Научная статья на тему 'Фокус экономической безопасности в системе повышения профессиональной компетентности руководителя организации'

Фокус экономической безопасности в системе повышения профессиональной компетентности руководителя организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель / индикатор / профессиональная компетентность / экономическая безопасность / управление / head / indicator / professional competence / economic security / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов, Майдат Садулаевна Юсупова

Проанализирована структура современных образовательных аспектов, которые подвержены влиянию различных внешних и внутренних факторов. Авторами при проведении анализа и исследования с позиции экономической безопасности рассмотрены компетентностные характеристики руководителя организации, а также структура и модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов, Майдат Садулаевна Юсупова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Focus on economic security in the system of improving the professional competence of the head of an organization

The article analyzes the structure of modern educational systems, which is influenced by various external and internal factors. During the analysis and research, the authors considered the competence characteristics of the head of the organization, as well as the structure and models.

Текст научной работы на тему «Фокус экономической безопасности в системе повышения профессиональной компетентности руководителя организации»

Научная статья УДК 378; ББК 74.04

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-148-152 EDN: https://elibrary.ru/wzmzwj NIION: 2018-0077-2/24-471 MOSURED: 77/27-024-2024-02-670

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Фокус экономической безопасности в системе повышения профессиональной компетентности руководителя организации

Магомед-Рамзан Бувайсарович Хадисов1, Саид-Магомед Султанович Абдулхамидов2, Майдат Садулаевна Юсупова3

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, smusggntu@gmail.com

Аннотация. Проанализирована структура современных образовательных аспектов, которые подвержены влиянию различных внешних и внутренних факторов. Авторами при проведении анализа и исследования с позиции экономической безопасности рассмотрены компетентностные характеристики руководителя организации, а также структура и модели.

Ключевые слова: руководитель, индикатор, профессиональная компетентность, экономическая безопасность, управление

Для цитирования: Хадисов М.-Р. Б., Абдулхамидов С.-М. С., Юсупова М. С. Фокус экономической безопасности в системе повышения профессиональной компетентности руководителя организации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 148-152. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-148-152. EDN: WZMZWJ.

Original article

Focus on economic security in the system of improving the professional competence of the head of an organization

Magomed-Ramzan B. Khadisov1, Said-Magomed S. Abdulhamidov2, Maydat S. Yusupova3

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, m-rkhadisov@mail.ru

2 3 Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia, smusggntu@gmail.com

Abstract. The article analyzes the structure of modern educational systems, which is influenced by various external and internal factors. During the analysis and research, the authors considered the competence characteristics of the head of the organization, as well as the structure and models.

Keywords: head, indicator, professional competence, economic security, management

For citation: Khadisov M.-R. B., Abdulhamidov S.-M. S., Yusupova M. S. Focus on economic security in the system of improving the professional competence of the head of an organization. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):148-152. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-148-152. EDN: WZMZWJ.

Успешность поступательного развития системы управления в современной России в значительной степени зависит от качества управления организациями.

В современной научной литературе отсутствует универсальных методик по диагностике и анализу уровня профессиональной компетентности руководителя, а также возникает трудности в решение задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального дополнительного образования. В современных условиях трансформации

образования многие специалист в области менеджмента в образовании отмечают, что при определении уровня профессиональной компетентности руководителя, необходимые критериальные показатели являются непонятными. В связи с этим, возникают сложности измерения, так как неизвестно насколько так или иначе связаны с конкретным влиянием на период учебной подготовки.

Динамика ключевых показателей эффективности образовательной политики последних лет показывает

© Хадисов М.-Р. Б., Абдулхамидов С.-М. С., Юсупова М. С., 2024 148 PEDAGOGICAL SCIENCES

о том, насколько сильны могут быть последствия влияния пандемии, санкционной политики, региональных войн, а также других внешних и внутренних шоков на качество образования региона. Одним из эффективных инструментов развития системы общего и профессионального образования является управленческий потенциал. На сегодняшний день недооцененность роли управленцев в системе повышения качества общего образования велика. И здесь педагогические университеты должны играть важную роль, так как они сегодня выступают в большей степени не с позиции отраслевых вузов, а центров развития общего и профессионального образования региона. Исследователи и специалисты в области образования отмечают, что одной из серьезнейших проблем подготовки управленческих кадров -это несформированность профессиональных компетенций руководителя, из-за которой вызывает трудности и проблемы в системе управления образования.

Очевидный дефицит профессиональных компетенций управленческих кадров зачастую тормозит реализации серьезных амбициозных проектов, программ социально-экономического развития региона, отдельных территорий, предприятий.

Одним из важнейших приоритетов государственной образовательной политики на современном этапе развития выступает процесс подготовки высококвалифицированных кадров управления государственными системами в сфере образования.

На сегодняшний день в академической литературе отсутствует однозначного понимания определения словосочетания «профессиональная компетентность».

Известно, что некоторое время в постсоветском образовательном пространстве приоритетной осталась идеология культа экономической выгоды. На практике это обернулось поспешным уходом государства из сферы образования и преобладанием в обществе таких тенденций, как преимущественная поддержка частного образования и переход к подготовке интеллектуальной элиты зарубежом. В итоге это привело к общему снижению воспитательной функции вузовского образования. Глубоко осознают всю степень ответственности за духовное оздоровление общества республики.

В конце учебной сессии любой участник со своим наставником должен проанализировать те полученные результаты, чтобы выстроить дальнейшую траекторию, при этом формировав и определяя наиболее эффективные методы для последующей работы личностного роста по достижению поставленных целей и задач. Надо отметить, что все полученные совокупные результаты с программой образовательного курса самостоятельной работы должны выступать полезным инструментом для любого управленца управления персоналом, в чьем подчинении находится тот или иной работник.

В научно-методологическом понимании понятия компетентность занимает особое место, как и системе естественнонаучных, инженерных и гуманитарных наук. В зависимости от специфичности и профильности рода профессиональной деятельности, компетентность интерпретируется через призму той или иной науки. За-

дачи, которые ставятся в тех направлениях, в которых необходимы специфические профессиональные компетенции изучаются отдельно.

Проведение такого рода деятельностной работы должно способствовать наиболее эффективному изучению более конкретных углубленных методических материалов и учебных комплексов для того, чтобы провести объективную оценку профессиональных компетенций слушателя, а также возможность консультироваться с педагогами. Следует уточнить о том, что сам учебно-методический процесс требует постоянного обновления учебных материалов, учитывая, что необходимость в обязательном сопровождении он-лайн-семинаров и иных мероприятий при выполнении практических и лабораторных заданий. Помимо этого, предполагаемый учебный материал должен находиться на флэш-носители или в электронно-облачной системе, который непосредственно будет организаторами отправляться слушателям через удобные форму коммуникации.

Острые обсуждения и проблемные вопросы современной теоретической и практической науки. Касательно представленного мною доклада участниками были высказаны весьма ценные замечания в рассматриваемой теме, которые в свою очередь будут учтены в моей дальнейшем организационно-управленческой работе. Этот вывод перекликается с идей реализации человеческого потенциала, который выступает одним из индикаторов оценки уровня экономической безопасности региона.

На наш взгляд, многие из предлагаемых процедур оценки управленческого персонала, недостаточно акцентированы на выявление инновационного потенциала сотрудника. В условиях, когда все больше трудовых процессов требуют специальной подготовки, творческого подхода, именно способность к развитию становятся главенствующими. Если для части работников достаточно определение уровня навыков (производительности и качества), то для остальных, на наш взгляд, на первом этапе оценки необходимо предусмотреть выявление потенциала к развитию. В первую очередь, это касается руководителей всех уровней, поскольку помимо собственно профессиональных навыков, им чрезвычайно важно уметь налаживать контакты, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность в целом за ее функционирование, а не отдельно за ее составляющие. В этом плане руководитель является единственным человеком, который отвечает за всю деятельность организации. Можно сказать, что занимаемый пост предоставляет руководителю больше возможностей, чем у других специалистов.

В ходе проведенного анализа выявлено, что основополагающей в структуре профессиональной компетентности руководителя выступает управленческая компетентность.

Зачастую руководителям приходится работать в условиях агрессивной внешней среды и обладать навыками командной работы.

СКИЕ НАУКИ 149

Рис. 1. Элементы формирования профессиональной компетентности современного специалиста

На наш взгляд, многие из предлагаемых процедур оценки управленческого персонала, недостаточно акцентированы на выявление инновационного потенциала сотрудника. В условиях, когда все больше трудовых процессов требуют специальной подготовки, творческого подхода, именно способность к развитию становятся главенствующими. Если для части работников достаточно определение уровня навыков (производительности и качества), то для остальных, на наш взгляд, на первом этапе оценки необходимо предусмотреть выявление потенциала к развитию. В первую очередь, это касается руководителей всех уровней, поскольку помимо собственно профессиональных навыков, им чрезвычайно важно уметь налаживать контакты, как по горизонтали, так и по вертикали управления.

На руководителя образовательной организации возлагается ответственность в целом за ее функционирование, а не отдельно за ее составляющие. В этом плане руководитель является единственным человеком, который отвечает за всю деятельность организации. Можно сказать, что занимаемый пост предоставляет руководителю больше возможностей, чем у других специалистов.

В ходе проведенного анализа выявлено, что основополагающей в структуре профессиональной компетент-

ности руководителя выступает управленческая компетентность.

Зачастую руководителям приходится работать в условиях агрессивной внешней среды и обладать навыками командной работы.

Структура современных образовательных систем подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. Особенно влияние конъюнктуры рынка образовательных услуг, например, цифровизации, региональные конфликты, санкционное давление на финансово-экономический сектор и многое другое. Для того, что эффективно управлять современной образовательной организацией руководителю необходимо иметь профессиональные управленческие компетенции и умения, которые соответствовали бы для введения организационно-управленческой деятельности с целью создания социальной и экономической безопасности.

Для начала нужно учесть наличие рыночного мышления руководителя, так как знания функционирования рыночных механизмов позволяет судить о том, что принимаемые решения будут основаны на ключевых качествах современного инновационного менеджера, таких как, креативность, мышлении, инновационные методы, стратегическая предприимчивость, программные приемы достижения поставленных целей, а также психо-

логическая устойчивость, умения взять на себя ответственность и принимать правильные решения.

Больше всего, переосмысление различных задач и целей, системы управления организацией, с учетом вводимых технологических новшеств, формирование профессиональной компетентности менеджера должно лечь в основу государственной стратегической задачей в сфере образовательной, социально-воспитательной и инновационной деятельности.

Во время проведения оценки компетентности важно учитывать следующие критерии сотрудника:

- уровень квалификации;

- навыки и умения;

- стремление к личностному и профессиональному росту;

- эффективность труда.

Все специалисты должны задумываться о своем профессиональном развитии. В первую очередь это важно для руководителей образовательных организаций. Как мы знаем, на качество деятельности организации в целом влияет тот уровень развития компетенций, которого достиг руководитель.

Между терминами «компетентность» и «компетенция» есть различия. Если первый термин определяет образование, навыки и опыт работы человека, то компетенция выступает умением применять эти знания на практике. Также у компетентности есть сходство с термином «профессионализм», но он охватывает в себя не только знания, но и непосредственно отношение человека к трудовой деятельности.

Оценка компетентности должна проводиться на регулярной основе, быть объективной, прозрачной и понятной сотрудникам. Она может быть количественной, качественной или комбинированной. Используемые методы и инструменты выбираются в зависимости от изучаемых характеристик.

Количественные методы оценки компетентности включают, например, следующие:

- стандарты и нормы труда (устанавливают требования к персоналу и сравнивают их с фактическими показателями работы сотрудников);

- графические профили (построение точек на графике для отображения рабочих качеств сотрудника);

- сравнение (оценка каждой характеристики специалиста, суммирование баллов и сравнение итоговых показателей разных сотрудников между собой).

Среди качественных методов оценки компетенций выделяются следующие:

- биографический метод (изучение семейного положения сотрудника, состояния его здоровья, увлечений);

- матричный метод (сравнение реальных характеристик сотрудника с качествами, требуемыми должностью);

- метод анкетирования (эксперт отмечает пункты, которые, по его мнению, присущи сотруднику);

- метод анализа кейсов (в ходе которого сотрудник готовит отчет о том, как решить реальную или смоделированную задачу, поставленную перед ним);

- метод парных сравнений (метод, при котором два специалиста, занимающих одну и ту же должность, сравниваются по заданным параметрам).

Смешанные методы оценки компетентности включают:

- интервью (выяснение характера, мотивации и интеллекта человека в ходе беседы);

- экзамены (сдача квалификационных, психологических и физиологических тестов);

- деловые игры (оценка поведения сотрудников экспертами и самими участниками с помощью симуляций и развивающих игр);

- методы достижения целей (постановка задач на определенный период времени и оценка качества и полноты их выполнения в конце периода).

Важной составляющей формирования профессиональной компетентности руководителя образовательной организации является процесс развития руководителя как профессионала. Поэтому формирование профессиональной компетентности включает процесс образования и самообразования специалиста.

Следует отметить, что проведено огромное количество научных исследований, а также получены серьезные результаты и научные выводы в рамках экономической науки. Но некоторые проблемы и вопросы в области экономической безопасности на сегодняшний день остаются недостаточно изученными. И в этой связи возникают более серьезная безотлагательная необходимость ее углубленного изучения и исследования. Таким вопросам следует отнести различные методы и механизмы воздействия образовательной среды на обеспечение экономической безопасности как региональной, так и национальной экономики.

Сегодня видим, что цивилизованный мир и современная наука нуждается в разработке особых теоретических и прикладных решениях обеспечение экономической безопасности личности, государства и общества. Перед современной экономической наукой встает серьезная преграда. Просто потребность в знаниях по экономической науке, части обеспечение безопасности и защита экономических интересов.

Библиографический список

1. Балабанов В. С., Кириллов В. Н., Юлдашев Р. Т. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства. М., 2013. С. 208-215.

2. Хадисов М-Р. Б. Оценка и анализ экономической безопасности Чеченской Республики // Вестник Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015, № 2 (39). С. 259-267.

3. Хадисов М-Р. Б. Состояние экономической безопасности Чеченской Республики: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М. : ООО «ИЦ «Финансы и кредит, 2016. № 3. С. 137-150. URL:https://elibrary.ru/ item. asp?id=25692714.

4. Хадисов М-Р. Б. Совершенствование механизма управления экономической безопасностью региона : монография. Махачкала : АЛЕФ, 2018. 166 с.

СКИЕ НАУКИ 151

5. Хадисов М-Р. Б., Хасуева А. Ш. Система мероприятий по формированию положительного имиджа образовательной организации // Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 229-232.

6. Хадисов М-Р. Б., Абубакаров А. Х. Цифровой маркетинг в условиях экономической безопасности // Современный специалист-профессионал: теория и практика : материалы 12-ой международной научной конференции студентов и магистрантов, посвященной 55-летию Алтайского филиала Финуниверситета, Барнаул : Издательство ИП Колмогоров Игорь Александрович, 2021. С. 22-24.

Bibliographic list

1. Balabanov V S., Kirillov V. N., Yuldashev R. T. Methods of teaching economic disciplines. Fundamentals of lecturing skills. M., 2013. Р. 208-215.

2. Hadisov M.-R. B. Assessment and analysis of the economic security of the Chechen Republic // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015, No. 2 (39). Р. 259-267.

3. Hadisov M.-R. B. The state of economic security of the Chechen Republic: problems and solutions // National interests: priorities and security. Moscow : IC Finance and Credit LLC, 2016. No. 3. P. 137-150. URL:https://elibrary. ru / item.asp?id=25692714.

4. Hadisov M.-R. B. Improvement of the mechanism for managing the economic security of the region: monograph. Makhachkala : ALEF, 2018. 166 p.

5. Hadisov M.-R. B., Khasueva A. Sh. The system of measures for the formation of a positive image of an educational organization // Audit statements. 2023. No. 1. P. 229-232.

6. Hadisov M. R. B., Abubakarov A. H. Digital marketing in conditions of economic security // Modern professional specialist: theory and practice : materials of the 12th international scientific conference of students and undergraduates dedicated to the 55th anniversary of the Altai branch of the Financial University, Barnaul : Publishing house IP Kolmogorov Igor Alexandrovich, 2021. P. 22-24.

Информация об авторах

М-Р. Б. Хадисов - доцент кафедры «Экономика и управление в образовании», декан факультета технологии, искусства и менеджмента в образовании Чеченского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук;

С-М. С. Абдулхамидов - доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова;

M. С. Юсупова - доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

Information about the authors

M-R. B. Khadisov - Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education, Dean of the Faculty of Technology, Art and Management in Education of the Chechen State Pedagogical University, Candidate of Economic Sciences;

S-M. S. Abdulkhamidov - Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University;

M. S. Yusupova - Associate Professor of the Department of Higher and Applied Mathematics of the Millionshchikov Grozny State Oil Technical University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.