Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»

4. Петров В. И., Латышевская Н. И. // Здоровье студентов: Тезисы докладов. — М., 1999. — С. 10—11.

5. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

6. Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. // Гиг. и сан. - 2001. - № 4. - С. 46-49.

7. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. — М., 1990.

Поступила 05.11.04

С Л. Р. ВИРЛБОВЛ, В. Р КУЧМА, 200« УДК (13.955:371

А. Р. Вирабова, В. Р. Кучма

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Федеральными законами "Об образовании" (1992), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999), "Об утверждении федеральной программы развития образования" (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: повышение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников [3—6, 7, 9, 10].

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфофункциональным особенностям учащихся. Подбор обьема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося — одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе невозможно из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, а также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориснтированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.

Целью работы явилась физиолого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей в частной гума-нитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня.

Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента продолжительностью 12 лет — период функционирования школы с личностно-ориентированной системой обучения детей и подростков.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистичсские, физиолого-гигиенические, в том числе саноге-нетический мониторинг [1, 2, 5, 8]. Под наблюдением находились все учащиеся 1—11-х классов (220 человек). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Школа работает в условиях полного дня (с 9 ч до 18 ч 30 мин). Наполняемость классов от 5 до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся, в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного—двух— трех предметов. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и до-суговых занятий с учетом интересов каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе заключается в превышении по сравнению с существую-

щими нормативами аудиторной нагрузки (от 2 до 7 ч в неделю в зависимости от возраста), сочетании учебной нагрузки с наличием системы ресурсного обеспечения для псрсонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, лично-стно-ориентированная технология), создании возможности для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта, реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.

Оценка суточного бюджета времени учащихся 1 —11-х классов выявила дефицит ночного сна и пребывания на воздухе, заполнение домашнего досуга просмотром телепередач и занятиями с компьютером, что характерно для современной популяции школьников. Однако используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: повышению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Подавляющее большинство (75—100%) обучающихся в начальных классах удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и других мероприятий в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3—100%) от 1,6 до 3,3 ч в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1—11-х классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как "физиологическое", поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенстический мониторинг выявил преобладание детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организацией.

При анализе возрастной динамики адаптивности управления движением по параметру длительности перестройки двигательных установок (ПДУ), выраженной в секундах, было обнаружено, что ее величина достоверно уменьшается в возрастном интервале 6—8 лет с 6 до 3,6 с, а затем на протяжении последующих 8 лет ее средние значения в возрастных группах достоверно не различаются. Однако в период от 6 до 8 лет ненормированная длительность ПДУ уменьшается параллельно с укорочением цикла движения, т. е. более быстрый переход на другой режим движения может частично определяться увеличением скорости перемещения рычага к световому маркеру. В то же время на фоне возрастания темпа движения длительность ПДУ в секундах почти не изменяется в период от 8 до 16 лет, в результате чего нормированная длительность ПДУ, выраженная в числе циклов, необходимых для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме, возрастает в интервале 10—16 лет. Нормированные значения длительности ПДУ достоверно выше у 9-летних по сравнению с 8-летними

детьми и у подростков 14—16 лет по сравнению со школьниками 10 лет.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку "функционального напряжения" в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированное-™. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых [2],

В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлены либо норма, либо слабо выраженные сдвиги в различных направлениях. Выраженные сдвиги метаболизма отмечены у 6 детей (у 2 они свидетельствуют об ал-лергизации, у 4 — об интоксикации). Оценка корреляции уровня метаболизма с показателями соматического здоровья и психомоторной координированное™ показала наличие слабой корреляции степени метаболических сдвигов с балльной оценкой массы тела (г - 0,153; р - 0,110).

Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся частной школы и их сверстников — учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в экспериментальной школе. Адекватность повышенной образовательной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся достигается за счет личностно-ориентированной образовательной среды в школе, оптимизации условий пребывания детей в ней.

Среди учащихся 79—80% имеют нормальное физическое развитие, меньшее количество (13—16%) имеют дефицит массы тела. Избыток массы тела встречается у 8,7—15,4» мальчиков 10—17 лет и 10—5% девочек 7—14 лет, в то время как эта проблема в последнее десятилетие нехарактерна для школьников Москвы [II, 12|.

В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитие; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число учащихся, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.

Здоровье учащихся характеризуется широкой распространенностью функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, уплошение стоп и плоскостопие), нервно-психических расстройств и нарушений зрения.

Частота встречаемости функциональных отклонений среди мальчиков составляет 1857,1*о, среди девочек — 1689,7%«., в целом - 1771,9%о.

Детей с 1 группой здоровья (абсолютно здоровые) среди учащихся нет, II группу здоровья имеют 22,8% учащихся и III группу здоровья — 77,2%.

В структуре хронической патологии на 1-2-м ранговых местах находятся хронические заболевания JlOP-органов, в основном хронический тонзиллит, и заболевания опорно-двигательного аппарата - сколиозы и плоскостопие. На 3—4-м ранговых местах находятся психические расстройства (астенический и ас-теноневротический синдром) и нарушения зрения средней и высоких степеней; 5-е ранговое место занимают болезни системы пищеварения. Среди девочек шире по сравнению с мальчиками распространены выраженные нарушения зрения, психические расстройства, хронический тонзиллит и хронический ринит, сколиозы и плоскостопие, хронический гастрадусденит.

Среди учащихся экспериментальной школы по сравнению с московскими школьниками ниже общая распространенность функциональных нарушений, значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндок-ринно-обменные нарушения — избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующие о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.

Выводы. 1. Условия обучения и воспитания в частной гуманитарно-экономической школе (количество классов, кабинетов и площадей для проведения индивидуализирующих занятий по общеобразовательной программе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, организации самоподготовки учащихся, занятий дополнительного образования), естественная и искусственная освещенность, воздушно-тепловой режим в учебных и рекреационных помещениях школы, их оборудование соответствуют современным гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

2. Повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пре-

бывания учащихся в условиях полного дня в школе не приводит к переутомлению в динамике недели и года, т. е. в основном соответствует их возрастным возможностям и не нарушает нормальный ход психофизиологического развития.

3. Рациональная с гигиенической точки зрения организация второй половины дня способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

4. Изучение саногенетического статуса учащихся выявило преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой (90-100%) и дыхательной (90—100%) систем, обменных процессов (53— 66%), что обусловлено повышением двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания в школе, ее рациональной организацией (разнообразие спортивных кружков и возможность выбора, наличие бассейна и спортивных залов и др.) в комплексе с рациональным питанием, фитотерапией.

5. Здоровье учащихся экспериментальной школы по сравнению с московскими школьниками характеризуется лучшими показателями (значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения, существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней).

6. Личностно-ориентированная педагогическая технология обучения и воспитания детей по показателям влияния обучения на функциональное состояние организма (умственная работоспособность и ее вегетативное обеспечение, саногенетический статус), состояния здоровья, включая физическое развитие, суточного бюджета времени является зшоровьесберегаюшей.

Л итература

1, Баранов А. А., Кучма Л, М., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей. — М., 2004.

2, Комаров Г. А, Кучма В, Р., Носкин Л. А. Полисистемный саногенетический мониторинг. — М., 2001.

3, Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников, — М., 2000.

4, Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001,

5, Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М., 2002.

6, Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы "Здоровье населения—среда обитания", — М., 2003,

7, Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Павлович К 9. Подросток: физиодого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания, — М., 2004,

8, Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы, — М,, 2005.

9, Макарова А. Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся I—4-х классов: Автореф. дис. канд. мед. наук.

- М., 2001.

10, Степанова М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис, ,.. д-ра мед. наук — М,, 2003,

11, Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников

— жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: Дис. в виде научного доклада д-ра мед. наук. — М., 2000. _

12, Ямпмьская Ю. А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков, Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века, Актовая речь. — М., 2003.

Поступил» J3.04.0s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.