Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА РЕЧНИКОВ В НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА РЕЧНИКОВ В НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА РЕЧНИКОВ В НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

всего развивается у рабочих очистных забоев, имеющих контакт с повышенными концентрациями вдыхаемой пыли и относительно небольшим процентным содержанием в ней свободной двуокиси кремния.

В то же время значительно реже (в 19 %) развивается узелковая форма антракосиликоза I стадии (1 р, 1 q, 1 г), которая выявляется чаще у проходчиков, работавших в условиях не только большой запыленности внешней среды, но и высокого содержания (более 10 %) свободной двуокиси кремния во вдыхаемой пыли.

Изучение сроков возникновения антракосиликоза I стадии в зависимости от стажа работы в контакте с пылью показало, что интерстициальная форма процесса развивается через 15—20 лет и позже.

Данные динамического наблюдения за больными в течение 15 лет свидетельствуют о том, что интерстициальная форма антракосиликоза I стадии при отсутствии осложнений характеризуется доброкачественным течением без про-грессирования кониотического процесса и легочной недостаточности. Узелковой форме антракосиликоза I стадии чаще всего свойственно прогрессирование фиброзных изменений в легких после прекращения работы в контакте с пылью, что выражается в увеличении размеров и количества узелков (3 р, 2 q, 3 q, 2 г, 3 г) и соответствует узелковой форме антракосиликоза I—II или II стадии.

В дальнейшем при прогрессировании этой формы процесса наблюдается слияние узелков с формированием крупных узловых образований и переходом в узловую форму антракосиликоза III стадии (А, В, С).

Изучение характера осложнений показывает, что интерстициальная форма антракосиликоза I стадии осложняется бронхитическим синдромом. При узелковой форме чаще наблюдается осложнение основного процесса туберкулезом легких, который присоединяется через 3—8 лет после выявления пневмокониоза. Чаще всего развивается очаговая форма антракосиликотуберкулеза.

В результате слияния силикотуберкулезных очагов могут формироваться солитарные или множественные антра-косиликотуберкуломы. Таким образом, у горнорабочих, преимущественно у рабочих очистных забоев, подвергающихся воздействию больших концентраций пыли с небольшим содержанием свободной двуокиси кремния, после 15 лет работы в контакте с пылыо развивается интерстициальная форма антракосиликоза, которая характеризуется склонностью к стабилизации процесса.

У горнорабочих, преимущественно проходчиков, подвергающихся воздействию больших концентраций пыли с высоким содержанием (более 10 %) свободной двуокиси кремния, после 10 лет работы в контакте с пылью формируется узелковая форма антракосиликоза, для которой ха-

рактерны прогрессирующее течение и присоединение тубер-' кулеза легких.

Для выяснения частоты и особенностей формирования антракосиликоза проведено обследование групп горнорабочих, подвергающихся воздействию пыли от углей различных стадий метаморфизма.

Как показали рентгенологические данные, у рабочих очистных забоев антрацитовых шахт, имеющих контакт с пылью углей высокой стадии метаморфизма, чаще выявляется антракосиликоз I стадии — в основном интерстициальная форма, реже узелковый фиброз и только у отдельных больных II и III стадии пневмокониотического процесса.

Развитие интерстициальной формы антракосиликоза I стадии отмечается через 15—25 лет от начала работы в контакте с антрацитовой пылью и характеризуется в дальнейшем относительно редким и медленным прогрессиро-ванием (спустя б—10 лет) в основном за счет присоединения очагового туберкулеза и начальных проявлений легочной недостаточности.

Наряду с этим у 8 % горнорабочих антрацитовых шахт выявлена узелковая форма антракосиликоза I стадии (1 q, 1 г), а у отдельных больных — II и III стадии пневмокониотического процесса (3 q, 3 г, А, В, С). Развитие этой формы антракосиликоза происходит при более коротком пылевом стаже (12—14 лет) и характеризуется прогрессирующим течением и более частым осложнением очаговой формой туберкулеза легких.

У горнорабочих, подвергающихся воздействию пыли коксующихся углей средней стадии метаморфизма и длин-нопламенных углей низкой стадии метаморфизма, развитие антракосиликотического процесса в легких наблюдается значительно реже, чем у подземных рабочих антрацитовых шахт. В основном отмечаются начальные проявления заболевания, и у отдельных шахтеров развивается интерстициальная форма антракосиликоза I стадии. Необходимо отметить, что у рабочих очистных забоев, имевших контакт с пылью коксующихся и длиннопламенных углей, отсутствовали узелковые формы, а также выраженные стадии антракосиликоза и антракосиликотуберкулеза.

Таким образом, наибольшее фиброгенное действие на легочную ткань оказывает пыль антрацитовых углей высокой стадии метаморфизма, что выражается в большей частоте антракосиликоза и в тенденции к неблагоприятному течению процесса. Пыль коксующихся углей средней стадии метаморфизма и длиннопламенных углей -низкой стадии метаморфизма менее агрессивна, и поэтому частота развития антракосиликоза сравнительно небольшая и склонность к прогрессированию процесса незначительная.

Поступила 16.11.87

УДК 613.68:656.6281:612.766.1

В. Н. Евстафьев

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДА РЕЧНИКОВ

В НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Филиал НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Одесса

Трудовая деятельность членов экипажей судов речного флота имеет ряд специфических особенностей, связанных с условиями эксплуатации на внутренних водных путях. Среди них следует выделить значительную протяженность пути перемещения со сменой климатических условий (при плавании в трансширотном направлении) и часовых поясов (при трансмеридианных плаваниях), воздействие неблагоприятных факторов судовой среды в процессе транспортировки груза и осуществления погрузочно-разгрузочных операций [1]. Особо важно отметить высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности у судоводителей и рулевых, зависящей от сложности маршрута плавания, уровня воды, интенсивности судоходства, наличия инженерных сооружений на трассе, габаритов судового каравана (хода),

технического состояния обстановки пути, метеоусловий, надежности и исправности систем управления судном и механизмами, Особенности организации труда, связанные с широким внедрением совмещения профессий, сокращением численности экипажей, необходимостью выполнения большого объема работ во вневахтенное (внерабочее) время, зачастую носящих срочный, авральный характер, круглосуточное обеспечение плавания, высокая степень личной ответственности способствуют росту нервно-эмоционального напряжения [7], появлению дизадаптационных расстройств [8], ведущих к формированию хронической патологии [4] и росту заболеваемости [6].

В связи с изложенным выше нами проведены исследования на судах Советского Дунайского, Обь-Иртышского

и Ленского пароходств с целью изучения состояния судовой среды, организации труда и их влияния на состояние физиологических функций организма плавсостава в навигационный период.

Общее число обследованных составило 177 человек в возрасте от 18 до 40 лет, годных по состоянию здоровья к работе на речном флоте, со стажем работы по специальности в среднем 9 лет для комсостава и 2 года для рядового состава. Изучали условия труда и отдыха, определяли физиологические и социально-психологические показатели [2, 3].

Результаты проведенных санитарно-гигиенических исследований 1 показали, что метеоусловия при плавании по рекам характеризуются значительными по величине и быстро изменяющимися по времени колебаниями параметров метеофакторов (температуры и относительной влажности воздуха, силы ветра, осадков, естественной освещенности) и атмосферного давления. Показатели микроклимата в производственных, служебных и жилых помещениях обследованных судов соответствовали уровням, допустимым санитарными нормами. В условиях перевозки навалочно-насыпных грузов в процессе погрузочно-разгрузочных операций отмечалась запыленность воздушной среды жилой и производственной зон судна с превышением ПДК в 60—80 % случаев. Однако относительно редкие периоды загрузки обусловливают кратковременное, прерывистое воздействие, которое с учетом колебаний концентрации может характеризоваться как интермиттирующее.

Уровни звукового давления были выше нормируемых в рулевой рубке, энергетическом отделении (ЭО), жилых и общественных помещениях на 4—28 дБ А на среднегеометрических частотах 63—8000 Гц с- превалированием максимумов в высокочастотных областях спектра. Параметры виброскорости были на 2—10 дБ и виброускорения — на 2—13 дБ выше ПДУ на среднегеометрических частотах в октавных полосах 16—63 Гц. Показатели искусственной освещенности в 72,7 % замеров были ниже нормативных на 20—125 лк.

Изучение организации труда показало, что общая продолжительность рабочего времени у представителей различных профессий равнялась 7,5—12 ч (в зависимости от типа судна), в то же время переработки сверх регламентированного периода составляли регулярно не менее 1 — 2 ч в сутки и отмечались в основном у представителей опеоаторского состава (судоводители, механики).

В процессе несения вахты и выполнения судовых работ частота сердечных сокращений (ЧСС) у операторов снижалась с 79,7±1,6 до 73,0±2,3 в 1 мин (р<0,01), в то же время у рядового состава (матросы, мотористы, электрики) отмечалась тенденция к возрастанию ЧСС с 78,5± ±2,5 до 84,4±3,3 в 1 мин (р<0,25). Систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление крови у лиц операторских профессий практически не изменялось, в то время как у матросов и мотористов зарегистрирована тенденция к снижению САД на 5,7 % и росту ДАД на 5 %. Сохраняло стабильный уровень среднее динамическое давление — колебания в пределах ±0,4— 0,5 %. Уровень систолического объема кровообращения (СОК) был выше у представителей рядового состава на 23% до работы и на 11,4% после работы. В динамике вахты (работы) определялось увеличение СОК на 2,2 % у операторов и на 7,9 % у рядового состава. В соответствии с этим отмечалась характерная динамика минутного объема кровообращения (МОК) — снижение на 6,7 % у операторов было детерминировано уре-жением ЧСС, у представителей рядового состава при уменьшении СОК на 7,9 % практически неизменный уровень МОК компенсировался в основном за счет увеличения ЧСС. В процессе единичного рабочего периода отмечен рост периферического сосудистого сопротивления у лиц операторских профессий на 30,9 %, в то время как у рядовбго

1 В проведении санитарно-гигиенических исследований в Обь-Иртышском и Ленском бассейнах принимали участие врачи Е. С. Башлыкова и С. В. Лазеев.

состава данный показатель характеризовался относительной стабильностью (увеличение на 2,3 %).

Показатели вариационной пульсометрии свидетельствовали о том, что у представителей операторского состава до вахты (работы) в 58,8 % случаев регистрировались кривые нормотонического, в 11,8%—симпатотонического и в 29,4 % — ваготонического типа. К концу рабочего периода возрастало (на 4,9 %) число симпатотонических и ваготонических (на 3,9%) типов кривых. У судоводителей к концу вахты на пульсограммах отмечались тенденция к снижению моды (Мо) и амплитуды моды (АМо),

увеличение средней величины —^-интервалов (X), вариационного размаха (Д X) и индекса напряжения (ИН) по Р. М. Баевскому на 2,6 %, что наряду со снижением вегетативного индекса Кердо (ВИК) с 18,8±4,7 до 12,8± ±7,7 % и коэффициента выносливости Квааса (КВ) с 18,2±1,5 до 16,3±1,9 усл. ед. свидетельствовало об определенной неуравновешенности в регуляции сердечного ритма с общей направленностью в сторону превалирования вирусных влияний. У рядового состава определялось

уменьшение X, Мо и увеличение Д X, АМо, ИН. Отмечалось незначительное увеличение ВИК и рост КВ с 17,8± ±2,2 до 22,6±2,6 усл. ед. (на 26,9 %). Приведенные данные также свидетельствовали о разнонаправленных воздействиях на регуляцию сердечной деятельности с признаками превалирования влияния со стороны симпатического отдела вегетативной нервной системы. У лиц операторского профиля (в первую очередь у судоводителей), трудовая деятельность которых проходит на фоне высокого нервно-эмоционального напряжения, приведенные показатели, характеризующие состояние центральной гемодинамики, данные вариационной пульсометрии демонстрируют углубление утомления, увеличение напряженности адаптивных процессов.

При выполнении вахтенных обязанностей со стороны высшей нервной деятельности отмечалось достоверное снижение внимания на 62,9 %, скорости переработки информации в зрительном анализаторе на 4,6 %, увеличение времени выполнения корректурной пробы на 13,7 %.

В оценке функционального состояния организма важное значение придается определению интегральных показателей, в качестве которых в соответствии с поставленными задачами исследования были выбраны общая физическая работоспособность (ОФР) по тесту РШС^о, максимальное потребление кислорода (МПК). Уровень ОФР колебался в пределах 107,0—164,2 Вт, что укладывалось в пределы физиологической нормы. Вместе с тем отмечался пониженный уровень (96,2 Вт) у 30 % представителей рядового состава. У этих же лиц определялись сниженные уровни МПК—1,91 —1,99 л/мин. О снижении уровня продуктивности кардиореспираторной системы свидетельствовали результаты определения МПК на 1 кг массы тела, которое у 35 % обследованных лиц составляло 28,2—31,4 мл/кг в 1 мин и было на 37—53 % ниже нормативных величин.

Среди неблагоприятных факторов судовой среды, типичных для жизнедеятельности плавсостава, одно из ведущих мест занимает гипокинезия. Влияние этого неблагоприятного фактора на сердечно-сосудистую систему оценивали на основании изучения восстановления ЧСС после пробы с дозированной физической нагрузкой. Результаты исследований показали, что ЧСС не восстанавливалась через 3 мин у 25 % рядового состава и 44,4 % операторов.

Данные электрокардиографического исследования позволили выявить увеличение систолического показателя (СП) у 15 % обследованных в среднем на 8,1 %, что свидетельствовало о неполноценности функции сердечной мышцы. На ЭКГ определялись признаки преходящей ишемии миокарда, синусовой тахикардии (у операторов), а также транзиторной атриовентрикулярной блокады I степени, гипертрофии левого желудочка сердца (матросы, мотористы).

В динамике плавания отмеченные неблагоприятные сдвиги носили более выраженный характер, что свидетельствовало об углублении процесса утомления. В частности, отмечалось снижение у операторов уровня ОФР на 10,5 %

ш ■

МПК на 22,6 %. Возрастало число лиц с удлиненным периодом реституции после пробы с дозированной физической нагрузкой до 30 % среди рядового состава и 60 % среди операторов. К окончанию плавания повышенные по сравнению с нормой в среднем на 14,6 % значения СП определялись у 27,1 % плавсостава.

Результаты субъективной оценки речниками условий работы, отдыха и своего функционального состояния свидетельствовали о неблагоприятном влиянии шума (62 %), вибрации (56%), условий отдыха (42%), неудовлетворительной организации питания (40 %). В процессе работы у плавсостава развивались признаки утомления, которые, по мнению опрошенных, проявляются различными симпто-мокомплексами. Для лиц операторского состава характерно превалирование жалоб на нарушение сна (26,8 %), раздражительность и головную боль (по 16,8 %), чувство общей усталости (20,3 %). У матросов и мотористов преобладают жалобы на боли в руках (8,3 %) и ногах (21,3 %), чувство общей усталости (22,5 %). В результате развивающегося утомления 32,3 % опрошенных отмечают снижение трудоспособности, наступающее через 2—6 ч от начала вахты (работы) на разных типах судов в зависимости от .^условий плавания. Особо важно учесть, что по субъективной оценке начинают вахту недостаточно отдохнувшими от 8,7 до 28,7 % операторов (на разных типах .судов).

Таким образом, проведенные физиолого-гигиенические исследования свидетельствуют о развитии у плавсостава речного флота в процессе трудовой деятельности напряжения физиологических функций и утомления. Указанные изменения носят более выраженный характер по мере увеличения длительности плавания.

С целью оптимизации условий труда и быта рекомендуется широкий комплекс мероприятий по оптимизации условий судовой среды обитания [5], совершенствованию режимов труда и отдыха и организации трудовой деятельности, комплектованию экипажей, организации полноценного отдыха в отпускной период, решению вопросов социального развития для экипажей судов речного флота.

Литература

1. Герман Г. #., Мазур В. Я., Лазеев С. В. //Человек и судно 2000 года. — М., 1986.— С. 147—149.

2. Горшков С. И., Золитна 3. М„ Мойкин Ю. Б. Методики исследований в физиологии труда. — М., 1974.

3. Методы оценки производственной среды промышленных предприятий / Под ред. Н. Ф. Измерова, Ю. Г. Широкова. — М., 1980.

4. Михайлова М. И., Мацевич Л. М., Стеймаикий А. Р. // Вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний плавсостава. — Краснодар, 1975. — С. 64—66.

5. Иетудыхатка О. Ю., Евстафьев В. Н. // Речной транспорт. — 1983. — № 2. — С. 23—23.

6. Сандрацкая С. Э., Силин Д. Д., Вольфсдорф Е. И. // Человек и судно 2000 года. — М., 1986.— С. 87—89.

7. Стеймацкий А. Р. Гигиена труда плавсостава речных судов. — М., 1984.

* . . _ * ^ - ■ в' 1 * •< ш • ¿яй М

8. Шишловская К. Я- // Современные вопросы гигиены водного транспорта. — М., 1975. — С. 91—92.

Поступила 24.11.87

УДК 614.77:615.285.7]-07

Я. Т. Музычук, В. В. Дермель,'А. И. Гапон ПРОЦЕССЫ СОРБЦИИ — ДЕСОРБЦИИ ХЛОРОФОСА

КАК КРИТЕРИЙ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Киевский медицинский институт

Согласно данным ООН, почти у 1 млн. человек ежегодно регистрируют отравления пестицидами, применяемыми при обработке сельскохозяйственных культур [9]. Поэтому установление механизма возникновения острых и хронических профинтоксикаций у рабочих полеводческих игад является актуальным [2—4, 10]. Особого внима-

ния при этом заслуживают интоксикации, вызываемые незначительными количествами пестицидов, находящихся в почве. Содержание и поведение пестицидов в почве определяется постоянно происходящими процессами их сорбции и десорбции [7].

Цель настоящей работы состояла в изучении процесса сорбции и десорбции хлорофоса различными типами почв. Необходимость исследований с этим препаратом обусловлена масштабами его использования, эффективностью биологического действия (инсектицид широкого спектра действия), способностью длительное время сохраняться в почве и пищевых продуктах, физико-химическими свойствами (образование высокотоксичного 0,0-диметил-0-2,2-дихлор-винилфосфат- и 0-метил-1-окси-2„2,2-трихлорэтилфосфоно-вой кислоты) [5, 6, 8, 12].

Исследования выполнены в статике на стандартных образцах чернозема, дерново-подзолистой и светло-каштановой почв. При изучении роли сорбента в адсорбции пестицидов правомерно сравнивать почвы по содержанию не только гумуса, окислов, гидроокислов, железа, но и глинных минералов. Установлено, что чернозем, дерново-подзолистая и светло-каштановая почвы содержат совокупность нерастворимых в воде минеральных, органических соединений, находящихся в высокодисперсном состоянии. Минеральную основу почвенного поглощающего комплекса составляют главным образом минералы с кристаллической решеткой 2:1 [11], такие как каолинит, монтмориллонит,

хлорит, иллит, обладающие высокой обменной емкостью и избирательностью.

Скорость установления сорбционного равновесия определяли по методике, описанной Б. В. Айвазовым [1]. Эксперимент проводили с чистым препаратом хлорофоса без наполнителей. Исходя из растворимости хлорофоса в воде степень сорбции его изучали в диапазоне концентраций З.Ю-2—9. ю-4 моль/л.

Результаты, представленные в таблице, показывают, что сорбция хлорофоса различными типами почв возрастала в следующем порядке: дерново-подзолистая > светло-каштановая > чернозем. Средняя удельная сорбционная .емкость для чернозема составила 5,747-Ю-3 моль/кг, для светло-каштановой — 3,1067-Ю-3 моль/кг, дерново-подзолистой— 1,242-Ю-3 моль/кг. При изучении типа сорбции установлено, что основная часть хлорофоса сорбируется черноземом необратимо. Путем многократной десорбции из чернозема вытеснялось 10,125%, из светло-каштановой — 61,78%, из дерново-подзолистой почвы — 90,067 % от общего сорбированного количества препарата. Наблюдения кинетики процесса свидетельствуют о том, что основная часть хлорофоса вытеснялась из почвы в 1-е сутки, причем вытесняемое количество его постепенно уменьшалось на 3, 4 и 5-е сутки эксперимента.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.

Степень сорбции и десорбции пестицида почвой определяет его биологическую активность, миграцию, накопление и деградацию.

Из почв легкого механического состава хлорофос, находясь в свободной подвижной форме, будет активнее мигрировать в смежные среды. Часть адсорбированного токсиканта вследствие десорбции будет вновь поступать в

85

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.