Научная статья на тему 'ФЛЕЙВОР МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ: ПОДХОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ'

ФЛЕЙВОР МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ: ПОДХОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЛЕЙВОР / FLAVOR / МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / MEAT PRODUCTS / ДЕГУСТАТОР / TASTER / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ORGANOLEPTIC PROPERTIES / ДЕСКРИПТОРЫ / DESCRIPTORS / ОПИСАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / DESCRIPTIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Георгиевна, Лазарев Антон Александрович

Проанализированы методы описания и оценки вкусо-ароматических характеристик, применяемые в отечественной практике и за рубежом. Представлена краткая ретроспектива вопроса дифференцированного исследования вкуса и запаха продуктов в России. Показаны преимущества и недостатки разных подходов анализа флейвора. На основе представленных данных предлагаются наиболее перспективные методы оценки всех аспектов обонятельных и вкусовых ощущений продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Георгиевна, Лазарев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flavor of meat products: approaches in the national and foreign practice

The methods of description and assessment of taste and aroma characteristics used in the national practice and abroad are analyzed. A short retrospective of the differentiated analysis of product taste and aroma in Russia is presented. The advantages and disadvantages of different approaches to flavor analysis are shown. On the basis of the presented data, the most prospective methods for assessment of all aspects of olfactory and taste sensations of a product are proposed.

Текст научной работы на тему «ФЛЕЙВОР МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ: ПОДХОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 637.5:543.92 Табл. 1. Библ. 41.

ФАЕйВОР МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ: ПОДХОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

Кузнецова Т.Г., доктор вет. наук, Лазарев А.А., канд. техн. наук ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН

Ключевые слова: флейвор, мясные продукты, дегустатор, органолептические свойства, дескрипторы, описательный анализ

Реферат

Проанализированы методы описания и оценки вкусо-ароматических характеристик, применяемые в отечественной практике и за рубежом. Представлена краткая ретроспектива вопроса дифференцированного исследования вкуса и запаха продуктов в России. Показаны преимущества и недостатки разных подходов анализа флейвора. На основе представленных данных предлагаются наиболее перспективные методы оценки всех аспектов обонятельных и вкусовых ощущений продукта.

FLAVOR OF MEAT PRODUCTS: APPROACHES IN THE NATIONAL AND FOREIGN PRACTICE

Kuznetsova T.G., Lazarev A.A.

Gorbatov Research Center for Food Systems

Key words: flavor, meat products, taster, organoleptic properties, descriptors, descriptive analysis

Summary

The methods of description and assessment of taste and aroma characteristics used in the national practice and abroad are analyzed. A short retrospective of the differentiated analysis of product taste and aroma in Russia is presented. The advantages and disadvantages of different approaches to flavor analysis are shown. On the basis of the presented data, the most prospective methods for assessment of all aspects of olfactory and taste sensations of a product are proposed.

Одним из важнейших требований к пищевому продукту наряду с качеством и безопасностью является его конкурентоспособность. Сенсорные характеристики продукта и их восприятие потребителем представляют собой ее приоритетные составляющие [14]. Это подтверждают данные исследований, показывающие, что вкусовые качества продукта стоят на втором месте после его цены при формировании решения о покупке [13, 37]. Также значительную роль при выборе любого продукта играет его внешний вид и консистенция [34]. Тем не менее, именно вкусо-аромати-ческие характеристики определяют стратегическую перспективу выбора продукта потребителем. Привлекательный внешний вид или желательная, по мнению потребителя, консистенция не будут стимулировать его к повторной покупке, если не понравился вкус и запах продукта. Это утверждение справедливо и в отношении мяса и мясных продуктов и подтверждено результатами исследований потребительских предпочтений. Так, по данным Ситза и др. (Sitz et al.), аромат был самым важным фактором, оказавшим влияние на формирование привычки и предпочтений покупателей - потребителей мяса [39]. Хаффман и др. (Huffman et al.) обнаружили, что аромат готового мясного стейка имеет более сильную корреляцию (R2 = 0,67) с его общей оценкой, чем любая другая органолептическая характеристика [29].

В целом, аналогичная тенденция (в отношении вкусоароматических характеристик) наблюдается и при выборе других категорий мясных продуктов потребителем. Однако в случае корректировки производителем характеристик вкуса и запаха таких продуктов с целью приблизить их восприятие к «идеалу» потребителя возникают проблемы, связанные

с получением неполной или необъективной информации, которая в свою очередь, нивелирует эффект корректировки или оказывает отрицательное влияние на спрос [16].

Качественное восприятие вкуса и запаха продукта включает в себя широкий спектр ощущений, возникающих в ротовой и носовой полости. Кроме того, поскольку носовая полость сообщается с ротовой, первоначальное обонятельное ощущение часто сливается со вкусовым или дополняется новыми оттенками при определении вкуса. Поэтому для многих продуктов запах и вкус оценивают как один общий показатель качества. Для характеристик комплексного ощущения запаха и вкуса применяют термин «флейвор» [20].

Важно отметить, что такой термин давно известен и широко используется только в определенных отраслях пищевой промышленности России, таких как в и ноде л ьческая, пи вобезал ко го л ьная, отчасти - молочная и некоторых других. Предприятия мясной отрасли имеют абстрактное представление данного термина в контексте оценки сенсорных свойств вырабатываемой продукции. Поскольку флейвор играет большую роль в понимании восприятия потребителем вкусоароматических характеристик мясного продукта, важно знать не только его определение, но и методы, с помощью которых он может оцениваться.

Согласно ГОСТ ISO 5492, флейвор - это комплексное сочетание обонятельного и вкусового ощущений, а также ощущений, связанных с восприятием химического тепла (перец) или холода (ментол), воспринимаемых во время дегустации продукта [10]. Кроме того, в примечании к определению указано, что на восприятие флейвора могут оказывать влияние тактильные, тепловые, болезненные и/или кинестезические ощущения.

Сейчас, как правило, при органолепти-ческой оценке и описании продукции большинство дегустаторов мясной отрасли используют только обонятельные и вкусовые ощущения, тогда как ощущения тепла или холода формализуются редко, в том числе потому, что знакомы небольшому кругу специалистов, обладающих знаниями в области физиологии. Такой подход был обусловлен несколькими факторами: преобладающей практикой оценки соответствия продукции требованиям нормативного документа; неконкурентной средой для предприятий-производителей; практически полным отсутствием исследований в отношении потребительских предпочтений и восприятия сенсорных свойств продуктов. В том или ином случае рассмотрение исторической ретроспективы органо-лептического анализа в России позволяет лучше понять современные проблемы.

В России оценка органолептических свойств продукции изначально рассматривалась дифференцированно. Концепция градации по основным свойствам (внешний вид, вкус, запах, консистенция) применялась основоположниками направления - Грюнером В.С., Гусевым Н.К., Ковалевым Н.И., Тильгнером Д.Е. и др. В 70-х годах данный подход был также использован Солнцевой Г.Л и Динари-евой Г.П. - разработчиками системы балловой оценки мясной продукции [22]. При выборе органолептических показателей для исследования мяса Динарие-ва Г.П. руководствовалась принципами полноты характеристик, описывающих его потребительские свойства, и возможностью определения взаимосвязей между выбранными показателями. В результате для оценки качественных характеристик мяса с помощью органо-лептических методов были выбраны следующие показатели: цвет (интенсивность

и оттенки естественной окраски мяса), мраморность (количество и распределение внутримышечного жира), аромат, вкус, сочность, нежность и общая оценка, характеризующая его потребительскую приемлемость. Далее, при разработке баллового метода определения аромата, вкуса, сочности, нежности и общего качества, акцент делается только на выборе шкалы для оценки характеристик [11]. Обе ключевые позиции работы показывают, что вопросы дифференцирования или агломерации индивидуальных характеристик вкуса и запаха, а также восприятие тригеминальных ощущений не рассматривались.

Необходимо отметить, что разработанная система балловой оценки мясной продукции, впоследствии интегрированная в ГОСТ 9959 [9], используется и на сегодняшний день. При этом мясная отрасль не единственная в России, где вкус и запах продукта рассматривается дифференцированно. Аналогичные подходы в оценке органолептических показателей применяются в различных отраслях пищевой промышленности: рыбной [8], кондитерской [7], хлебобулочной [6], молочной [2], масложировой [3], фрукто-и овощеперерабатывающей [5] и др. Причем во многих отраслях (рыбной, кондитерской, хлебобулочной и др.) даже разработанные балловые системы оценки не имеют нормативного документа.

Аналитические подходы (профиль-но-дескрипторные методы сенсорного анализа) к оценке вкуса и запаха, когда свойства рассматриваются и оцениваются как спектр характеристик, связанных не только друг с другом, но и сопутствующими ощущениями в носоглотке, начали применяться исследователями с начала 2000-х гг. Поскольку за рубежом основные положения и базовые варианты методологии профилирования уже были формализованы в виде международных стандартов (ИСО), большинство отечественных работ ссылаются на соответствующие источники (например, ISO 11035:1994 [30]). Тем не менее только часть из них однозначно и полностью реализовали поэтапную методологию, которая объединяет несколько подходов описательного анализа.

На сегодняшний день в открытом доступе находится небольшое количество исследований российских ученых, связанных с изучением и оценкой вкуса, запаха или флейвора мясных продуктов. Кроме того, многие исследования отражают поверхностную концепцию профилирования, не учитывающую специализированный отбор дегустаторов, принципы создания словаря для

Профиль флейвора колбас с добавлением говяжьих субпродуктов

Таблица 1

Жировая пленка на ротовой полости 2,70 2,85 2,90 2,88 2,85

* С — Контроль; 1, 2, 3, 4 — рецептуры с разным соотношением ингредиентов; В — Говяжий тримминг; 1Ы — Кишечник; Б — Селезенка; Н — Сердце; R — Сухари; и — Печень; БТ — Желудок; 1_и — Легкое; МВ — МиШЬаБе™ ** 5,34 -оценка интенсивности дескриптора (в баллах).

Дескриптор C 1 (B, IN, S, H & R)* 2 (B, IN, S, H & MB) 3 (B, Lu, ST, Li & R) 4 (B, Lu, ST, Li & MB)

Интенсивность запаха 5,34** 4,92 5,10 4,59 4,51

Запах печени 2,58 3,64 3,39 4,10 3,73

Запах субпродуктов (тримминга) 2,63 3,15 3,27 4,17 4,58

Вкус колбасы 5,81 4,71 5,15 4,56 4,51

Вкус печени 2,41 4,02 3,48 4,48 4,27

Вкус субпродуктов (тримминга) 2,19 3,19 3,07 4,12 4,44

продукта, этапы разработки дескрипторов с эталонными веществами, статистический анализ данных, связь с инструментальными или потребительскими исследованиями и другие факторы. По сравнению с мясной отраслью, перечень работ, связанных с изучением вкусо-аро-матических свойств продуктов в других отраслях более широкий [1, 12, 18, 19, 21].

Кроме некоторых российских производителей научно обоснованные подходы профилирования сенсорных свойств пищевых продуктов уже достаточно давно используют на предприятиях, созданных в России с участием иностранного капитала или работающих по системе франчайзинга. Так, предприятия компаний Нестле (Nestle), Нескафе (Nescafe), Кока-Кола (Coca-Cola) и др. сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс, Сабвэй и др. не просто применяют разработанные подходы при контроле качества, разработке новых продуктов, совершенствовании производимых продуктов, установлении их сроков годности, но и постоянно вкладывают большие денежные средства в дальнейшие исследования.

К сожалению, в перечне российских предприятий, которые используют достижения и подходы профильного анализа, практически отсутствуют предприятия

мясной промышленности. Это обусловлено несколькими причинами, в том числе редкими исследованиями в данной области. За последние 20 лет практически не проводилось как теоретических, так и прикладных исследований. Тем не менее ситуация постепенно начинает меняться в лучшую сторону. Так, во ВНИИМП им. В.М. Горбатова была проведена работа, которая открывает перспективы применения профильных методов в отрасли [15]. Полученные результаты позволили решить задачи, связанные с методологией формирования словарей для мясных продуктов и применением многомерной статистической обработки массивов данных (результатов сенсорной оценки продуктов экспертами или потребителями) с целью совершенствования органолептических свойств выпускаемой продукции, разработки новых видов продукции, контроля качества и др. В итоге проведенной работы был разработан ГОСТ 33609-2015, включающий поэтапный алгоритм создания словарей дескрипторов для оценки мясных продуктов [4]. Данный нормативный документ, как и методология профилирования мясных продуктов, позволят российским производителям использовать инновационные подходы в области анализа сенсорных свойств продуктов.

2D17 | №5 ВСЕ О МЯСЕ

За рубежом, по сравнению с Россией, большинство производителей и компаний давно используют профильные методы для получения качественной и количественной информации о пищевых продуктах [26, 28, 33]. При этом реализация любого подобного проекта обуславливается такими факторами как тип продукта, цель и задачи исследования, финансовые затраты, продолжительность работы и др. Данные факторы непосредственно определяют выбор метода профильно-дескрипторного анализа, в рамках которого будет оцениваться то или иное свойство продукта.

Например, оценка флейвора продукта с помощью Количественного описательного анализа (QDA) позволяет относительно быстро получить согласованный профиль сенсорных характеристик, наиболее часто используемый при сравнении продуктов-конкурентов [31, 40, 41].

Оценка флейвора продукта с помощью метода сенсорного Спектра (Sensory Spectrum] позволяет получить высокоточное описание всех аспектов восприятия его органолептических характеристик независимо от места нахождения экспертов (города, страны, континента), временного периода оценки (неделя, месяц, год) и других факторов. Метод часто применяется для создания эталонного профиля продукта [23, 36, 38].

Анализ флейвора продукта также проводят с помощью узкоспециализированного метода - профиля флейвора. Метод позволяет не только получить точные и согласованные описания всех сторон восприятия органолептических свойств продукта специально отобранными экспертами, но и получить данные о порядке восприятия дескрипторов, описании послевкусия, а также оценке общего впечатления о продукте [24, 25, 32]. Пример оценки профиля флейвора колбас с добавлением говяжьих субпродуктов представлен в таблице 1 [35].

Флейвор продукта также может быть описан и оценен с помощью оперативных методов профилирования, основанных на: вербальных описаниях продуктов (профиль свободного выбора, профиль флеш, проверка всех применений), измерении сходства между продуктами (задача сортировки, скатерть), сравнении продукта с эталоном (поляризованное сенсорное позиционирование, сводный профиль) [17]. Подходы практически всех оперативных методов имеют много общего. Так, формирование словаря дескрипторов и выбор характеристик может осуществляться как экспертами, так и потребителями. При этом обучение группы

список литературы: REFERENCES:

5. ГОСТ 51808-2013 Картофель продовольственный. Технические условия. - M.: Стандартинформ, 2014. -14 с. GOST 51808-2013 Kartofel prodovolstvenniy. Tehnicheskie usloviya [Food potatoes for retail. Specifications]. - M.: Standartinform, 2014. - 14 p.

6. ГОСТ 5667-65 Хлеб и хлебобулочные изделия. Пра- GOST 5667-65 Hleb i hlebobulochnie izdeliya. Pravila вила приемки, методы отбора образцов, методы priemki, metodi otbora obrazcov, metodi opredeleniya определения органолептических показателей и мас- organolepticheskih pokazateley i massi izdeliy [Bread сы изделий. - М.: Стандартинформ, 2006. - 5 с. and bakery products. Rules of acceptance, methods of sampling, methods for determination of organoleptic characteristics and mass]. - М.: Standartinform, 2006. - 5 p.

7. ГОСТ 5897-90 Изделия кондитерские. Методы определения органолептических показателей качества, размеров, массы нетто и составных частей. - М.: Стандартинформ, 2012. - 7 с. GOST 5897-90 Izdeliya konditerskie. Metodi opredeleniya organolepticheskih pokazateley kachestva, razmerov, massi netto i sostavnih chastei [Methods for determination of organoleptic quality indices, sizes, net-mass and components]. — M.: Standartinform, 2012. — 7 p.

8. ГОСТ 7631-2008 Рыба, нерыбные объекты и продук- GOST 7631-2008 Riba, neribniye obekti i produkciya iz nih. ция из них. Методы определения органолептических Metodi opredeleniya organolepticheskih i phizicheskih po-и физических показателей. - М.: Стандартинформ, kazateley [Fish, non fish objects and products from them. 2011. - 16 с. Methods of sensory and physical characteristics identification]. - М.: Standartinform, 2011. - 16 p.

9. ГОСТ 9959-1991 Продукты мясные. Общие условия проведения органолептической оценки. - М.: Стандартинформ, 2010. - 11 с. GOST 9959-1991 Produkti myasnie. Obshie usloviya prove-deniya organolepticheskoi osenki [Meat products. General conditions of organoleptical assessment]. - M.: Standartin-form, 2010. - 11 p.

10. ГОСТ ISO 5492-2014 Органолептический анализ. GOST ISO 5492-2014 Organolepticheskiy analiz. Slovar [Sen-Словарь. - M.: Стандартинформ, 2015. - 51 с. sory analysis. Vocabulary]. - M.: Standartinform, 2015. - 51 p.

11. Динариева, Г.П. Исследование корреляционной связи между показателями качества крупного рогатого скота, определяемыми органическими и физико-химическими методами: дис...канд. техн. наук / Г.П. Ди-нариева. - М., 1972. - 185 с. Dinarieva, G.P. Issledovanie korrelyacionnoi svyazi megdu pokazatelyami kachestva krupnogo rogatogo skota, opredel-yaemimi organolepticheskimi i fiziko-himicheskimi metodami [Analysis of the correlation between cattle quality indicators determined by organoleptic and physico-chemical methods]: dis...kand. tehn. nauk / G.P. Dinarieva. — M., 1972. — 185 p.

12. Евсеев, Н.Н. Разработка системы обеспечения Evseev, N.N. Razrabotka sistemi obespecheniya sensornogo сенсорного качества в производстве коньяков: kachestva v proizvodstve konyakov [Development of the дис...канд. техн. наук: 05.02.23 / Н.Н. Евсеев. — М., sensory quality assurance system in cognac production]: dis... 2005. — 144 с. kand. tehn. nauk: 05.02.23 / N.N. Evseev. — M., 2005. — 144 p.

13. Кантере, В.М. Потребительская оценка продуктов -важнейшая составляющая маркетинговых исследований / В.М. Кантере, В.А. Матисон, М.А. Фоменко // Мясная индустрия. - 2002. - № 8. - С. 11-12. Kantere, V.M. Potrebitelskaya ocenka produktov — vagnei-shaya sostavlyaushaya marketingovih issledovaniy [Consumer assessment of food — an important component of marketing research] / V.M. Kantere, V.A. Matison, M.A. Fo-menko // Myasnaya industriya. — 2002. — № 8. — P. 11-12.

14. Лазарев, А.А. Карты предпочтений как инструмент Lazarev, A.A. Karti predpochtenii kak instrument issledo-исследования потребительских симпатий при vaniya potrebitelskih simpatii pri vibore myasnih produktov выборе мясных продуктов / А.А. Лазарев, Т. Г. Кузне- [Preference maps as a tool of investigation of consumer liking цова, И.М. Чернуха // Технология и товароведение when choosing meat products] / A.A. Lazarev, T.G. Kuznetso-инновационных пищевых продуктов. — 2014. — № 6 va, I.M. Tchernukha // Tehnologiya i tovarovedenie innova-(29). — С. 62-67. cionnih pishevih produktov. — 2014. — № 6 (29). — P. 62-67.

15. Лазарев, А.А. Разработка квалиметрических моделей для оценки сенсорных свойств вареных колбас с учетом потребительских предпочтений: дис...канд. техн. наук: 05.18.04, 05.02.23 / А.А. Лазарев. — М., 2015. — 181 с. Lazarev, A.A. Razrabotka kvalimetricheskih modelei dlya ocenki sensornih svoistv varenih kolbas s uchetom potrebitelskih predpochteniy [Development of the qualimetric models for assessment of the sensory properties of cooked sausages with consideration for the consumer preferences]: dis.kand. tehn. nauk: 05.18.04, 05.02.23 / A.A. Lazarev. — M., 2015. — 181 p.

16. Лазарев, А.А. Статистическое моделирование «идеа- Lazarev, A.A. Statisticheskoe modelirovanie «ideala» varenoi ла» вареной колбасы «Докторская» на основе потре- kolbasi «Doktorskaya» na osnove potrebitelskoi ocenki бительской оценки / А.А. Лазарев, Т.Г. Кузнецова // [Statistical modeling of an "ideal" of the cooked sausage "Dok-Все о мясе. - 2015. - № 4. - С. 38-40. torskaya" on the basis of consumer evaluation] / A.A. Lazarev, T.G. Kuznetsova // Vsyo o myase. - 2015. - № 4. - P. 38-40.

17. Лисицын, А.Б. Современные методы сенсорной оценки мясной продукции / А.Б. Лисицын, Т.Г. Кузнецова, А.А. Лазарев, И.Г. Анисимова // Все о мясе. — 2015. — № 3. — С. 26-30. Lisitsyn, A.B. Sovremennie metodi sensornoy ocenki myas-noi produkcii [Modern methods of meat product sensory assessment] / A.B. Lisitsyn, T.G. Kuznetsova, A.A. Lazarev, I.G. Anisimova // Vsyo o myase. — 2015. — № 3. — P. 26-30.

18. Меликсетян, Л.Р. Развитие сенсорной потребитель- Meliksetyan, L.R. Razvitie sensornoy potrebitelskoy ocenki ской оценки качества шоколадных изделий с помо- kachestva shokoladnih izdeliy s pomoshu metoda glavnih щью метода главных компонент: дис...канд. техн. komponent [Development of consumer sensory assessment наук: 05.02.23 / Л.Р. Меликсетян. - М., 2005. - 137 с. of chocolate product quality using the principle component analysis]: dis. kand. tehn. nauk: 05.02.23 / L.R. Melik-setyan. - M., 2005. - 137 p.

19. Петрухина, И.И. Повышение качества шоколадно-ва-фельных тортов путем внедрения органолептических методов контроля: дис.канд. техн. наук: 05.02.23 / И.И. Петрухина. - М., 2005. - 187 с. Petruhina, I.I. Povisheniye kachestva shokoladno-vafelnyh tortov putem vnedreniya organolepticheskih metodov kon-trolya [An increase in quality of chocolate- wafer cakes by introduction of organoleptic control methods]: dis.kand. tehn. nauk: 05.02.23 / I.I. Petruhina. — M., 2005. — 187 p.

20. Родина, Т. Г. Сенсорный анализ продовольственных Rodina, T.G. Sensorniy analiz prodovolstvennih tovarov: товаров: Учебник для вузов / Т.Г. Родина. — 2-е изд., Uchebnik dlya vuzov [Sensory analysis of food commodi-испр. — М.: Academia, 2006. — 204 с. ties: Textbook for higher educational institutions] / T.G. Rodina. — 2-е izd., ispr. — М.: Academia, 2006. — 204 p.

21. Смирнова, Е.А. Разработка системы обеспечения сенсорного качества соковой продукции: дис.канд. техн.наук: 05.18.15 / Смирнова Елена Александровна. - Москва, 2009. - 186 с. Smirnova, E.A. Razrabotka sistemi obespecheniya sensornogo kachestva sokovoi produkcii [Development of the sensory quality assurance system for juice products]: dis.kand. tehn. nauk: 05.18.15 / E.A. Smirnova. — M., 2009. — 186 p.

22. Солнцева, Г.Л. Сравнительная оценка существующих Solnceva, G.L. Sravnitelnaya ocenka sushestvuyushih dif-дифференцированных шкал и схем определения ор- ferencirovannih shkal i shem opredeleniya organoleptich-ганолептических свойств продукта / Г.Л. Солнцева, eskih svoistv produkta [Comparative assessment of existing Г.П. Динариева. - М.: ВНИИМП. Труды ВНИИМП, differentiated scales and schemes for detection of product 1968. - вып. XXI. - С. 138-150. organoleptic properties] / G.L. Solnceva, G.P. Dinarieva. - М.: VNIIMP. Trudi VNIIMP, 1968. - vip. XXI. - P. 138-150.

дегустаторов является необязательным. Тем не менее обработка результатов анализа и проверка достоверности полученных данных проводится сложными многомерными методами статистической обработки [27].

Таким образом, профильно-дес-крипторный анализ, используемый за рубежом, включает в себя множество подходов описания и оценки флейвора продукции. Это в сравнении с методами, применяемыми в России, позволяет изучить все аспекты восприятия вкусовых свойств мясного продукта потребителем и реализовать проекты широкого спектра направлений: от устранения неприятных привкусов и запахов (по жалобам потребителей) до максимального приближения к «идеалу» вкусо-арома-тических характеристик конкретного сегмента потребителей. Кроме того, наличие различных подходов к анализу флейвора дает возможность выбрать наиболее оптимальные характеристики для контроля сенсорного качества продукта (при создании спецификаций) или учесть потенциальные проблемы с восприятием органолептических свойств при выведении нового продукта на потребительский рынок.

© КОНТАКТЫ:

Кузнецова Татьяна Георгиевна Лазарев Антон Александрович а senslab@vniimp.ru

мя СНАЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

(ПРОШЛОЕ, НАСТОЯ ШЕЕ, БУДУЩЕЕ)

В 22016 годуФГБНУ «ВНИИМП им/1. В.М. Горбатова» выпустил книгу «МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ (ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ)».

В книге рассмотрены все основные этапы становления и развития мясной отрасли в стране за весь период ее существования (труд сотрудников института под рук оводством/1 Лисицына А.Б.).

В книге отраженв! исторические аспекты переработки мяса в мире, даны показатели мясного производства в царской России. Особое внимание уделено ворросам развития научно-технического прогресса в мясной промышленности, воприсам сроизводства мяса и мясных продуктов в предвоенный период (1917-1940 гг.)/ г годы Великой Отечественной войны. Приведены п оказателс по мясной отрасли народно го хозяйства с 1946 по 1990 годы и в период 1991-2014 годы. Проанализированы основные направления развития мясной отраслс АПК до 2025 года.

По вопросам приобретения обращаться - отдел маркетинга, тел.: +7 (495) 676-6521, заявки на приобретение отправлять е-таП: zakaz@vniimp.ru

2017 | №5 ВСЕ О МЯСЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.