Научная статья на тему 'Физиотерапевтическая школа С. П. Боткина'

Физиотерапевтическая школа С. П. Боткина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.П. БОТКИН / ФИЗИОТЕРАПИЯ / ELECTRO- / PHOTO-AND BALNEOTHERAPY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономаренко Г. Н., Лядов К. В.

Представлены сведения о научных достижениях, основных научных направлениях и достижениях физиотерапевтической школы С.П.Боткина. Рассмотрены основные результаты, полученные его учениками, в области электро-, фотои бальнеотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Botkin physiotherapeutic school11 Military medical academy S.M. Kirov, Saint-Petersburg, Russia22Federal Medical and Rehabilitation Center, Moscow, Russia

Provides information about scientific achievements, basic scientific directions and achievements of physical therapy schools of Sergey Botkin. The main results obtained by his students in the field of electro-, photo-and balneotherapy.

Текст научной работы на тему «Физиотерапевтическая школа С. П. Боткина»

УДК 615.83

физиотерапевтическая школа с.п. Боткина

Г.Н. Пономаренко 1, К.В. Лядов2 1 Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия 2 Лечебно-реабилитационный центр МЗ СР РФ, Москва, Россия

BOTKIN PHYSIOTHERAPEUTIC SCHOOL

G.N. Ponomarenko1, K.V. Lyadov2 1 Military medical academy S.M. Kirov, Saint-Petersburg, Russia 2 Federal Medical and Rehabilitation Center, Moscow, Russia

© Г.Н. Пономаренко, К.В. Лядов, 2012

Представлены сведения о научных достижениях, основных научных направлениях и достижениях физиотерапевтической школы С.П.Боткина. Рассмотрены основные результаты, полученные его учениками, в области электро-, фото- и бальнеотерапии.

ключевые слова: С.П. Боткин, физиотерапия.

Provides information about scientific achievements, basic scientific directions and achievements of physical therapy schools of Sergey Botkin. The main results obtained by his students in the field of electro-, photo-and balneotherapy.

Key words: electro-, photo-and balneotherapy

Достижения в медицине выдающего врача-терапевта, основоположника физиологического направления в клинической медицине и крупного деятеля отечественной медицины - профессора С.П. Боткина - общеизвестны. Одним из них является формирование в XIX в. физиотерапевтической школы, уникальной по масштабам и характеру деятельности. Сегодня, когда говорят об успехах науки, то часто обращаются к научным школам, создание и развитие научных школ является особенностью отечественной науки. По справедливому определению академика А.Е. Арбузова, школа - развивающаяся совокупность работ, единая линия генерирования идей, целенаправленная исследовательская и педагогическая деятельность представителей ряда научных направлений, подчиняющаяся законам цепного разветвленного процесса (единой генеалогии научных поколений). Входящие в нее Учитель и ученики объединены единством научных взглядов и создают определенные научные направления.

Чаще всего научную школу связывают с высшим учебным заведением (академией, университетом), так как все крупнейшие открытия и исследования и появление новых идей в медицине XIX в. связаны с деятельностью выдающихся ученых, которая протекала, как правило, в университетах и академиях. Такие школы в академии традиционно выполняли две функ-

ции: выявление новых фундаментальных закономерностей и подготовку специалистов, в том числе высшей квалификации.

Не стала исключением в этом в ряду и Медико-хирургическая (с 1881 г. - Императорская Военно-медицинская) Академия, имевшая к середине XIX в. значительные научные достижения. В апреле 1823 г. в связи с вниманием императора Александра I и по указанию министра внутренних дел графа В.П. Кочубея ординарный профессор кафедры фармации Академии А.П. Нелюбин (1785-1865) был командирован на Кавказ с целью изучения источников минеральных вод. Он открыл, пронумеровал и описал все источники Кавказских минеральных вод, а также провел их подробный химико-физический анализ. По возвращении в Академию А.П. Нелюбин написал классический двухтомный труд «Полное историческое, медико-топографическое, физико-химическое и врачебное описание Кавказских минеральных вод», в котором привел полный свод правил врачебного применения этих вод и дал сравнительные таблицы состава кавказских и европейских минеральных вод. Данная им нумерация источников (Ессентуки № 4, 17, 21) сохранилась до настоящего времени. В 1826 г. по просьбе известного мецената Г.А. Кушелева-Безбородко

А.П. Нелюбин определил химических состав минеральных вод в деревне Полюстрово (вблизи

Петербурга), а в 1836-1838 гг. также исследовал соленые источники в Старой Руссе и первый открыл в них йод. На базе этих источников был организован первый в России солдатский санаторий.

Предшественник С.П. Боткина по Академической терапевтической клинике профессор П.Д. Шипулинский исследовал в эксперименте феномен разложения мочевых камней посредством гальванизации, а также изучил влияние постоянного тока на свежевыпущенную венозную кровь и впервые использовал его при перемежающейся лихорадке и холере (1848-1861).

Период деятельности С.П. Боткина в Академии пришелся на знаменательную для России эпоху реформ 60-х годов. В это время Академия подверглась коренной реорганизации под руководством триумвирата профессоров - П.А. Ду-бовицкого, И.Т. Глебова и Н.Н. Зинина. Особую значимость в фундаменте подготовки врачей обрели естественные науки. Медицину стали рассматривать как «приложение естествознания к вопросу о сохранении и восстановлении здоровья человека». Организованный в 1858 г. при Академии Врачебный институт породил новую формацию медицинской профессуры, придававшей огромное значение развитию научных основ клинической медицины. Его выпускники стажировались в Европе и внедряли в клиники Академии самые передовые методы лечения. В Академии активно формировались крупные научные школы, среди направлений исследований которых находились и физические методы лечения.

Самой значительной из них и стала научная школа С.П. Боткина и ее питомцы, возглавившие все терапевтические кафедры академии -

B.А. Манассеин, Э.Э. Эйхвальд, Ю.Т. Чуднов-ский, М.В. Яновский. Отличительной особенностью научных работ школы Боткина явилась строгая количественная оценка регистрируемых показателей, как результат внедрения научного метода познания в клинику.

В 1861 г. в клинической лаборатории кафедры академической терапевтической клиники

C.П. Боткин показал возможность проникновения лекарственных веществ в организм через слизистые дыхательных путей. Особенности распределения вдыхаемых частиц различных размеров в разных отделах респираторного тракта были выявлены его учениками -А.В. Гиршгорном, П.В. Модестовым.

В академической терапевтической клинике С.П.Боткина в 1876 г. Виктор Иванович Дроздов

показал возможность успешного применения импульсных токов для купирования болей в острый период у больных ревматизмом. Он на полвека предвосхитил открытый П. Бернаром аналгети-ческий эффект импульсных токов. Это дало основание С.П. Боткину утверждать, что из методов местного воздействия «фарадизация - один из самых блестящих способов успокоения болей» (1884). По инициативе В.И. Дроздова впервые в России в Академии было изучено лечебное действие статического электричества (франклини-зация) и установлен ее гипотензивный эффект (Бенедикт М., 1883). В экспериментальной лаборатории клиники С.П. Боткина также успешно изучали влияние постоянных и импульсных токов на функции печени (Стольников Я.Я., 1879, Лукьянов С.М., 1882, Сигрист В.Ф., 1880, Вальтер П.А., 1887), селезенки (Кошелев А.Н., 1897), был установлен их гипер-секреторный эффект (Гелейн И.Э., 1890).

Бурный расцвет водолечения в Европе нашел отражение в России исключительно благодаря трудам учеников С.П. Боткина -

А.М. Киреева, П. Ревнова, Д. Никольского и других. Ими были исследованы пресные ванны различной температуры. Благодаря внедрению лабораторного физиологического эксперимента в клинике С.П. Боткина были развенчаны схоластические и представления его предшественника по кафедре - профессора П.Д. Шипулин-ского об эффективности «животных ванн» с размещением больного в емкости с внутренними органами животных. Такие назначения противоречили научным достижениям практического водолечения.

В экспериментальной лаборатории при клинике С.П. Боткина, где активно изучал иннервацию сердца молодой И.П. Павлов, его коллеги активно исследовали одну из актуальных проблем бальнеотерапии - проницаемость кожи для химических компонентов минеральных вод. В.Г. Лашкевич (1866) установил, что кожные покровы непроницаемы для большинства компонентов минеральных вод, за исключением йода и растворенных газов. Химико-физиологические исследования Железноводских минеральных вод на Кавказе проводил В.И. Дроздов (1880). Другой ученик С.П. Боткина, С.В. Левашев, в экспериментах на собаках с желчно-пузырным свищом, выявил прямую зависимость желчегонного действия от концентрации солей в щелочных водах Ессентуков, Виши и Карлсбада (1883). В его блестящей по экспериментальному ма-

стерству работе «К вопросу о терапевтическом действии тепла и холода» (1882) убедительно доказано ведущее значение нервной системы в механизмах формирования сосудистых реакций на тепловые и холодовые факторы.

В Академической терапевтической клинике С.П. Боткина выпускником Академии 1879 г.

В.А. Штанге, под руководством адъюнкт-профессора Э.Э. Эйхвальда была выполнена первая в России работа по исследованию лечебных свойств кумыса у больных с заболеваниями пищеварительных и дыхательных путей (1886). Им же в стенах Академии была выявлен лимфодренирующий эффект лечебного массажа. В 1888 г. В.А. Штанге был приглашен своим учителем в Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны (ныне Санкт-Петербургская академия последипломного образования), где организовал первую в России кафедру физических методов лечения и научно обосновал пробу с задержкой дыхания (проба Штанге).

Приват-доцентом кафедры М.Г. Курловым была предложена классическая формула количественной и качественной оценки состава минеральных вод, которой более полувека пользовались практические врачи. После ухода из Академии в Томский университет в 1889 г. он многие годы исследовал источники минеральных вод Сибири и основал Сибирскую терапевтическую и бальнеологическую научные школы.

Ученик С.П. Боткина профессор В.А. Ма-нассеин, возглавивший в 1876 г. клинику частной патологии и терапии, придавал большое значение лечению физическими средствами и нередко отдавал им предпочтение перед лекарственной терапией. Под его руководством в экспериментальной лаборатории клиники изучено действие света на организм и гибель микроорганизмов и А.В. Кондратьевым в 1880 г. Была выполнена первая экспериментальная работа по светолечению в России («О влиянии различного освещения на течение искусственного гнилостного раздражения у животных»). Автор установил неодинаковое влияние на микроорганизмы различных видов оптического излучения. Изучению бактерицидного действия ультрафиолетового и видимого излучения были посвящены исследования Ф.К. Гейслера (1891) и П.А. Хмелевского (1893), в которых было установлено, что лучи всех диапазонов, за исключением красных и инфракрасных, замедляют рост бактерий. Наибольшая эффективность сила была выявлена у фиолетовых и ультра-

фиолетовых лучей. Источником искусственного («электрического») света служила угольная электрическая дуга большого фонаря физического кабинета(1200 свечей).

По предложению В.А. Манассеина, решением Конференции Академии в 1880 г. при кафедре частной патологии и терапии было образовано отделение электротерапии, а в 1883 г. - самостоятельный доцентский курс. Преподавателем курса электротерапии и руководителем отделения (1880-1892) стал приват-доцент В.И. Дроздов. Ординатором терапевтической клиники В.А. Манассеина Павлом Ивановичем Ижевским впервые в России в 1898 г. были проведены наблюдения над действием токов д'Арсонваля на организм человека и через два года защищена диссертация «К вопросу о влиянии переменного электромагнитного поля на организм» - первая в России по высокочастотной электротерапии. С 1892 г. П.И. Ижевский продолжительное время возглавлял курс электротерапии в Академии.

В клинике частной патологии и терапии в 1885 г. было организовано большое водолечебное отделение, в котором было изучено влияние на организм компрессов (Белоусов А.Ф., Вороневский М.), горячих и холодных обертываний (Стельмахович Н.А., Чернявский И.И.), частичных и общих обливаний, различных душей (Могилевский А.), растираний (Фейт Ф.Ф.), ванн (Кручек-Голубов В.С., Афанасьев С.И.), клизм (Гейслер Ф.К.), русской паровой бани (Груздев С.С., Сазонов Н.А., Засецкий Н.А., Ко-стюрин С.Д. и др.), ножных (Шолковский В.) и ручных (Васильев Н.) ванн, а также других процедур. Была выяснена зависимость перспирации кожи от температуры ванн (Орлов Л.В.) и показано благотворное действие воздушных ванн на лихорадящих больных (Соколов А., Войткевич И., Траутенберг Л.). Позднее по инициативе В.А. Манассеина в программы обучения студентов был введен курс массажа и лечебной гимнастики. Обстоятельные исследования многочисленных учеников В.А. Манассеина, выполнивших 90 научных работ (из них 44 диссертации), позволили сделать актуальное и сегодня заключение о неспецифическом влиянии общих водолечебных процедур и обосновать показания для их назначения в при различной патологии.

Ученик С.П. Боткина Ю.Т. Чудновский и его ученики (Агентов Ф.И., Пастернацкий Ф.И., Полозов И.И.) в клинике общей терапии и

врачебной диагностики (1878-1896) обосновали и внедрили в практику лечения туберкулеза легких водолечебные процедуры (пресные, соленые, ароматические ванны, горячие воздушные ванны, русские бани и др.). Путем оригинальных методических приемов были выявлены роль вдыхания летучих соединений их ароматических ванн и различия в действии хлоридных натриевых и хвойных ванн. В клинике Ю.Т Чуднов-ского было выполнено 55 научных работ по водолечению (в том числе 32 диссертации).

Преемник Ю.Т. Чудновского по кафедре профессор М.В. Яновский со своими учениками (Игнатовский А.И., Соболев Н.И., Верета П.А., Добрынина Н., Пунин К.В. и др.) плодотворно исследовал действие углекислых ванн на сосудистый тонус и теплообмен больных с заболеваниями системы кровообращения (1896-1924), выявив ваготонический и сосудорасширящий эффекты.

Под руководством еще одного ученика

С.П. Боткина - И.П. Павлова - на кафедре нормальной физиологии (1895-1925) были выявлены механизмы действия на желудочнокишечный тракт щелочей, солей и кислот. Результаты этих классических экспериментов составили научную основу современных методик питьевого лечения минеральных вод.

Любая научная школа, подобно живому организму, имеет свой период жизни. Для физиотерапевтической школы С.П. Боткина он завершился в первой четверти ХХ века. Несмотря на резкое изменение отношения к физическим методам лечения и курортам в России в послереволюционное время, физиотерапия в Академии переживала не лучшие времена. Из-за нехватки топлива и электричества были закрыты электро- и водолечебные отделения, прекращено чтение лекций

на соответствующих курсах. Вопросы электро-, светолечения, гидротерапии, массажа были включены в программу курса общей терапии, который читал студентам Академии профессор М.В. Яновский. В его учебнике «Курс общей терапии» (1923), значительная часть была посвящена изложению основ общей и частной физиотерапии и курортологии. С уходом М.В. Яновского из Академии в 1925 г. чтение лекций по физиотерапии и курортологии прекращается.

Однако в науке совокупность присущих школе оригинальных методов исследования, взглядов в виде своеобразной научной традиции передается через ряд поколений исследователей (как «рецессивный признак»). Это происходит при фундаментальности разработанных школой идей, сохраняющих свои инновационные и образовательные функции и в будущем. Так произошло и со школой С.П. Боткина.

В октябре 1929 г. в Академии при кафедре частной патологии и терапии, которую возглавлял С.П. Боткин, профессором Н.Я. Чистови-чем был организован самостоятельный курс физиотерапии, который возглавил профессор

С.М. Михайловский, а в его штат были введены преподаватели Н.С. Молчанов, А.П. Парфенов и С.А. Фандрей. В течение последующих шести десятилетий научные исследования по физиотерапии в Академии успешно продолжали воспитанники других физиотерапевтических школ, но в 90-е годы ХХ века славные традиции научных поисков и развития физиотерапии в Академии, заложенные школой С.П. Боткина, были продолжены прямыми последователями физиологической академической школы, основанной его великим Учеником - И.П. Павловым, на самостоятельной кафедре курортологии и физиотерапии Академии.

Г.Н. Пономаренко

e-mail: ponomarenko_g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.