Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНАЯ ЭРГОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

ВОЗРАСТНАЯ ЭРГОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-SPECIFIC ERGONOMICS IN BUILDING CONSTRUCTION

Recommendations are given relating to improvements in the conditions and schedules of vocational training for adolescents and in the design of operator’s cabins in building machines and to the provision, for technical training schools, of special proving grounds, testing units, and trainers so equipped as to meet the requirements of ergonomics.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНАЯ ЭРГОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

с целью решения конкретной задачи — оценки функционального состояния организма как одного из критериев комплексной характеристики здоровья детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

Голубев И. Р., Алферов В. П., Гатицкая Н. Г. и др. — В кн.: Методические и теоретические вопросы гигиены атмосферного воздуха. М., 1976, с. 29—32. Громбах С. М — Вопр. охр. мат., 1973, № 7, с. 3—7.

Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., 1968. Тур А. Ф., Шабалов Н. П. Кровь здоровых детей разных возрастов. М., 1970.

Поступила 21/XI 1978 г.

INTEGRAL EVALUATION OF THE STATE OF BODILY FUNCTIONS

V. A. Shirinsky and Z. Z. Bruskin

A method to be used for an integral evaluation of the state of individ ual functional systems and of the body as a whole is described. The results obtained with this method, in conjunction with data on physical development and nonspecific reactivity, permit a comprehensive assessment of the health status of children and adolescents.

УДК 612.766.1-053.6:[658.386.1:69

Г. Г. Ястребов, Г. И. Куценко ВОЗРАСТНАЯ ЭРГОНОМИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Накопленный к настоящему времени материал по гигиенической оценке условий трудового обучения подростков раскрывает лишь одну сторону взаимоотношения подросток — машина — среда и не содержит данных об оптимальных соотношениях в этой системе, а следовательно, не решает вопроса о повышении эффективности производства. Лишь комплексный подход, характерный для возрастной эргономики, с использованием рекомендаций гигиены труда подростков, возрастной физиологии и психологии, антропометрии и педагогики позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе, открывая широкие возможности его совершенствования.

Следует отметить, что вопрос о возрастной эргономике все чаще поднимается в научной литературе (Д. И. Каганович и Г. Г. Ястребов; Ю. Д. Жилов; Г. Г. Ястребов и Г. И. Куценко).

С нашей точки зрения, возрастная эргономика — это область науки, рассматривающая оптимальное взаимодействие организма подростка и машины (кабина, механизм, аппаратура, инструмент и др.) в реальных условиях производственной среды, включающая комплекс мероприятий, направленных как на совершенствование технических возможностей машин, конструкций, орудий труда, так и на улучшение условий и характера профессиональной подготовки подростков с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся и работающих подростков, повышения производительности их труда.

В течение последних лет в нашем институте изучались гигиенические вопросы производственного обучения подростков-механизаторов на строительной технике (экскаваторах, бульдозерах, башенных кранах). Ряд разделов этих работ был выполнен и проанализирован в экономическом аспекте. Исследования проводили в условиях без профессионального обучения ряда строительных профессионально-технических училищ Москвы, Волгограда, Киева, Петрозаводска, Ульяновска и Сургута Установлено, что профессиональная подготовка учащихся по специальностям экскаваторщика, крановщика, бульдозериста осуществлялась на наиболее широко при-

меняемых и современных строительных машинах (закрытого типа) — экскаваторах ЭО-4321, Э-652, бульдозерах Т-100, башенных кранах КБ-100. Гигиенические условия в период производственного обучения подростков-строителей оценивали непосредственно на рабочих местах в кабинах указанных машин. Изучали микроклимат, естественную и искусственную освещен-I ность, общие уровни интенсивности и спектральный состав шума и вибрации, запыленность и загазованность воздушной среды. При оценке сдвигов работоспособности и обосновании рационального режима трудового обучения применяли хронометражные наблюдения.

С эргономической точки зрения оценивали организацию рабочих мест и кабин строительных машин, в частности измеряли площадь и кубатуру кабин, зоны досягаемости приборов и рукояток управления, параметры органов управления и сидений, усилия, прилагаемые работающими к рычагам управления, проводили анализ рабочих поз и др. Определеляли также анатомические размеры тела подростков и взрослых рабочих. Для оценки влияния комплекса производственных факторов на состояние органов и систем организма обучающихся 17-летних подростков провели физиологические исследования, включающие изучение показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, слухового анализатора и др.

Полученные результаты показали, что рабочие объемы кабин строительных машин недостаточны для свободы движений, удобства положения тела работающих и управления машиной. Показатели высоты, глубины, ширины сидений, угла между плоскостью сиденья и спинкой, высоты спинки свидетельствовали о нерациональности конструкций. Рабочие кресла не регулировались по высоте и в горизонтальной плоскости. При измерении расположения рычагов управления в кабинах экскаваторов марки Э-652 оказалось, что их рукоятки находились на 20 см выше переднего края сиденья и на расстоянии 85 см от спинки сиденья; в переведенном на себя положении расстояние от рукояток рычагов до спинки сиденья составляло 30 см. Указанные размеры не отвечали эргономическим требованиям. Органы управления экскаваторов и бульдозеров, как правило, состояли из большого числа рычагов (соответственно из 10 и 9), расположенных в различных местах кабин (спереди, справа и слева, на боковых стенках кабин). Компоновка органов управления машинами, с нашей точки зрения, нерациональна. Отдельные из них расположены на высоте 45—65 см от пола и на расстоянии до 100 см от рабочего места, т. е. не выдержана зона досягаемости их руками работающих. В результате машинисты строительных машин и подростки-стажеры вынуждены совершать за смену значительное число наклонов вперед и в сторону под углом в основном 20—40°, а при выполнении некоторых рабочих операций — до 60° от вертикали.

Указанные недостатки в конструкции кабин, сидений, компоновке и расположении оборудования ведут к нарушению рабочих зон обзора, вынужденной позе машинистов и стажеров, напряжению их нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата. Ограничению зоны обзора экскаваторщиков наряду с указанным способствует перегородка между лобовыми стеклами, не позволяющая в положении сидя видеть ковш экскаватора во время его загрузки породой. В результате при погрузке машинист вынужден приподниматься или даже вставать из кресл и работать наклонившись вперед. В течение 45% рабочего времени бульдозеристы находятся в полусогнутом положении из-за недостаточного обзора ножа бульдозера при движении его вперед; при обратном же движении бульдозера они вынуждены сидеть вполоборота, чтобы получить зрительную информацию о рабочей зоне, находящейся позади машины. В процессе управления и обу-£ чения управлению строительными машинами подросткам приходится манипулировать педалями и рычагами, затрачивая на это значительные физические усилия. Так, при работе с часто используемыми рычагами (фрикционами, переключателями скоростей и др.) усилия составляли до 8 кг, а с

некоторыми, редко используемыми — более 10 кг. Все эти показатели выше рекомендуемых для взрослых рабочих.

Выявленные недочеты подтверждены данными анкетирования. Среди основных недостатков организации рабочих мест большинство опрошенных нами взрослых рабочих и подростков отмечали недостаточный обзор зоны работ, неудобную рабочую позу и конструкцию сиденья, большую нагрузку на рычаги управления. Указанное свидетельствует о том, что организация рабочих мест в кабинах строительных машин изученных марок не соответствует требованиям возрастной эргономики. Между тем, и это следует подчеркнуть особо, при обучении подростков на строительной технике рациональная, с эргономической точки зрения, организация рабочих мест приобретает особое значение. Это связано в первую очередь с незавершенностью анатомического, функционального и психического развития подростков. Организм даже высокорослых, акселирированных подростков еще не сформирован, функционально незрел и двигательные навыки вообще, а профессиональные в данном конкретном случае к 17 годам не завершают своего развития и формирования. О неблагоприятных гигиенических условиях труда машинистов и стажеров свидетельствуют значительные уровни производственного шума и вибрации, дискомфортный микроклимат, содержание в кабинах строительных машин концентраций пыли и бензина, в отдельных случаях превышающих ПДК.

Изучение режима производственного обучения учащихся показало, что продолжительность их труда составляла 6 ч, т. е. одну (утреннюю) смену. Обеденных перерывов, а также коротких регламентированных перерывов для отдыха в течение рабочего дня не было. К концу смены у подростков развивались значительные изменения, свидетельствующие об ухудшении функционального состояния организма и развитии утомления. Это проявлялось в снижении подвижности нервных процессов в коре головного мозга, уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшении чувствительности слухового анализатора. Значительные изменения показателей силы и выносливости мышц рук у обследованных подростков, ухудшение состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, на наш взгляд, связаны как с нерациональной и эргономической точки зрения организацией рабочих мест в кабинах строительных машин, так и с неблагоприятными условиями и режимом их трудового обучения. Сопоставление данных об особенностях размерных соотношений на рабочих местах учащихся в кабинах строительных машин, анатомических размеров тела подростков с их рабочими позами, характером и условиями деятельности, физиологическим состоянием убеждает в необходимости разработки эргономических рекомендаций, направленных на улучшение рабочих мест, условий и режима производственного обучения подростков указанных профессий.

В числе рекомендаций могут быть возможность конструирования более просторных кабин, обеспечивающих удобное положение тела работающих и свободу движений при управлении, поиск оптимальных зон в кабинах для размещения основных органов и рычагов управления машинами, устройство кресел с мягким сиденьем и спинкой с регулировкой как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, имеющих параметры, соответствующие требованиям инструкции Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, а также специальных зеркал автомобильного типа, позволяющих наблюдать за работой сзади без изменения позы. Необходимы создание систем герметизации, кондиционирования, шумо-, внбро-, термо-, газо- и пылеизоляции кабин, разработка мероприятий, направленных на уменьшение физических усилий во время манипуляций с рычагами управления. Важное место в улучшении функционального со- £ стояния подростков принадлежит внедрению гигиенически обоснованных рекомендаций, направленных на рационализацию режима их трудового обучения и отдыха.

Учитывая высокую интенсификацию труда при работе на строительных машинах, сложность производственной обстановки (по классификации В. В. Розенблата эта работа по факторам тяжести нервной нагрузки относится к категории напряженной, тяжелой), агрессивность факторов окружающей среды, с нашей точки зрения, правомерно поставить вопрос о предварительном (до выхода на строительные объекты) обучении учащихся 1 основным приемам, навыкам и правилам выполнения работ на специально оборудованных тренажерах и стендах-аналогах систем управления строительных машин. Их использование на данном этапе подготовки позволит подросткам быстрее приобрести основные рабочие навыки и умение, выработать автоматизм, сформировать динамический стереотип. В связи с этим интересные эргономические задачи стоят перед специалистами, конструирующими и оборудующими такие тренажеры и стенды. Целесообразно также создание в строительных прсфессионально-технических училищах профилированных мастерских, специализированных полигонов и миниатюр-полигонов, оборудованных необходимой учебной аппаратурой в соответствии с требованиями возрастной эргономики.

Внедрение указанных мероприятий при профессиональном обучении подростков-строителей позволит повысить качество подготовки кадров для данного производства, обеспечит определенные гарантии по сохранению и укреплению состояния здоровья этой части молодежи, повысит производительность ее труда.

ЛИТЕРАТУРА

Жилсв Ю. Д. — Гиг. труда, 1975, № 1, с. 6—8. Жилсв Ю. Д. — Прсф.-техн. образование, 1977, № 2, с. 18—19. Кагансвич Д. И., Ястребов Г. Г. — В кн.: Состояние и перспективы гигиенической I науки в связи с развитием народного хозяйства Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в свете решений XXIV съезда КПСС. М., 1973, с. 46—55. Ястребсв Г. Г. и Куценко Г. И. — Прсф.-техн. образование, 1977, № 6, с. 26—27.

Поступила 27/X 1978] г.

AGE-SPECIFIC ERGONOMICS IN BUILDING CONSTRUCTION G. G. Yastrebov and G. 1. Kutsenko

Recommendations are given relating to improvements in the conditions and schedules of vocational training for adolescents and in the design of operator's cabins in building machines and to the provision, for technical training schools, of special proving grounds, testing units, and trainers so equipped as to meet the requirements of ergonomics.

УДК 613.165:371.7

Н. С. Бурганетдинова

ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Пермский медицинский институт

Задачей настоящей работы являлось изучение естественного освещения и его влияния на зрительную работоспособность учащихся в зависимости от ориентации учебных помещений школьных зданий в условиях Западного Урала. Необходимо указать, что для Западного Урала характерны неравномерное распределение световой и ультрафиолетовой радиации в течение года, выраженный природный дефицит световых и ультрафиолетовых лучей в осенний и зимний сезоны, т. е. в период проведения учебных занятий.

Работа выполнена в натурных условиях общеобразовательной школы № 43 Перми в 3 классных помещениях, имеющих южную, восточную и за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.