Научная статья на тему 'Профилактика наркомании в молодежной среде как социально-педагогическая проблема'

Профилактика наркомании в молодежной среде как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2893
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / NARCOTIC DEPENDENCY / FIRST PROPHYLACTIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова З. М., Мугаллимова Н. Н.

В настоящее время остро стоит проблема распространения наркомании в молодежной среде. В стране проводится федеральная целевая программа, которая направлена на устранение подобных явлений. Актуальность проблемы по внедрению методик, которые бы пресекали на ранней стадии развития негативные явления, определяет необходимость нахождения путей противостояния наркомании среди детей, подростков и молодежи, используя все возможные средства, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт, которая, как социально значимый вид деятельности, отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова З. М., Мугаллимова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRUG ADDICTIONS AMONG YOUTH AS SOCIAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

Nowadays there is a drugs spreading problem among youth. There is federal target program in country, which is directed on eliminating the similar phenomena. Actual remains the problem on introducing the methods, which stopped on early stage of the development are negative phenomena, defines the necessity opposition ways of drug addictions among children, teenager and youth, using all possible facilities available at the disposal society, including such important sphere of activity, as physical culture and sport, which as social significant type to activity answers the needs of forming personalities and provides its successful socialization.

Текст научной работы на тему «Профилактика наркомании в молодежной среде как социально-педагогическая проблема»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.

JVb7 (2/2008)

УДК 373.17

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Доктор педагогических наук, профессор З.М. Кузнецова Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Зав. отделом ДФОЦ «Дельфин» № 8 Н.Н. Мугаллимова

Набережные Челны

DRUG ADDICTIONS AMONG YOUTH AS SOCIAL-PEDAGOGICAL

PROBLEM

Z.M. Kuznetsova, Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism N.N. Mugallimova, Headmaster Children physical-healthy center «Dolphin»№ 8

Naberezhnye Chelny

e-mail: kzm_diss@mail. ru

Ключевые слова: наркомания, физическая культура, спорт, наркотическая зависимость, первичная профилактика.

Аннотация. В настоящее время остро стоит проблема распространения наркомании в молодежной среде. В стране проводится федеральная целевая программа, которая направлена на устранение подобных явлений. Актуальность проблемы по внедрению методик, которые бы пресекали на ранней стадии развития негативные явления, определяет необходимость нахождения путей противостояния наркомании среди детей, подростков и молодежи, используя все возможные средства, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт, которая, как социально значимый вид деятельности, отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

Keywords: the drug addiction, physical culture, sport, narcotic dependency, first prophylactic.

Summary. Nowadays there is a drugs spreading problem among youth. There is federal target program in country, which is directed on eliminating the similar phenomena. Actual remains the problem on introducing the methods, which stopped on early stage of the development are negative phenomena, defines the necessity opposition ways of drug addictions among children, teenager and youth, using all possible facilities available at the disposal society, including such important sphere of activity, as physical culture and sport, which as social significant type to activity answers the needs of forming personalities and provides its successful socialization.

«Нужно понимать: наркомания - это опасная болезнь. Болезнь и социальная, болезнь конкретного человека ...Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний» Президент РФ В.В. Путин

Актуальность профилактики приобщения современной российской молодежи к злоупотреблению психоактивными веществами несомненна. Рост числа наркозависимых (как и проявляющих другие формы зависимого поведения) принял угрожающий характер, особенно среди молодежи. По результатам экспертных оценок, в России как минимум 7-7,5 миллионов человек страдают наркотической зависимостью, и это число стабильно увеличивается, что ставит под угрозу национальную безопасность страны. Поскольку лечебные мероприятия, при сформированной физиологической и психологической зависимости от наркотиков, крайне неэффективны (по данным ВОЗ, стойкая ремиссия наблюдается не более чем у 5% пациентов), особенно актуальным представляется повышение эффективности и широкое внедрение технологий первичной профилактики приобщения к злоупотреблению психоактивными веществами. Так как, более 80% наркозависимых впервые приобщаются к этому в подростковом и юношеском возрасте, основные усилия должны быть направлены на профилактические мероприятия именно с этим контингентом [3].

Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния наркомании среди детей, подростков и молодежи, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт, которая, как социально значимый вид деятельности, отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

Вопросы развития физкультурно-спортивной деятельности, направленной на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи, исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, И.С.Кона, Н.С.Курек, П.А.Виноградова, Н.П.Паршикова, В.А.Кабачкова, С.П.Евсеева и др.

На данном этапе мы находимся только на стадии накопления материалов об эффективности профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта в подростковой среде, еще научно не обоснованы принципы использования физической активности в системе профилактики и противодействия распространению наркомании в обществе, не разработаны педагогические технологии работы со школьниками асоциального поведения. Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяет необходимость проведения научных исследований [2].

Анализ противоречий и проблемы позволил определить тему исследования: «Первичная профилактика наркомании среди подростков средствами физической культуры и спорта».

Объект исследования - процесс первичной профилактики подростковой наркомании.

Предмет исследования - средства, методы и организационные формы физического воспитания в системе профилактики наркомании в подростковой среде.

Цель исследования - выявить и обосновать эффективные педагогические условия профилактики наркомании среди подростков средствами физической культуры и спорта.

Гипотеза исследования. Первичная профилактика наркомании подростков средствами физической культуры и спорта будет успешной, если:

- выявлены социально-педагогические условия первичной профилактики наркомании;

- сопряжено развивать физические качества и психические характеристики;

- использовать физические упражнения, которые повышают самооценку и поведение детей.

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать литературу с целью выявления причин и специфики наркомании подростков.

2. Выявить перспективные направления профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта.

3. Определить двигательные предпочтения подростков.

Наркотики известны человечеству тысячелетия, но только в последние сто лет они представляют реальную угрозу жизни на Земле.

В настоящее время наркомания и нелегальный наркобизнес признаны глобальными проблемами современности, борьбу с которыми можно вести только объединенными усилиями всего мирового сообщества. Национальные и международные организации стремятся совместно контролировать, как производство наркотических средств, так и торговлю ими.

В основу российского антинаркотического законодательства положены принципы, принятые ООН, трех международных конвенций - Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (ратифицирована СССР в 1963 г.), Венской конвенции о психотропных веществах 1971 г. (ратифицирована СССР в 1978 г.) и Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. - и Всеобъемлющего междисциплинарного плана будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами 1987 г., а также Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 г. российским парламентом и Президентом [4].

Мониторинг наркоситуации в России среди подростков и молодежи, проведенный центром социальных исследований Минобразования России, показал, что количество молодых людей в возрасте 11-14 лет, которые употребляют и злоупотребляют наркотическими средствами, составляет 4 миллиона 208 тысяч человек (13,1 % от общего числа молодежи этого возраста) [1].

Понятие «наркомания» образовано от слов narke - оцепенение, mania - тяга, что передает его сущность. Традиционно наркомания рассматривается, как медицинский термин [6].

Наркотики очень быстро вошли и прочно закрепили свое место в подростковой среде. Их потребление стало неотъемлемой составной частью молодежной субкультуры, ее элементом, пусть еще не повсеместно распространенным, но захватывающим все новые клубы, дискотеки, школы, ПТУ и дворы.

Социальные факторы, способствующие приобщению подростков к употреблению ПАВ: безразличие или одобрение потребления наркотиков семьей и сверстниками; пьющая или наркотизированная семья; принуждение к употреблению ПАВ; больше влияние сверстников, чем родителей; несовместимость мировоззрения родителей и их детей; высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании; отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей; отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье; доступность ПАВ и др.

Начальная фаза использования ПАВ, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть: демонстрация взрослого поведения, формой отчуждения от родительской опеки, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, экспериментированием, стремлением получить новый опыт, поиском удовольствия или расслабления, открытием двери в группу сверстников, средством стать участником субкультурного жизненного стиля, способом разрешения конфликта или снижения напряжения, актом отчаяния и т.д. [6].

Профилактика имеет целью усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска употребления наркотиков. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления наркотиков конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупное число, как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от наркотиков [5].

Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет цель предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой, ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи, и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее

усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Наибольшего эффекта можно ожидать от такой технологии профилактической работы, которая позволит комплексно решить задачи профилактики, а также будет способствовать формированию мотивационно-потребностной сферы личности. Важно также, чтобы она и сама по себе, являясь для подростков источником интереса и положительных эмоций, выступала в качестве области деятельности, несовместимой с употреблением психоактивных веществ.[3]

Положительный результат может быть достигнут только в том случае, если программы профилактики будут соответствовать актуальным потребностям и интересам сегодняшних подростков [8].

Физическая культура и спорт выступают, как мощное средство социального становления личности подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы [2, 5]. Физическая культура выступает важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности.

Особенность физкультурно-спортивной деятельности является ее комплексное воздействие на личность, включая изменение поведения (большие физические нагрузки существенно изменяют психоэмоциональную сферу), удовлетворение естественной потребности в самоутверждении и самореализации.

В наркотике многие видят средство освобождения от некоего внешнего контроля (родителей, школы и т.п.), иной зависимости. Но спорт в этом смысле более эффективен. Заложенные в нем здоровая состязательность и свободный творческий поиск помогают подростку не только в формировании собственного внутреннего мира, но мира реального, который и является залогом подлинной свободы личности.

Известно также, что более половины наркоманов начали употреблять наркотики в компаниях сверстников. Спорт предлагает здоровую форму командной солидарности, основанной на проверенных временем принципах взаимовыручки, самопожертвования, товарищества.

Таким образом, занятия спортом - это реальная альтернатива миру наркотиков.

Ведущая роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой доказательное нейрофизиологическое обоснование. Учеными установлено, что в мозге человека постоянно синтезируются естественные наркотические вещества (опиаты), которые модулируют его состояние и определяют протекание всех психических процессов. Использование алкоголя, никотина, искусственных наркотиков ограничивает, а при длительном приеме полностью подавляет биосинтез опиатов, что и приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости. Систематическая двигательная активность и бодрое настроение, во время и после выполнения физических упражнений, стимулируют образование в мозге

человека нейропептидов - так называемых гормонов «радости», эндорфинов и энкефаминов. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприятные ощущения, поднимают настроение и даже создают состояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бессмысленным, т. к. молодой человек может получить психическое наслаждение от естественной и безвредной для него спортивной деятельности [6].

В связи с этим становится понятным, почему физические упражнения являются действенным фактором не только для предупреждения, но и снятия наркотической зависимости. Молодым людям, которые уже познакомились с наркотиками или имеют другие вредные привычки, можно посоветовать как можно быстрее прибегнуть к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом [7].

На современном этапе развития общества, когда остро стоит проблема здоровья нации, особое значение имеет совершенствование системы физического воспитания и формирование здорового образа жизни школьников [8]. В связи с этим появляется необходимость создания программы, нацеленной на профилактику возникновения у детей и подростков девиантного поведения, вредных привычек.

Особое место в коррекции девиантного поведения подростков и молодежи занимает правильная организация досуговой деятельности. Важнейшим компонентом, влияющим на корректировку девиантного поведения подростков, является активное занятие спортом. Занятия спортом формируют целеустремленность, коллективизм, способствуют воспитанию лидерских качеств ребенка.

Одна из главных задач в деятельности Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан - придать комплексный и последовательный характер профилактики наркомании среди молодого поколения и уделять больше внимания пропаганде средств физической культуры и спорта, организации досуга молодежи. Работа по развитию физкультуры и спорта в республике опирается на Закон РТ «О физической культуре и спорте в РТ», принятый в 2000 г., решения Правительства и особенно постановление кабинета министров Республики Татарстан № 826 «О мерах по улучшению спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи в РТ», что в целом позволило, более чем на 60 тыс. человек, увеличить количество лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом. Вместе с тем, этот показатель составляет всего 12,8 % от населения Татарстан.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что эффективной профилактика может быть только тогда, когда она осуществляется комплексно и системно. Потому при построении программ по профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта необходимо предусматривать работу с детьми и подростками, с педагогическим коллективом, с родителями.

Выводы:

1 Наибольшую опасность для многих стран представляет сегодня распространение наркомании в молодежной среде. Эта проблема затрагивает само существование государства, его будущее. И поэтому решение данной проблемы становится важнейшей государственной задачей.

2 Снижение спроса на наркотики может быть обеспечено путем переориентации молодого поколения на ценности здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотиков, приобщению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

3 Очевидна связь между социально-экономическими проблемами, злоупотреблением алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, правонарушениями в обществе молодых людей и преступностью. У школьников, занимающихся спортом, распространенность вредных привычек невелика. В 14-17 лет существенно растет число школьников, употребляющих наркотические и токсические вещества (с 13,1 до 27,3 %). К 11-12 годам вкус спиртного узнают 11,9 % школьников, а 75,2 % старшеклассников употребляют алкогольные напитки.

4 Сформированность физической культуры подростка, обеспечивающая готовность противостоять наркомании, включает следующие компоненты:

- личностно-образовательный, который формирует позиции престижности личного уровня физического совершенствования, разносторонней физической и моторной подготовленности, способствующий формированию необходимых двигательных умений и навыков;

- программно-двигательный, обеспечивающий тренирующую направленность подготовки, способствующий коррекции двигательной сферы подростка;

- продуктивно-значимый, формирующий личностные показатели физического развития и физической подготовленности, способности противостоять факторам риска, умения самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях.

5 Наиболее эффективной организационной формой профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта является форма, включающая четыре блока: учебно-информационный, организационный, обучающий и поддерживающий.

Литература:

1. Бой за будущее: физическая культура и спорт в профилактике наркомании среди молодежи / П.А.Виноградов,

B.И.Жолдак, В.П.Моченов, Н.В.Паршиков. - М: Советский спорт, 2003. - 184 с.

2. Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М.Я.Виленский, Е.М.Литвинов // Физическая культура в школе. - 1990. - № 12. - С. 2-7.

3. Городнова, М. Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркотических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений / М.Ю.Городнова; под общ. ред.

C.П.Евсеева. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2007. - 44 с.

4. Двоеносов, В.Г. Основы профилактики наркотизации и формирования культуры здоровья в студенческой группе: справочное пособие / В.Г. Двоеносов, В.В.Костюшко. - Казань: Новое знание, 2004. - 56 с.

5. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личность / Л.И.Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 2. - С. 12-16.

6. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / З.В.Коробкина, В.П.Попов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

7. Роль физической культуры в профилактике вредных привычек // Спорт в школе. - 2004. - № 11. - С. 20-23.

8. Руцкой, И. А. Модель организации физкультурно-рекреативной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении / И.А.Руцкой, В.С.Попов // Теория и практика физической культуры. - 2003.- № 9. - С. 63-66.

Glossary:

1. Fight fro future : Physical culture and sport in drugs prophylactic among youth / PA.Vinigradov, V.I.Joldak, V.P.Mochenov, N.V.Parshikov. - М: Soviet sport, 2003. - 184 p.

2. Vilensky, М.Л. Schoolboys physical culture: Rebuilding questions / МЛ^к^ку, Е.М.Litvinov // Physical culture and sport at school. - 1990. - № 12. - P. 2-7.

3. Gorodnova, М. U. Methodic recommendation to the drugs addiction prophylactic lesson for school children / М.U.Gorodnova; under ad. S.P.Evseevaа. - SPb.: SPb NII physical culture, 2007. - 44 p.

4. Dvoenosov, V.G. Base of drugs prophylactic and health culture forming in students group: glossary / V.G.Dvoenosov, V.V.Kostushko. - Kazan: Novoe izdanie, 2004. - 56 p.

5. Lubysheva, L.I. Modern value potential of Physical culture and sport and the its way of adoption in society / L.I.Lubysheva // Theory and practice of PC. - 1997. - № 2. - С. 12-16.

6. Drugs prophylactic of children and youth: St. Guide for students at high pedagogic schools / Z.V.Korobkina, V.I.Popov. - 2nd ad., changed. - М.: Academy, 2004. - 192 p.

7. Physical culture and sport role at bad habits prophylactic // Sport at school. - 2004. - № 11. - P. 20-23.

8. Rutskoy, 1А. Model of physical recreation work organization with teens at schools / IA.Rutskoy, V.S.Popov // Theory and practice of PC. - 2003.- № 9. - P. 63-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.