Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сылка Сергей Иванович

Несмотря на высокий уровень распространения девиантности в среде студенческой молодежи, потенциал физкультурно-рекреативной деятельности как педагогического инструмента в профилактике девиантности остается недостаточно изученным. В связи с этим целью исследования стала разработка системы профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях средствами физкультурно-рекреативной деятельности. Были сделаны выводы, что система профилактики девиантного поведения будет эффективной в случае реализации комплекса педагогических условий: организационных, стимулирующих, методических, а также при условии теоретической подготовленности педагогов дополнительного образования к такого рода деятельности. В ходе исследования принято решение отнести к средствам физической рекреации все формы двигательной активности. Особое внимание в системе отведено учебно-тренировочным комплексам, за исключением спортивно-подготовительной направленности и узкой специализации, дифференциация которых производилась в зависимости от уровня проявления девиантности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сылка Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES FOR PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Despite the high level of deviance among students, the potential of physical culture and recreation activities as a pedagogical tool in the prevention of deviance remains insufficiently studied. In this regard, the aim of the study was to develop a system for the prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations by means of physical culture and recreational activities. It was concluded that the system of prevention of deviant behavior will be effective in the case of the implementation of a set of pedagogical conditions: organizational, stimulating, methodological, as well as on the condition of the theoretical readiness of teachers of additional education for this type of activity. In the course of the study, it was decided to attribute all forms of motor activity to the means of physical recreation. Special attention in the system is given to educational and training complexes, with theexception of sports-preparatory orientation and narrow specialization, the differentiation of which was made depending on the level of manifestation of students ' deviance.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 377.5

DOI 10.52575/2712-7451 -2021 -40-2-219-226

Физкультурно-рекреативная деятельность по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях

Сылка С.И.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: sylka.1989@mail.ru

Аннотация. Несмотря на высокий уровень распространения девиантности в среде студенческой молодежи, потенциал физкультурно-рекреативной деятельности как педагогического инструмента в профилактике девиантности остается недостаточно изученным. В связи с этим целью исследования стала разработка системы профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях средствами физкультурно-рекреативной деятельности. Были сделаны выводы, что система профилактики девиантного поведения будет эффективной в случае реализации комплекса педагогических условий: организационных, стимулирующих, методических, а также при условии теоретической подготовленности педагогов дополнительного образования к такого рода деятельности. В ходе исследования принято решение отнести к средствам физической рекреации все формы двигательной активности. Особое внимание в системе отведено учебно-тренировочным комплексам, за исключением спортивно-подготовительной направленности и узкой специализации, дифференциация которых производилась в зависимости от уровня проявления девиантности обучающихся.

Ключевые слова: система профилактики; девиантность; физкультурно-рекреативная деятельность, профессиональная образовательная организация, обучающиеся.

Для цитирования: Сылка С.И. 2021. Физкультурно-рекреативная деятельность по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40 (2): 219-226. DOI: 10.52575/2712-7451-202140-2-219-226

Physical and recreational activities for prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations

Sergey I. Sylka

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia, E-mail: sylka.1989@mail.ru

Abstract. Despite the high level of deviance among students, the potential of physical culture and recreation activities as a pedagogical tool in the prevention of deviance remains insufficiently studied. In this regard, the aim of the study was to develop a system for the prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations by means of physical culture and recreational activities. It was concluded that the system of prevention of deviant behavior will be effective in the case of the implementation of a set of pedagogical conditions: organizational, stimulating, methodological, as well as on the condition of the theoretical readiness of teachers of additional education for this type of activity. In the course of the study, it was decided to attribute all forms of motor activity to the means of physical recreation. Special attention in the system is given to educational and training complexes, with the

exception of sports-preparatory orientation and narrow specialization, the differentiation of which was made depending on the level of manifestation of students ' deviance.

Keywords: prevention system; deviance; physical culture and recreational activities, professional educational organization, students.

For citation: Sylka S.I. 2021. Physical and recreational activities for prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 40 (2): 219-226 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2021-40-2-219-226

Введение

Главной задачей образовательной организации является создание условий для развития, самореализации и становления личности. На формирование нравственных ценностей индивида пагубно влияют негативные социальные, политические, экономические факторы, недостаточная вовлечённость студенческой молодёжи в систему управления на различных уровнях, телевидение, интернет-контент [Кулаева, 2018]. Перечисленные факторы приводят к деформации духовно-нравственных ценностей. Обучающийся с недостатком духовно-нравственных ценностей, не имеющий достойного занятия в свободное время, способен совершать поступки, идущие вразрез с нормами и моралями общества. Уходы из дома, бродяжничество, прогулы, отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, надписи непристойного характера на стенах, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки), воровство, вымогательство, хулиганство, употребление алкоголя, наркотических веществ, курение - все эти проявления имеют определение как де-виантное поведение [Богомолова, Савченко, 2017; Малова, 2019].

Студенчество - социально-демографическая группа, очередная ступень в формировании личности индивида. И по этой причине остро встает вопрос социальной адаптации, принятия норм и правил новой социальной группы, выбора приоритетов и целей. Этот период несет в себе и многочисленные риски, связанные с возникающими на данном этапе трудностями самоидентификации, самореализации и адаптации к новым условиям жизни. В данном случае речь может идти о социальной дезадаптации индивида, его неспособности адекватно вжиться в новую социальную среду [Гилинский, 2004; Быструшкин и др., 2020]. Повышенный интерес к проблеме вызван неуклонным ростом преступности в нашей стране, крайних проявлений жестокости и агрессии. Согласно официальной статистике1, пиковый рост преступности попадает на возрастную группу 15-18 лет, как раз в этот самый период юноши и девушки являются учениками старшей школы или же студентами профессиональной образовательной организации. Этот возрастной период является ответственным, критичным и требует особого внимания со стороны учебного заведения [Доржиева, 2018]. По медицинским данным2, более 40 % отравлений у детей связаны с злоупотреблением алкогольных напитков. Три основные причины смертей среди молодежи 15-24 лет - это автомобильные аварии, убийства и самоубийства, и во всех трех алкоголь является ключевым фактором [Титова, 2018].

Так, например, анализ динамики преступности и результаты прокурорского надзора по итогам первых 4-х месяцев 2019 года в Белгородской области свидетельствуют о росте количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, - с 56 в аналогичном периоде прошлого года до 76 в текущем году. Число лиц, совершивших преступления, возросло с 48 до 66 3.

1 Прокуратура Белгородской области. Новости, 24 мая. 2019. URL: https://epp.genproc. gov.ru/web /proc_31 /mass-media/news/archive?item=29565564 (дата обращения: 15.02.2021/

2 Там же

3 URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_31/mass-media/news/archive?item=29565564 (дата обращения: 15.02.2021^

При анализе литературы авторами не было обнаружено специальных исследований на тему профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации в рамках дополнительного образования. Таким образом возникла необходимость разработки и реализации в условиях профессионально образовательных организациях (ПОО) системы профилактики девиантного поведения обучающихся средствами физкультурно-рекреативной деятельности (ФРД), что и стало целью настоящего исследования.

Объекты и методы исследования

Методологическая основа исследования формировалась с использованием анализа трудов отечественных и зарубежных специалистов в области девиантологии и физической рекреации, опыта работы педагогических коллективов, педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности в качестве руководителя физического воспитания и тренера, педагогического эксперимента, методов математической статистики, законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Наряду с этим использовались инструментальные, социологические и статистические методы.

Проведены психологическая оценка обучающихся, а также оценка физического развития. Сформированы бланки здоровья с целью фиксации физических показателей, антропометрии, психического состояния на начало эксперимента, в ходе исследования и итоговых показателей физического состояния. Объектами для проведения исследования стали обучающиеся ПОО. Критериями зачисления в экспериментальные гуппы являлись добровольное согласие обучающихся на участие, а также наличие девиантных проявлений. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания».

Результаты и обсуждение

По мнению М.С. Данилейко, физическая рекреация является осознанной двигательной активностью, нацеленной на изменение своего физического, психического, морального состояния [Данилейко, 2008].

В содержание физической рекреации входят следующие группы действий: двигательная, интеллектуальная, сенсорная и эмоционально-волевая. Мотив стимулирует к деятельности индивида. Смена приоритетов и формирование устойчивых взглядов, характерных для здорового индивида, становятся результатом и главной задачей. Л. Пиотровски считает, что физическая рекреация является процессом, в котором используются средства, методы и формы организации физической культуры с целью получения морального, эмоционального и физического удовлетворения потребностей [Пиотровски, 1980].

В процессе накопления знаний и практического опыта в области физической культуры формировалось общее представление о физической рекреации. По мнению Ю.Е. Рыжкина, физическая рекреация первоначально выполняла педагогическую функцию, следовательно, возможность её применения как педагогического средства в профилактике отклонений не вызывает сомнений. В дальнейшем физическая рекреация использовалась в религии, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер, и стала неотъемлемой частью жизнедеятельности людей, став важным фактором социализации молодых людей [Рыжкин, 1997]. При этом физическая рекреация не несла какой-либо психоэмоциональной нагрузки, а предполагалась как форма активного отдыха, развлечения, укрепления здоровья. А моделирование профессиональной и бытовой деятельности с использованием игровых форм способствовало выполнению человеком в будущем каких-то социальных ролей [Воловик, Воловик, 1998].

Учитывая вышесказанное, сделаем вывод о том, что физическая рекреация является не только видом физической культуры, но и может использоваться в качестве средства в педагогике для достижения определённых задач. В случае с трудновоспитуемыми обучающимися ПОО, имеющими девиантные проявления, физкультурно-рекреативная деятельность является педагогическим средством в профилактике девиантного поведения. Содержание физкультур-но-рекреативной деятельности имеет огромный арсенал средств из-за возможности использовать любые виды и формы деятельности, при этом без спортивно-тренировочной направленности. Поэтому организация внеурочной деятельности с применением средств физической рекреации для реализации различных потребностей человека (физических, культурных, эстетических, экологических, нравственных, религиозных и др.) в учебном заведении должна обеспечить проявление индивидуальности каждого человека соразмерно его мотивам, интересам, возможностям и способностям [Никулин, 2000].

С 80-х до 90-х годов, как правило, круг замыкался на использовании элементов подвижных и спортивных игр, гимнастических и легкоатлетических упражнений. Однако, как отмечает Г.П. Виноградов, начиная с середины 90-х годов спектр средств значительно расширился [Виноградов, 1997]. Если воспользоваться классификацией физических упражнений, практикуемой в теории спорта, то можно утверждать, что для физической рекреации можно использовать не только общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения, но и абсолютно все виды двигательной активности.

Ведущим фактором, объединяющим все многообразие форм физкультурно-рекреативной деятельности, является создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Все формы использования физических упражнений, направленных на эмоционально-активный отдых, развлечение, получение удовлетворения от двигательной деятельности, восстановление психических и физических сил, неформальное общение с природой или партнерами в процессе двигательной активности входят в содержание физической рекреации [Ирхин, 2002]. В этом качестве физическая рекреация несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека.

А.Н. Леонтьев считал, что эмоциональное отражение порождается собственно в момент деятельности, и понятие психологического состояния за пределами целостной системы не представляется возможным. Деятельность, в свою очередь, - это основа формирования образа восприятия. И для возникновения образа предмета или ситуации необходимо осуществление сложного персептивного действия, включающего систему предметных операций. Психический образ является продуктом жизненных, практических связей с предметным миром и его взаимоотношения с ним. Это положение необходимо для понимания механизма формирования одного из фундаментальных свойств образа восприятия -свойства предметности. Психологический анализ деятельности состоит, по А.Н. Леонтьеву, в том, чтобы внести в психологию такие единицы анализа, которые несут в себе психическое отражение в его неотторжимости от порождающих его и им опосредствуемых моментов человеческой деятельности [Леонтьев, 1977].

Таким образом, физическая рекреация является не только видом физической культуры, но и может использоваться в качестве средства в педагогике для достижения определённых задач. В случае с трудновоспитуемыми обучающимися профессионально образовательных организаций, имеющими девиантные проявления, физкультурно-рекреативная деятельность является педагогическим средством в профилактике отклонений. Физкультурно-рекреативную деятельность (ФДР) решено было определить как вид деятельности, а социально здоровую личность - как прообраз для восприятия в процессе обучения. Следовательно, систему физкультурно-рекреативной деятельности можно разделить на компоненты: целевой, содержательный, операциональный, критериально-

оценочный и результативный. Для успешной реализации исследования созданы педагогические условия (организационные, методические, стимулирующие и условие подготовленности преподавателей к такого рода деятельности).

Целевой компонент подразумевает создание условий для обучающихся с использованием средств физкультурно-рекреативной деятельности. Содержательный компонент профилактики девиантного поведения обучающихся средствами физкультурно-рекреативной деятельности направлен на нейтрализацию асоциальных мотивов, целей и поведенческих реакций студентов. Операциональный компонент включает массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; занятия отдельными видами спорта с целью активного отдыха, оздоровления, переживания «мышечной радости», снятия нервно-эмоционального напряжения, соревновательные формы занятий, не имеющие выраженной спортивной ориентации [Воронков, 2007].

В сформированных группах использовались упражнения из силовых видов спорта и различные гимнастические, танцевальные упражнения и комплексы. Работа проводилась с учетом уровней отношения к ФРД и степени девиантности. Условно было выделено четыре группы обучающихся: с критическим, низким, средним, и высоким уровнем де-виантности. К критическому уровню были отнесены стоящие на учёте в полиции, у психолога или социального педагога, имеющие вредные привычки, прогулы, при этом не имеющие желания обучатся, имеют не аттестации по нескольким предметам и практикам. На первоначальном этапе формирования отбора участников групп все обучающиеся относились к критическому уровню.

Низкий уровень: студенты иногда проявляют интерес к ФРД, но при этом не убеждены в значимости этой деятельности, задания выполняются неохотно, мотивация отсутствует, к обучению отношение нейтральное. Следующий уровень - средний: студенты проявляют интерес к ФРД и убеждены в значимости этой деятельности, получают удовольствие от двигательной активности, общения с коллективом, в большей степени проявляют интерес к образовательной деятельности, за исключением трудно поддающихся предметов.

Целью работы с группами является переход всех участников исследования на высокий уровень, при котором обучающиеся проявляют интерес к ФРД и убеждены в значимости этой деятельности, проявляют активность в использовании средств физической культуры в процессе жизнедеятельности. Студенты, достигшие высокого уровня не имеют сложностей с обучением, проявляют высокую активность в жизни образовательной организации.

Критериально-оценочный компонент включает в себя анализ и оценивание результатов по следующим показателям: психоэмоциональное состояние девиантных обучающихся; изменение нравственно-этических качеств; отношение к учебной деятельности.

Результативный компонент включает воспитательно-рекреационный эффект. Оценка эффективности осуществляется на основе результатов физической подготовленности; посещаемости учебных занятий, снижения уровня конфликтности, отказа от вредных привычек. Анализ проводился на основе анкетирования «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)» 1, теста Айзенка2, личностная тревожность оценивалась по методике Ч.Д. Спилбергера3, самооценка личности - по методике Н.В. Морозовой, функция внимания - по таблице Шульте4.

1 http://test-metod.m/index.php/metodiki-i-testy/1/19-metodika-diagnostiki-operativnoj-otsenki-samochuvstviya-aktivnosti-i-nastroeniya

2 https://testometrika.com/personality-and-temper/questionnaire-eysenck-pen/

3 http://www.psychiatry.ru/stat/93

4 https: //logiclike.com/blog/vnimanie -i -pamyat/shulte-tables

Применение средств физической рекреации в процессе занятий оказывало положительный эффект в нормализации взаимоотношений «студент-преподаватель», улучшило психическое состояние, позволило снизить у 26,4 % девиантных обучающихся тревожность; у 31,6 % - агрессивность и у 22,8 % - ригидность. Личностная тревожность снизилась у 63 % девиантных обучающихся и оценивается как средняя. Изучение самооценки личности, проведенное в конце учебного года, показало, что снижение уровня тревожности положительно повлияло на коррекцию индивида. У 52 % студентов самооценка достоверно повысилась на 0,8 балла.

Несмотря на переход обучающихся с апреля месяца на дистанционную форму обучения, занятия, проводимые в режиме онлайн, имели положительный эффект, и посещаемость занятий осталась на прежнем уровне. В результате эксперимента был достигнут прогресс в развитии нравственно-этических качества личности: доброжелательность на начало эксперимента составляла 32,5 %, а на конец эксперимента 67,5; отзывчивость с 29,6 % качественно изменилась до 70, 4 %, конфликтность - с 31,9 до 68,1 % и агрессивность - с 29,7 до 70,3 %.

На сегодняшний день 21,9 % обучающихся прекратили курить, 24,5 % приняли решение о полном отказе от алкоголя. По результатам отчёта социального педагога, с учёта ОДН и собственного учёта мониторинга СПО девять обучающихся были сняты.

Данные мониторинга количества прогулов и нарушений дисциплины говорят об их снижении. Психолог и социальный педагог отметили повышение доверия со стороны обучающихся во время сеансов профилактики, обратили внимание на положительную смену их приоритетов и целей.

Выводы

Результаты исследования позволили выявить отсутствие системы физкультурно-рекреативной деятельности по профилактике девиантного поведения в профессиональных образовательных организациях. На основе данных статистики анализа литературы по теме исследования были выявлены предпосылки для разработки системы по профилактике де-виантного поведения в профессиональных образовательных организациях. Во время эксперимента апробация разработанной системы-позволила получить положительную динамику в формировании здоровой в психологическом и физическом плане личности обучающегося. В конечном результате обучающиеся осознают необходимость в организации физкультурно-рекреативных мероприятий не только индивидуальных, но и коллективных. Было отмечено стабильное формирование здоровой в психоэмоциональном и физическом плане личности.

Совокупность педагогических условий реализации системы по профилактике де-виантного поведения средствами физической рекреации включает организационные, методические и стимулирующие компоненты. Педагог в сою очередь должен быть подготовлен и сотрудничать со всеми участниками учебного процесса.

Для более эффективного использования средств физической рекреации следует тесно взаимодействовать всем участникам учебного процесса. Преподавателю необходимо разрабатывать учебные пособия, планы, рабочие программы, конспекты занятий. С вовлечёнными сотрудниками образовательного учреждения в такого рода деятельность необходимо проводить обучающие семинары, круглые столы, курсы повышения квалификации.

Список литературы

1. Богомолова Е.А., Савченко О.Г. 2017. Девиантное поведение студентов и причины его проявления. Педагогика и психология. Тория и практика, 1 (9): 8-10.

2. Быструшкин С.К., Селиверстова И.Г., Тютерева И.А., Тютерев В.Н., Грибцова Л.С., Гениатулина Е.В. 2020. Психофизическая адаптация обучающихся первого курса колледжа к

учебной деятельности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2:15-18.

3. Виноградов Г.П. 1997. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями. СПб., ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 233 с.

4. Воловик А.Ф., Воловик В.А. 1998. Педагогика досуга. М., Флинта, Московский психолого-социальный институт, 240 с.

5. Воронков А.В. 2007. Педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе. Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 202 с.

6. Гилинский Я.И. 2004. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Под ред. Ю.Н. Волкова, Я.И. Гипинского, В.Н. Кудрявцева, А.В. Федорова. СПб., Издательство «Юридический центр Пресс», 520 с.

7. Данилейко М.С. 2008. Адаптация детей к школьным условиям средствами физической рекреации. Дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 153 с.

8. Доржиева Е.Б. 2018. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Молодой ученый, 23 (209): 78-80.

9. Ирхин В.Н. 2002. Теория и практика отечественной школы здоровья. Барнаул, Изд-во БГПУ, 279 с.

10. Кулаева З.Т. 2018. Факторы формирования нравственных ценностей и антиценностей студенческой молодежи. RANT, 2 (27): 91-94.

11. Леонтьев А.Н. 1977. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 304 с.

12. Малова Е.О. 2019. Подготовка педагогов к организации работы по профилактики девиантного поведения в среде студентов ПОО. Профилактика зависимостей, 2 (18): 133-137.

13. Никулин И.Н. 2000. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы. Дис. ... канд. пед. наук. Белгород. 209 с.

14. Пиотровски Л.М. 1980. Физическая рекреация как часть физической культуры. Дис. ... канд. пед. наук. Л., 167 с.

15. Рыжкин Ю.Е. 1997. Психолого-педагогические основы физической рекреации. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 36 с.

16. Титова М.П. 2018. Алкоголизм как фактор девиантного поведения несовершеннолетних в современной России. В кн.: Алкоголь в России. Материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. Под ред. М.В. Теплянского. Иваново: 40-47.

References

1. Bogomolova E.A., Savchenko O.G. 2017. Deviantnoe povedenie studentov i prichiny ego proyavleniya [Deviant behavior of students and the reasons for its manifestation]. Pedagogy & Psychology. Theory and Practice, 1 (9): 8-10.

2. Bystrushkin S.K., Seliverstova I.G., Tyutereva I.A., Tyuterev V.N., Gribtsova L.S., Geniatulina E.V. 2020. Psikhofizicheskaya adaptatsiya obuchayushchikhsya pervogo kursa kolledzha k uchebnoy deyatel'nosti [Psychophysical adaptation of first-year college students to educational activities]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, 2: 15-18.

3. Vinogradov G.P. 1997. Teoriya i metodika rekreatsionnykh zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami [Theory and methodology of recreational physical exercise]. SPb., Publ. GAFK im. P.F. Lesgafta, 233 p.

4. Volovik A.F., Volovik V.A. 1998. Pedagogika dosuga [Leisure Pedagogy]. M., Publ. Flinta, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 240 p.

5. Voronkov A.V. 2007. Pedagogicheskie usloviya organizatsii fizkul'turno-rekreativnoy deyatel'nosti v uchitel'skom kollektive [Pedagogical conditions for the organization of physical culture and recreational activities in the teaching staff]. Dis. ... Cand. ped. sciences. Belgorod, 202 p.

6. Gilinskiy Ya.I. 2004. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubiystv i drugikh «otkloneniy» [Deviantology: A Sociology of Crime, Drug Abuse, Prostitution, Suicide, and Other "Deviation"]. Eds. Yu.N. Volkov, Ya.I. Gipinsky, V.N. Kudryavtsev, A.V. Fedorov. SPb., Publ. Yuridicheskiy tsentr Press, 520 p.

7. Danileyko M.S. 2008. Adaptatsiya detey k shkol'nym usloviyam sredstvami fizicheskoy rekreatsii [Adaptation of children to school conditions by means of physical recreation]. Dis. ... Cand. psychol. sciences. Sankt-Peterburg, 153 p.

8. Dorzhieva E.B. 2018. Kriminologicheskaya kharakteristika prestupnosti nesovershennoletnikh [Criminological characteristics of juvenile delinquency]. Young Scientist, 23 (209): 78-80.

9. Irkhin V.N. 2002. Teoriya i praktika otechestvennoy shkoly zdorov'ya [Theory and practice of the national school of health]. Barnaul, Publ. BGPU, 279 p.

10. Kulaeva Z.T. 2018. Faktory formirovaniya nravstvennykh tsennostey i antitsennostey studencheskoy molodezhi [Factors of the formation of moral values and anti-values of student youth]. KANT, 2 (27): 91-94.

11. Leont'ev A.N. 1977. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M., Publ. Politizdat, 304 p.

12. Malova E.O. 2019. Podgotovka pedagogov k organizatsii raboty po profilaktiki deviantnogo povedeniya v srede studentov POO [Preparing teachers for the organization of work on the prevention of deviant behavior among VET students]. Profilaktika zavisimostey, 2 (18): 133-137.

13. Nikulin I.N. 2000. Podgotovka budushchego uchitelya k fizkul'turno-rekreativnoy deyatel'nosti s uchashchimisya obshcheobrazovatel'noy shkoly [Preparing a future teacher for physical culture and recreational activities with students of a secondary school]. Dis. ... Cand. ped. sciences. Belgorod, 209 p.

14. Piotrovski L.M. 1980. Fizicheskaya rekreatsiya kak chast' fizicheskoy kul'tury [Physical recreation as part of physical culture]. Dis. ... Cand. ped. sciences. L., 167 p.

15. Ryzhkin Yu.E. 1997. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy fizicheskoy rekreatsii [Psychological and pedagogical foundations of physical recreation]. SPb., Publ. RGPU im. A.I. Gertsena, 36 p.

16. Titova M.P. 2018. Alkogolizm kak faktor deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh v sovremennoy Rossii [Alcoholism as a factor in the deviant behavior of minors in modern Russia]. In: Alkogol' v Rossii [Alcohol in Russia]. Proceedings of the Eighth Scientific Conference, Ivanovo, October 27-28, 2017. Edited by M.V. Teplyansky. Ivanovo: 40-47.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сылка Сергей Иванович, аспирант кафедры педагогики факультета психологии педагогического института, преподаватель инжинирингового колледжа Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sergei I. Sylka, Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Faculty of Psychology, Pedagogical Institute, Lecturer, Engineering College, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.