Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЫ К ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ДЛИТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ РЕЙСОВ ДЛЯ МОРЯКОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА'

МАТЕРИАЛЫ К ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ДЛИТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ РЕЙСОВ ДЛЯ МОРЯКОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
11
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA ON PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE LENGTH OF ARCTIC VOYAGES FOR SEAMEN OF THE ICE-BREAKERS FLEET

With the purpose of physiological and hygienic substantion of the duration of voyages in the Arctic the author carried out dynamic investigations of the psycho-physiologic state of seamen in the course of a voyage for a period of 6 months. The most demonstrative indices of the functional state of the body were determined and used as criteria for restricting the length of the voyages. The optimum (within 60 days), permissible (within 80 days) and the maximum permissible lengths (within 90 days) of the arctic voyages are proposed.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЫ К ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ДЛИТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ РЕЙСОВ ДЛЯ МОРЯКОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА»

with chromium compounds. On the basis of experiments performed the author concludes on the significant role of a definite complex of water soluble vitamins in the pathogenesis of chromium sensitization; this should be taken into account in elaboration of a preventive diet for persons dealing with these chemical allergens under industrial conditions.

УДК 613.68(88

Канд. мед. наук Ю. И. Резина

МАТЕРИАЛЫ К ФИЗИОЛОГОГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ДЛИТЕЛЬНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ РЕЙСОВ ДЛЯ МОРЯКОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР, Москва

Освоение отдаленных районов Крайнего Севера требует максимального увеличения времени судоходства по Северному Морскому Пути. В настоящее время длительность работы ледоколов, обеспечивающих арктическую навигацию в западном секторе Ледовитого океана, составляет 6—7 мес. Наши предшествующие исследования на ледоколах показали, что в это время моряки находятся в первой, самой сложной для организма, стадии акклиматизации, а степень вредности ряда факторов судовой среды и напряженность трудовой деятельности (сложность ледового плавания с караваном) более выражены у экипажей ледоколов по сравнению с морскими транспортными судами (Е. П. Сергеев и соавт.).

При анализе материалов работ по ограничению сроков плавания на рыбопромысловых, транспортных судах и военных кораблях обнаружены различные подходы в решении данного вопроса, обусловленные спецификой разных флотов (Ю. М. Венков и соавт.; Л. М. Мацевич и соавт.; Н. Н. Алфимов и соавт.). В связи с этим для обоснования оптимальной и допустимой длительности плавания моряков в Заполярье на ледоколах в течение 6-месячной арктической навигации (июнь — январь) были проведены динамические (с 2-недельным интервалом) психофизиологические и биохимические исследования, субъективная оценка тяжести плавания, изучена обращаемость за медицинской помощью в рейсе с последующей статистической обработкой полученных данных. Под наблюдением находилось 50 человек в возрасте от 20 до 40 лет.

Изучение функционального состояния центральной нервной системы методом хронорефлексометрии (рис. 1) показало, что у моряков, начиная с 40-х суток плавания, наблюдается последовательное, статистически значимое удлинение времени сенсомоторных реакций (BP), которое уже к 72-м суткам рейса соответствует III стадии утомления. Повышение функционального уровня, обнаруживаемое после заходов в порты (57, 114 и 161-е сутки) было нестабильно, что свидетельствовало об отсутствии истинного восстановления функций за время кратковременных стоянок (1—4 сут).

Направленность изменений высших психических функций (непосредственная память, скорость переработки информации, концентрация и переключение внимания, помехоустойчивость), как правило, характеризовалась последовательным снижением в течение рейса или сохранением низкого исходного уровня. Своеобразной закономерностью отличалась динамика показателей помехоустойчивости (рис. 2). Для ее характеристики использован тест Платонова «сложение чисел с переключением». Испытуемый работал с тестом в течение равных временных интервалов до и на фоне искусственно вводимого отвлекающего фактора («помеха»). Одновременно регистрировалось электрическое сопротивление кожи на ладонной поверхности в качестве показателя эмоционального напряжения во время эксперимента. Как видно из рис. 2, до 72-х суток рейса мобилизационные возможности организма обеспечивают сохранение высокой концентрации и способности к переключению внимания: успешность выполнения пробы в ус-

ловиях воздействия отвлекающего фактора выше, чем до введения «помехи» (в течение первых 5 обследований Р=95—98%). Такие, на первый взгляд, парадоксальные соотношения свидетельствуют о значительной силе мотивации и установки к преодолению мешающего фактора и сохранению высокой успешности деятельности в осложнившейся ситуации. Однако после 72-х суток мобилизационные возможности организма снижаются и после 97 дней плавания уже не обеспечивают успешной деятельности моряков в осложненных условиях эксперимента: отмечается перекрест кривых, обратные соотношения изучаемых показателей также характеризуются статистической значимостью. Снижение помехоустойчивости происходит на фоне увеличения эмоционального напряжения.

Особого внимания заслуживают показатели, свидетельствующие о развитии де-тренированности организма в динамике рейса. Начиная с 24-х суток плавания наблюдается последовательное существенное уменьшение силы мышц и выносливости (по данным динамометрии). Анализ электрокардиографических данных выявил значительное (вдвое) снижение зубца Т после физической нагрузки к 145-м суткам плавания (Р=98%). Л. И. Фогельсон рассматривает такую динамику показателя у здоровых лиц как патологическую реакцию на физическое напряжение. Указанные изменения обусловлены относительной гиподинамией и отсутствием регулярной физической нагрузки у моряков в течение рейса.

Со стороны сердечно-сосудистой системы также выявляются выраженные гипотензивные реакции, неустойчивость функций, отрицательные значения вегетативного индекса Кердо, характерные для I стадии акклиматизации.

10 24 40 57 72 64 97 Н4 128 145 161 175

Рис. 1. Изменение показателей хроиорефлексо-метрии в динамике рейса.

По оси абсцисс — сутки плавания; по оси ординат — время (в мс); 1.3 — время простой и сложной ври-тельно-моториой реакций; 2, 4 — время простой * сложной акустико-моторной реакций.

' 111111_|_|_|_I-1—

10 24 40 57 72 84 97 114 128 145 161 175

Рис. 2. Изменение показателей помехоустойчивости во время рейса: до (/) и после (2) «помехи».

По оси абсцисс — сутки плавания; по оси ординат — число дробей.

Таблица 1

Коэффициент корреляции между изменением показателей функционального состояния моряков в рейсе и длительностью плавания

Показатель г Р. %

ВР простой на световой раздражитель 0,65 98

ВР » » звуковой > 0,59 95

ВР сложной » световой » 0,65 98

ВР » » звуковой 0,54 95

Помехоустойчивость —0,74 99

Скорость переработки информации (кольца Ландольта) —0,68 99

Мышечная сила —0,62 98

Выносливость —0,69 99

Субъективная оценка тяжести плавания 0,98 99

Корреляционный анализ установил тесную зависимость между выявленными функциональными сдвигами и длительностью арктической навигации (табл. 1).

В качестве критериев к ограничению длительности арктических рейсов были взяты показатели, представленные в табл. 2. При их выборе мы руководствовались наличием соответствующих классификаций для оценки степени изменения того или иного показателя в процессе работы (сенсомо-торные реакции), существенных качественных изменений (помехоустойчивость и др.), патологических реакций (ЭКГ), учитывая направленность функциональных изменений. Как следует из табл. 2, появление психофизиологических сдвигов по указанным критериям сведено к трем основным периодам: первый — время наступления первичных, статистически значимых неблагоприятных изменений, второй — время развития сдвигов, соответствующих III степени утомления или максимальному снижению функционального уровня, третий — время сохранения функциональных уровней, относящихся ко второму периоду, и после этого дальнейшее снижение показателей.

Таблица 2

Психофизиологические характеристики (в сут), определяющие сроки плавания

Показатель Время появления статистически достоверных неблагоприятных сдвигов Время появления изменений. соответствующих III стадии утомления или максимального снижения физиологического уровня Время стабилизации уровня физиологических функций. соответствующих III стадии утомления, после которого наступает дальнейшее снижение уровня оптимальный Q ____ * плавг а а я в h У >> В а 3 предельно допустимый

ВР простой зрительно-моторной 40 72 72 24 72 72

ВР » акустико-моторной 40 57 72 24 57 72

ВР сложной зрительно-мотор- 72

ной 97 97 57 97 97

ВР » акустико-моторной 72 84 84 57 84 84

Помехоустой ч ивость 84 97 97 72 84 97

Максимальная сила 24 57 84 _ 84 84

Выносливость 24 24 84 _ _ 84

Данные ЭКГ 120 120 120 _ 90 90

Субъективная оценка тяжести

плавания 84 72 84 84

Среднее . . . 60 80 90

Соответственно этому предлагаются три срока ограничения длительности плавания: первый (оптимальный)—ограничение длительности рейса периодом, предшествующим развитию статистически значимых сдвигов — не более 60 сут, второй (допустимый) — ограничение длительности рейса периодом, соответствующим наступлению III стадии утомления, — до 80 сут, третий (предельный) — ограничение длительности рейса временем, в течение которого физиологические сдвиги сохраняются на уровне III стадии утомления — не более 90 сут. Плавание в течение времени, превышающего предельный срок, приводит к переутомлению, появлению предпатоло-гических и патологических состояний.

Правомерность выводов по определению оптимального и допустимого сроков плавания подтверждает наше дальнейшее изучение структуры личности моряков в течение арктического рейса. Как показали данные теста Айзенка, к 75-м суткам плавания у обследуемых существенно снижается эмоциональная активность. Уменьшение показателей нейротизма с 9,3 до 6,2 (Р=98%) свидетельствует о развитии ригидности. Наряду с этим анализ изменений личностных параметров потестуММРУ (стандартизованный, модифицированный вариант Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова) выявил существенное понижение профиля по 9-й шкале, указывающее на уменьшение социальной активности, инициативности, оптимистической установки.

Среди причин указанной направленности изменений функционального состояния и структуры личности моряков особого внимания заслуживает выраженная сенсорная депривация, на фоне которой протекают трудовая деятельность и отдых моряков при плавании в Арктике. Оторванность от берега и семьи, ограничение внешней, социально значимой информации, нахождение в замкнутом коллективе, недостатки в организации досуга на судне, свойственные всем видам флотов, на Севере усугубляются бедностью зрительных впечатлений. Это обусловлено цветовым однообразием природного ландшафта, постепенным снижением уровня естественной освещенности до полного исчезновения в период полярной ночи и др.

В связи с этим наряду с предложенными ранее гигиеническими и общеоздоровительными рекомендациями представляется целесообразным применение психотерапевтических методов, направленных на профилактику неблагоприятных личностных изменений в течение рейса и облегчающих адаптацию моряков к сложному комплексу судовых и климатических факторов плавания. В частности, успешным оказался первый опыт по применению метода аутогенной тренировки (Schultz; А. М. Свядощ; В. Е. Рожнов) во время арктической навигации.

Таким образом, если рассматривать судно как производственный объект, а исследованные функции в качестве характеристик работоспособности, то динамика указанных реакций не соответствует классической кривой со стадиями «врабатываемости» и «высокой работоспособности». В связи с этим необходимо иметь в виду, что углубление тормозных процессов и выраженное снижение эмоциональной активности, развивающиеся в динамике рейса, могут явиться причиной возникновения аварийных ситуаций, поскольку сложные условия ледового плавания и постоянное взаимодействие ледокола с судами каравана (околка, буксировка) часто вызывают необходимость принятия и реализации ответственных решений в условиях дефицита времени.

Выводы

1. У моряков ледокольного флота в динамике продленной арктической навигации наблюдаются последовательное снижение показателей психофизиологического статуса организма и изменение отдельных личностных характеристик.

2. Выявленные реакции находятся в тесной корреляционной связи с длительностью рейса и свидетельствуют об отсутствии у моряков стадии

свбственно адаптации (стабилизация функций, высокая работоспособность) к условиям плавания ■ Арктике.

3. Функциональное состояние организма моряков в рейсе следует рассматривать как стадию напряжения, сменяющуюся к 97-м суткам плавания перенапряжением с развитием неадекватных и патологических реакций, что указывает на необходимость ограничения длительности арктических рейсов.

4. Анализ полученных данных позволяет предложить в качестве оптимальной длительности плавания в Арктике рейс не более 60 сут, допустимой — не более 80 сут, предельной — не более 90 сут. Для обеспечения предлагаемого режима труда необходимо введение бригадного метода обслуживания судов.

5. Целесообразна апробация предложенного режима труда в натурных условиях для установления оптимальных сроков межрейсового отдыха.

ЛИТЕРАТУРА. Алфимов Н. Н., ЕмельяненкоМ. И., Новожилов Г. Н. — «Воен.-мед. ж.», 1973, № 12, с. 58—61. — Б е р е з и н Ф. Б., МирошниковМ. П. — В кн.: Проблемы психоневрологии. М., 1969, с. 337—342. — Венков Ю. М., Михайлова А. М., Ткаченко В. Д. — В кн.: Вопросы гигиены и дезинфекционного дела на водном транспорте. Баку, 1973, с. 102—109. — Волков А. М. — В кн.: Исследования по физиологии трудовых процессов. М., 1962, с. 175— 185. — Рожнов В. Е. (ред.) Руководство по психотерапии. М., 1974. — Свя -д о щ А. М. — В кн.: Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974, с. 280—281. — С е р -геевЕ. П., МацевичЛ. М., Р е з и н а Ю. И. — «Гиг. и сан.», 1973, №7, с. 12—16. — ФогельсонЛ. И. Клиническая электрокардиография. М., 1957. — SchultzJ. Н. Das autogene Training. Stuttgart, 1960.

Поступил« 18/11 1977 г',

DATA ON PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE LENGTH OF ARCTIC VOYAGES FOR SEAMEN OF THE ICE-BREAKERS FLEET

Yu. I. Rezina

With the purpose of physiological and hygienic substantion of the duration of voyages in the Arctic the author carried out dynamic investigations of the psychophysiologic state of seamen in the course of a voyage for a period of 6 months. The most demonstrative indices of the functional state of the body were determined and used as criteria for restricting the length of the voyages. The optimum (within 60 days), permissible (within 80 days) and the maximum permissible lengths (within 90 days) of the arctic voyages are proposed.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК «1 .3/4.07(001)

И. В. Кузнецов, Е. Ф. Дианова

ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНЭПИДСТАНЦИИ НОВОКУЙБЫШЕВСКА ЗА 25 ЛЕТ

Новокуйбышевская санэпидстанция

В августе 1977 г. санэпидстанции Новокуйбышевска исполнилось 25 лет. Она была организована в сложных условиях и проделала большую и разнообразную работу, оценить которую можно, лишь проследив за становлением и развитием города.

Новокуйбышевск возник в связи с развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Куйбышевской области в послевоен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.