Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФАКТОРЫ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садырова Н.А., Орозбекова Б.Т.

В статье представлены анализ изменения показателей физического и морфофункционального развития детей, подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садырова Н.А., Орозбекова Б.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

оценка десинхроноза биологических ритмов у больных c осложненным .

анаэробный катаболизм, а затем и увеличения количества ПОЛ, что приводит к хроническому оксидативному стрессу. На фоне оксидативного стресса происходит угнетение гликолиз, снижение и нарушение синтеза белка и нуклеиновых кислот, следствием чего является увеличение энергетической задолженности, но, что самое главное, усугубление уже имеющихся нарушений регуляции на всех уровнях (клеточном, органном, тканевом, системном и организменном).

В такой ситуации развитие эндотелиальной дисфункции закономерно и обусловлено эндогени-зацией патологических процессов, охватывающих все аспекты функционирования организма, при которых физиологические реакции на воздействие становятся патологическими. В развитии эндотелиальной дисфункции патогенетическое значение имеют два основных фактора - это состояние эндотелия сосудов и непосредственное воздействие на него. На фоне гипоксии и энергосберегающего режима функционирования происходит снижение трофики эндотелия и его резистентности к негативным воздействиям, по сути, он становится уязвимым к влиянию в первую очередь химических агентов. Параллельно, с нарушениями трофики происходит нарастание катаболического синдрома, оксидативного стресса и эндотоксикоза, обусловленного в том числе и поступлением энтероток-синов, образующихся в большом количестве в гиподинамичном кишечнике.

Таким образом, имеют сочетание двух факторов - снижение резистентности к воздействию и увеличение негативного воздействия, которые в совокупности приводят к развитию эндотелиальной дисфункции и ее прогрессированию по мере нарастания дисфункции организма в условиях информационного и психоэмоционального стресса. При этом повреждение эндотелия создает предпосылки для атеросклеротического поражения сосудов и другой сосудистой патологии.

Литература:

1. Салехов С.А. Психоэмоциональная информационно-энергетическая теория ожирения. / С.А. Салехов. Великий Новгород-Алматы, 2014. - 236 с.

2. СимоненковВ.И. От теории психосоматической терапии - к терапевтической практике /В.И. Симоненков, Ю.П. Успенский //Медлайн-экспресс, 2006. № 4. С. 3-7.

3. Bostrom K.I. The regulation of valvular and vascular sclerosis by osteogenic morphogens / K.I. Bostrom, N.M. Rajamannan, D.A. Towler // Circ Res., 2011. Vol. 109. P. 564-577.

4. Boucher J. G. Bisphenol A induces differentiation of human preadipocytes in the absence of glucocorticoid and is inhibited by an estrogen-receptor antagonist / J. G. Boucher, A. Boudreau, E.Atlas // Citation: Nutrition & Diabetes (2014) 4, e102; doi:10.1038/nutd.2013.43. Published online 13 January 2014.

5. Chiolero A. An obesity epidemic booga, booga? /A. Chiolero, F. Paccaud //Eur. J. Public. Health, 2009. Vol. 19. P. 568-569.

6. Lai Y. C. Nitrite-mediated S-nitrosylation of caspase-3prevents hypoxia-induced endothelial barrier dysfunction / Y.C. Lai, K.T. Pan, G.F. Chang et al. // Circ Res., 2011. Vol. 109. P. 1375-1386.

7. Reinehr T. Lifestyle intervention in childhood obesity: changes and challenges / T. Reinehr //Nature Rev. Endocrin. 2013. no 9. P. 607-614 (October 2013).

8. Wakasugi M. A combination of healthy lifestyle factors is associated with a decreased incidence of chronic kidney disease: a population-based cohort study / M. Wakasugi, J.J. Kazama, S. Yamamoto, K. Kawamura, I. Narita // Hypertension Research 36, 328-333 (April 2013) | doi:10.1038/hr. 2012.186.

9. Bostrom K.I. et al., 2011; Lai Y.C. et al., 2011;

Сведения об авторах:

Салехов Саид Абдулаевич - доктор мед. наук, профессор кафедры общей патологии ФГБОУ ВПО "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", Великий Новгород, Россия

УДК:612:616-071-053.6

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ

Садырова Н. А., Орозбекова Б.Т.

медицинский факультет, жагу, г. жалал-Абад. Крсу, г. Бишкек.

Резюме: В статье представлены анализ изменения показателей физического и морфофункциональ-ного развития детей, подростков.

Ключевые слова: физическое развития детей и подростков, состояние здоровья, факторы среды.

Жаш балдардын жана еспурумдердун физикалык есуусунун физиологиялык жана морфофун-

кционалдык негизги керсеткучтеру

Садырова Н. А., Орозбекова Б.Т

Кыргызстана^

Корутунду: Бул макалада жаш балдардын жана вспYPYмдврдYн физикалык scyycyh жана морфофунк-ционалдык кврсвткYчтврYн аныктоочу илимий изилдввлвргв анализ берилген.

Негизги сездер: балдардын жана вспYPYмдврдYн физикалык всYYCY, ден-соолук акыбалы, тобокелдик фактору.

Physiological and morphological basis of the criteria of evaluating the physical development of children

Sadyrova NA, Orozbekova BT, Muydinov FF

Summary: The article presents the analysis of changes in indicators of physical and morpho-functional development of children, adolescents.

Keywords: physical development of children and adolescents, health, environmental factors.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. В нашей республике за последние годы в связи с неблагоприятными социально-экономическими переменами: падением уровня жизни, ухудшением экологии, сменой жизненных ориентиров, реформированием систем образования и здравоохранения требуют проведения мониторинга физического развития подростков, обучающихся в разных учебных заведениях. Чем значительнее нарушения в физическом развитии ребенка, тем больше вероятность формирования «групп риска» детей и подростков, имеющих определенные отклонения, для своевременной коррекции их физического развития и оздоровления.

Важнейшим элементом мониторинга состояния здоровья подрастающего поколения является наблюдение за ростом и развитием подростков, стоящих на пороге взрослой жизни с ее социальными требованиями, связанных с возрастающей физической и психической нагрузкой.

Успешность адаптации подростков к условиям современной жизни в решающей степени определит будущий репродуктивный и трудовой потенциал страны, ее развитие и уровень национальной безопасности.

Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие во многом зависит от социальных условий и является одним из важнейших показателей санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящее время показатели физического развития детей и подростков анализируются для эколого-гигиенической оценки состояния территории, анализа влияния социальных факторов, условий воспитания, обучения, организации досуга и отдыха, трудовой деятельности детей и подростков.

Необходимость анализа физического развития как легко поддающегося объективному изучению и сопоставлению показателя здоровья детской популяции была впервые научно обоснована С.М. Громбахом (1967). По мнению С.М. Громбаха: «Уровень и состояние физического развития многочисленных детских коллективов служит легко поддающимся объективному изучению и сопоставлению показателям здоровья детской популяции. В этом качестве обобщенные данные о состоянии физического развития детского населения, в известной степени являются предметом медицинской

статистики, позволяющим прогнозировать развитие популяции, принимать те или иные решения на законодательном уровне» [14].

В работе П.Н. Башкирова «Учение о физическом развитии человека» были самостоятельно выделены: военная антропометрия, школьная антропометрия, дошкольная антропометрия, профессиональная антропометрия, физкультурная антропометрия [5]. Говоря о школьной антропометрии, автор отмечает, что под физическим развитием детей следует понимать не только морфофункци-ональные свойства организма, определяющие в конечном итоге запас его физических сил, но ряд биологических процессов, которые для детского организма особенно характерны.

В работах Баранова А.А., Кучмы В.Р., Сухарева Л.М., Сердюковской Г.Н., Демина А.К., Ямпольской В.Г. приведены основные методы исследования физического развития детей и подростков, подходы к стандартизации и проведению попу-ляционного мониторинга состояния ФР и оценки уровня здоровья в различных регионах России [3,4,15,17,20,22].

Подходы к оценке физического развития детей и подростков постоянно совершенствуются и развиваются исходя из целей и задач исследований, обмена опытом и использования рекомендаций различных международных медицинских организаций [7,9,10,11,12,15,18,19,23,24].

Оценка показателей физического развития детей и подростков, использование показателей морфофункционального развития как одного из основных критериев оценки здоровья школьников занимает прочные позиции в системе социально-гигиенического мониторинга, как в отношении жителей различных климата-географических регионов, так и детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях различного типа [1,2,3,4,6].

По-прежнему, представляет интерес изучение физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков с девиантным поведением, так как современные неблагоприятные факторы оказывают на них особое влияние [14]. Изучение этих процессов диктуется запросами клинической педиатрии, а так же педагогики.

Имеются отдельные работы по соотношению процессов полового созревания и роста тела в длину [8]. Динамические наблюдения по комплексной

КОРРЕКЦИЯ ПЕРФУЗИОННЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОМ ШОКЕ У ДЕТЕЙ

оценке физического развития детских коллективов, в Кыргызстане за последнее десятилетие были выполнены работы по физическому развитию и половому созреванию девочек [16,21].

До настоящего времени нет обобщающих публикаций о взаимосвязи физического развития и показателей, характеризующих состояние организма на донозологическом уровне. Представленные данные позволили проанализировать изменения в процессах роста и развития тубинфицированных детей и подростков, состоящих на диспансерном учете Джалал-Абадской и Ошской областной детской и подростковой противотуберкулезных больницах в последние десятилетие, связь с состоянием здоровья и факторами среды обитания и условиями жизнедеятельности.

Цель исследования. Эпидемиологическая оценка факторов риска, влияющих на морфофун-кциональное развитие детей и подростков Ошской и Джалал-Абадской области.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что учет гетерохронности изменений различных показателей физического развития, особенностей физиометрических и гигиенических параметров и предлагаемые критерии их оценки позволяют объективно оценивать физическое развитие и функциональное состояние детей и подростков 6-15 лет, проживающих в условиях Джалал-Абадской и Ошской областной детской и подростковой противотуберкулезных больниц.

В результате проведения исследования мы получили новые данные, которые позволили разработать критерии оценки особенностей физического развития, физиологических и морфологических особенностей подростков, проживающих в Джалал-Абадской и Ошской области.

Предмет исследования - показатели физического развития, фиометрические параметры и гигиенические аспекты условий проживания подростков 6-15 лет в Джалал-Абадской и Ошской области.

Методологическую основу исследования составляет теория и методика возрастной физиологии, теории и методики физического воспитания. Категории и законы, положения в этих областях знаний были использованы при изучении, анализе и обобщении данных специальной литературы и передовой практики, определении цели, задач, формулировке гипотезы исследования, выработке позиций, с которых анализируются и обсуждаются полученные данные.

Источниками исследования явились научные труды по общей и возрастной гигиене, возрастной физиологии, учебно-методические пособия, опыт научной и практической работы гигиенистов, физиологов, врачей, преподавателей, опыт практической работы автора диссертации в качестве врача.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается:

- используемыми методологическими позици-

ями проведенной работы;

- использованием комплекса методов, адекватных поставленным задачам;

- наличием количественного, качественного и сравнительного анализа полученных материалов;

- опытно-экспериментальной проверкой разработанных положений и рекомендаций;

- непосредственным опытом работы самого автора диссертации в качестве врача.

Внедрение результатов: Полученные результаты исследования и предлагаемые методы комплексной оценки физического развития и физиометрических, гигиенических показателей подростков 6-15 лет будут использованы при оценке состояния здоровья школьников практиками - врачами.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В., Куцов Г.М. Эколого-фи-зиологические особенности адаптивных реакций коренного и пришлого населения Эвенкии //Физиология человека.

- 1995. - Т. 21, № 3. - С. 106-115.

2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.; Наука.1982.

- 270с.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. - М., 1999. - 226 с.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). -М.: Династия, 2004. - 168 с.

5. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека.

- М.: МГУ, 1962. - 340 с.

6. Богомолова Е.С. Динамика внутригрупповой изменчивости показателей морфофункционального развития как критерий оценки здоровья школьников: Автореф. дис... канд. мед. наук. - Нижний Новгород, 1994. - 23 с.

7. Вавилов, Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 10 С. 2-9.

8. Вирабова А.Р. Гигиенические принципыличностно-ориенти-рованного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровье сберегающие педагогические технологии, ресурсы: Автореф. дис... д-ра мед. наук. -М., 2006. - 47 с.

9. Властовский, В.Г., Ямпольская Ю.А. О соотношении процессов полового созревания и роста тела в длину // Труды Института гигиены детей и подростковМЗ СССР. 1970.

- Вып. 2. - С. 212-225.

10. Властовский В.Г. О комплексной оценке физического развития детских коллективов // Гигиена и санитария.

- 1966. - № 11. - С. 91-95.

11. Властовский В.Г. Типология физического развития детей в свете акцелерации роста и развития поколений (динамические наблюдения): Автореф. дис. ... д-ра биол. наук.

- М, 1971. - 39 с.

12. Губарева, Т.А., Семенов Л.А. Мониторинг состояния физического здоровья учащихся как средство реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании //1 Всерос. науч. практ. конф., 2003. - С. 46

- 47.

13. Громбах С.М. К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков // Гигиена и санитария. - 1967. - № 4. - С. 87-90.

14. Дашкина И.В. Медико-социальный статус воспитанников учреждений закрытого типа для подростков с девиант-ным поведением: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2005. - 25 с.

15. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000. - 152с.

16. Кыдырова М.А. Физическое развитие подростков, проживающих в г. Бишкек// Физическая культура и спорт на пороге нового тысячелетия. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию КГИФК. - Бишкек: 2001. - С. 243-248.

17. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 17-18 лет: Пособие для врачей //А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М., 2005.

18. Об оценке физического развития детей и подростков //Л.Ф. Бережков, Ю.А. Ямпольская, В.Г. Ужвии и др. // Гигиена и санитария. -1979. - № 2. - С. 33-38.

19. Состояние здоровья детей и подростков с различиями морфофункцио-нальногоразвития /Е.П. Стромская, В.Н. Кардашенко, Л.П. Варламова и др. //Гигиена и санитария.

- 1982. - № 2. - С. 71-73.

20. СухаревА.Г. Технология ведения социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова. - 2001. - № 2-3. - С. 71-76.

21. Турусбеков Б.Т., Акбанова Г.А.. Возрастная физиология. Учебник для педагогических и медицинских институтов. Бишкек 2008, - 286с.

22. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половинеXXвека (актоваяречь).

- М., 2003. - 39 с.

23. Tanner J.M. A History of the Study of Human Growth.

- Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981. - 356 p.168. Vernon, R.E. The structure of human abilities. London. -1973.

- 242 p.

24. World Health Organization Expert Committee. Physical Status, the Use and Interpretation of Anthropometry. - Geneva: World Health Organization, 1995. - Р. 263-311.

А - ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Смагулова И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «рдрц», республика Казахстан

A - BMT3MMHMHMH weTMWCM3,qMm KOOMflyK ca^aMarrbiK caKTOOHyH MaaHM^YY npo6neManapbiHbm

6upu

CMarynoBa M.E.

Vitamin A deficiency as one of the most important public health problems

Smagulova IE

Высокая значимость проблемы дефицит витамина - А для общественного здравоохранения в мировом масштабе определяется следующими факторами: дефицит витамина - А широко распространен во многих странах, особенно в развивающихся. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) около 275 млн. людей в мире, в том числе 150 млн. детей, страдают от дефицита витамина - А. Наиболее уязвимым контингентом являются дети до пятилетнего возраста.

Дефицит витамина - А приводит к нарушению функций органов зрения, а в тяжелых случаях - к полной слепоте. Ежегодно у 10 млн. детей развивается ксерофтальмия, из них 1-2 млн. умирают, 500 тысяч полностью и необратимо теряют зрение.

Дефицит витамина - А повышает заболеваемость инфекциями кожи, желудочно-кишечного тракта, дыхательных и мочеполовых путей.

Дефицит витамина - А значительно снижает

функциональную активность иммунной системы, задерживает рост и развитие ребенка в целом.

Дефицит витамина - А существенно повышает смертность детей до пятилетнего возраста. Ежегодно дефициту витамина - А способствует смерти 2,2 млн. детей до 5 летнего возраста от диареи и примерно 1 млн. детей от кори. Ликвидация дефицита витамина - А может снизить смертность от кори на 50 %, от диареи - на 40%, уровень общей смертности - на 25%.

Разработаны эффективные методы профилактики дефицит витамина - А, которые успешно внедряются во многих странах. Начиная с 1990 года в ряде стран достигнут существенный прогресс в профилактике дефицит витамина А. Так, в 1997 году в 30 странах профилактическое назначение витамина А среди детей и широкая кампания по фортификации (обогащения) основных продуктов питания (масло, маргарин, сахар и др.) данным ви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.