Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков'

Физкультурно-спортивная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / девиантное поведение / здоровый образ жизни / спорт / двигательная активность / досуговая деятельность / подростки / Physical culture / deviant behavior / healthy lifestyle / sport / physical activity / leisure activity / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Еремин Максим Викторович, Иванов Дмитрий Анатольевич

Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление учащихся с девиантным поведением, проведение диагностики причин и условий отклонения в развитии и поведении, а так же на разработку общепедагогических мероприятий и принятия, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Еремин Максим Викторович, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive and correctional pedagogical activity is a component of the social and pedagogical process wich directed on identification of pupils with deviant behavior, carrying out diagnostics of the reasons and conditions of a deviation in development and behavior. It also directed to developing of all-pedagogical actions and acceptting special measures for the prevention and overcoming of negative tendencies in development and formation of the teenager’s identity.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков»

48

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

учебного процесса как продуктивной ииноваионной деятельности. Изучение материала целечообразно проводить по схеме, совпадающей с циклом инновационной деятельностью: анализ исходных данных- постановка проблемы -создание модели - формулировка гипотезы - планирование деятельности - собственно деятельность по доказательству (опровержению) гипотезы - анализ результатов.

Существенным отличием о традиционных школьных занятии будет являться отсутствием привычных форм контроля - их заменят отчеты школьников о проделанной работе, доклады на семинарах и кондеренциях. При этом деятельность перестает быть прерогативой педагога, и школьники учатся самостоятельно вырабатывать критерии оценивания, устанавивать соответствие реального результата ожидаемому, определять причины расхождения, планировать и осуществлять деятельность по коррекции результата. Разработанная программа должна предусматривать использование информационных - коммуникационных технологии, позволяющих оптимизировать процесс оценки и коррекции, сделать его более осмысленным. Все это будет способство-

вать более динамичному осуществлению процесса перехода контроля педагога во внутренний самоконтроль учащихся и соответсвует принципам подготовки будущих учителей к инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, внедрение информационно - коммуникационных технологий в систему образования является одним из основных факторов формирования конкурентноспособности будущих специалистов и его вхождение в мировое сообщество профессионалов.

Список литературы:

1. Из выступления Президента Республики казахстан Н.А.Назарбаева на форуме « Инновационный Казахстан-2020» 13 мая 2011 года - Алматы: Жеп Жарты

- 12 с.

2. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (стратигические основы и методики использования)

- Красноярск : Из-во Красноярского гос. Ун-та. 2002300с.

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Карпов Владимир Юрьевич

доктор педагогических наук, профессор

Еремин Максим Викторович

кандидат педагогических наук, доцент

Иванов Дмитрий Анатольевич

студент

Российский государственный социальный университет, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление учащихся с девиантным поведением, проведение диагностики причин и условий отклонения в развитии и поведении, а так же на разработку общепедагогических мероприятий и принятия, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка

ABSTRACT:

Preventive and correctional pedagogical activity is a component of the social and pedagogical process wich directed on identification ofpupils with deviant behavior, carrying out diagnostics of the reasons and conditions of a deviation in development and behavior. It also directed to developing of all-pedagogical actions and acceptting special measures for the prevention and overcoming of negative tendencies in development and formation of the teenager’s identity.

Ключевые слова: физическая культура, девиантное поведение, здоровый образ жизни, спорт, двигательная активность, досуговая деятельность, подростки.

Keywords: Physical culture, deviant behavior, healthy lifestyle, sport, physical activity, leisure activity, teenagers.

Совершенствование системы физического воспитания, укрепление здоровья и формирование готовности учащейся молодежи к здоровому образа жизни - это вопросы привлекают повышенное внимание общества[9].

В связи с этим появляется необходимость создания программы, нацеленной на профилактику проявляющегося девиантного поведения у подростков, вредных привычек.

На экспериментальном уровне [11] доказано, что состояние здоровья человека во многом зависит от уровня физической активности. Двигательная активность в должной

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

степени предопределяет культурное развитие личности, и её результат основан на ценностных ориентациях человека. Интерес исследователей [1, 2, 4, 8] направлен на изучение связей отдельных показателей, характеризующих физическую активность и проявлением вредных привычек (курения, употребление алкоголя, токсикомании и наркомании).

Наркомания является не только предметом психиатрии, но и определяется с позиции устойчивого массового явления как девиантное поведение. Проведенные социологические исследования [7] определили возраст учащихся 13-15 лет, как наиболее восприимчивый к различным отклонениям в поведении, когда еще не сложилось личностное мировоззрение и подростки в значительной степени подвержены влиянию окружающих сверстников.

Наркомания самопроизвольно неизлечима, и преодолеть её средствами запугивания и разъяснительными беседами невозможно. Необходимо формирование у подростков ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание в сознании доминанты на регулярную физическую активность [1, 2]. Школьные годы представляют критический период в развитии потребности физкультурной деятельности и воспитании привычки к участию в различных видах физической активности, которая затем может перейти во взрослую жизнь [5].

В исследованиях специалистов [7, 9] анализируется приобретенный подростками опыт из их отношений к широкому диапазону вопросов поведения и стиля жизни, связанного со здоровьем. Среди изучаемых направлений вредные привычки представлены в блоке поведения с риском для здоровья. Задачи по улучшению взаимопонимания, проведения регулярного мониторинга здоровья детей, а так же их поведения; необходимости выявления взаимных связей между школой, семьей и другими социальными институтами и учащимися, стилем их жизни; укрепление здо-

ровья подрастающего поколения и создание социальных программ занимает важное место в исследованиях специалистов [1, 8].

Физическая культура оказывает непосредственное воздействие на формирование межличностных отношений, при этом является важным элементом культуры личности, эффективной предпосылкой по формированию здорового образа жизни, влияет на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, так же на поведение человека в бытовой обстановке и в процессе учебы,

В социально-педагогическом аспекте актуализируется проблема профилактики вредных привычек, так как люди с низким уровнем физической активности имеют чаще всего «ненадежное» здоровье, и злоупотребляют курением и спиртными напитками [4]. Современная стратегия оздоровления нации основана на формировании индивидуальной двигательной активности населения, заботе о своем здоровье, физическом совершенствовании, ведении здорового образа жизни, искоренении вредных привычек. Активность человека в социально-педагогическом аспекте определяется двумя значимыми показателями: позицией, ожидаемой индивидом; позициями, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей.

По данным А.В. Моченовой [10], в России существует устойчивая тенденция к росту потребления алкогольных напитков и табакокурению, токсических веществ и приобщению к наркотикам молодежи, с тенденцией к снижению возраста. В связи с этим среди социально-педагогических

факторов, оказывающих влияние на формирование личности подростка, а так же на особенности его поведения, ведущее место принадлежит семье и неформальным группам сверстников [3]. Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление учащихся с девиантным поведением, проведение диагностики причин и условий отклонения в развитии и поведении, а так же на разработку общепедагогических мероприятий и принятия, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка [5, 7, 10].

Следовательно, чтобы предупредить или преодолеть асоциальное поведение, в первую очередь необходимо принять меры по нейтрализации негативного влияния социальной сферы, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов.

Особое место в коррекции девиантного поведения подростков и молодежи занимает правильная организация досуговой деятельности. Важнейшим компонентом, влияющим на корректировку девиантного поведения подростков, является активное занятие спортом [6]. Занятия спортом формируют целеустремленность, коллективизм, способствуют воспитанию лидерских качеств ребенка.

Большое значение в педагогической коррекции девиантного поведения средствами физической культуры и спорта имеет личность тренера. Спортивный педагог становится для подростков образцом, более близким человеком, чем родители особенно из неблагоприятных семей.

Педагоги всех уровней по-прежнему не располагают достаточными научными данными для профилактической работы с наркоманией. Здесь необходим обмен реальным опытом антинаркотической деятельности между учебными заведениями.

В этой связи специалисты [1, 7, 10] видят необходимым развивать профилактическую работу по следующим направлениям:

• наращивание информационного воздействия на молодежь;

• культивирование здорового образа жизни (создание моды на него);

• активное вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни, с целью противодействия наркотизации общества;

• кадровое обеспечение профилактической деятельности;

• создание системы мониторинга наркоситуации в молодежной среде;

• обеспечение условий для реальной трудовой занятости подростков и молодежи;

• включение в показатели аккредитации образовательных учреждений сведений, характеризующих организацию воспитательно-профилактической работы;

• развитие психологических служб, оказывающих помощь детям и подросткам;

• внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, с целью формирования у детей и подростков здорового образа жизни;

• оказание всесторонней помощи и поддержка семьи.

Одна из главных альтернатив наркомании - спортивная

деятельность. В процессе занятий спортом у подростков происходит укрепление здоровья, формирование привычек

50

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

к спортивному образу жизни, образуются коллективы единомышленников, наблюдается смена приоритетов, и появляются новые жизненные цели.

Список литературы:

1. Еремин, М.В. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Еремин. - СПб., 2003. - 25 с.

2. Еремин, М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. - № 2. - С. 60-62

3. Еремин М.В., Карпов В.Ю., Махов А.С. Роль отцовства в коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами физической культуры. Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей. М., 2015. С. 90-96.

4. Еремин М.В., Карпов В.Ю., Калинин А.Д. Распространение негативных явлений и профилактика наркомании в подростковой среде. Итоги научных исследований. Международная научно-практическая конференция. М., 2015. С. 128-130.

5. Карпов В.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления воспитанием учащейся молодежи в современных социально-экономических условиях/ В.Ю. Карпов //Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 47-54.

6. Карпов В.Ю., Голов В.А. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи

/ В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2008. № 3. С. 9-11.

7. Карпов В.Ю., Еремин М.В., Добежин А.В., Абра-мишвили Г.А Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.В. До-бежин и др. // Известия Сочинского государственного университета. 2009. № 4. С. 90-97.

8. Карпов В.Ю., Еремин М.В., Абрамишвили Г.А., Добежин А.В., Пилосян Н.А. Средства физической культуры и спорта как основа профилактики наркомании и вредных привычек в подростковой среде / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, Г.А. Абрамишвили и др. // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-1. С. 102-109.

9. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Око-лелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. 2009. № 2 (8). - С. 161-169.

10. Мочёнова А.В. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков: Межрегиональная научно-практическая конференция: материалы. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 107-110.

11. АbramishviИ, G.A. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils / G.A. Аbramishvili, V.Y. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. Vol. 11, № 19. 2015. С. 329-334.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Кислинская Елена Владимировна

Аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, методист по

социальной работе ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», г, Оренбург

АННОТАЦИЯ

В статье обосновано понятие профилактика, условия педагогической профилактики как содействие предупреждения правонарушений, асоциальное поведение, подросток и преступлений.

ANNOTATION

The article justifies the phenomenon “preventive measures’, pedagogical conditions to prevent violations, social misconduct of teenagers and crimes.

Ключевые слова: превентивная педагогика, профилактика, правонарушение, коррекция, социально-педагогическая реабилитация.

Key words: preventive pedagogy, preventive measures, violations, correction, social- pedagogical rehabilitation.

Проблема борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью.

Данная проблема для нашей страны не нова, но тенденции ее обострения и развития подчеркивают высокую теоретическую и практическую значимость разработки

современных основ профилактической работы по предупреждению правонарушений подростков.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что превентивные меры позволяют снижать количество правонарушений и повысить значимость педагогических мер. Превентивная педагогика связана с воспитательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.