.2016 рассредоточенная 2 4 2 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОПК-1 ПК-6 ПК-11 ПК-12
ш
о н га
!б &
со ф
>< л
X
.0 ц
Ф
н го ш о
со ГО
Ю о о ьг
ф ^
£ го о. с
ш
о
|_ ф чЕ
е
о го X ч
х
т го
О X
ц
№ п/п Компетенции Практика № Компетенции Практика
I II III iv I II III iv
1 ОК-1 S Х Х s 12 ПК-3 Х m
2 ОК-2 Х Х Х LxJ 13 ПК-4 Х Х [Xj
3 ОК-3 Х [Xj [Xj Х 14 ПК-5 Х Х Х Х
4 ОК-4 Х [Xj Х [xj 15 ПК-6 Х Х [Xj [Xj
5 ОК-5 [X] Х Х Х 16 ПК-7 Х Х
б ОПК-1 Х Х m 17 ПК-8 Х Х Х
7 ОПК-2 и Х Х Х 18 ПК-9 Х Х
s ОПК-3 LxJ Х LxJ Х 19 ПК-10 Х Х Х
9 ОПК-4 [xj [Xj Х Х 20 ПК-11 Х Х Х Х
10 ПК-1 [Xj [Xj Х Х 21 ПК-12 m Х Х Х
11 ПК-2 [X] Х Х Х
х - компетенция, которая формируется, включена в РПД и РПГ_ ся, включена в РПП и измеряется в рамках текущего контроля;.
щ.
компетенция, которая формирует- компетенция, которая формиру-
ется, включена в РПД и РПП и измеряется в рамках промежуточного контроля
Библиографический список
1. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. № ДЛ-1/05вн. От 22 января 2015.
2. Симонов, В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность [Текст] /
B.П. Симонов, Е.Г. Черненко // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 30-34.
3. Потапова, М.В. Современный инструментарий отслеживания компетенций и универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / М.В. Потапова / / Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 2. -
C.181-193.
4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего поколения) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Московского социально-психологического института. - 2002. - 352 с.
References
1. Guidelines for the development of vocational training programs and other professional programs in accordance with relevant professional standards. № DL-1 / 05vn. From January 22, 2015. [in Rassian].
2. Simonov V.P. Educational minimum: measurement, accuracy. Pedagogika. 1994. № 4. Pp. 30-34.
3. Potapova M.V. Modern tracking tools of competences and universal educational actions of students. Vestnik ChGPU. 2014. № 2. Pp.181-193.
4. Bespal'ko V.P. Education and training with computers. M.: Izd-vo Moskovskogo social'no-psikholog-icheskogo institute. 2002. P. 352.
Сведения об авторах: Карасова Ирина Степановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики и методики обучения физике, Челябинский государственный педагогический университет, г.Челябинск.
Information about the authors: Karasova Irina Stepanovna,
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, The Department of Physics and Methodology of Teaching Physics, Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk.
Селезнева Евгения Александровна,
аспирант, кафедра физики и методики обучения физике, Челябинский государственный педагогический университет, г.Челябинск. E-mail: shugurea87@mail.ru
Selezneva Evgeniya Aleksandrovna,
Postgraduate, The Department of Physics and Methodology of Teaching Physics, Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: shugurea87@mail.ru
УДК 378 ББК 74.480
О.П. Карникова
формирование готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500.62 «народная художественная культура»
Статья посвящена проблеме формирования готовности бакалавров по направлению «Народная художественная культура» к полихудожественной деятельности. В исследовании раскрывается содержание понятия «полихудожественная деятельность» в контексте современных тенденций профессиональной подготовки бакалавров. С позиций компетентностого подхода автором выделены компоненты профессиональной готовности, определены критерии и показатели ее оценки. В статье отражены основные этапы процесса формирования профессиональной готовности бакалавров к полихудожественной деятельности. В публикации представлены основные принципы и средства реализации системы формирования готовности бакалавров к полихудожественной деятельности.
Ключевые слова: полихудожественная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная готовность бакалавров, компетентностный подход. го
g! о m
O.P. Karnikova ° о
THE FORMATION OF READINESS FOR MULTI-ARTISTIC ACTIVITIES OF BACHELORS STUDYING 071500.62 «FOLK ARTS AND CULTURE»
The article deals with the problem of formation of readiness of bachelors studing "Folk Arts and Culture" for multi-artistic activities. The study investigates the concept of "multi-artistic activities" in the context of modern trends of bachelors training. Using the competence-based approach, the author highlights the components of professional readiness, criteria and indicators of their assessment. The article describes the main stages of formation of professional readiness of bachelors for multi-artistic activities. The paper presents the basic principles and means of implementation of a system for developing of bachelors' readiness for multi-artistic activities.
Key words: multi-artistic activities, training, professional readiness of bachelors, competence-based approach.
Происходящие процессы глобаль- актуализируют значимость полихудоже-ной трансформации культурного про- ственной деятельности личности, обе-странства, многообразие и динамизм спечивающей синтетическое освоение, современной художественной культуры использование и трансформацию ценно-
го
!б
к
ig « £ * <¡3 о
5
к ^ ф X
ч:«
>5 « ° £
I 2 « й-
cû ГО ф
SÉCN
о<о Уэ
и
* i
й « ° 5 1 S
cû ГО
о го
L- I
ф о
и
ГО й cû О
° Й-о. m
h
f1 вю