Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность студентов в проектах Елабужского института КФУ'

Физкультурно-спортивная деятельность студентов в проектах Елабужского института КФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING AND SPORTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтариева Р. Ф., Шарифуллина С. Р.

В статье рассмотрены некоторые проекты Елабужского института КФУ, а также физкультурно-спортивная деятельность студентов в проектах вуза в качестве волонтеров, судей, вожатых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтариева Р. Ф., Шарифуллина С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITY STUDENTS PROJECTS ELABUZHSKIJ INSTITUTE CFI

The article describes some of the projects Elabuzhsky Institute KSU, as well as sports and sports activities of students in university projects as volunteers, judges, counselors.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность студентов в проектах Елабужского института КФУ»

проанализировать успешность/неуспешность замысла и степень его воплощения; 3) выявить личные достижения, недостатки, несоответствия и попытаться найти их причину; 4) понять природу успеха и подумать, как можно его сохранить и преумножить; 5) вычленить то, что нуждается в изменении, совершенствовании и придумать, как это можно лучше сделать [3,6].

Рефлексия открывает перспективу развития критичности мышления, т.к. активность автора текста проявляется на любом этапе его создания: аналитико-концептуальном, ориентационно-стратегическом, композиционно-тактическом, редакционном и

исполнительском. А.А. Бодалев коммуникативную рефлексию характеризует как существенную составляющую межличностного восприятия, поэтому результатом коммуникативной рефлексии может стать не только новое понимание того, как человек воспринимается партнером по общению, но и возможность коррекции «коммуникативного стиля», а также оценку диалога с позиций лингводидактики.

Литература

1. Данюшина Ю.В. Комплекс программ инновационных коммуникативных дисциплин для студентов управленческих специальностей Вестник университета (Государственный университет управления). Раздел «Новые методы обучения и контроля в компетентностном подходе». - 2013. - № 15.

2. Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем культуры речи//Научно-теоретический и методический журнал «Русская словесность». - 2004, № 6.

3. Просвиркина И.И. Лингводидактический аспект толерантной речевой коммуникации: Монография. - Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2006.

4. Тартынских В.В. межкультурная коммуникация в процессе обучения иностранных студентов Вестник университета (Государственный университет управления). Раздел «Педагогика, политология, психология, социология». - 2009. - № 10

5. Филиндаш Л.В. Исихазм в духовной жизни Византии//Вестник МГУКИ. - 2006. - Вып.4.

6. Черкашина Т.Т. Формирование коммуникативного лидера: метаметодика диалога: Монография. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011.

Ахтариева Р.Ф.1, Шарифуллина С.Р.2

1 К.п.н., доцент, КФУ, 2 соискатель, КФУ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТАХ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА

КФУ

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые проекты Елабужского института КФУ, а также физкультурно-спортивная деятельность студентов в проектах вуза в качестве волонтеров, судей, вожатых.

Ключевые слова: проект, студенты, физкультурно-спортивная деятельность

Ahtarieva R.F. 1, Sharifullina S.R. 2

1 Candidate of pedagogics, Assistant professor, KSU, 2 Applicant for a Degree, KSU SPORTS ACTIVITY STUDENTS PROJECTS ELABUZHSKIJ INSTITUTE CFI

Abstract

The article describes some of the projects Elabuzhsky Institute KSU, as well as sports and sports activities of students in university projects as volunteers, judges, counselors.

Keywords: project, students, physical training and sportive activities

В настоящее время вузы, стремясь сохранить или повысить свой статус в обществе, быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, внедряют в свою деятельность разнообразные проекты и мероприятия, которые не только обеспечивают узнаваемость организации и рост его популярности, но и предоставляют дополнительную возможность для студентов на практике применить свои знания, умения и навыки в стенах вуза.

Елабужский институт КФУ не стал исключением и реализует следующие проекты: интеллектуально-оздоровительный детский летний лагерь ИнтелЛето и интеллектуально-творческий семинар Хыял, Международный фестиваль учителей в Елабуге, другие. Деятельность перечисленных проектов многогранна, но в данной статье нами будет рассмотрена организация физкультурноспортивной деятельности студентов в рамках этих мероприятий.

В 2010 году на базе Елабужского института КФУ (в то время Елабужский государственный педагогический университет) был создан интеллектуально-оздоровительный детский лагерь ИнтелЛето. Целью лагеря стало создать условия, которые способствуют развитию и отдыху школьников во время летних каникул [2, С.6]. Необходимо отметить, что помимо школьников в лагере отдыхали и дети дошкольного возраста.

Ключевым видом деятельности в лагере является поддержание и восстановление здоровья детей средствами физической культуры и спорта, поэтому с ними ежедневно проводились утренние зарядки и организовывались физкультурные часы. Утренняя зарядка проводилась вожатыми групп. Ориентируясь на возраст, вожатые разрабатывали различные комплексы упражнений, стремясь разнообразить их, чтобы детям не стало скучно.

Физкультурный час организовывался студентами факультета физической культуры. Перед студентами была поставлена цель -разработать такую программу, которая бы способствовала развитию интереса у детей к занятиям спортом и закрепляла бы навыки выполнения физических упражнений. В ходе реализации программы дети занимались баскетболом, волейболом, пионерболом, атлетической гимнастикой без отягощений, бадминтоном, спортивными танцами, подвижными играми.

В организации физкультурно-спортивной деятельности у студентов-вожатых и студентов-спортивных инструкторов имелись свои особенности: за вожатыми закреплялись дети одного возраста, с которыми им требовалось проводить всю смену, а от студентов-физкультурников требовалось проведение занятий каждый день в новой группе. Таким образом, от студентов-вожатых необходимо было находить и вносить ежедневные изменения в утреннюю зарядку, чтобы у детей не остыл интерес к занятиям, а для студентов-спортивных инструкторов требовалось ежедневно менять свою программу исходя из ожидаемого возраста и состава новой группы детей.

Для разработки программы мероприятий студенты обращались к различным источникам, позволяющим получить информацию о новшествах в области физкультурно-спортивной работы. В ходе участия в проекте интеллектуальнооздоровительный детский лагерь ИнтелЛето студенты осознали, что для создания наибольшего интереса у детей к физкультурноспортивной деятельности, учителю необходимо обладать знаниями о как можно большем количестве физических упражнений и техникой их выполнения.

Обязательным элементом после проведенных занятий являлось предоставление отчета куратору физкультурно-спортивной работы и всей группе о проделанной работе, в котором указывались не только успехи и неудачи проделанной работы, но и высказывались предположения о причинах отклонений от запланированного. Такой подход способствовал формированию умений и навыков самоанализа, передачи и получения практического опыта между студентами.

Аналогичным образом строилась физкультурно-спортивная работа и на интеллектуально-творческом семинаре Хыял, целью которого является «содействовать формированию и развитию национального самосознания, этнокультурной толерантности и

68

разностороннего развития учащихся в процессе интеллектуально-творческой и социально значимой деятельности в условиях профильного лагеря» [1]. Занятия проводились с включением различных интерактивных технологий, инновационных методик игровой деятельности детей, спортивных состязаний.

Следующим значимым проектом вуза является Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Ежедневно в рамках данного проекта проводилась утренняя зарядка. Программа зарядки готовилась совместно со студентами, и должна была не только ориентироваться на разновозрастную категорию, но и способна заинтересовать учителей в ежедневном участии в физкультурном мероприятии. Успех программы студентов отмечался ежедневным приростом участников утренней зарядки.

Таким образом, студенческая деятельность в проектах вуза весьма многообразна, что способствует росту квалификации выпускников вуза как физкультурно-спортивных работников.

Литература

1. Интеллектуально-творческий семинар «Хыял» («Мечта») [Электронный ресурс] URL: http://kpfu.ru/mam_page?p_sub=9383 (дата обращения: 10.01.2014).

2. Образовательные программы многопрофильного оздоровительного лагеря для детей и подростков «ИнтелЛето» / под ред. Е.Е. Мерзон, Н.Н. Мокшиной, С.Ф. Тазиева, И.И. Ушатиковой. - Елабуга, 2011. - 123 с.

Ахтариева Р.Ф.1, Шарифуллина С.Р.2

1 К.п.н., доцент, КФУ, 2 соискатель, КФУ

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЕМИНАРА «МАРАФОН СПОРТА»

Аннотация

В статье рассмотрено мероприятие Елабужского института КФУ Республиканский семинар для учителей и учеников 11 классов «Марафон спорта», его роль в рекламной деятельности вуза.

Ключевые слова: мероприятие, реклама, мастер-класс

Ahtarieva R.F. 1, Sharifullina S.R 2

1 Candidate of pedagogics, Assistant professor, KSU, 2 Applicant for a Degree, KSU TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF THE REPUBLICAN SEMINAR "SPORTS MARATHON”

Abstract

In article KFU Yelabuga institute action the Republican seminar for teachers and pupils of 11 classes "Sports Marathon", its role in advertizing activity of higher education institution is considered.

Keywords: event, advertising, master-class

На сегодняшний день организация конференций, семинаров стала популярной формой взаимодействия вузов с различными учреждениями. Елабужский институт КФУ не стал исключением и ежегодно проводит различные мероприятия. В 2011 году впервые был проведен Республиканский семинар для учителей и учащихся 11 классов «Марафон спорта», который стал традиционным.

Основными целями Республиканского семинара 2011 года стали:

• «пропаганда здорового образа жизни;

• освоение наиболее рациональных методов и приемов, технологий обучения воспитания и развития учащихся в области ФК и ОБЖ;

• повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы в области ФК и ОБЖ;

• обмен опытом, выявление и распространение передового актуального педагогического опыта» [3].

В последующих годах на семинарах рассматривалась только отрасль физической культуры и спорта, а от рассмотрения сферы безопасности жизнедеятельности отошли из-за отсутствия спроса со стороны учительского состава.

Дополнительной задачей марафона спорта стала реклама вуза среди выпускников школ, что является актуальной проблемой из-за высокой конкуренции между многочисленными высшими учебными заведениями в регионе и близлежащих субъектах РФ.

Формы проведения республиканского семинара ежегодно меняются. В 2011-2012 учебном году марафон спорта прошел по следующей программе: мастер-классы по различным видам спорта и научно-практическая конференция.

Научно-практическая конференция учителей общеобразовательных школ проведена была по следующим вопросам:

1. «Физическое воспитание как фактор становления здорового образа жизни подрастающего поколения.

2. Инновационные системы управления физической культурой и спортом.

3. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в образовательных учреждениях различного типа.

4. Современные физкультурно-оздоровительные технологии.

5. Роль учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в деятельности по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников» [3].

Мастер-классы были организованы по таким видам спорта, как пауэрлифтинг, кикбоксинг, аэробика, бадминтон, стрельба, баскетбол. В них участвовали не только преподаватели и студенты вуза, но и участники республиканского семинара. В первом Республиканском семинаре участвовало около 200 учителей и учеников из различных районов РТ, а также Республики Удмуртии [1].

В 2012-2013 учебном году на республиканском семинаре, посвященному XXVII Всемирной летней Универсиаде, были организованы мастер-классы по темам:

1. «Организация и проведение соревнований по волейболу в системе общеобразовательной школы.

2. Внедрение новых видов спорта в систему образования на примере бадминтона

3. Организация и проведение соревнований по дартсу в системе общеобразовательной школы

4. Подготовка учащихся по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

5. Технология подготовки лыж на уроках лыжной подготовки.

6. Внедрение приемов самозащиты без оружия на уроках физической культуры»[4].

На втором республиканском семинаре присутствовало почти 150 учителей из 16 районов Татарстана [2]. В ходе него некоторым учителям представилась возможность провести свои мастер-классы, что способствовало повышению продуктивности обмена опытом среди педагогов образовательных учреждений.

Республиканский семинар 2013-2014 учебного года был проведен в рамках 115-летнего юбилея Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. В ходе этого марафона были проведены Олимпиада по физической культуре, лично-командный (клубный) Кубок РТ по классическому жиму лежа среди мужчин и женщин и соревнования по бадминтону на Кубок директора Елабужского института КФУ. В нем приняли участие учителя и школьники из 9 районов РТ[3].

Таким образом, Республиканский семинар обрел популярность среди педагогов общеобразовательных учреждений, как мероприятие, на котором они дополнительно могут повысить свою квалификацию. А ежегодное повышение конкурса при

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.