Cody // Am J. Manag. Care. - 1998. - № 4 (10). - P. 14211430.
18. Fautrel, B. Impact of osteoarthritis: results of nationwide survey of 10 000 patients consuling for OA / B. Fautrel, P. Hilliguin, S. Rozenberg // Joint Bone Spine. - 2005. - V. 72. - № 3. - P. 235-240.
19. Hosie J. Managing hypertension in general practice: can we do better? / J. Hosie, I. Wiklund // J. Hum. Hyper-tens. - 1995. - № 9 (2). - P. 15-18.
20. Kohn, R. The treatment gapin mental health care / R. Kohn // Bull. WorldHealth Organ. - 2004. - V. 82. - N 11. - P. 68-72.
21. Krishnan, K. R. Comorbidity of depres sion with other medical diseases in the elderly / K. R. Krishnan, M. Delong, H. Kraemer //Biol. Psychiatry. - 2002. - № 52 (6). -P. 559-88.
22. Neutel, J. M. Improving patient compliance: a major
goal in the management of hypertension / J. M. Neutel, D. H. Smithy // J. Clin. Hypertens (Greenwich). - 2003. - № 5 (2). - P. 127-132.
23. Sherman, J. Telephoning the patient's pharmacy to assess adherence with asthma medications by measuring refill rate for prescriptions / J. Sherman // J. Pediatr. - 2000. -V 136. - P. 532-536.
24. Simon, G. E. An international study of the relation between somatic symptoms and depression / G. E. Simon, M. VonKorff, M. Piccinelli // N. Engl. J. Med. - 1999. - № 341 (18). - P. 1329-1335.
25. Simpson, S. A metal analysis of the association between adherence to drug therapy and mortality / S. Simpson // BMJ. - 2006. - № 333. - P. 15-20.
26. Smith, M. M. Osteoarthritis: Current status and future directions APLAR / M. M. Smith, P. Glosh // J. Rheum. -1998. - № 2. - P. 27-53.
ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
УДК 613.0
Р. М. САДРЕТДИНОВА, Н. П. СЕТКО, Е. Б. БЕЙЛИНА
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ДИНАМИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО оБУЧЕНИЯ
Оренбургский государственный медицинский университет
R. M. SADRETDINOVA, N. P. SETKO, E. B. BEILINA
FEATURES OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM FOR STUDENTS VOCALISTS IN THE DYNAMICS OF PROFESSIONAL TRAINING
РЕЗЮМЕ.
В статье представлены данные функционального состояния центральной нервной системы вокалистов с потенциальными способностями и без них в сравнении со студентами, не занимающимися вокальным искусством. Установлено, что в динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдается достоверное увеличение ФУС в 1,27 раза, что говорит об уменьшении значения времени простой зрительно-моторной реакции при увеличивающейся вокальной нагрузке; достоверное увеличение УР в 1,39 раза, что говорит об увеличении устойчивости состояний ЦНС и уменьшении вариабельности значений времени реакции; достоверное увеличение УФВ в 1,37 раза, что говорит о повышении способности ЦНС формировать и удерживать систему формирования голоса.
Садретдинова Рима Минибарыевна - ассистент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; [email protected] Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; orgma-fpps@ mail.ru
Бейлина Елена Борисовна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; [email protected]
Вокалисты с потенциальными вокальными способностями на фоне постоянной вокальной тренированности организма сохраняли длительное время нормальный уровень функционирования центральной нервной системы без перехода в патологическое состояние. В конце учебного года студентов с развитием переутомления было больше всего в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТУДЕНТЫ-ВОКАЛИСТЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
SUMMARY.
The article presents the data of the functional state of the central nervous system vocalists with potential abilities and without them compared to students not involved in vocal art. It is established that in the dynamics of learning from the singers with potential vocal abilities significant increase in ФУС to 1,27 times that talks about reducing the value of the time a simple visual-motor reaction with increasing vocal load; a significant increase УР 1,39 times that talks about increasing the stability conditions of the Central nervous system and reducing the variability of the values of the reaction time;
significant increase УФВ is 1,37 times that talks about the improvement of the ability of the CNS to form and maintain the system for establishing voice. Singers with potential vocal abilities on the background of constant vocal fitness of the organism was maintained for a long time, the normal level of functioning of the Central nervous system without switching to a pathological condition. At the end of the school year students with the development of fatigue was more than just a group of singers without potential vocal abilities.
KEY WORDS: STUDENT-SINGERS, INDICATORS OF THE FUNCTIONING OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM, PERFORMANCE.
ВВЕДЕНИЕ. Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется координированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и сердечно-сосудистой системы. Координирует эту сложную деятельность голосового аппарата центральная нервная система.
На организм студентов во время обучения круглосуточно влияет комплекс различных факторов. При этом основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, функциональное состояние которой выступает определяющим фактором работоспособности. Певец - это, прежде всего, здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана с нервной системой человека. При неустойчивой нервной системе, при сильной ее реактивности и быстрой утомляемости легко возникают различные нарушения нервной деятельности, немедленно сказывающиеся на голосе. Людям с неустойчивой нервной системой не следует выбирать себе такую трудную в смысле нервной нагрузки профессию, как певческая. Такие обучающиеся, даже при наличии хороших данных, редко могут достигнуть профессионализма. Они в процессе занятий испытывают огромные затруднения, мучаются сами и ставят в неудобное положение педагога [5, 6].
В условиях современной образовательной деятельности вокалиста важной задачей является сохранение и повышение работоспособности обучаемого. Сложный механизм адаптации организма студента к различным уровням обучения в начале и конце учебного года направлен на сохранение функционального состояния и работоспособности в образовательном пространстве за счет перестройки энергетических, структурных и информационных уровней, заставляет считать центральную нервную систему основным центром формирования программ адаптации [8].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведено исследование особенностей функционирования центральной нервной системы организма и уровня работоспособности вокалистов и студентов, не занимающихся вокальным искусством в динамике учебного года. Группа вокалистов была разделена на 2 подгруппы: первую подгруппу составили вокалисты с потенциальными вокальными способностями, а вторую подгруппу составили вокалисты без потенциальных вокальных способностей.
Функциональное состояние центральной нервной системы определялось методом вариационной хроно-рефлексометрии, в основу которой положен статистический анализ латентных периодов простой сенсомо-торной реакции, позволившей рассчитать следующие показатели: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Установлено, что все показатели функционирования центральной нервной системы вокалистов были ниже, чем у студентов, не занимающихся вокальным искусством (табл.). Показано, что функциональный уровень нервной системы (ФУС) был ниже в начале учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 1,5 раза (р<0,05), чем у студентов, не занимающихся вокальным искусством; в конце года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 4,1 раза (р<0,05), чем у студентов, не занимающихся вокальным искусством. В группе вокалистов ФУС был в начале учебного года выше у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,3 раза, а в конце года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 3,7 раза (р<0,05).
Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) был ниже в начале учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями и у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 2,0 раза (р<0,05), чем у студентов, не занимающихся вокальным искусством; в конце года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,4 раза, у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,8 раза, чем у студентов, не занимающихся вокальным искусством. В группе вокалистов ФУС в начале учебного года не имел достоверных различий, а в конце года был выше у вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 1,3 раза (р<0,05).
В динамике обучения в группе вокалистов без потенциальных способностей наблюдалось к концу учебного года снижение всех показателей функционального состояния центральной нервной системы:
ФУС снизился в 3,75 раза, УР - в 1,77 раза, УФВ - в 1,04 раза. Данные изменения свидетельствуют об увеличении значения времени простой зрительно-моторной реакции в динамике обучения, снижении устойчи-
вости состояний ЦНС и увеличении вариабельности значений времени реакции, снижении способности ЦНС формировать и удерживать соответствующую функциональную систему.
Таблица - Показатели функционального состояния ЦНС студентов исследуемых групп в динамике учебного
года (М±т)
Показатели Время измерения показателя Исследуемые группы
вокалисты с потенциальными вокальными способностями вокалисты без потенциальных вокальных способностей студенты, не занимающиеся вокальным искусством
ФУС (ед.) начало учебного года 1,75±0,03 2,25±0,18 2,54±0,03'*
конец учебного года 2,23±0,054* 0,60±0,073* 4* 2,45±0,012*
УР (ед.) начало учебного года 0,70±0,05 0,78±0,05 1,54±0,07
конец учебного года 0,97±0,024* 0,44±0,043* 4* 1,34±0,042*
УФВ (ед.) начало учебного года 1,37±0,05 1,45±0,08 2,78±0,081!* 2*
конец учебного года 1,85±0,044* 1,39±0,05 2,52±0,04
'* - р<0,05 при сравнении между вокалистами с потенциальными вокальными способностями и студентами, не занимающимися вокальным искусством;
2* - р<0,05 при сравнении между вокалистами без потенциальных вокальных способностей и студентами, не занимающимися вокальным искусством;
3* - р<0,05 при сравнении между вокалистами с потенциальными вокальными способностями и вокалистами без потенциальных вокальных способностей;
4* - р<0,05 при сравнении начало и конец учебного года.
Необходимо отметить тот факт, что в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями в динамике обучения наблюдается достоверное увеличение ФУС в 1,27 раза, что говорит об уменьшении значения времени простой зрительно-моторной реакции при увеличивающейся вокальной нагрузке; достоверное увеличение УР в 1,39 раза, что говорит об увеличении устойчивости состояний ЦНС и уменьшении вариабельности значений времени реакции; достоверное увеличение УФВ в 1,37 раза, что говорит о повышении способности ЦНС формировать и удерживать систему формирования голоса. Описанная выше динамика, по всей вероятности, объясняется различными особенностями влияния вокальных нагрузок на вокалистов с потенциальными вокальными способностями и без них. Вокалисты с вокальными способностями не нуждаются в дополнительных занятиях, и их центральная нервная система на фоне постоянных вокальных «тренировок» не испытывает стресса и реализует все свои возможности в полной мере, не
прибегая к дополнительным требованиям. Вокалисты без потенциальных вокальных способностей испытывают большую нагрузку, так как им требуется дополнительное время, связанное с построением различных звуковысотных интервалов и динамических оттенков. Происходит сложный процесс взаимодействия имеющихся вокальных стереотипов с мышечной работой, совершаемой голосовым аппаратом, и интеллектуально-эмоциональной сферой. В связи с этим показатели функционирования нервной системы вокалистов без потенциальных вокальных способностей свидетельствуют о неустойчивом состоянии нервных процессов, а также о сдвигах уровней возбудимости и лабильности центральной нервной системы.
Голосовой аппарат является сложной функциональной системой, поэтому его работа подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Для установления физиологических критериев адаптации студентов к учебному процессу наиболее информативными и доступными являются показатели умственной
работоспособности [7, 2, 3]. С целью оценки влияния учебно-воспитательного процесса на функциональное состояние центральной нервной системы студентов проведено динамическое наблюдение за показателями умственной работоспособности. Умственная работоспособность тесно связана с нервной системой, главным образом, с силой нервных процессов, которые являются показателями работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом [1].
Изменения показателей функционального состояния центральной нервной системы нашли своё отражение и в динамике распределения студентов исследуемых групп в зависимости от уровня умственной работоспособности. Принимая во внимание тот факт, что наиболее ранние изменения в деятельности ЦНС проявляются нарушением устойчивости нервных процессов, что находит отражение на величине критерия устойчивости нервной реакции [4], последний был использован в качестве интегрального показателя для оценки уровня работоспособности.
Анализ данных, представленных на рисунке, показывает, что нормальную работоспособность имели в начале учебного года 6,6% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 11,8% вокалистов без потенциальных вокальных возможностей и 31,1% студентов, не занимающихся вокальным искусством; в конце учебного года 4,9% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 2,4% вокалистов без потенциальных вокальных возможностей и 20,6% студентов, не занимающихся вокальным искусством. Незначительно сниженную работоспособность имели в начале учебного года 66,7% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 62,4% вокалистов без потенциальных во-
кальных возможностей и 25,8% студентов, не занимающихся вокальным искусством; в конце учебного года 61,3% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 38,4% вокалистов без потенциальных вокальных возможностей и 46,7% студентов, не занимающихся вокальным искусством. Сниженную работоспособность имели в начале учебного года 26,7% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 25,8% вокалистов без потенциальных вокальных возможностей и 23,3% студентов, не занимающихся вокальным искусством; в конце учебного года 33,8% вокалистов с потенциальными вокальными возможностями, 56,8% вокалистов без потенциальных вокальных возможностей и 28,6% студентов, не занимающихся вокальным искусством. Существенно сниженная работоспособность была отмечена только у студентов, не занимающихся вокальным искусством как в начале, так и в конце учебного года, 2,9% и 4,1% соответственно, и у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в конце учебного года - 2,4%.
В динамике обучения наблюдалось в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями увеличение на 7,1% вокалистов со сниженной работоспособностью за счёт снижения вокалистов с нормальной работоспособностью на 1,7% и незначительно сниженной работоспособностью на 5,4%. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось увеличение на 31% вокалистов со сниженной работоспособностью и появление 2,4% вокалистов с существенно сниженной работоспособностью за счёт снижения вокалистов с нормальной работоспособностью на 9,4% и незначительно сниженной работоспособностью на 24%.
1 - вокалисты с потенциальными вокальными способностями;
2 - вокалисты без потенциальных вокальных способностей;
3 - студенты, не занимающиеся вокальным искусством.
Рисунок — Распределение студентов исследуемых групп в зависимости от уровня работоспособности в динамике обучения (%)
Необходимо отметить, что работоспособность, при которой формировался и сохранялся длительное время уровень функционирования центральной нервной системы без перехода в патологическое состояние был отмечен в начале учебного года у 73,3% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, у 74,2% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и у 73,8% студентов, не занимающихся вокальным искусством. К концу учебного года в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями процент снизился на 7,1%, в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей на 33,8%, в группе сравнения на 6,5%. Таким образом, в конце учебного года студентов с развитием переутомления было больше всего в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ильин, А. Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, Л. А. Агапова // Гигиена и санитария. - 2000 - № 5. - С. 43-46.
2. Корнева, И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования / И. Н. Корнева : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2004. - 23 с.
3. Лозинский, А. С. Физиолого-гигиеническая характеристика и оценка эффективности здоро-вьесберегающих технологий в формировании адаптационных резервов и здоровья первоклассников в
зависимости от уровня морфофункциональной готовности школьнозначимых функций / А. С. Лозинский : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2012. - 26 с.
4. Мороз, М. П. Методика оценки функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности человека на основе статистического анализа времени простой зрительно-моторной реакции / М. П. Мороз. - Санкт-Петербург, 2003. - 36 с.
5. Павлихин, О. Г. Оптимизация диагностики заболеваний голосового аппарата у профессионалов голоса / О. Г. Павлихин, С. Г. Романенко // Материалы XVII съезда оториноларингологов России. -Санкт-Петербург, 2006. - 208 с.
6. Родионова, О. И. Патология голосового аппарата у студентов - «профессионалов голоса» по данным профилактического осмотра и обращаемости / О. И. Родионова, В. И. Головнева //Материалы XVII съезда оториноларингологов России. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 217-218.
7. Сердюковская, Г. Н. Влияние факторов окружающей среды на здоровье подрастающего поколения / Г. Н. Сердюковская // Вестник АМН СССР. -1984. - Ш. - С. 19-26.
8. Сетко, А. Г. Особенности адаптации первоклассников в условиях современного образовательного процесса / А. Г. Сетко, Е. А. Володина, Е. Б. Бейлина // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Издатель НЦЗД РАМН, 2010. - С. 564-566.
УДК 613.22:955::956
Н. П. СЕТКО, И. Т. МУСТАФИН, Е. Б. БЕЙЛИНА
ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА УФЫ
Оренбургский государственный медицинский университет
N. P. SETKO, I. T. MUSTAFIN, E. B. BEILINA
ASSESSMENT OF DIETARY INTAKE AND NUTRIENTNOY PROVIDING THE BODY WITH STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UFA
РЕЗЮМЕ.
Фактическое питание учащихся 7-18 лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» и «Татарская гимназия № 84» г. Уфы является нерациональным и неадекватным и характеризуется избыточным со-
Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; [email protected] Мустафин Ильнур Тимергалеевич - заочный аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; [email protected] Бейлина Елена Борисовна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 403564; [email protected]
держанием белков, жиров и углеводов в рационах питания учащихся 7-14 лет, недостаточным содержанием жиров и углеводов в рационах питания юношей 14-18 лет, несбалансированностью макро- и микронутриен-тов в рационах питания учащихся исследуемых групп.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ, НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
SUMMARY.
The actual nutrition students 7-18 years of secondary school № 61 and Tatar gymnasium № 84 Ufa is irrational and inadequate and is characterized by abnormal levels of