Научная статья на тему 'Характеристика адаптационных резервных возможностей организма студентов с различной степенью миопии'

Характеристика адаптационных резервных возможностей организма студентов с различной степенью миопии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МИОПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Апрелев Александр Евгеньевич, Бейлина Елена Борисовна, Исеркелова Ания Маратовна, Пашинина Раиса Викторовна

В статье представлены результаты исследования функциональных резервов, адаптационных возможностей и уровня умственной работоспособности студентов с различной степенью миопии. Показано, что для студентов с высокой степенью миопии характерно ваготоническая направленность функционирования сердечно-сосудистой системы за счёт снижения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы; преобладание обучающихся с выраженным снижением и повышенным расходом функциональных резервов на фоне отсутствия студентов с достаточными функциональными возможностями. Показано, что при увеличении степени миопии у обучающихся снижается уровень биологической адаптации. Среди студентов с высокой степенью миопии по сравнению со студентами со слабой степенью миопии в 1,5 раза выявлено больше обучающихся, имеющих напряжение и срыв адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Апрелев Александр Евгеньевич, Бейлина Елена Борисовна, Исеркелова Ания Маратовна, Пашинина Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTIVE CHARACTERISTIC OF RESERVE POSSIBILITIES OF ORGANISM OF STUDENTS WITH VARYING DEGREES OF MYOPIA

The article presents the results of the study of functional reserves, adaptive capacity and the level of mental health of students with various degree of myopia. It is shown that for students with a high degree of myopia is characterized by vagotonic orientation of the functioning of the cardiovascular system by reducing the activity of the sympathetic division of the autonomic nervous system; the prevalence of students with severe reduction and increased consumption of functional reserves and the lack of students with sufficient functionality. It is shown that with increasing degree of myopia in students decreases the level of biological adaptation. Found that among students with a high degree of myopia compared with students with weak degree of myopia in 1.5 times more students identified with stress and failure to adapt.

Текст научной работы на тему «Характеристика адаптационных резервных возможностей организма студентов с различной степенью миопии»

умерших). На долю экстрацеребральных причин смерти приходилось 35,11±9,84%, в том числе на долю ТЭЛА — 15,96±7,37%, острого инфаркта миокарда — 8,51±5,6%, пневмонии — 5,32±4,5%, других причин — 5,32±4,5%. При этом в группе больных с ИИ в вертебрально-базилярной системе удельный вес экстрацеребральных причин летальных исходов был недостоверно ниже, чем при полушарных инсультах. При кардиоэмболических инсультах в сравнении с другими вариантами был выше удельный вес кардиальных осложнений как причин смерти.

В первые 5 суток инсульта ведущими причинами смерти были отек и дислокация ствола мозга. На второй и третьей недели инсульта заметно нарастала роль церебро-висцеральных осложнений как причин наступления смерти.

Вероятность экстрацеребральных осложнений ИИ (ТЭЛА, пневмонии, острого инфаркта миокарда, острых нарушений сердечного ритма и острой сердечной недостаточности) была пропорциональна росту тяжести инсульта. Корреляционный анализ показывает средне-высокую зависимость между распределением осложнений и летальных исходов в течение острого периода ИИ (0,74). Кроме того, необходимо сказать, что экстрацеребральные осложнения являются одной из главных причин летальных исходов на второй и третьей неделе ИИ.

В целом ишемический инсульт, осложненный сочетанной экстрацеребральной патологией ассоциируется с достоверно (р<0,05) более высоким риском развития летального исхода.

ВЫВОДЫ.

Ишемический инсульт, осложненный церебральными и экстрацеребральными состояниями, отличает более тяжелое течение, а также высокий риск летальных исходов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Попов, В. Г. Цереброкардиальный синдром / В. Г. Попов, Г. А. Аксенова, В. А. Ворожин, Н. П. Вощанова // Терапевтический архив. — 1984. — № 10. — С. 58-61.

2. Долгов, А. М. Церебро-кардиальный синдром при ишемическом инсульте / А. М. Долгов // Журнал Вестник интенсивной терапии. — 1994. — № 2 — С. 10-13.

3. Долгов, А. М. Цереброкардиальный синдром при ишемическом инсульте (патогенез, диагностика, клиника, обоснование и лечение) : автореф. дис. ... докт. медицинских наук / А. М. Долгов. — М., 1995. — 48 с.

4. Василенко, Ф. И. Клинические особенности осложненных форм церебрального инсульта / Ф. И. Василенко, Г. Н. Вельская, Э. Э. Равелин, В. Ф. Печоркин // Новые технологии в медицине: материалы конференции. — 1996. — С. 21-23.

5. Василенко, Ф. И. Осложненный инсульт — концептуальная проблема современной ангионевро-логии / Ф. И. Василенко // 8-й Всероссийский съезд неврологов : тезисы докладов. — Казань, 2001. — С. 209.

6. Мартынов, Ю. С. Особенности патогенеза и клиники соматоневрологических нарушений / Ю. С. Мартынов // Соматоневрологические синдромы. — М., 1990. — С. 3-20.

ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ, ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

УДК 613.96:617.753.2

Н. П. СЕТКО, А. Е. АПРЕЛЕВ, Е. Б. БЕЙЛИНА, А. М. ИСЕРКЕЛОВА, Р. В. ПАШИНИНА

ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ МИОПИИ

Оренбургский государственный медицинский университет

N. P. SETKO, A. E. APRELEV, E. B. BEYLINA, A. M. ISERKELOVA, R. V. PASHININA

THE ADAPTIVE CHARACTERISTIC OF RESERVE POSSIBILITIES OF ORGANISM OF STUDENTS WITH VARYING DEGREES OF MYOPIA

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ.

В статье представлены результаты исследования функциональных резервов, адаптационных возможностей и уровня умственной работоспособности студентов с различной степенью миопии. Показано, что для студентов с высокой степенью миопии характерно ваготоническая направленность

функционирования сердечно-сосудистой системы за счёт снижения активности симпатического отдела вегетативной нервной системы; преобладание обучающихся с выраженным снижением и повышенным расходом функциональных резервов на фоне отсутствия студентов с достаточными функциональными возможностями.

Показано, что при увеличении степени миопии у обучающихся снижается уровень биологической адаптации. Среди студентов с высокой степенью миопии по сравнению со студентами со слабой степенью миопии в 1,5 раза выявлено больше обучающихся, имеющих напряжение и срыв адаптации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, СТУДЕНТЫ, МИОПИЯ.

SUMMARY.

The article presents the results of the study of functional reserves, adaptive capacity and the level of mental health of students with various degree of myopia. It is shown that for students with a high degree of myopia is characterized by vagotonic orientation of the functioning of the cardiovascular system by reducing the activity of the sympathetic division of the autonomic nervous system; the prevalence of students with severe reduction and increased consumption of functional reserves and the lack of students with sufficient functionality. It is shown that with increasing degree of myopia in students decreases the level of biological adaptation. Found that among students with a high degree of myopia compared with students with weak degree of myopia in 1.5 times more students identified with stress and failure to adapt.

KEY WORDS: FUNCTIONAL RESERVES, BIOLOGICAL ADAPTATION, MENTAL CAPACITY, STUDENTS, MYOPIA.

ВВЕДЕНИЕ.

Развитие образовательной системы высшей школы в России в настоящее время характеризуется интенсификацией учебного процесса, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, увеличением нагрузки на сенсорные системы, что на фоне недостаточного финансирования профилактического направления в здравоохранении и несоблюдении элементов здорового образа жизни приводит к росту заболеваемости среди студенческой молодежи [2].

Сетко Нина Павловна — З. р. в. ш. РФ, д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; (3532) 403564; nina. setko@gmail.com

Апрелев Александр Евгеньевич — д. м. н., заведующий кафедрой офтальмологии; (3532) 315211; k_ophtalm@orgma.ru Бейлина Елена Борисовна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; (3532) 403564; philippova-elena@yandex.ru Исеркелова Ания Маратовна — ассистент кафедры офтальмологии; (3532) 315211; k_ophtalm@orgma.ru

Пашинина Раиса Викторовна — ординатор кафедры офтальмологии; (3532) 315211; k_ophtalm@orgma.ru

В России только 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения, а 40-45% страдают хроническими заболеваниями [2]. В последнее время среди школьников и студентов растёт число тех, кто имеет 3 и 4 группы здоровья [5]. Среди абитуриентов, поступающих на 1-й курс, до 70% имеют отклонения в состоянии здоровья, до 50% сформированные хронические заболевания [3], среди которых достаточно высока распространенность нарушений зрения, болезней глаза и его придаточного аппарата [4].

В этой связи целью данного исследования явилось изучение адаптационных резервных возможностей организма студентов в зависимости от степени миопии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для этого проведена оценка функциональных резервов, адаптационных возможностей организма и уровня умственной работоспособности у 144 студентов 1-3-го курсов в возрасте от 18 до 22 лет с диагнозом «миопия», которые по данным выко-пировки из карт амбулаторного пациента не имели иной сопутствующей патологии.

Обследуемые в зависимости от степени миопии были разделены на 3 группы. Первую группу (n=89) составили студенты с миопией слабой степени (до -3,0 D), вторую группу (n=43) — с миопией средней степени (от -3,0 D до -6,0 D) и третью группу (n=22) — с миопией высокой степени (выше -6,0 D).

Для установления степени миопии проводилось определение остроты зрения по таблице Головина-Сивцева, определение рефракции с помощью автоматического рефрактометра и измерение объема аккомодации.

Для изучения адаптационных возможностей и функциональных резервов организма студентов применялась вариационная пульсометрия с использованием автоматизированного кардиоритмо-графического комплекса ORTO Expert [1] с расчетом таких показателей, как ЧСС (частота сердечных сокращений), или среднее значение RR-интервала, характеризующего средний уровень функционирования сердечно-сосудистой системы; АМо (амплитуда моды) — доля кардиоинтервалов, соответствующая значению моды, т. е. величине наиболее часто встречающегося кардиоинтервала; АХ (вариационный размах) — разность между длительностью наибольшего и наименьшего RR-интервала; SDNN (стандартное отклонение) — величина, равная квадратному корню из дисперсии RR-интервалов, указывающая на суммарный эффект влияния на синусовый узел; RMSSD (квадратный

корень средних квадратов разницы между смежными ЯЯ-интервалами) — отражающий быстрые высокочастотные колебания в структуре вариабельности сердечного ритма; ИН (индекс напряжения) — предложенный Р. М. Баевским для описания степени напряжения регуляции сердечного ритма.

Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей сердечного ритма позволил определить такие показатели, как исходный вегетативный тонус, степень напряжения регуляторных систем и функциональные резервы организма.

Для определения исходного вегетативного тонуса использовались параметры М, АХ, АМо, как показатели суммарного влияния вегетативной регуляции на сердечный ритм. Оценка уровня адаптации организма студентов проведена по индексу напряжения (ИН) согласно шкале В. П. Казначеева (1981). Функциональные резервы определялись с учетом динамики параметров вариабельности сердечного ритма при проведении нагрузочной пробы (активной ортостатической пробы).

Уровень работоспособности изучен с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М. П. Мороз (2001) [6], реализованной в форме компьютерной программы, в основу работы которой положен статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитать критерии, оценивающие различные стороны функционального состояния центральной нервной системы: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Многопараметрическая характеристика показателей математического анализа сердечного ритма студентов, приведенная в таблице 1, свидетельствует о том, что при проведении ортостатической пробы изменения оцениваемых параметров сердечного ритма были адекватны, закономерны и проявля-

лись в достоверном увеличении средних значений ЧСС, АМо, ИН и достоверном уменьшении средних значений М, 8БЫЫ, Моды, АХ, ЯМ88Б среди студентов всех трех исследуемых групп (см. табл. 1). Полученные данные свидетельствуют о включении компенсаторных реакций организма симпатической направленности при проведении ортостати-ческой пробы. Количество студентов с нормальным переходным процессом и адекватной реакцией сердечно-сосудистой системы на ортопробу составило 46,8% среди студентов с миопией легкой степени, на фоне уменьшения количества студентов с миопией тяжелой степени до 16,7% (рис. 1).

Таблица 1 — Показатели параметров сердечного ритма студентов с различной степенью миопии

Показатель Исследуемые группы студентов

1 2 3

ЧСС покой 79,8±1,7 76,9±1,9 71,1±3,7

ортостаз 102,6±2,5* 95,5±2,1* 97,8±8,1*

М покой 0,778±0,014 0,799±0,018 0,868±0,045**

ортостаз 0,611±0,012* 0,641±0,014* 0,656±0,051*

8БШ покой 0,078±0,007 0,071±0,008 0,142±0,048**

ортостаз 0,055±0,004 0,055±0,005 0,107±0,045**

Мода покой 0,763±0,017 0,791±0,022 0,88±0,052**

ортостаз 0,600±0,014* 0,628±0,015* 0,7175±0,040*

АМ о покой 41,4±1,8 37,7±2,4 33,2±5,9

ортостаз 47,7±1,5 46,5±2,7 38,8±6,9

Х покой 0,351±0,0258 0,338±0,035 0,612±0,197**

ортостаз 0,270±0,024* 0,279±0,033 0,467±0,183**

ИН покой 139,9±17,1 113,0±16,1 88,8±33,7

ортостаз 250,5±24,0* 246,7±42,5* 231,4±114,7

ЯМ880 покой 0,077±0,008 0,073±0,010 0,149±0,068**

ортостаз 0,040±0,004 0,051±0,009 0,113±0,064**

* — р<0,05 при сравнении показателей в покое и после орто-статической пробы; ** — р<0,05 при сравнении показателей 2 и 3-й групп с 1-й группой

Рисунок 1 — Распределение студентов с различной степенью миопии в зависимости от параметров переходного процесса и реакции сердечно-сосудистой системы при проведении ортостатической пробы, %

0% 20% 40% 60% 80% 100%

студенты 1-й группы

студенты 2-й группы

студенты 3-й группы

33,3 34,4 32,3 1

34,9 >5,6 39,5 1

75,0 25,0 1

Рисунок 2 — Распределение студентов с различной степенью миопии в зависимости от исходного вегетативного тонуса, %

□ ваготония □ симпатикотония Шэйтония

0%

20% 40%

60%

80% 100%

студенты 1-й группы 15,6

студенты 2-й группы

студенты 3-й группы 16,7

| 5,6 8,9 6,7 23,3 21,1 1 10,0 | 24,4 Щ

1 2'- 11,6 16,3 30,2 7,0 Щ 23,3 Щ

16,7 33,3 1 8,3 Щ И41' ~>

□ достаточные функциональные возможности □минимальное напряжение

□ повышенный расход Шснижение

□ выраженное с ниже ние ■ значите л ьное с ниже ние ■ резкое снижение

Рисунок 3 — Распределение студентов с различной степенью миопии в зависимости от уровня функциональных резервов организма, %

0%

20% 40% 60% 80% 100%

студенты 1-й группы

студенты 2-й группы

студенты 3-й группы

21,1 44,5 10,0 24,4

30,2 39,5 7,0 23,3

50,0 8,3

Рисунок 4 — Распределение студентов с различной степенью миопии в зависимости от уровня адаптации, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ удовлетворительная □ напряжение □ неудовлетворительная ■ срыв

Рисунок 5 — Распределение студентов с различной степенью миопии в зависимости от уровня умственной работоспособности, %

Установлено среди студентов 3-й группы в сравнении со студентами 1-й группы увеличение показателей в 1,8 раза в покое и 1,9 раза при нагрузке, К.М880 — в 1,9 и 2,8 раза соответственно, АХ — в 1,7 раза, Мо — в 1,2 раза на фоне уменьшения АМо в 1,3 раза в покое и 1,2 раза при проведении ортостатической пробы соответственно, что свидетельствует о ваготонической направленности функционирования сердечно-сосудистой системы и снижении активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Изменения параметров сердечного ритма подтверждаются распределением учащихся в зависимости от исходного вегетативного тонуса, как фоновой активности регуляторных структур. Установлено, что среди студентов 1-й группы было характерно равномерное распределение в зависимости от исходного вегетативного тонуса, в то время как для студентов 3-й группы было характерно увеличение количества обследованных с ваготонией, т. е. лица, характеризующиеся медленным развертыванием психофизиологических адаптивных механизмов до 75%, на фоне уменьшения количества студентов с симпатикотонией, склонных к активной смене адаптивных психофизиологических программ, до 25% при отсутствии учащихся с эйтонией (рис. 2).

Учитывая, что характеристики сердечного ритма позволяют, в известной степени, дать интегральную информацию о состоянии организма в целом, быть своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, нами оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения [2]. Сравнительный анализ индекса напряжения (ИН), как суммарного показателя, наиболее полно отражающего степень напряжения механизмов регуляции, показал, что имелась тенденция к снижению индекса напряжения в зависимости от степени миопии (табл. 1). Так, среди студентов 1-й группы показатель индекса напряжения регулятор-ных систем составил 139,9±17,1 ед. и 250,5±24,0 ед., 2-й группы — 113,0±16,1 ед. и 246,7±42,5 ед., 3-й группы — 88,8±33,7 ед. и 231,4±114,7 ед. в состоянии покоя и при проведении ортостатической пробы.

Анализ данных, представленных на рисунке 3, свидетельствует о том, что среди студентов 1-й группы выявлено 5,6% обучающихся с достаточными функциональными возможностями, среди студентов 2-й группы лишь 2,3%, в то время как среди студентов 3-й группы не было выявлено ни одного студента с достаточным уровнем функциональных возможностей. Количество студентов, имеющих минимальное напряжение и повышенный расход функциональных резервов составило 8,9% и 6,7% среди студентов 1-й

группы, 11,6% и 16,3% — среди студентов 2-й группы, среди студентов 3-й группы таких учащихся выявлено не было. Вместе с тем среди студентов 1-й группы выявлены 21,1% и 24,4%, среди студентов 2-й группы 30,2% и 23,3% и среди студентов 3-й группы 33,3% и 41,7% учащихся с выраженным и резко сниженными функциональными резервами соответственно.

Установленный факт снижения функциональных резервов, вероятно, привел к нарушению механизмов формирования биологической адаптации. Установлено, что количество учащихся с удовлетворительной адаптацией составило среди студентов 1-й группы 21,1%, 2-й группы — 30,2%, среди учащихся 3-й группы таких студентов не выявлено. Среди студентов 1-й группы 24,4% учащихся имели срыв адаптационных возможностей, среди студентов 2-й группы количество таких учащихся было 23,3%, а среди студентов 3-й группы 41,7% (рис. 4).

Известно, что сложный механизм формирования адаптационных возможностей организма происходит также за счет перестройки энергетических, структурных и информационных уровней и тем самым заставляет считать центральную нервную систему основным звеном в системной реакции организма, направленной на реализацию программ адаптации.

Анализ данных вариационной хронорефлек-сометрии свидетельствует о том, что при прогрес-сировании степени миопии отмечается ухудшение функционального состояния центральной нервной системы, о чем свидетельствует снижение ФУС на 10%, УР — на 22% и УФВ — на 17% среди студентов 3-й группы, имеющих высокую степень миопии в сравнении со студентами 1-й группы со слабой степенью миопии (см. табл. 2).

Таблица 2 — Показатели вариационной хроно-рефлексометрии студентов с различной степенью миопии, ед.

Показатель Исследуемые группы студентов

1 2 3

ФУС 2,443±0,028 2,378±0,039 2,210±0,057

УР 1,478±0,0815 1,302±0,108 1,15±0,241

УФВ 2,615±0,091 2,450±0,082 2,161±0,162*

* — р<0,05 при сравнении показателей студентов 2-й и 3-й группы со студентами 1-й группы

Анализ данных, представленных на рисунке 5, свидетельствует о том, что уровень умственной работоспособности также у обучающихся изменяется в зависимости от уровня миопии, в частности с увеличением уровня миопии увеличивается число студентов со сниженной и существенно сниженной работоспособностью. Среди студентов 1-й группы с нор-

мальным уровнем работоспособности было 24,1%, 2-й группы — 16,3%, 3-й группы — 8,3%. Удельный вес студентов, имеющих незначительно сниженный уровень работоспособности, составил среди студентов 1-й группы 51,8%, 2-й группы — 55,8%, 3-й группы — 58,4%. Количество студентов с существенно сниженным уровнем работоспособности в 1-й и 2-й группах составило по 2,3%, а в 3-й группе — 16,7%.

ВЫВОДЫ:

1. У студентов с высокой степенью миопии имеет место ваготоническая направленность функционирования сердечно-сосудистой системы и снижение активности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2. Среди студентов, имеющих высокую степень миопии, 33,3% обучающихся имели сниженные и резко сниженные функциональные резервы. При этом среди студентов, имеющих слабую степень миопии, число обучающихся со сниженными и резко сниженными функциональными резервами было в 1,5-2 раза меньше и составляло 12,2% и 17,3% соответственно.

3. При увеличении степени миопии отмечается увеличение количества студентов с нарушениями биологической адаптации, что подтверждается отсутствием среди студентов с высокой степенью миопии обучающихся с удовлетворительной адаптацией, большим числом студентов на 5,5% с напряжением и на 17,3% со срывом адаптации в сравнении со студентами со слабой степенью миопии.

4. Среди студентов с высокой степенью миопии в сравнении со студентами, имеющими слабую степенью миопии, отмечается более выраженное снижение функционального состояния центральной нерв-

ной системы, что подтверждается снижением показателей вариационной хронорефлексометрии и преобладанием на 6,6% и 14,4% учащихся с незначительно и существенно сниженным уровнем работоспособности на фоне уменьшения количества студентов с нормальным уровнем работоспособности на 15,8%.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Игишева, Л. Н. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях : методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. — Кемерово : НПП Живые системы, 2003. — 36 с.

2. Кожевникова, Н. Г. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни студентов / Н. Г. Кожевникова, В. А. Катаева // Гигиена и санитария. — 2011. — № 6. — С. 48-51.

3. Камаев, И. А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И. А. Камаев, О. Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — № 1. — С. 26-30.

4. Кучма, В. Р. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. — 2011. — № 6. — С. 53-59.

5. Лыкова, Е. Ю. Резервные возможности организма подростков и юношей / Е. Ю. Лыкова, И. А. Чиркова // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 10. — С. 41-42.

6. Мороз, М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека : методическое руководство / М. П. Мороз. — М. : ИМАТОН, 2003. — 39 с.

УДК [616.1:575.191]:66-05

Н. П. СЕТКО1, С. В. МОВЕРГОЗ2, Е. Ю. КАЛИНИНА1, А. Б. ПРОКОФЬЕВ1

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНОВ ФОЛАТНОГО ОБМЕНА У РАБОЧИХ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

1 — Оренбургский государственный медицинский университет

2 — ООО «Медсервис»

N. P. SETKO1, S. V. MOVERGOZ2, E. J. KALININA1, A. B. PROKOFIEV1

FUNCTIONAL ADAPTATION BODY RESERVES STUDENTS ARE BASED ON QUANTITATIVE ASSESSMENT OF HEALTH

1 — Orenburg State Medical University

2 — LLC «Medservice»

РЕЗЮМЕ.

Проведено исследование особенностей полиморфизма генов у рабочих трех основных профессиональных групп нефтехимического производства (операторов, машинистов, аппаратчиков). Выявлены и описаны мутации гомо- и гетерозиготно-

го типа по 11 исследуемым генам, отвечающим за фолатный обмен и свертывающую систему крови.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОПЕРАТОРЫ, МАШИНИСТЫ И АППАРАТЧИКИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ, МУТАЦИИ В ГЕНАХ ФОЛАТНОГО ОБМЕНА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.