Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ КРУГЛОГОДОВОЙ АРКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ КРУГЛОГОДОВОЙ АРКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of cardio-vascular and thermoregulatory systems, nervous and psychic status and recorded incidence of diseases in sailors, under conditions of the year-round Arctic navigation have been studied. Increased strain of regulatory mechanisms during long-term Arctic navigation and the peculiarity of certain adaptation reactions in various navigation seasons have been demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ КРУГЛОГОДОВОЙ АРКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ»

УДК В 13.68:613.6-16(98)1:612.017.Я

|Д. И. Лазаренко\, Ю. И. Резина, канд. мед. наук С. А. Радзиевский,

С. А. Виноградов

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ В УСЛОВИЯХ КРУГЛОГОДОВОЙ АРКТИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ

НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва

Разработка теоретических и научно-практиче- антенн радиолокационных и радиостанции на от-ских основ адаптации моряков имеет большое зна- крытых палубах и др. Напряженность профес-чение для сохранения здоровья экипажей судов сиональной деятельности моряков обусловлена тем, и повышения эффективности их трудовой деятель- что основная часть экипажа занята в системе управ-ности. Особую актуальность эта проблема при- ления движущимся объектом, работающим в слож-обретает в настоящее время в связи с введением ных условиях ледового плавания. Изучение функ-круглогодовой арктической навигации. ций сердечно-сосудистой системы показало, что во В настоящей работе ставилась задача изучения время плавания па ледоколах как в летне-осенний, трех аспектов многогранной проблемы адаптации так и зимний период арктической навигации в моряков в условиях Заполярья: особенности регу- результате мобилизации механизмов адаптации ляции сердечно-сосудистой системы, интегрально организма моряков снижаются средние показатели отражающей реакции целостного организма на воз- АД и частоты сердечных сокращений, хотя у 12— действие экстремальных факторов окружающей 14% членов экипажа ледокола отмечена гипертен-среды, состояния функций терморегуляции и пси- зия сосудов. Увеличение длительности плавания хологической адаптации. . более чем до 90 сут и некоторое усложнение его ус-С этой целью исследованы системные психологи- ловий в зимний период приводили к заметному ис-ческие и физиологические адаптационные реакции тощению механизмов адаптации сердечно-сосуди-моряков в условиях круглогодовой арктической стой системы. Так, частота гипертензии значи-навигации. Работу проводили на ледоколах. Осо- тельно возрастала (10—48% случаев), а полное бое внимание уделяли психофизиологическим по- восстановление АД после стандартной нагрузки казателям в зимних рейсах, поскольку гигиениче- происходило лишь в 6,4—14% случаев. Анализ екая характеристика судовой среды л закономер- динамики интервалокардиографических показа-ности развития адаптивных реакций у моряков в телей у моряков в зависимости от длительности их условиях летне-осеннего периода арктической на- непрерывной работы на ледоколе показал, что сте-вигации определены нами ранее (Е. П. Сергеев пень напряженности регуляторных систем орга-и соавт.). низма в зимнем плавании нарастает и достигает Выполняли интервалокардиографию, измеряли максимума к 120-м суткам плавания, а затем нечастоту пульса, АД, холодовую пробу, температу- уклонно прогрессирует угнетение ЦНС, сопровож-ру кожи в 5 точках, применяли психодинамические дающееся функциональным нарушением регуляции методики исследования личности — тесты ММРУ работы сердца и тс.1?уса сосудов. После 100 сут (многостороннее исследование личности) и Айзенка, рейса во время летне-осенней навигации по данным шкалу тревожности Тейлора, тест «назаконченные ЭКГ установлены неадекватные реакции на дози-предложения» для изучения конфликтных зон рованную физическую нагрузку. Наибольшая сте-(Ф. Б. Березин и соавт.: Ю. П. Богомолов пень напряжения механизмов регуляции сердечно-и соавт.), анализировали обращаемость моряков, сосудистой системы (а опосредованно—и всего ор-за медицинской помощью в рейсе в течение кругло- ганизма) наблюдалась у лиц тех профессиональных годового периода арктической навигации. групп, у которых напряженный труд сочетался с При плавании в Арктике моряки подвергаются выраженным воздействием шумовибрационногофак-комплексному воздействию социальных, климати- тора (т. е. механиков, капитанов, мотористов). Не-ческнх и судовых факторов, основными из которых благоприятные погодные условия и отсутствие появляются длительная оторванность от берега и стоянных служебных постов на открытых палубах семьи, редкие заходы в мало приспособленные для обусловливали кратковременное и нерегулярное отдыха порты Заполярья, выраженная сенсорная воздействие климатических факторов Заполярья депривация, суровые погодные условия и своеобра- на организм моряков. Вместе с тем введение круг-зие светового режима Заполярья, интенсивный шум логодовой навигации, более частые заходы в порт (до 110 дБ в машинном отделении, более 70 и даже в связи с разгрузочно-погрузочными работами на 90 дБ в жилых, служебных и общественных поме- судах каравана в зимний период навигации увели-щениях) в сочетании с выраженной общей вибра- чивают время пребывания моряков ледоколов на цией, отсутствие кондиционирования воздуха, ин- открытом воздухе. В этих условиях воздействия тенсивные электромагнитные поля радиочастот от сурового климата (морозы до —40 —50 °С) на лиц.

адаптированных к комфортному температурному режиму судовых помещений, изучение терморегу-ляторной функции приобретает особое значение.

Анализ данных, полученных в течение круглогодового периода навигации, показал, что у членов палубной команды в условиях выраженных холо-довых воздействий имеется более выраженная сосудистая реакция на дозированное охлаждение, чем у членов машинной команды (Я<0,05), которая проявляется более высокой исходной температурой кожи и большей амплитудой ее снижения. Этот факт можно объяснить более продолжительным пребыванием членов палубной команды на открытом воздухе и повышением вследствие этого устойчивости к холодовым воздействиям. У членов машинной команды, которые мало подвергаются воздействию охлаждающего климата, практически отсутствует адаптация терморегуляторного аппарата к местным климатическим условиям. При изучении динамики температуры кожи у членов экипажа в зависимости от срока пребывания в Арктике установлено, что температура кожи у моряков, находящихся на севере менее 30 дней, более низкая, чем у лиц, пробывших на севере к моменту проведения исследования до 60 сут. Так, разница температуры кожи на конечностях у первых и вторых в различных точках составила от 1,8 до 2,2 (Р<0,005). Далее, начиная с 60-х суток, температура кожи мало изменялась, что свидетельствовало о начале выхода терморегуляторного аппарата на оптимальный уровень функционирования. Можно предположить, что к концу 30-х суток завершается 1-я (начальная) фаза акклиматизации моряков и наступает 2-я фаза перестройки динамического стереотипа (Г. М. Данишевский и соавт.).

Специфика указанных факторов обусловливает развитие психологических изменений адаптационного характера. Важную роль в этом процессе играет выраженное ограничение чувственной стимуляции в условиях длительных арктических рейсов. Изучение нервно-психического статуса моряков с помощью психодинамических методик исследования личности показало, что для усредненного личностного профиля обследованного контингента во все сезоны круглогодового периода работы в Арктике характерна незначительная выраженность отдельных психологических качеств. Абсолютные показатели нейротизма и тревожности находились на нижней границе нормы (и ниже), что указывало на тенденцию к снижению нервно-эмоциональной лабильности. Общий уровень тревожности у моряков ледоколов'колебался от 12 до 14,4 балла при норме 16—25 баллов. И если, по данным литературы (Л. Е. Панин и соавт.), среди мужского населения средней полосы выявлено 11 % лиц с высоким уровнем тревожности, в береговых условиях Крайнего Севера — 29%, то у обследованных нами лиц он не превышал 5 %. Ведущим личностным качеством в усредненном профиле экипажа во все сезоны плавания являлась высокая по сравнению с другими психологическими характеристика-

ми социально-психическая активность (9-я шкала), предполагающая энтузиазм, стремление к деятельности, широту интересов, легкость и естественность коммуникаций. Вместе с тем блокада указанных тенденций в силу однообразия социального окружения и сенсорной депривации может обусловливать возникновение психического напряжения, затрудняющего процесс психологической адаптации.

При анализе психологического статуса нами выявлено своеобразие адаптационных реакций в различные периоды навигации. Летом и осенью с увеличением длительности плавания установлено значительное снижение показателей по шкале Тейлора, выявлены наибольшее количество акцентированных личностей по тесту ММРУ, а также самый высокий уровень усредненного профиля, соотношение шкал которого характеризует актуальность проблемы психологической адаптации.

Зимой после 2 мес плавания достоверно возрастал показатель общей тревожности и снижался показатель экстравертированности по тесту Айзенка. Усредненный личностный профиль экипажа независимо от сроков плавания характеризовался стабильной напряженностью, затруднением межличностных контактов. Как в летне-осенний сезон, зимой особенно сложным был начальный период адаптации; достоверно увеличивались депрессивные тенденции (2—4-й мес плавания), снижались показатели психической активности и коммуникабельности, возрастала склонность к фиксации на аффективных моментах, встречались случаи неврозов.

Существенную информацию о причинах внутренней неудовлетворенности дает анализ конфликтных зон моряков. В отличие от берегового населения, у которого значимые конфликты отмечены в отношениях с семьей, друзьями, сослуживцами (И. Винкшна и соавт.), ведущим внутренним конфликтом обследованных лиц являлось отношение к половой жизни. Это обусловлено длительной сексуальной абстиненцией, предполагающей определенную функциональную перестройку, направленную на обеспечение дальнейшего воздержания (последнее может вызвать фиксацию внимания на состоянии половой функции).

Заслуживает внимания формирование неадекватных конкурентных установок и чувства соперничества в нейтральных ситуациях у половины обследованных (зона «отношение к женщине» и низкий уровень 5-й шкалы теста ММРУ). Все это указывает на то, что организация сексологической службы на флоте является одной из первоочередных задач профилактической медицины.

Результаты изучения предложенных нами зон «отношение к профессии» и «отношение к рейсу», которые занимают соответственно 3-е и 4-е место в профиле конфликтных зон, подтвердили предположение о высокой актуальности профессионально-обусловленных сторон жизненного уклада моряка в кругу причин внутренних конфликтов.

В общей заболеваемости моряков во время круглоголового арктического рейса преобладали заболевания, обусловленные снижением общей резистентности организма и недостаточностью холо-довой адаптации: болезни органов дыхания (в связи с увеличением времени пребывания на открытом воздухе, имеющие весенне-летний подъем), нервной и костно-мышечной системы (связанные с охлаждением) и гнойничковые заболевания кожи. У членов машинной команды более высокие показатели обращаемости за медицинской помощью в рейсе.

Проведенные исследования системных адаптационных реакций на личностном и функциональном уровне позволили сделать следующие выводы.

В экстремальных условиях круглогодовой навигации у моряков арктического флота в течение всего периода плавания имеется выраженное напряжение регуляторных систем организма, которое после 90 сут плавания приводит к перенапряжению адаптационных механизмов. Наибольшая степень напряжения отмечена у членов машинной команды, чья деятельность связана с выраженным воздействием шумовибрационного фактора, и судоводителей, напряженность работы которых обусловлена высокой ответственностью и сложностью ледового плавания с караваном.

В целом нервно-психический статус обследованного контингента в условиях круглогодовой навигации характеризуется низкой эмоциональной подвижностью и незначительной степенью выраженности отдельных психологических качеств, что обусловлено профессиональной спецификой и особенностями жизненного уклада моряка. Ведущей психологической характеристикой в усредненном личностном профиле экипажа является показатель социально-психической активности, ограничение реализации которой в условиях социально-сенсорной депривации обусловливает затруднение психологической адаптации в течение всего периода плавания. Своеобразие соотношения ведущих причин внутреннего конфликта у моряков указывает на высокую актуальность проблем половой жизни, отношения к лицам противоположного пола и вопросов, связанных с профессиональными особенностями уклада жизни моряка и отношения к рейсу.

При изучении состояния терморегуляторного аппарата у моряков в арктической навигации выявлена низкая степень адаптации к холодовому фактору, при этом у членов машинной команды, в меньшей степени подвергающихся воздействию климатических факторов, терморегуляторные реакции находятся на более низком уровне по сравнению с членами палубной команды. Начальная фаза акклиматизации моряков по данным холодовой пробы заканчивается к 30-м суткам арктического рейса. В общей заболеваемости моряков в период круглогодовой навигации преобладает патология, обусловленная снижением общей резистентности организма и недостаточностью холодовой адаптации.

Результаты проведенных исследований позволили разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей моряков, работающих в арктическом бассейне. Наиболее действенными мерами могут считаться ограничение разовой длительности плавания в условиях Арктики в соответствии с ранее обоснованными сроками (оптимальный — 60 сут, допустимый — 90 сут) и повышение неспецифической резистентности моряков.

Литература. Березин Ф. Б., Мирошников Л1. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., I976. Богомолов Ю. П. и др. — В кн.: Вопросы психической

адаптации. Новосибирск, 1974, с. 17—54. Винкшна И. и др. — В кн.: Конференции психологов Прибалтики. Материалы. Вильнюс, 1972, с. 136— 138.

Данишевский Г. М. Патология человека и профилактика

заболеваний на Севере. М., 1968. Панин Л. Е., Соколов В. П., Останина Л. С. и др. — Международный симпозиум по приполярной медицине. 4-й. Материалы. Новосибирск, 1978, т. 1, 254— 255.

Сергеев Е. П., Мацевич Л. М., Резина Ю. И. — Гнг. и сан., 1973, № 7, с. 12—16.

Поступила 08.0a.SI

/

Summary. The state of cardio-vascular and thermoregulatory systems, nervous and psychic status and recorded incidence of diseases in sailors, under conditions of the year-round Arctic navigation have been studied. Increased strain of regulatory mechanisms during long-term Arctic navigation and the peculiarity of certain adaptation reactions in various navigation seasons have been demonstrated.

УДК 613.6-057:621 '

Г. Г. Ястребов, Г. И. Куценко

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА МОЛОДЫХ И СТАЖИРОВАННЫХ РАБОЧИХ — МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Интенсификация строительства тесно связана с внедрением новой техники, в частности строительных машин. В настоящее время отечественной промышленностью налажен выпуск экскаваторов гид-

равлического типа на пневмоходу (ЭО-4321, ЭО-3322, ЭО-4121).

В одиннадцатой пятилетке возрастает число молодых рабочих, подготавливаемых в учебных за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.