Научная статья на тему 'Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе'

Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
587
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Дети / подростки / профилактика / наркомания / здоровый образ жизни / средства физической культуры / Children / adolescents / prevention / substance abuse / healthy lifestyle / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломченко М. А., Гэрбачева О. А., Филатов Е. Н.

В статье рассказывается о профилактике наркомании средствами физической культуры и спорта у детей и подростков. Исследовано влияние антинаркотической физкультурнопрофилактическая программы на интересы и поведение школьников, повышению их уровня здоровья и физической подготовленности. Показана роль организации работы в образовательных учреждениях в сфере досуга по месту жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF PHYSICAL CULTURE AS PREVENTION OF ANTISOCIAL BEHAVIORS AMONG ADOLESCENTS IN SECONDARY SCHOOL

The article tells about drug prevention by means of physical culture and sports in children and adolescents. The influence of sports and antidrug preventive programmes at the interests and behaviour of schoolchildren, to improve their level of health and physical fitness. Shows the role of the organization of work in educational institutions in the field of leisure at the place of residence.

Текст научной работы на тему «Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе»

УДК 796.08

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ПОВЕДЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Соломченко М.А., ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет», Горбачева О.А., Орловский государственный университет им Тургенева Филатов Е.Н., Покровский лицей, п. Покровское, Орловская область

MEANS OF PHYSICAL CULTURE AS PREVENTION OF ANTISOCIAL BEHAVIORS AMONG ADOLESCENTS IN SECONDARY SCHOOL

Solomchenko M. A., Prioksko state University, Gorbacheva O. A.,Orel state University named after Turgenev Filatov E.N., Pokrovsky Lyceum, Pokrovka, Orel region

Аннотация. В статье рассказывается о профилактике наркомании средствами физической культуры и спорта у детей и подростков. Исследовано влияние антинаркотической физкультурно-профилактическая программы на интересы и поведение школьников, повышению их уровня здоровья и физической подготовленности. Показана роль организации работы в образовательных учреждениях в сфере досуга по месту жительства.

Summary. The article tells about drug prevention by means of physical culture and sports in children and adolescents. The influence of sports and antidrug preventive programmes at the interests and behaviour of schoolchildren, to improve their level of health and physical fitness. Shows the role of the organization of work in educational institutions in the field of leisure at the place of residence.

Ключевые слова. Дети, подростки, профилактика, наркомания, здоровый образ жизни, средства физической культуры.

Keywords. ^ildren, adolescents, prevention, substance abuse, healthy lifestyle, physical culture.

В настоящее время образовательный и воспитательный потенциал физической культуры эффективно реализуется в нашей стране, в том числе и для создания условий и применения педагогических технологий, которые направлены на оптимизацию социального поведения детей и подростков, профилактики их асоциального поведения, различных нарушений гражданского кодекса, профилактики вредных привычек и приобщение к здоровому образу жизни [2, с. 36].

Дефицит общения в подростковой среде, потеря интереса в познавательной сфере, недостаток двигательной активности, которые характерны для современного подростка, вызывают у него определенный дискомфорт в растущем организме. В связи с эти он начинает поиски острых ощущений, не вписывается в социальную среду, может попасть в определенную группу «риска» [1, с. 22]. Для того, чтобы уберечь его от правонарушительных действий, предупредить развитие девиантного поведения необходимо приобщать к занятиям физической культурой и различными видами спорта, причем систематически [3, с. 45-49].

Самыми эффективными для решения социально-педагогических задач асоциального поведения подростков являются средства физической культуры, которые осуществляют занятия по интересам на основе личностно-ориентированного образования. Подростки сами должны выбирать понравившийся вид спорта.

К сожалению, в настоящее время мало исследований по использованию средств физической культуры для профилактики асоциального поведения, не обоснованы педагогические технологии по внедрению видов спорта для профилактики асоциального поведения подростков, не разработаны принципы формирования двигательных качеств и приобщения к постоянным занятиям.

Различные противоречия во взглядах специалистов определяют направление нашего исследования, которое решает проблему правильного распределения времени подростка для занятий различными видами спорта.

В Покровском лицее, Некрасовской школе-интернате, ряде школ города Орла был проведен социологический опрос анонимно об различным видах нарушений (употребление наркотических и вредных веществ, правонарушения , пренебрегание социальными устоями в обществе ).

Данные опроса показали, что первый раз употребление психоактивных и наркотических веществ начинается с 12-14 лет и составляет около 20,4 % от числа опрошенных. С 10-12 летнего возраста начинается употребление алкогольных напитков и курение - примерно15,8 %. К 14-16 годам распространенность вредных привычек растет, увеличивается до 45,3%. Но приятно отметить, что те подростки, которые активно занимаются различными видами спорта, значительно меньше употребляют психотропные и наркотические вещества (6,7%). По употреблению спиртных напитков и курению также наблюдаются невысокие результаты в этом группе (около 15,7 %).

Также был проведен опрос о пользе физических упражнений. По результатам опроса определен низкий уровень интереса у подростков к традиционным занятиям физическими упражнениями и видами спорта из школьной программы. А популярные виды спорта среди подростков являются: среди юношей - различные виды единоборств, атлетическая гимнастика, ролики, активный туризм, конный спорт, велоспорт и др.; среди девушек - ролики, активный фитнес, альпинизм, каратэ и др. Подростки больше тянутся к силовым и экстремальным видам спорта.

Данные физической подготовленности в школах показывают различный уровень развития физических качеств у этой категории. в возрасте 11-17 лет показатели морфофункционального развития и физической подготовленности изменяются гетерохронно, изменения носят неравномерный характер [3, с 34-46]. Асоциальное поведение и психологическая неустойчивость проявляются в возрасте 12-14 лет, в 15-17 поведение стабилизируется [4, с. 56-60].

Занятия физическими упражнениями и различными видами спорта способствуют нормализации психического состояния и повышения уровня физической подготовленности. После активных видов спорта поведение в обществе также стабилизируется, подростки ведут себя более спокойно.

В процессе проведения исследования нами в экспериментальных школах предложена физкультурная подростковая профилактическая программа. Основные положения программы заключались в следующем:

- на занятиях применялись виды спорта, которые были интересны подросткам;

- учебный процесс представлял собой занятия спортивной направленности;

- средства и методы физического воспитания были направлены на стабилизацию психического состояния подростков;

- педагогические приемы применялись для формирования устойчивого интереса к занятиям;

- проводились методики по повышению самооценки личности и влияние физических упражнений на это качество;

- занятия проводились в игровой форме и направлены на повышения работоспособности организма.

В механизм профилактической работы включались как урочные формы занятий по предмету «Физическая культура», так и внеклассные занятия в спортивных секциях, самостоятельные занятия, соревнования, мероприятия по профилактике вредных привычек, спортивные праздники.

Для правильной сформированность средств физической культуры, влияющие на подростка для противостояния употреблению вредных привычек, были включены следующие компоненты программы:

- образовательно-личностный, который способствует формированию двигательных умений, определяет престиж физической культуры для общества, помогает в физическом совершенствовании для будущей полноценной жизни;

- двигательный в рамках программы, который способствует развитию качеств в определенных видах спорта и сферах жизни;

- значимо-продуктивный, который помогает сформировать личностные качеств подростка, помогает в умениях правильно принимать решения, противостоять факторам риска.

Наиболее значимой формой организации занятий и профилактики вредных привычек является форма, которая включает в себя следующие блоки: учебный, информационный, организационный, обучающий и совершенствующий.

В программе прописаны социально-педагогические условия: направленность тренировочного процесса, оздоровительно-профилактическая цель занятий; формирование ценностей физической культуры, воспитание морально-волевых и нравственных качеств; коррекция психологических отклонений; применение средств и методов физического воспитания, адекватных личностным особенностям учащихся; формирование интереса и потребности к занятиям физической культурой, организация встреч с родителями; применение нетрадиционных видов спорта; использование упражнений аэробной направленности, целенаправленное развитие физических качеств и др.

Для развития выносливости у подростков асоциального поведения эффективным является повторный бег (3-4 раза) с интенсивностью 70 % от максимальной; повторный бег на месте 2-4 раза в течение 10 сек в максимально быстром темпе эффективен для повышения их скоростных способностей. Подтягивания на перекладине (3-4 серии) с околопредельной дозировкой способствуют развитию силовых способностей; выполнение упражнений скоростно-силового характера с оптимальной дозировкой влияет на уровень снижения результата до 10 % от исходного.

Предложенная программа оказала позитивное влияние на интересы и поведение подростков. Уровень здоровья в экспериментальных группах повысился на 12,8 %, уровень физической подготовленности - на 27,9 %. Все это способствовало адаптации подростков к реальным трудностям жизни и сформировало положительное отношение к здоровому образу жизни. Улучшились и социальные показатели, подростки стали положительно относится к различным мероприятиям, проводимым в школе (приблизительно на 31 %). Личностные качества тоже стали лучше (изменения от 3,4 до 5,3 баллов). Количество подростков, которые стали активно заниматься спортом увеличилось с 14,5 % до 68,9%.

Средства и методы физической культуры, применяемые в нашем исследовании, способствуют снижению агрессивности среди подростков, повышению уровня их самооценки, развивают качества личности и полностью адекватны особенностям подросткового возраста.

Занятия физической культурой и спортом формируют у подростка имидж здорового и привлекательного человека, удовлетворяют его потребности к экспериментированию и двигательной активности, поиску переживаний и новых ощущений, состязательности в жизни и приобщают к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Ахромова А.Г., Погребной А.И. Рекомендации для родителей по профилактике подростковой наркомании. - Краснодар: КГУФКСТ, 2003. -54 с.

2 Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Куренцов В.А.Социально-педагоги-ческие подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта.//Физическая культура.-2003.-№3. - С. 3438.

3. Основные направления использования физической культуры и спорта в профилактике потребления наркотиков и асоциального поведения учащейся молодежи // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград: ВГСХА, 2006. - 347 с.

4. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи" (22-24 мая 2002 г., г. Краснодар) / Под ред. В.А. Якобашвили и А.И. Погребного. - Краснодар: КубГАФК, 2002. - 256 с.

References

1. Akramova A. G., pogrebnaya I. A. Recommendations for parents to prevent teen drug abuse. - Krasnodar: CGOPXD, 2003. - 54 p.

2 Kabachkov V. A., Tyulenkov S. Y., V. Kurentsov A. Socio-teachers-Agency approaches to prevention of adolescent drug abuse by means of physical culture and sports.//Physical culture.-2003.-No. 3. - S. 34-38.

3. The main uses of physical culture and sport in the prevention of drug use and antisocial behavior of students // Modern professional education in the sphere of physical culture and sports: urgent problems and ways of improvement: materials of the International scientifically-practical conference. - Volgograd: vgsa, 2006. -347 p.

4. Physical culture and sport in the prevention of drug abuse and crime among youth: Materials of all-Russian scientific-practical conference "Physical culture and sport in the prevention of drug abuse and crime among youth" (22-24 may 2002, Krasnodar, Russia) / edited by V. A. Yakobashvili and A. I. Pogrebnoy. -Krasnodar: Kubak, 2002. - 256 p.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.