ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
УДК 613.956:372.878
Р. М. САДРЕТДИНОВА, Н. П. СЕТКО, Е. Б. БЕЙЛИНА, Е. В. БУЛЫЧЕВА
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСА СРЕДИ ВОКАЛИСТОВ
Оренбургский государственный медицинский университет
R. M. SADRETDINOVA, N. P. SETKO, E. B. BEILINA, E. V. BULYCHEVA
PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC CHARACTERISTICS OF OCCUPATIONAL FORMATION VOTES AMONG VOCALISTS
Orenburg State Medical University
РЕЗЮМЕ.
В статье представлены данные о физиолого-гигиенических особенностях профессионального формирования голоса среди вокалистов. Показано, что в процессе профессиональной деятельности вокалисты с потенциальными вокальными способностями испытывают меньшее напряжение регуляторных систем и быстрее адаптируются к изменениям, что способствует повышению уровня работоспособности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВОКАЛИСТЫ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ДЕРМАТОГЛИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, РЕЗЕРВНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
SUMMARY.
The article presents data on the physiological and hygienic features of professional formation among the singers voice. it is shown that protseese professional activity with potential vocalists vocal abilities are experiencing less stress regulatory systems and adapt quickly to changes, thereby increasing the level of efficiency. key words: singers potentially vocal abilities, dermatoglyphic characteristics, efficiency, reserve capacity.
KEY WORDS: SINGERS POTENTIALLY VOCAL ABILITIES, DERMATOGLYPHIC CHARACTERISTICS, EFFICIENCY, RESERVE CAPACITY.
ВВЕДЕНИЕ.
Певческий талант есть частное проявление более общего и сложного понятия — музыкальной одаренности. Вокальные данные, как признак организма, подвергаются влиянию многочисленных факторов, которые определяют музыкальную одаренность. Сте-
Садретдинова Рима Минибарыевна — ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Сетко Нина Павловна — д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Бейлина Елена Борисовна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Булычева Екатерина Владимировна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected]
пень же проявления подобных сочетаний разнится от бытового уровня до гениальности. Именно поэтому наличие вокальных данных, как таковых, интересно лишь в комплексе с общей музыкальностью, социальным развитием. Данный феномен представляет интерес для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза. Для решения вопросов профотбора и профориентации не берутся во внимание так называемые биологические задатки организма, то есть те его особенности, которые заложены от рождения и определены генетически, формирующие те или иные возможности и ограничения голоса и тем самым определяющие способность к выполнению певческой деятельности. Проведенный анализ подтверждает необходимость на раннем этапе тщательного обследования органов голосового аппарата абитуриентов учебных заведений, готовящих «профессионалов голоса», а также динамического критерия в процессе обучения. Отсутствие элементарных знаний о норме и патологии голоса, а зачастую невнимание врачей приводит к хронизации и усугублению патологии при возрастающей нагрузке на голосовой аппарат в процессе обучения (Л. Б. Рудин, 2002).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для исследования взята группа вокалистов, которая состояла из 54 студентов вокальных отделений Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей и Оренбургского музыкального колледжа в возрасте 16-26 лет и 46 певцов-профессионалов в возрасте 22-54 лет.
На первом этапе проведён сбор семейного анамнеза по анкете-опроснику, составлены родословные с целью выявления максимального числа поющих родственников; изучены биометрические показатели методом дерматоглифики по унифицированной методике с определением качественных и количественных характеристик отпечатков пальцевых узоров вокалистов.
На втором этапе исследованы состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем в динамике профессионального обучения.
В качестве метода определения функционального состояния центральной нервной системы использована вариационная хронорефлексометрия, в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции (М. П. Мороз, 2003). Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитать следующие показатели: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей системы (УФВ).
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определялось с помощью кардиоритмогра-фического комплекса ORTO Expert (Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев, 2003).
Корреляционный анализ прямолинейной связи между переменными проведен непараметрическим методом Пирсона (1982). Расчеты осуществлялись на персональных IBM-совместимых компьютерах с использованием пакета прикладных программ «Microsoft Office Excel-2007» и «Статистика — SPSS-17».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
При анализе родословных установлено, что в семьях вокалистов достаточно высокий показатель такого признака, как певческий голос. Общее число родственников I и II степени родства составило 1426 человек, из них поющих — 28,5%. При этом профессиональных вокалистов, окончивших вокальное отделение среднего специального или высшего учебного заведения, 14,3% от числа поющих.
При изучении биометрических показателей у вокалистов выявлены особенности распределения пальцевых узоров и установлено, что дуги встречались в 10 раз чаще на первом и в 2 раза на третьем пальцах левой руки и в 4 раза на вторых, в 10 раз на четвёртых пальцах обеих рук; завитки в 3 раза чаще на первом и третьем пальцах правой руки и в 2 раза чаще на вторых пальцах обеих рук; ульнарные петли в 3,6 раза чаще на первом пальце правой руки и в 3 раза на вторых пальцах обеих рук; сложные узоры у вокалистов отсутствовали.
Изучив соотношение основных рисунков концевых фаланг, составлены формулы распределения узоров на каждой руке. Установлено, что у вокалистов преобладал диморфный тип узора на пальцах, который был выявлен у 67,8%, одноморфный тип узора был выявлен у 26,0%, а триморфный тип — у 6,2%.
При этом для вокалистов характерно значение индекса Фуругаты на правой руке 120,59%, индекса Полла на правой руке — 22,06%, на обеих руках — 16,15%, дельтового индекса Волоцкого на правой руке — 11,2 ед., на левой руке — 9,4 ед., общего гребневого счёта — 56,1 ед. на правой руке и 59,3 ед. на левой руке.
В результате проведённых исследований группа вокалистов была разделена на вокалистов с потенциальными вокальными способностями и без вокальных потенциальных способностей.
В динамике профессионального обучения установлено, что ФУС был в начале учебного года выше у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,3 раза, а в конце года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 3,7 раза. УР в начале учебного года не имел достоверных различий, а в конце года был выше у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 2,2 раза. ФУС в начале учебного года не имел достоверных различий, а в конце года был выше у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 1,3 раза.
В динамике обучения у вокалистов без потенциальных способностей ФУС снизился в 3,75 раза, УР — в 1,77 раза, УФВ — в 1,04 раза. Данные изменения свидетельствуют об увеличении значения времени простой зрительно-моторной реакции в динамике обучения, снижении устойчивости состояний цНС и увеличении вариабельности значений времени реакции, снижении способности цНС формировать и удерживать соответствующую функциональную систему.
Необходимо отметить тот факт, что в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями в динамике обучения наблюдается достоверное увеличение ФУС в 1,27 раза, что говорит об уменьшении значения времени простой зрительно-моторной реакции при увеличивающейся вокальной нагрузке; достоверное увеличение УР в 1,39 раза, свидетельствующее об увеличении устойчивости состояний цНС и уменьшении вариабельности значений времени реакции; достоверное увеличение УФВ в 1,37 раза, в свою очередь, указывает на повышение способности цНС формировать и удерживать систему формирования голоса.
Описанная выше динамика, по всей вероятности, объясняется различными особенностями влияния вокальных нагрузок на вокалистов с потенциальными вокальными способностями и без них. Вокалисты с вокальными способностями не нуждаются в дополнительных занятиях и их центральная нервная система на фоне постоянных вокальных «тренировок» не испытывает стресса и реализует все свои возможности в полной мере, не прибегая к дополнительным требованиям. Вокалисты без потенциальных вокальных способностей испытывают большую нагрузку, так как им требуется дополнительное время, связанное с построением различных звуковысотных интервалов и динамических оттенков. Происходит сложный процесс взаимодействия имеющихся вокальных стереотипов с мышечной работой, совершаемой голосовым аппаратом, и интеллектуально-
эмоциональной сферой. В связи с этим показатели функционирования нервной системы вокалистов без потенциальных вокальных способностей свидетельствуют о неустойчивом состоянии нервных процессов, а также о сдвигах уровней возбудимости и лабильности центральной нервной системы.
Изменения показателей функционального состояния центральной нервной системы нашли своё отражение и в динамике распределения вокалистов в зависимости от уровня умственной работоспособности.
В динамике обучения наблюдалось в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями увеличение на 7,1% вокалистов со сниженной работоспособностью за счёт снижения вокалистов с нормальной работоспособностью на 1,7% и незначительно сниженной работоспособностью на 5,4%.
В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось увеличение на 31% вокалистов со сниженной работоспособностью и появление 2,4% вокалистов с существенно сниженной работоспособностью за счёт снижения у вокалистов с нормальной работоспособностью на 9,4% и незначительно сниженной работоспособностью на 24%.
Стоит отметить, что работоспособность, при которой формировался и сохранялся длительное время уровень функционирования центральной нервной системы без перехода в патологическое состояние и был отмечен в начале учебного года, у 73,3% вокалистов — с потенциальными вокальными способностями, у 74,2% вокалистов — без потенциальных вокальных способностей. К концу учебного года ситуация изменилась и в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями процент снизился на 7,1%, в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей — на 33,8%. В конце учебного года студентов с развитием переутомления было больше всего в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
Среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями индекс напряжения регуляторных систем был больше, чем у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,8 раза в покое и в 1,5 раза при ортостазе в начале учебного года и меньше в 1,2 раза в покое и в 1,1 раза при ортостазе в конце учебного года.
В динамике учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями нет выраженного изменения индекса напряжения в покое, что говорит о хорошем восстановлении функциональных резервов при растущем уровне мастерства пения. У вокалистов без потенциальных вокальных способностей, напротив, наблюдается увеличение индекса напряжения ре-гуляторных систем в покое в 2,3 раза, что свидетельствует о высоком напряжении механизмов регуляции.
В динамике обучения в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось увеличение процента студентов с ваготонией на 4%; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось увеличение процента студентов с симпатикотонией на 12,3%.
В динамике учебного года в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечено увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6% и вокалистов со срывом адаптации на 2,1%.
В динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7% за счёт увеличения вокалистов со сниженными и существенно сниженными функциональными резервами. При этом как в начале, так и в конце учебного года отмечен самый низкий процент студентов с достаточными функциональными резервами среди вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
На основе корреляционного анализа проведена количественная оценка влияния показателей пальцевой дерматоглифики на формирование певческих способностей у вокалистов. Прямая сильная корреляционная зависимость установлена между процентом поющих родственников в родословных и общим гребневым счётом правой (г=0,802) и левой (г=0,796) рук вокалистов, индексом Волоцкого (г=0,701). Среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями установлена слабая отрицательная корреляционная связь между процентом поющих родственников и индексом напряжения регуляторных систем (г=-0,278, p<0,05) и сильная положительная корреляционная связь с уровнем работоспособности и индексом Полла (г=0,762, p<0,05) и Фуругаты (г=0,775, p<0,05). Среди вокалистов без потенциальных способностей установлена умеренная положительная связь между процентом поющих родственников и индексом напряжения регуляторных систем (г=0,388, p<0,05) и слабая отрицательная корреляционная связь между индексом Полла и индексом напряжения регуляторных систем (г=-0,293, p<0,05).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Игишева, Л. Н. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в обра-
зовательных учреждениях: Методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галлеев. — Кемерово, 2003. — 36 с.
2. Мороз, М. П. Методика оценки функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности человека на основе статистического анализа времени простой зрительно-моторной реакции / М. П. Мороз. — С.-П., 2003. — 36 с.
3. Рудин, Л. Б. Значение семейного анамнеза для
фониатрической диагностики голоса / Л. Б. Рудин // Российская оториноларингология. — 2004. — № 5. — С. 155-159.
4. Рудин, Л. Б. Первичная профилактика дис-фоний у вокалистов: определение ориентировочных норм вокальных нагрузок / Л. Б. Рудин // Голос и речь. — 2011. — № 3 (5).
5. Рудин, Л. Б. Основы голосоведения / Л. Б. Рудин. — Москва, 2009. — 98 с.
УДК 373.3:613.95
Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, Е. Б. БЕЙЛИНА, А. С. ЛОЗИНСКИЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫБОРУ И ВНЕДРЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оренбургский государственный медицинский университет N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, E. B. BEILINA, A. S. LOZINSKIY
MODERN APPROACHES TO THE SELECTION AND IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN PRIMARY EDUCATION
Orenburg State Medical University
РЕЗЮМЕ.
В статье представлены данные о приоритетных нарушениях в состоянии здоровья учащихся начальной школы: сниженные показатели функционального состояния центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем, напряжение механизмов адаптации, социально-психологическая дизадапта-ция, повышенная тревожность, а также депрессивные и астенических расстройства. Показано, что эффективным способом реализации здоровьесберегающих технологий является организация работы образовательного учреждения начальной школы в режиме пансиона и полупансиона. Своевременная диагностика и коррекция здоровья учащегося начальных классов возможна при организации на базе образовательного учреждения медико-психолого-педагогической службы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
SUMMARY.
The article presents data on priority violations in the health status of elementary school children reduced indicators of the functional state of the Central nervous,
Сетко Нина Павловна — д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Булычева Екатерина Владимировна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Бейлина Елена Борисовна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected] Лозинский Андрей Сергеевич — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564; [email protected]
respiratory and musculoskeletal systems, stress adaptation mechanisms, socio-psychological deadaptation, increased anxiety, and also depressive and asthenic disorders. It is shown that an effective way of implementation of health-saving technologies is the organization of educational institutions primary school-mode and halfBoard options. Timely diagnosis and correction of health student of primary classes possible in the organization on the basis of educational institutions of medico-psycho-pedagogical service.
KEY WORDS: PRIMARY SCHOOL PUPILS, PUPILS 'HEALTH, HEALTH SAVING TECHNOLOGIES.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время становится очевидным тот факт, что обучение в современных образовательных учреждениях является крайне напряженным и интенсивным процессом, что требует от учащегося не только высокой мотивации к обучению, но и достаточного уровня здоровья. В связи с этим возникает необходимость внедрения в учреждения начального образования здоровьесберегающих технологий. В настоящее время в современной научной литературе предложен ряд здоровьесберегающих технологий и мероприятий, широкое разнообразие которых создает трудность в выделении приоритетных и наиболее значимых направлений для данного типа образования (Володина Е. А., Сетко Н. П., 2008-2010; Бейлина Е. Б., 2009; Быков Е. В., 2009; Петрова Н. Ф., 2013; Киселева Ю. С., 2012; Харисов В. Ф. с соавт., 2012; Калиулллина С. А., 2014; Мунина Е. О., 2014; Мищенкова Е. В., 2015).