Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА МОЛОДЫХ И СТАЖИРОВАННЫХ РАБОЧИХ — МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА МОЛОДЫХ И СТАЖИРОВАННЫХ РАБОЧИХ — МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions and nature of the work of expobuilding ,machine operators were studied, and worksite organization in the cabins of modern building machines was evaluated from an ergonomic viewpoint. Patterns of exposure to occupational factors were studied, as were body functions of young and experienced workers in relation to age.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА МОЛОДЫХ И СТАЖИРОВАННЫХ РАБОЧИХ — МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН»

В общей заболеваемости моряков во время круглоголового арктического рейса преобладали заболевания, обусловленные снижением общей резистентности организма и недостаточностью холо-довой адаптации: болезни органов дыхания (в связи с увеличением времени пребывания на открытом воздухе, имеющие весенне-летний подъем), нервной и костно-мышечной системы (связанные с охлаждением) и гнойничковые заболевания кожи. У членов машинной команды более высокие показатели обращаемости за медицинской помощью в рейсе.

Проведенные исследования системных адаптационных реакций на личностном и функциональном уровне позволили сделать следующие выводы.

В экстремальных условиях круглогодовой навигации у моряков арктического флота в течение всего периода плавания имеется выраженное напряжение регуляторных систем организма, которое после 90 сут плавания приводит к перенапряжению адаптационных механизмов. Наибольшая степень напряжения отмечена у членов машинной команды, чья деятельность связана с выраженным воздействием шумовибрационного фактора, и судоводителей, напряженность работы которых обусловлена высокой ответственностью и сложностью ледового плавания с караваном.

В целом нервно-психический статус обследованного контингента в условиях круглогодовой навигации характеризуется низкой эмоциональной подвижностью и незначительной степенью выраженности отдельных психологических качеств, что обусловлено профессиональной спецификой и особенностями жизненного уклада моряка. Ведущей психологической характеристикой в усредненном личностном профиле экипажа является показатель социально-психической активности, ограничение реализации которой в условиях социально-сенсорной депривации обусловливает затруднение психологической адаптации в течение всего периода плавания. Своеобразие соотношения ведущих причин внутреннего конфликта у моряков указывает на высокую актуальность проблем половой жизни, отношения к лицам противоположного пола и вопросов, связанных с профессиональными особенностями уклада жизни моряка и отношения к рейсу.

При изучении состояния терморегуляторного аппарата у моряков в арктической навигации выявлена низкая степень адаптации к холодовому фактору, при этом у членов машинной команды, в меньшей степени подвергающихся воздействию климатических факторов, терморегуляторные реакции находятся на более низком уровне по сравнению с членами палубной команды. Начальная фаза акклиматизации моряков по данным холодовой пробы заканчивается к 30-м суткам арктического рейса. В общей заболеваемости моряков в период круглогодовой навигации преобладает патология, обусловленная снижением общей резистентности организма и недостаточностью холодовой адаптации.

Результаты проведенных исследований позволили разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей моряков, работающих в арктическом бассейне. Наиболее действенными мерами могут считаться ограничение разовой длительности плавания в условиях Арктики в соответствии с ранее обоснованными сроками (оптимальный — 60 сут, допустимый — 90 сут) и повышение неспецифической резистентности моряков.

Литература. Березин Ф. Б., Мирошников Л1. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., I976. Богомолов Ю. П. и др. — В кн.: Вопросы психической

адаптации. Новосибирск, 1974, с. 17—54. Винкшна И. и др. — В кн.: Конференции психологов Прибалтики. Материалы. Вильнюс, 1972, с. 136— 138.

Данишевский Г. М. Патология человека и профилактика

заболеваний на Севере. М., 1968. Панин Л. Е., Соколов В. П., Останина Л. С. и др. — Международный симпозиум по приполярной медицине. 4-й. Материалы. Новосибирск, 1978, т. 1, 254— 255.

Сергеев Е. П., Мацевич Л. М., Резина Ю. И. — Гиг. и сан., 1973, № 7, с. 12—16.

Поступила 08.0a.SI

/

Summary. The state of cardio-vascular and thermoregulatory systems, nervous and psychic status and recorded incidence of diseases in sailors, under conditions of the year-round Arctic navigation have been studied. Increased strain of regulatory mechanisms during long-term Arctic navigation and the peculiarity of certain adaptation reactions in various navigation seasons have been demonstrated.

УДК 613.6-057:621 '

Г. Г. Ястребов, Г. И. Куценко

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА МОЛОДЫХ И СТАЖИРОВАННЫХ РАБОЧИХ — МАШИНИСТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Интенсификация строительства тесно связана с внедрением новой техники, в частности строительных машин. В настоящее время отечественной промышленностью налажен выпуск экскаваторов гид-

равлического типа на пневмоходу (ЭО-4321, ЭО-3322, ЭО-4121).

В одиннадцатой пятилетке возрастает число молодых рабочих, подготавливаемых в учебных за-

велениях системы профтехобразования для управления машинами указанных марок и их обслуживания. Между тем в первые годы после окончания ПТУ, т. е. в возрасте 18—20 лет, подростки более чувствительны к факторам производственной среды и менее выносливы, чем взрослые. Все это определило задачу настоящего исследования — дать сравнительную оценку физиологического состояния рабочих-машинистов строительных машин различного возраста в период производственной деятельности.

Работа выполнена в летний период на строительных объектах Киева и Краснодара. С помощью общепринятых в гигиенической практике методов исследовали микроклимат, шум, вибрацию, освещенность, запыленность и загазованность рабочих мест машинистов в кабинах строительных машин. Определяли также площадь и кубатуру кабин, параметры органов управления и сидений, зоны досягаемости органов и рукояток управления. Изучали рабочие позы и усилия, прикладываемые к основным рычагам управления. Оценка функционального состояния рабочих включала определение показателей состояния центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, терморегуляции, слухового анализатора. Для физиологических наблюдений отобрано две группы (18—19 и 24—30 лет) практически здоровых рабочих (всего 22 человека). Полученные данные обработаны на ЭВМ «Минск-32».

На рабочих местах в кабинах гидравлического »кскаватора марки ЭО-4321 имеются 13 ручных я 3 ножных рычага управления. Выявлены определенные недостатки в организации рабочих мест П устройстве кабин: кресла не регулируются по вертикали и горизонтали: отдельные органы управления расположены некомпактно и нерационально; усилия, прилагаемые машинистами к рычагам передвижения и подачи топлива, превышают нормативные, не выдержана зона досягаемости рукояток некоторых рычагов управления. Все это затрудняет выполнение машинистами трудовых операций.

Значительная остекленность кабин (3,5 м2) в связи с необходимостью широкого обзора зоны работы экскаватора обусловливает превышение нормативных коэффициентов естественного освещения (КЕО) в 10 раз. Кроме того, большая площадь остекления кабин при отсутствии кондиционеров ведет к нарушению микроклиматической обстановки на рабочих местах машинистов.

Основными источниками шума и вибрации при эксплуатации строительных машин являются функционирующие двигатель и гидросистема, а также соударение движущихся частей экскаватора.

Шум по характеру нестабильный, широкополосный с преобладанием звукового давления в области низких и средних частот. Максимальное превышение нормативных уровней шума (ГОСТ 12.1.003— 76) — на 1—6 дБ в области средних и низких частот — отмечается в кабинах при работе двигателя с наибольшей нагрузкой. Превышение нормы вер-

тикальной вибрации на 1—19 дБ наблюдается при максимальной и средней нагрузках на двигатель на полу и сиденье в полосе низких частот (4, 8 и 16 Гц). Повышенные параметры шума и общей низкочастотной вибрации на экскаваторах указанной марки связаны с недостаточной шумо- и виброизоляцией кабин и оборудования.

Содержание пыли в воздухе кабин может колебаться от 0,7 до 19,4 мг/м3, превышая ПДК- Концентрации пыли зависят от характера грунта, влажности и направления ветра, режима открытия окон и двери. Основным источником загрязненности воздушной среды кабин вредными газами (в отдельных случаях имелось превышение ПДК) служат работающие на строительных площадках бульдозеры и автотранспорт (МАЗы, КРАЗы и др.). Наличие пыли и вредных газов (окиси углерода, окислов азота) в воздухе кабин объясняется в первую очередь недостаточной их герметизацией.

Особенностью труда машинистов строительных машин является наличие нервно-эмоционального напряжения (приближающего деятельность машиниста к работе операторов), связанного с постоянным контролем и наблюдением за показаниями приборов, безопасностью работ в радиусе обслуживания экскаватора, ответственностью за точность и бесперебойность работы, необходимостью переработки значительной по объему зрительно-слуховой информации, принятием срочных решений при сложных производственных ситуациях при дефиците времени.

Представляло интерес изучение реакции и чувствительности организма молодых (18—19 лет) и стажированных (24—30 лет) рабочих на комплексное воздействие указанных факторов данного производства.

К концу рабочей смены как у молодых, так и у стажированных машинистов строительных машин появлялись выраженные изменения всех изучаемых показателей функционального состояния. Характер и время возникновения этих изменений были одинаковыми, а степень их выраженности у лиц разных возрастных групп оказалась различной (см. таблицу).

При анализе полученных данных выявлены более выраженные изменения показателей центральной нервной, сердечно-сосудистой, мышечной систем, терморегуляции, слухового анализатора у молодых нестажированных рабочих по сравнению с 24—30-летними. При исследовании функционального состояния ЦНС (см. таблицу) установлено, что у машинистов экскаваторов в конце рабочей смены имелось утомление.

Труд в условиях воздействия факторов производственной среды вызывал различную степень напряжения гемодинамики и терморегуляции у стажированных и молодых машинистов, что проявлялось в более выраженном у последних учащении пульса, снижении АД, повышении температуры тела и кожи, субъективной оценке теплоощущений. В результате наблюдения за динамикой пульса

£

+

О «а - О.

И 3

с*

о

и'

II

X

01

о §

и

о

и* о

О <о

е- Ш = <

гг

О

о ю о

ООО

ооою

ООО

ООО ООО

ДА УДА ллл ллл

О О О о

О СП СП ООО ююю

О О^ ООО ООО) ООО

о* о" о* о* о" о" о" о" о" о* о"

ДА ллл ллл ллл

++

о

см г-. -- -ю ш ш —

— 00 о

11+ 11+

смоосо

—"о" см" +++

■»»•"со"

■н-н

МО 00* 00 о о ем —

-Н-Н 41

м- см со

а

«по

414141

оо со ем

тг см см о" о" о"

-н-н-н

оо со 00

«СО. •»со

-н-н

тг О

— о_о_

4141+1

СО О

СО«©

41 41?

Ю ю 00

сососо о" о" о"

-н-н-н

со ю ем

о о

^о .о о* о*

лл

ООО ООО ООО о" о'о'

ллл

ООО ООО ООО

о" о* о"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ллл

О оз о о о^ о" о" о"

ллл

г- ю

со со ++

см см ем

°Ч°1ем" со"«"«5-

г- оо см — — о

11+ 11+

<N000

см* см" СО +++

СО СО

■ч-'со"

4)41

4-.CS

со" о" см о ем см

41-Н-Н

юоо ю*~"со" т о

41-Н41

00 «5 СМ см" ем" г-* о со со

тг емем о" о" о" 41 -Н 41

00 оо СО т^ Ю*

со со со

со

со

41-Н

СО ТГ

ООО.

414141

^ О оо

4141+1

О СО СО

со см_со_ о* о" о"

-н-н-н

СО 00 00

ем см ем ем ем ем

3

а.

Ж

X* X

я

а: н

я Й о Ш си и

ж я

7. х

ад

О.

со

X

а.

х н

а

со

•л и

И

Я Э-

= 3 Я

I

■ ъ § « I

й Й г р *

Ч 5 5 « <о

3, ■ е ^ аа

: О г г

1> _г : :

03 г* д, ^

II

3 я

§

х о.

си 8

I

I

«С

5

3 х х

СО п О о.

X *

•а §

Я

си £ I I

I

3

5

а? N

22 222 222 ©2° о

I = оГ§

О

X к

(О сЗ

» X

^ X - 3

»5

О.Ч

с!

(в течение 30 мин после окончания смены) выявлен более затяжной характер восстановления пульса и АД: среди лиц 18—19 лет лишь у 53% пульс восстанавливался в течение 30 минут и у 41 % — систолическое и диа'столическое давление, в то время как у рабочих 24—30 лет за указанное время уже у 88% наступало их восстановление, что свидетельствовало о более выраженном напряжении функции кровообращения. Оценка большинством молодых (94,5%) и стажированных (80%) рабочих своих теплоощущений как «жарко» и «очень жарко» отражала значительную нагрузку на систему терморегуляции работающих в условиях теплового дискомфорта кабин. При этом напряженность систем, обеспечивающих тепловое равновесие в организме лиц разного возраста, неодинакова : чем организм моложе, тем она выше.

При работе в указанных условиях как у молодых, так и у стажированных механизаторов отмечались изменения слухового анализатора. Так, слуховая чувствительность у юношей снижалась на всех изучаемых частотах на 14—30 дБ, а восстановление ее происходило в течение 30 мин и более. У стажированных рабочих снижение слуховой чувствительности было менее выраженным (6— 15 дБ) и она восстанавливалась за 10—15 мин, что свидетельствовало о менее значительном напряжении и утомлении слухового анализатора у стажированных рабочих старшей возрастной группы. Обнаруженная тенденция к более выраженному снижению слуховой чувствительности на низких частотах (125—250 Гц), возможно, является следствием сочетанного действия на организм лиц этой группы шума и вибрации.

Внедрение комплекса мероприятий по улучшению характера и условий труда строителей-механизаторов, совершенствование конструкций рабочих мест и кабин обеспечат определенные гарантии сохранения и укрепления здоровья работников данной отрасли строительного производства.

Выводы. 1. Трудовая деятельность механизаторов строительных машин характеризуется постоянной нервно-эмоциональной нагрузкой и протекает в условиях комплексного воздействия на организм неблагоприятных факторов производственной среды и нерациональной организации рабочих мест.

2. Интенсивное комплексное воздействие факторов среды строительного производства вызывает значительное напряжение физиологических функций организма работающих. Это напряжение неодинаково у лиц разного возраста, более выраженные сдвиги свойственны 18—19-летним рабочим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Более значительные изменения изученных физиологических показателей у лиц 18—19 лет свидетельствуют о повышенной чувствительности, меньшей выносливости и большей утомляемости молодых рабочих при комплексном воздействии указанных факторов производственной среду по сравнению со стажированными рабочими 24— 30 лет. Поступила 20.05.81

Summary. The conditions and nature of the work of building ,machine operators were studied, and worksite organization in the cabins of modern building machines was

evaluated from an ergonomie viewpoint. Patterns of exposure to occupational factors were studied, as were body functions of young and experienced workers in relation to age.

УДК 613.96:377

Jl. M. Сухарева, И. Г. Самотолкина

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, .Москва

Средние профессионально-технические училища (СПТУ) дают молодежи наряду с профессиональной общеобразовательную подготовку. Усвоение 'общеобразовательного курса параллельно с профессионально-техническим увеличивает суммарную нагрузку учащихся.

Гигиенистами, проводившими динамические наблюдения за работоспособностью, состоянием здоровья, успеваемостью, режимом для школьников, установлено, что суммарная учебная нагрузка учащихся средних школ велика (Г. Н. Сперанский и Ю. М. Пратусевич; М. В. Антропова; Р. Г. Са-пожникова; Г. Н. Сердюковская и С. М. Тромбах, и др.). У подростков же, обучающихся в СПТУ, учебно-производственная нагрузка еще больше.

Настоящая работа посвящена изучению влияния суммарной учебно-производственной нагрузки на работоспособность-и функциональное состояние организма учащихся 19 СПТУ, готовящих рабочие кадры для основных отраслей народного хозяйства (машиностроительной, легкой, химической, угольной, металлургической, радиотехнической промышленности и сельского хозяйства).

Объективным и общепризнанным в гигиене методом определения соответствия объема учебно-производственной нагрузки возрастным функциональным возможностям подростков является изучение динамики работоспособности в течение дня, недели, года и всего периода обучения, которая, отражая функциональное состояние организма в целом, является тем показателем, по которому можно установить сроки возникновения утомления и на основе этого вносить необходимые коррективы в организацию педагогического процесса.

У 420 учащихся одномоментно по единой унифицированной программе изучали функциональное состояние организма по показателям условных зрительно-моторных реакций с дифференцированным раздражителем, выносливости к статическому мышечному усилию, функциональной пробы со стандартной физической нагрузкой (пробы Мар-тинэ), данным применения метода корректурных заданий и результатам хронометражных наблюдений.

Анализ полученных данных показал, что у учащихся всех 25 групп, находившихся под нашим наблюдением, в 1-й и 2-й годы обучения объем учебно-производственной нагрузки превышал установленную учебными планами и программами, со-

ставляя в большинстве случаев 40—42 ч и даже 46 ч в неделю. И только на 3-м году обучения недельная нагрузка сократилась до 34— 36 ч. Суммарная учебная нагрузка в СПТУ состоит из предметов общеобразовательного и профессионально-технического цикла, причем последний в свою очередь включает теоретические . дисциплины по специальности (спецтехнология, машиноведение, техническое черчение и др.) и производственное обучение в мастерских и на базовых предприятиях. Учебная нагрузка по этим двум циклам на протяжении учебного года (с 1 сентября по 29 июня) распределялась следующим образом: профессионально-техническому циклу на I курсе отводилось 36,7% времени, на II — 41,9 %, из них на производственное обучение, представляющее собственно практику, — 22,6 и 27,5% учебных часов. Следовательно, большая часть времени (77,4% и 72,5%) на первых 2 курсах предназначалась на освоение теоретических предметов (общеобразовательных и специальных). На III курсе доля производственного обучения возрастала — на него отводилось 3 дня в неделю.

Анализ фактических данных в зависимости от недельной учебной нагрузки показал, что количество неблагоприятных физиологических реакций у учащихся I и II курсов, работавших с нагрузкой 41—46 ч в неделю, значительно больше, чем у имевших 38—40-часовую рабочую неделю (ом. таблицу). Так, у большего числа подростков наблюдалось ухудшение функционального состояния ЦНС (что характеризовалось увеличением или уменьшением латентного периода зрительно-моторной реакции при нарастании числа срывов диф-ференцировочной реакции), снижение работоспособности (о чем свидетельствовало уменьшение объема переработанной зрительной информации), чаще регистрировались неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы (в большем проценте случаев снижалось максимальное и повышалось минимальное АД, увеличивался период восстановления пульса после стандартной нагрузки). Оценить влияние 36-часовой рабочей недели на организм учащихся не представилось возможности, так как ни одна из групп, находившихся под наблюдением, не занималась с данной нагрузкой, и лишь на III курсе появилась возможность выделить такую группу. Однако различия функционального состояния у учащихся III курСа, занимав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.