Научная статья на тему 'Научно-методические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта'

Научно-методические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1179
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТИ / ПОСТУПКИ / DEVIANT BEHAVIOR PREVENTION / MEANS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORT / PHYSICAL ACTIVITY / PERSONALITY FORMING / PHYSICAL AND MORAL QUALITIES / VALUE / ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

В статье рассматривается использование специально подобранных средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних. Представленные данные и эмпирические результаты подтверждают острую актуальность исследований в области предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миннегалиев Марат Магасумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-and-Methodological Bases of Juvenile Deviant Activities Prevention by Means of Physical Training and Sport

The article considers the usage of specially selected means of the physical training and sport in juvenile deviant behavior prevention. The data presented and the empirical results confirm the topicality of the research in the field of juvenile deviant behavior prevention.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта»

УДК 371.93 ББК 74.66

Миннегалиев Марат Магасумович

кандидат педагогических наук, доцент

Бирская государственная социально-педагогическая академия

г. Бирск

Minnegaliev Marat Magasumovich

Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk

Научно-методические основы профилактики девиантного поведения

несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта Scientific-and-Methodological Bases of Juvenile Deviant Activities Prevention by

Means of Physical Training and Sport

В статье рассматривается использование специально подобранных средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних. Представленные данные и эмпирические результаты подтверждают острую актуальность исследований в области предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних.

The article considers the usage of specially selected means of the physical training and sport in juvenile deviant behavior prevention. The data presented and the empirical results confirm the topicality of the research in the field of juvenile deviant behavior prevention.

Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, средства физической культуры и спорта, физкультурно-оздоровительная деятельность, формирование личности, физические и нравственные качества, ценности, поступки.

Key words: deviant behavior prevention, means of physical training and sport, physical activity, personality forming, physical and moral qualities, value, actions.

В современном все усложняющемся мире физическая культура и спорт несет большой потенциал оздоровления нации, гармонического формирования личности, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения и правонарушений, прогресса общества в целом. Поэтому ее развитие в нашей стране на сегодняшний день находится под пристальным вниманием государства. Вместе с тем эффективное использование потенциала физической культуры и спорта возможно только при условии наличия ее современной теории и практики, научно-методической основы и современно оснащенной материальной базы.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что адаптация подрастающего поколения в современных условиях к реальной жизни протекает неоднозначно. В силу объективных и субъективных обстоятельств и условий жизни подростки дезадаптированы к реалиям нынешнего времени, как правило, все это приводит к проявлению агрессии, жестокости, конфликтам, токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушениям и преступлениям, т.е. девиантному поведению среди несовершеннолетних [1].

Девиантное поведение имеет многообразные формы проявления, начиная от незначительных проступков и заканчивая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и заканчивая социальными причинами. Расслоение общества, ухудшение материального положения большей части населения, сокращение сферы досуга молодежи, способствует росту негативных тенденций в поведении личности. Бездуховность, безнравственность, потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождает у многих школьников апатию, психическое напряжение, в результате чего статистическая кривая преступности среди несовершеннолетних поднимается вверх [6].

Профилактика девиантного поведения подростков обусловлена многофакторностью и полифункциональностью развития негативных проявлений (правонарушения, агрессивность, конфликты, вседозволенность, ценностная неопределенность и т.д.) и тревожных тенденций в молодежной среде (ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, рост числа употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества, совершивших преступления, попыток суицида и др.). Решение этой актуальной проблемы требует применения комплексного подхода. Важнейшей составляющей профилактики девиантного поведения подростков является создание благоприятных педагогических условий, а также методически грамотное использование специально подобранных средств физической культуры и спорта.

Обращение к физической культуре и спорту, не случайно, поскольку они рассматриваются современной педагогической наукой как особый способ

120

предупреждения отклонений в поведении, способствующий воспитанию физических и нравственных качеств, связанных с формированием личности. Вышесказанное требует исследовательского уточнения вопросов формирования устойчивых духовно-нравственных, этических и морально-волевых качеств, привычек здорового образа жизни и физической подготовки детей и подростков.

Целью нашего исследования является анализ научно-педагогической литературы и практического опыта теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, и определить условия их эффективного использования.

Методологической основой нашего исследования являются: теории в области философии и методологии образования (В.В. Краевский, В.А. Сухомлинский и др.); теории гуманизации образовательного процесса (М.Н. Берулава, Н.Д. Никандров и др.); методики диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних (А.С. Белкин, В.Г. Степанов и др.); концепции личностно ориентированного образования (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский и др.); поиски путей и средств предупреждения и преодоления девиантного поведения детей и подростков (К.Ш. Ахияров, В.Н. Гуров, Ю.И. Юричка и др.)

[5].

Научно-методические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с перманентным использованием физической культуры и спорта имеет свою специфику, связанную с формированием двигательных способностей, физических и нравственно-этических качеств личности, и предполагает: всестороннее изучение и использование данных об уровне развития физических и нравственных качеств у подростков с девиантным поведением в построении учебно-воспитательного процесса; формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, прежде всего за счет интереса подростков к определенной физкультурно-спортивной деятельности.

Изложенные положения и анализ научной литературы позволили

организовать на должной научно-методической основе опытно-

экспериментальную работу. Участниками исследования были учащиеся 5-9 классов, общим количеством 442 человек, из них с девиантным поведением -221 (экспериментальная группа) и обычных, благополучных подростков - 221 человек (контрольная группа), а также их родители. В психологопедагогическом и социологическом плане изучались семьи экспериментальной и контрольной групп.

Для решения поставленных задач исследования в констатирующем эксперименте участвовали подростки пятых-девятых классов и были исследованы и изучены особенности физического и нравственного развития девиантных подростков различных возрастных групп, выявлены критические и сенситивные периоды возрастного развития детей 10-14 лет, относящихся к девиантным подросткам, выявлен оптимальный возраст, начиная с которого целесообразно проводить целенаправленную работу по профилактике девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. В формирующем эксперименте участвовали учащиеся 5-6 классов, то есть в возрасте 10-11 лет в количестве 95 человек, так как младший подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития физических и нравственных качеств.

Для исследования индивидуально-типологических особенностей личности девиантных подростков мы использовали методику Айзенка, для определения критерии нравственности - методика Басса-Дарки. Для определения уровня развития двигательных способностей и физических качеств мы использовали тесты физической подготовленности. В экспериментальной группе воспитанников состоят на учете в ОДН все подростки, а в контрольной все воспитанники характеризуются хорошим поведением [6].

Среди многочисленных факторов риска, которые влияют на отклонения в поведении, важное место отводится социально-экономическому: материальному обеспечению, жилищным условиям, составу семьи, ее

122

социальному статусу и т.д. Резкое обнищание населения, происходящее в последнее время, наряду с развалом идеологических институтов увеличили число неблагополучных семей. Духу коммерции подверглись не только экономика, но и культура, нравственные ценности, отношение к подрастающему поколению. Собственные наблюдения, а также данные работников правоохранительных органов позволили сделать заключение, что в неблагополучных семьях дети и вовсе стали объектом преступных сделок. Увеличение числа пьющих родителей, одного, а иногда и двух сразу, увеличение количества разводов и, как следствие, обмен или продажа жилплощади привело к тому, что около 22,9% 10-11-летних, 27,2% - 12-летних и 30,7% - 13-14-летних подростков живут в плохих жилищных условиях. Удовлетворительные жилищно-бытовые условия были выявлены в среднем у 54,1% обследованных семей, а у 18,8% - хорошие.

Усугубление положения семьи снижает ее воспитательный потенциал. Интенсивная информатизация общества кардинально перестраивает процесс духовно-нравственного становления личности, влияет на психологию взаимодействия детей с окружающим миром. Глобальные социальноэкономические проблемы, рост преступности, межнациональные конфликты, волна терроризма, захлестнувшая современный мир, - все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, создает множество прецедентов для деформаций ее психоэмоциональной и духовно-нравственной сферы, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений в современном обществе [2].

Значение семьи в физическом и духовно-нравственном воспитании определяется еще и тем, что оно является первой социальной группой, которая формирует личность ребенка и воздействует на него в течение всех периодов детства и отрочества. Общение с родителями формирует взгляды, отношение к окружающему миру, образу жизни и поведению. Личный пример родителей оказывает решающее влияние на физическое, трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание ребенка, так как детям присуща склонность к подражанию, которая особенно проявляется в подростковом возрасте.

123

Для более успешной профилактики девиантного поведения подростков необходим постоянный поиск эффективных средств и методов воздействия на каждого подростка. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой воспитательно-профилактической работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными качествами, и лишь целенаправленная ежедневная воспитательно-профилактическая работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа учителя физической культуры и спорта дает возможность получить положительные результаты в воспитании и перевоспитании подростков с девиантным поведением [3].

Итак, важной составляющей в профилактике девиантного поведения подростков является физкультурно-оздоровительная деятельность. Такие качества человека, как сознательное отношение к своему здоровью, стойкость и способность к борьбе с вредными привычками, характер мотивации, моральноволевая сфера личности, закономерностей регулирующих становление личности является важным фактором общественного сознания.

Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта строиться поэтапно: 1) сентябрь - решение задач привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом;

2) октябрь-декабрь - воздействие средств физической культуры и спорта, воспитание здоровых потребностей и формирование адекватного поведения учащихся на занятиях; 3) январь-июнь - поддержание и совершенствование двигательных умений и навыков с учетом эмоциональной и психической напряженности.

Для эффективного воспитания физических, нравственно-этических качеств и улучшения психоэмоциональной сферы подростков с помощью средств, методов и методических приемов физического воспитания целесообразно использовать следующие правила:

1) обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка, являющаяся фундаментом повышенной физической работоспособности и функциональных возможностей организма подростков;

124

2) чем меньше возраст воспитанника, тем непосредственнее его восприятие, тем больше эффект положительного воздействия на личность, поэтому в младшем возрасте легче устранять отрицательные стороны поведения и воспитывать положительные нравственные привычки и поведения, приучать к общественно полезному труду, дисциплине, поведению в коллективе и т.д.;

3) необходима строгая последовательность увеличения и выбора оптимальных физических нагрузок для разного возраста, пола, уровня физической подготовленности, уровня нравственности и воспитанности;

4) необходимо создание специальных ситуаций нравственного поведения и нравственных привычек, направленных на организацию взаимопомощи и поддержки, проведению физкультурно-спортивных соревнований, подвижных и спортивных игр с установленными правилами;

5) в процессе занятий решать как общие, так и специальные задачи физического, нравственно-этического и трудового воспитания.

Дозирование физической нагрузки осуществлялось следующим образом: увеличением и уменьшением общего времени (длительность) выполнения физического упражнения; введением более сложных и облегченных заданий; изменением правил игры и сменой ролей играющих; сокращением или увеличением дистанции, количества преодолеваемых препятствий; увеличением или уменьшением количества повторений.

В процессе занятий физической культурой и спортом при умелом педагогическом руководстве возможно в противовес отрицательным качествам развивать честность и порядочность, силу воли и целеустремленность, выдержку, решительность и смелость, настойчивость и упорство, уверенность в своих силах, волю к победе и стремление преодолевать жизненные трудности.

Специфичность методики профилактики девиантного поведения

несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта, заключалась в

повышении значимости основ нравственного поведения для самих подростков;

использовались такие приемы как «снятие страха», «педагогическая

поддержка». Создание ситуаций успеха позволило сформировать позитивное

125

отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности, следствием чего является повышение двигательной и физической активности подростков.

Повышению эффективности перманентного использования средств физической культуры и спорта в процессе профилактики девиантного поведения подростков способствует создание гуманной, развивающей, личностно-ориентированной воспитательной среды, предусматривающей наличие учебно-тренировочной базы, спортивного оборудования и инвентаря, учебно-методических пособий и программ по физическому воспитанию. Такая среда предусматривает повышению эффективности воспитания и перевоспитания подростков и путем использования доступных средств физической культуры и спорта, создание щадящих условий при выполнении физических упражнений, благоприятных условий обучения физическим упражнениям с предъявлением посильных требований, соответствующих возрасту, уровню физического и нравственного развития подростков с девиантным поведением [4].

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывают, что программой и методикой профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта предусматривались занятия спортивными и подвижными играми, физическими упражнениями с выраженной прикладной и оздоровительной направленностью, спортивные соревнования, физкультурно-массовые мероприятия и теоретические занятия, направленные на приобщение к здоровому образу жизни. В каждое из предлагаемых физкультурно-оздоровительных мероприятий включались ситуации успеха, что стимулировало мотивацию подростков к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и спорта, на наш взгляд, во многом зависит от опыта педагога и имеющейся у него профессиональных знаний и навыков. Знание индивидуальных и психологических особенностей подростков позволяет учителю, тренеру выбрать наиболее оптимальный стиль общения, подобрать те средства, формы,

126

методы и приемы физического воспитания, которые способствуют улучшению физических и нравственных качеств, психоэмоционального состояния и здоровья подростков, позволяют повысить самооценку, сформировать позитивные жизненные ориентиры.

Изложенное позволяет заключить, что целенаправленное использование специально подобранных физических упражнений, подвижных и спортивных игр и др. позволяет улучшить двигательную подготовленность, сформировать физические, нравственно-этические и эстетические качества, мотивационные установки, а также умения проявлять морально-волевые усилия в процессе занятий физической культурой и спортом.

Библиографический список

1. Змановская, Е.В. Девиантология: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / 3-е изд., испр. и доп. - М.: изд. центр «Академия», 2006. - 288 с.

2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.

3. Кабачков, В.А., Петров, В.К., Куренцов, В.А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта [Текст]: науч. труды ВНИИФК 1997. - М., 1998. - С. 128-135.

4. Миннегалиев, М.М. Физическая культура и спорт как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] / Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. научно-практич. конф. / Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2009. - С. 212-214.

5. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Миннегалиев. - Уфа, 2004. - 20 с.

6. Юричка, Ю.И., Юричка, А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения [Текст]: моногр. - М., 2001. - 168 с.

Bibliography

1. Gurov, V.N. School’s Social Work with Family [Text] / V.N. Gurov. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 192 p.

2. Kabachkov, V.A., Petrov, V.K., Kurentsov, V.A. Juvenile Crime Prevention By Means of Physical Training and Sport [Text]: Scientific Works 1997 / V.A. Kabachkov, V.K. Petrov, V.A. Kurentsov. - M., 1998. - P. 128-135.

3. Minegaliev, M.M. Physical Training and Sport As a Means of Juvenile Deviant Behaviour Prevention [Text] / Topical Problems of Physical Training, Sport and Tourism: Material of International Scientific and Practical Conference / Ufa State Aviation Technological University. - Ufa: USATU, 2009. - P. 212-214.

4. Minnegaliev, M.M. Physical Activity in School As a Means of Juvenile Deviant Behaviour Prevention: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. / M.M. Minnegaliev. - Ufa, 2004. - 20 p.

5. Yurichka, Yu.I., Yurichka, A.Yu. Deviantology: Conflicts, Aggression, Drug Addiction, Offenses [Text]: Monofraph / Yu.I. Yurichka, A.Yu. Yurichka. - M., 2001. - 168 p.

6. Zmanovskaya, E.V. Deviantology: Study Guide for Higher School Students [Text] / E.V. Zmanovskaya. - M.: "Academy" Publishing Centre, 2006. - 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.