DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-187-65-71 УДК 377.5
Система профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации
Сергей Иванович СЫЛКА1'2
1ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» 308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85 2ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания» 308032, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Привольная, 2 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4165-9285, e-mail: sylka.1989@mail.ru
System of prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations using means of physical recreation
Sergey I. SYLKA1,2
:Belgorod State National Research University 85 Pobedy St., Belgorod 308015, Russian Federation
2Belgorod College of Food Services 2 Privolnaya St., Belgorod 308032, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4165-9285, e-mail: sylka.1989@mail.ru
Аннотация. Рассмотрена проблема профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в подготовке здоровых в физическом, психическом и нравственном аспектах специалистах и высоком уровне распространения девиантности среди подростков и учащейся молодежи, а также недостаточным изучением потенциальных возможностей физкультурно-рекре-ативной деятельности как способа профилактики отклоняющегося поведения обучающихся. Цель исследования - обоснование системы профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации. В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования, ведущее место среди которых занимали анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике, а также педагогический эксперимент. Установлено, что предлагаемая система должна включать в себя целевые, содержательные, операциональные, критериально-оценочные, результативные компоненты и реализовываться с включением в нее основных участников образовательного процесса. К средствам физической рекреации были отнесены все формы двигательной активности обучающихся в образовательном процессе, содействующие конструктивному развитию их личности. Значительное место в разработанной системе отведено учебно-тренировочным комплексам, дифференцированно используемым в зависимости от уровня проявления девиантности обучающихся. Доказано, что эффективность системы профилактики девиантного поведения обучающихся в средних профессиональных образовательных организациях с использованием средств физической рекреации достигается при реализации совокупности педагогических условий: организационных, стимулирующих, методических и условий теоретической, психологической и технологической подготовленности преподавателей к такого рода деятельности. Ключевые слова: система профилактики; девиантность; средства физической рекреации
Для цитирования: Сылка С.И. Система профилактики девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях с использованием средств фи-
© Сылка С.И., 2020
65
зической рекреации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 187. С. 65-71. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-65-71
Abstract. We raise the problem of preventing deviant behavior of students in secondary professional educational organizations. The relevance of the research topic is due to the need to resolve the contradiction between the society's need for training healthy specialists in physical, mental and moral aspects and the high level of deviant prevalence among adolescents and students, as well as insufficient study of the potential of physical and recreational activities as a way to prevent students' deviant behavior. The purpose of the study is the justification of the prevention system of deviant behavior of students in secondary professional educational institutions using means of physical recreation. We use theoretical and empirical research methods, the leading place among which is occupied by the analysis of the state of the problem in pedagogical theory and practice, as well as a pedagogical experiment. It is established that the proposed system should include targeted, substantive, operational, criteria and evaluative, resultative components and be implemented with the inclusion of the main participants in the educational process. All forms of motor activity of students in the educational process, contributing to the constructive development of their personality, were classified as means of physical recreation. A significant place in the developed system is reserved for training complexes, differentially used depending on the level of manifestation of students' deviation. It is proved that the effectiveness of the prevention system of deviant behavior of students in secondary vocational educational institutions using means of physical recreation is achieved by implementing a set of pedagogical conditions: organizational, stimulating, methodic and the conditions of the theoretical, psychological and technological preparedness of teachers for this kind of activity.
Keywords: prevention system; deviation; means of physical recreation
For citation: Sylka S.I. Sistema profilaktiki deviantnogo povedeniya obuchayushchikhsya v pro-fessional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh s ispol'zovaniyem sredstv fizicheskoy rekreatsii [System of prevention of deviant behavior of students in professional educational organizations using means of physical recreation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 65-71. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-65-71 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Сложные социально-экономические процессы в нашей стране негативным образом сказываются на состоянии нравственного здоровья подрастающего поколения, способствуя распространению саморазрушающихся форм поведения подростков, юношей и девушек: алкоголизм, наркомания, табакокурение, агрессивное и даже противоправное поведение и др. [1]. В России количество молодежи, употребляющей спиртное, достигло 33 % среди юношей и 20 % среди девушек [2]. Так, например, в Белгородской области в первом квартале 2019 г. был зарегистрирован рост на 57 % числа несовершеннолетних -участников преступлений1. Особенно важно снизить факторы риска девиантности для студенческой молодежи, сталкивающейся с трудностями самоидентификации, самореализации и адаптации к новым условиям жиз-
1 Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: httpsV/мвд.рф/ (дата обращения: 25.03.2020).
ни [3]. Подчеркнем, что в стране наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих, а работодатель заинтересован в получении не только компетентных кадров, но и здоровых в психологическом и физическом плане сотрудников [4].
Анализ социального портрета современного студента профессиональной образовательной организации (ПОО) показывает, что для 40 % студентов выбор колледжа оказался вынужденным местом обучения, так как либо из-за низких показателей в учебной деятельности (30,0 %), либо из-за девиантного поведения (10,0 %) их не брали для дальнейшего обучения в школе, большинство семей обучающихся имеет невысокий социальный статус, низкий уровень материального обеспечения, а каждый десятый является неуспевающим в учебе. Более 90 % студентов ПОО считают себя принадлежащими к неформальным группам, компаниям, сообществам, в которых они проводят свое свободное время. В этих группах, как правило, совершается до 80 % правонарушений [5].
Осложняет воспитательную ситуацию то обстоятельство, что далеко не во всех ПОО используется потенциал средств физической рекреации для организации здорового досуга обучающихся и профилактики девиантного поведения студентов. В то же время мы не обнаружили специальных исследований, посвященных профилактике девиантности обучающихся с использованием средств физической рекреации. Таким образом, актуализируется проблема разработки и реализации в условиях ПОО системы профилактики деви-антного поведения обучающихся средствами физкультурно рекреативной деятельности
(ФРД).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников по проблеме исследования, изучение опыта работы педагогических коллективов, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве руководителя физического воспитания и тренера, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. на базе ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Система профилактики девиантного поведения обучающихся с использованием средств ФРД, на наш взгляд, включает следующие компоненты: целевой, содержательный, операциональный, критериально-оценочный, результативный, а также совокупность педагогических условий ее реализации (организационные, методические, стимулирующие и условие подготовленности преподавателей к такого рода деятельности). Рассмотрим данную систему.
Целевой компонент - создание условий для профилактики девиантного поведения обучающихся средствами ФРД. Содержательный компонент системы профилактики девиантного поведения обучающихся средствами физкультурно-рекреативной деятельности направлен на нейтрализацию асоциальных мотивов, целей и поведенческих ре-
акций студентов [6]. Операциональный компонент включает массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; занятия отдельными видами спорта с целью активного отдыха, оздоровления, переживания «мышечной радости», снятия нервно-эмоционального напряжения, повышения работоспособности; самодеятельные формы занятий физическими упражнениями, играми, туризмом; рекреационные упражнения и мероприятия в режиме учебного или рабочего дня, сопровождающиеся положительными переживаниями; микросеансы отдельных упражнений; соревновательные формы занятий, не имеющие выраженной спортивной ориентации [7]. В сформированных группах дополнительного образования по общей физической подготовке и ритмической гимнастике были использованы упражнения из силовых видов спорта и различные гимнастические, танцевальные упражнения и комплексы. Работа проводилась с учетом уровней отношения к ФРД и степени девиантно-сти. Условно мы выделили четыре группы обучающихся: к критическому уровню относятся студенты, стоящие на учете в полиции, психолога или социального педагога, имеющие вредные привычки, прогулы и у которых отсутствует интерес к образовательной деятельности, с отношением к ней как к чему-то не нужному, имеют не аттестации по нескольким предметам и практикам. Низкий уровень характеризуется тем, что студенты иногда проявляют интерес к ФРД, не убеждены в значимости этой деятельности. Нет определенных целей или понимания их во время занятий. Выполнение заданий и упражнений осуществляется неохотно, мотивация отсутствует. Неохотно проявляют интерес к образовательной деятельности, имеют низкий средний балл, периодически позволяют себе прогулы занятий. Стоящие на учете психолога или социального педагога, имеющие вредные привычки. К среднему уровню относятся обучающиеся, проявляющие интерес к ФРД и убежденные в значимости этой деятельности. Занятия физическими упражнениями преследуют достижение нескольких целей, таких как укрепление и поддержание здоровья, получение удовольствия от двигательной активности, общение с преподавателями, друзьями, коррекция телосложения, переориентация ценно-
стей. Проявляют интерес к образовательной деятельности, обучение дается им без труда, имеют хорошую успеваемость. Происходит переориентация ценностей и замещение вредных привычек на проведение досуга с использованием средств ФРД. Высокий уровень - обучающиеся проявляют интерес к ФРД и убеждены в значимости этой деятельности. Проявляют активность в использовании средств физической культуры в процессе жизнедеятельности, а именно: регулярно выполняют утреннюю гимнастику, используют двигательную активность в режиме выходного дня, используют физкультурно-рекреатив-ные мероприятия с целью организации досуга. Занятия физическими упражнениями преследуют достижение нескольких целей, таких как укрепление и поддержание здоровья; получение удовольствия от двигательной активности; общение с преподавателями, друзьями, коррекция телосложения, переориентация ценностей. Проявляют интерес к образовательной деятельности, стремятся занимать лидерские позиции в группе, пытаются проявить себя на занятиях, обучение дается им без труда, имеют хорошую или отличную успеваемость. Имеют четко сформированную жизненную позицию.
Критериально-оценочный компонент включает в себя анализ и оценивание результатов. Учитывались следующие показатели: психоэмоциональное состояние девиантных обучающихся; изменение нравственно-этических качеств у девиантных обучающихся; отношение студентов к учебной деятельности и занятиям физической культурой.
Результативный компонент включает воспитательно-рекреационный эффект.
Оценка эффективности осуществляется на основе: результатов физической подготовленности, посещаемости учебных занятий, снижения уровня конфликтности, отказа от вредных привычек. Анализ проводится на основе анкетирования «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН)», проводимого психологом, заключения по результатам бесед социального педагога и характеристики куратора. Применение средств физической рекреации оказало положительный эффект на нормализацию взаимоотношений «студент-преподаватель», улучшило психическое состояние, позволило снизить у 23,3 % деви-антных подростков тревожность; у 25,8 % -агрессивность и у 15,7 % - ригидность. Личностная тревожность по Ч.Д. Спилбергеру снизилась у 48 % девиантных подростков и оценивается как средняя. Изучение самооценки личности, проведенное в конце семестра, показало, что снижение уровня тревожности положительно повлияло на становление собственного «Я». Среднестатистическая самооценка личности у 52 % студентов достоверно повысилась на 0,7 балла и находится в пределах нормы (табл. 1).
В нравственной сфере обучающихся наблюдался ряд показательных изменений: изменилось в положительную сторону отношение к внеурочной деятельности и учебной, повысилась ответственность учащихся за свои действия перед коллективом, группой, техникумом и т. д., сознательная потреб-
Таблица 1
Изменение показателей психоэмоционального состояния девиантных обучающихся в ходе педагогического эксперимента, Х ±
№ Этапы эксперимента
п/п Начало Конец Р
1 Тест Айзенка:
тревожность, 10,51 ± 0,49 9,12 ± 0,12 < 0,05
агрессивность, 11,27 ± 0,03 9,49 ± 0,37 < 0,001
ригидность 11,03 ± 0,41 9,34 ± 0,27 < 0,0001
2 Личностная тревожность по Ч.Д. Спилбергеру 45,02 ± 1,23 39,68 ± 1,16 < 0,001
3 Самооценка личности по Н.В. Морозовой 6,36 ± 0,28 7,12 ± 0,16 < 0,05
4 Функции внимания (таблица Шульте):
эффективность работы, 56,36 ± 2,01 46,24 ± 1,58 < 0,001
степень врабатываемости, 1,06 ± 0,04 0,92 ± 0,02 < 0,001
психическая устойчивость 1,11 ± 0,04 0,96 ± 0,03 < 0,001
ность в регулярных занятиях физическими упражнениями содействовала самоопределению и стимулировала на формирование здоровой личности, волевых качеств; при освоении новых упражнений, закреплении ранее изученного материала снизились напряженность, тревожность, улучшилось логическое мышление; при выполнении заданий учащиеся научились сдерживать свои отрицательные эмоции, стали уважительнее относиться к товарищам, проявлять инициативу, повысилась ответственность за совершаемые поступки; укрепилась потребность в труде; повысились познавательные интересы.
Показатели изменений нравственно-этических качеств личности девиантных подростков представлены в табл. 2.
На сегодняшний день 14,7 % подростков прекратили курить. Были сняты с учета ОДН 7 несовершеннолетних правонарушителей.
Как показывает опыт, такая организация физкультурно-рекреативной деятельности позволяет студентам удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Кроме того, произошла положительная динамика в отношении студентов к учебной деятельности. Так, средний балл по итогам успеваемости за прошедший 2018/2019 учебный год составил в группе общей физической подготовки (15 обучающихся) - 3,2; в группе ритмической гимнастики (15 обучающихся) - 3,3. При этом 6 из 15 обучающихся в группе общей физической подготовки имели задолженность или не были аттестованы по одному или нескольким предметам, в том числе по физической культуре; в группе ритмической гимнастики 4 из 15 обучающихся не были аттестованы по одному или нескольким предметам, в данной группе преимущественно обучаются девочки. Причины низкой успеваемости - прогулы, нарушения дисциплины, отказ от обучения, посещения занятий
в нетрезвом виде, несоблюдение санитарных норм. Однако по результатам первого полугодия 2019/2020 учебного года следует отметить, что средний балл в группе общей физической подготовки составил 3,3, а в группе ритмической гимнастики - 3,5, при этом задолженности за учебный год 2018/2019 были ликвидированы. По итогам первого семестра учебного года 2019/2020 обучающиеся были аттестованы на 92 %. По итогам опроса преподавательского состава и мониторинга посещаемости учебных занятий количество прогулов снизилось, как и количество нарушений дисциплины. Кураторы отметили снижение конфликтности и снижение напряжения в процессе общения. Социальный педагог, в свою очередь, отметил снижение нервного напряжения в процессе профилактических бесед и обратил внимание на снижение отрицания и скептицизма у обучающихся.
Совокупность педагогических условий
реализации представленной системы включает: организационные, методические, стимулирующие и условие подготовленности преподавателей к такого рода деятельности. Организационные условия предусматривают тесное сотрудничество преподавателя дополнительного образования в сфере физической культуры совместно с представителями администрации, социальным педагогом, психологом, медицинским работником, кураторами групп, родителями [8].
Методические условия связаны с разработкой учебных пособий, планов, рабочих программ, конспектов занятий.
Стимулирующие условия отражают идею побуждения обучающихся к позитивному поведению на основе использования комплексов стимулов: доверия, перспективы, примера, соревнования, личностной значимости физкультурно-рекреативной деятельности, общественного мнения и др.
Таблица 2
Изменения показателей нравственно-этических качеств у девиантных обучающихся в результате эксперимента, %
Показатели нравственно-этических качеств Начало эксперимента Конец эксперимента
Доброжелательность 32,5 67,5
Отзывчивость 29,6 70,4
Конфликтность 31,9 68,1
Агрессивность 29,7 70,3
Педагогическое условие подготовки преподавателей к физкультурно-рекреатив-ной деятельности, сориентированной на профилактику девиантности обучающихся ПОО, предусматривает проведение тематических семинаров и консультаций по данной проблематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в результате исследования данные позволили выявить отсутствие системы профилактики девиантного поведения обучающихся ПОО средствами физкультур-но-рекреативной деятельности. Апробация разработанной системы позволила получить положительную динамику в нравственной
сфере обучающихся, в первую очередь, по системе их отношений к внеурочной и учебной деятельности; в появлении потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями; в улучшении взаимоотношений в диаде «студент-преподаватель»; в улучшении психического состояния девиантных подростков (снижение тревожности и агрессивности). Для повышения эффективности использования системы профилактики деви-антного поведения обучающихся ПОО средствами физкультурно рекреативной деятельности были выявлены педагогические условия: организационные, стимулирующие, методические и условие подготовленности преподавателей к профилактической физкуль-турно-рекреативной деятельности.
Список литературы
1. Богомолова Е.А., Савченко О.Г. Девиантное поведение студентов и причины его проявления // Pedagogy, Psychology. Theory and Practice. 2017. № 1 (9). С. 8-10.
2. Сотов А. Российская молодежь стала больше пить // Российская газета. 2012. 11 марта.
3. Быструшкин С.К., Селиверстова И.Г., Тютерева И.А., Тютерев В.Н., Грибцова Л.С., Гениатулина Е.В. Психофизическая адаптация обучающихся первого курса колледжа к учебной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 2. С. 15-18.
4. Васильева Н.А. Востребованные вакансии и нехватка специалистов на рынке труда // Молодой ученый. 2016. № 22. С. 160-162.
5. Зайко А.П. Социальный портрет студентов российских колледжей: региональный аспект // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы 20 Междунар. конф. памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 747-752.
6. Рыжкин Ю.Е. Рекреология - система наук об отдыхе. Киев: Знание, 1990. 16 с.
7. Воронков А.В. Педагогические условия организации физкультурно-рекреативной деятельности в учительском коллективе: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2007. 202 с.
8. Малова Е.О. Подготовка педагогов к организации работы по профилактике девиантного поведения в среде студентов ПОО // Профилактика зависимостей. 2019. № 2 (18). С. 133-137.
References
1. Bogomolova E.A., Savchenko O.G. Deviantnoye povedeniye studentov i prichiny ego proyavleniya [Students' deviant behavior and the reasons for its manifestation]. Pedagogy, Psychology. Theory and Practice, 2017, no. 1 (9), pp. 8-10. (In Russian).
2. Sotov A. Rossiyskaya molodezh' stala bol'she pit' [Russian youth began to drink more]. Rossiyskaya Gazeta, 2012, 11th March. (In Russian).
3. Bystrushkin S.K., Seliverstova I.G., Tyutereva I.A., Tyuterev V.N., Gribtsova L.S., Geniatulina E.V. Psik-hofizicheskaya adaptatsiya obuchayushchikhsya pervogo kursa kolledzha k uchebnoy deyatel'nosti [Psychophysical adaptation of first-year college students to educational activities]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy - International Journal of Applied and Basic Research, 2020, no. 2, pp. 15-18. (In Russian).
4. Vasilyeva N.A. Vostrebovannyye vakansii i nekhvatka spetsialistov na rynke truda [Demanded vacancies and lack of specialists in the labor market]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2016, no. 22, pp. 160-162. (In Russian).
5. Zayko A.P. Sotsial'nyy portret studentov rossiyskikh kolledzhey: regional'nyy aspekt [A social portrait of students of Russian colleges: a regional aspect]. Materialy 20 Mezhdunarodnoy konferentsii pamyati professor a L.N. Kogana «Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiri-cheskogo issledovaniya» [Proceedings of the 20th International Conference in the Memory of Professor
L.N. Kogan "Culture, Personality, Society in the Modern World: Methodology, Experience of Empirical Research"]. Yekaterinburg, Ural Federal University Publ., 2017, pp. 747-752. (In Russian).
6. Ryzhkin Y.E. Rekreologiya - sistema nauk ob otdykhe [Recreology - a System of Sciences about Leisure]. Kiev, Znaniye Publ., 1990, 16 p. (In Russian).
7. Voronkov A.V. Pedagogicheskiye usloviya organizatsii fizkul'turno-rekreativnoy deyatel'nosti v uchi-tel'skom kollektive: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions for the Organization of Physical Education and Recreational Activities in Teaching Staff. Cand. ped. sci. diss.]. Belgorod, 2007, 202 p. (In Russian).
8. Malova E.O. Podgotovka pedagogov k organizatsii raboty po profilaktike deviantnogo povedeniya v srede studentov POO [Training of teachers for the organization of work on the prevention of deviant behavior among professional educational organization students]. Profilaktika zavisimostey [Prevention of Addictions], 2019, no. 2 (18), pp. 133-137. (In Russian).
Информация об авторе
Сылка Сергей Иванович, аспирант, кафедра педагогики факультета психологии Педагогического института. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация; руководитель физического воспитания. Белгородский техникум общественного питания, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: sylka. 1989@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4165-9285
Поступила в редакцию 03.04.2020 г.
Поступила после рецензирования 29.04.2020 г.
Принята к публикации 22.05.2020 г.
Information about the author
Sergey I. Sylka, Post-Graduate Student, Pedagogy Department of Faculty of Psychology of Pedagogical Institute. Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation; Head of Physical Education. Belgorod College of Food Services, Belgorod, Russian Federation. E-mail: sylka.1989@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4165-9285
Received 3 April 2020 Reviewed 29 April 2020 Accepted for press 22 May 2020