Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATION SYSTEM / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салпагаров Умар Солтан-Хамитович, Мащенко Ольга Викторовна

В статье определяется роль физического воспитания в системе подготовки будущих специалистов в том или ином виде профессиональной деятельности, выявляются основные элементы модернизации физического воспитания в структуре высшего образования, характеризуются негативные аспекты, влияющие на процесс организации ведения занятий физического воспитания на современном этапе, характеризуются элементы его улучшения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салпагаров Умар Солтан-Хамитович, Мащенко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

The article defines the role of physical education in the system of training future specialists in one form or another of professional activity, identifies the main elements of modernization of physical education in the structure of higher education, characterizes negative aspects affecting the organization of physical education classes at the present stage, characterizes elements his improvements

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

САЛПАГАРОВ Умар Солтан-Хамитович,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева,

e-mail: kcsu@mail.ru

МАЩЕНКО Ольга Викторовна,

ассистент кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева,

e-mail: kcsu@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Аннотация: В статье определяется роль физического воспитания в системе подготовки будущих специалистов в том или ином виде профессиональной деятельности, выявляются основные элементы модернизации физического воспитания в структуре высшего образования, характеризуются негативные аспекты, влияющие на процесс организации ведения занятий физического воспитания на современном этапе, характеризуются элементы его улучшения.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, образовательный процесс, система высшего образования, студенты, физическое воспитание, физическая культура, физические упражнения.

SALPAGAROV Umar Saltan-Hamitovich,

senior teacher of the Department of physical educations, Aliyev Karachay-Cherkess state University

MASHCHENKO Olga Viktorovna,

assistant of the Department of physical educations, Aliyev Karachay-Cherkess state University

PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION OF RUSSIA

Annotation. The article defines the role of physical education in the system of training future specialists in one form or another of professional activity, identifies the main elements of modernization of physical education in the structure of higher education, characterizes negative aspects affecting the organization of physical education classes at the present stage, characterizes elements his improvements.

Key words: higher educational institutions, educational process, higher education system, students, physical education, physical culture, physical exercises.

На современном этапе развития высшего профессионального образования физическое воспитание становится основным структурным элементом в подготовительном процессе будущих специалистов высшего уровня. В данный период физическое воспитание в вузах представляет собой не только

равноправную учебную дисциплину и не только спорт.

Физическая культура является в первую очередь основным разделом учебно-воспитательной работы, которая проводится наряду с кафедрами физического воспитания и иными структурными подразделениями высших учебных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

заведений. Наряду с основными аспектами процесса обучения и воспитания, методов организации и проведения учебно-тренировочного процесса, как правильно утверждают в своем исследовании Е.П. Хорошева и Л.Г. Олендер, «все большее значение приобретает научная разработка организационных основ физической культуры в высшей школе» [1, с. 221].

Физическое воспитание представляет собой сферу проявления творческих способностей современной молодежи, этому свидетельствует возникновение новых видов спорта и инновационных технологий их развития, а также нетрадиционных видов практик процесса оздоровления. Специфической особенностью физической культуры как оздоровительного процесса является обширность ее деятельности, которая помогает учащимся в самостоятельном определении того или иного вида, форм проведения учебных занятий и степени оценки своей активности. Такие возможности наблюдаются не во всех сферах человеческой деятельности, к примеру, в таких отраслях науки, как астрономия, пение, математика и др. лишь некоторые единицы от числа студентов находят и реализуют себя, в отличие от физической активности, которая вызвана не только культурой, но также врожденными способностями и потребностью каждого человека в физической активности. Правильно организованные занятия по физическому воспитанию позволяют учащимся изучать себя в широком спектре своих психофизических способностей, находить оптимальные индивидуальные формы и средства физической культуры для развития личности. Подобная поисковая деятельность, поиск новой в моторной сфере -это творческий процесс и, что не менее важно, процесс, который увеличивает потенциал для здоровья. Обобщение педагогического опыта показывает, что, несмотря на попытки использовать различные образовательные проекты или педагогические технологии, огромный потенциал гуманизации образовательного процесса в области физической культуры не реализуется в достаточной степени. Преподаватели не способны достичь сознательной активности учащихся, направленной на самоопределение в пространстве физической культуры. На практике очевидны проблемы снижения уровня здоровья студентов и уменьшения количества занимающихся физической культурой и спортом в период обучения в университете. Отсутствует образование у студентов в области физической культуры, в частности, сохранения здоровья. К сожалению, мы должны признать тот факт, что инновационные проекты и технологии часто не находят своего полного применения на практике.

Поскольку развитие ценностного потенциала физической культуры является активным процессом со стороны студентов, сосредоточимся на рассмотрении предпочтений студентов в области физической культуры и здоровья.

Следует отметить, что большинство студентов правильно оценивают роль физического воспитания как важного фактора в укреплении здоровья, но в реальной жизни более 30% из них предпочитают пассивные формы досуга. По-видимому, это связано с недооценкой ими роли физической культуры в оздоровительной деятельности студента. Для подавляющего большинства опрошенных студентов физкультура -это только приятное времяпрепровождение, игры и развлечения. Причинами такого отношения студентов к физическому воспитанию являются в основном лень и усталость после занятий, отсутствие интереса и недооценка физических упражнений. Наиболее значимыми внешними факторами, которые препятствуют занятиям спортом и занятиям спортом, являются: недостаток свободного времени, низкий уровень теоретических знаний по физической культуре и материальной поддержки. Чем старше становится студент, тем менее систематическим становится его физическое воспитание и спорт.

О том, что занятия по физической культуре есть наиболее важная составляющая тренировок улучшения состояния здоровья, говорят и пишут многие исследователи. В то же время во многих исследованиях отмечены недостатки в организации и проведении практических занятий по физическому воспитанию. Так, согласно мнению многих ученых, используемые на сегодняшний день способы организации ведения процесса физической подготовки и нормативные требования к студентам устарели. Студенты не хотят посещать занятия по физическому воспитанию, объясняя это следующими обстоятельствами: во-первых, не каждый ученик может выполнять требования двигательных стандартов, и многие, смущенные этим, пропускают занятия; во-вторых, время и место занятий неудобны, отсутствие душевых комнат создает дополнительный дискомфорт; в-третьих, студентам не нравятся устаревшие формы ведения занятий. Поэтому для привлечения учащихся на занятия по физическому воспитанию необходимо изменить условия, содержание, формы и методы организации и проведения занятий.

Одним из факторов, влияющих на улучшение здоровья студентов, является высокий уровень физической подготовленности. Между тем многочисленные публикации показывают, что для большинства учащихся физическая подготовленность находится на низком уровне, и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

общепринятый метод занятий по физическому воспитанию приводит к позитивным, но незначительным изменениям в ее младших курсах и стабилизации или снижению уровня ее старших.

Анализ исследований показал, что плохое состояние здоровья и физической подготовленности молодых людей связано не только с негативными изменениями социально-экономических условий жизни, биологических факторов, экологической среды, но и с недооценкой оздоровительной роль физической культуры и спорта в обществе и низкий уровень физического воспитания. и знание основ теории и методологии физического воспитания. Одна из причин этого

- смещение акцента в физическом воспитании студентов на двигательный компонент, а именно

- на развитие физических качеств, в то время как интеллектуальному компоненту пока уделяется недостаточное внимание, о чем свидетельствует низкий уровень теоретической подготовленности студентов, особенно 1-го курса. Основная составляющая ведения здорового образа жизни - физическая культура, которую нужно прививать в детстве как элемент общей культуры. В то же время анализ практики физического воспитания в высшей школе свидетельствует о негативном отношении студентов, их родителей и администрации к физической культуре.

Согласно мнению большинства специалистов исследуемой проблемы интерес к физическим упражнениям катастрофически падает из-за устаревших методологических подходов, особенно в отношении обязательных видов спорта, рекомендуемых для включения в программы физического воспитания. В связи с вышеизложенным следует отметить, что основная задача в процессе модернизации физического воспитания в высшей школе состоит в создании «оптимальных условий для занятий физическими упражнениями и спортом всех участников образовательного процесса, формирование общей культуры студента, составной частью которой является физическая культура. Физическая культура как никакая другая область деятельности направлена на решение целого ряда психофизиологических, эстетических и социально-психологических задач» [2].

Сегодня интересы молодежи лежат в области спорта, такого как шейпинг, танцевальная аэробика, аэродинамика, футбол, плавание и т.д. У студентов в области физической культуры и спорта отсутствует современная материально-техническая база для проведения тренировочных занятий. Например, во многих вузах регионов нет спортивных сооружений, отвечающих требованиям проведения занятий физкультурой и спортом. Так, корты и игровые площадки часто располагаются рядом с мусорными баками или автостоянками, спортивные залы не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (нормальная вентиляция отсутствует, помещения плохо освещены, ремонт не ведется годами, протекают крыши и т.д.).

Так же отмечается, что расписание занятий по физическому воспитанию и неудобное расположение спортивных залов являются важными причинами для того, чтобы не посещать занятия, поскольку во многих курсах данная дисциплина ставится или первой парой, а чаще всего четвертой или пятой парой, которую естественно, подавляющее большинство студентов не посещают в силу физической усталости или других объективных и субъективных факторов.

С.А. Марчук и В.А. Марчук В.А. в своем исследовании отмечают, что «современные педагогические технологии очень мало внедряются в учебный процесс университетов, направленных на воспитание потребности в здоровом образе жизни и развитие готовности студентов к сохранению здоровья, а также большинство преподавателей вузов сами они не владеют здоровьесбе-регающими технологиями, в основном из-за собственного низкого уровня физической подготовленности, отсутствия специальных знаний о проблемах педагогики здоровья и недостаточной осведомленности людей о наиболее передовых технологиях здоровья студентов» [3, с. 163].

Основной идеей модернизации высшего образования в области физического воспитания является формирование физического воспитания личности студента, его глубокое восприятие и, соответственно, теоретическая и практическая реализация.

Основные элементы реализации данной идеи отображаются на рис. 1 [4, с. 10].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Рис. 1 - Элементы модернизации физического воспитания в системе высшего образования

на современном этапе своего развития

Одним из факторов, влияющих на улучшение здоровья студентов, является высокая степень их физической подготовленности. Между тем многочисленные публикации показывают, что для большинства учащихся физическая подготовленность находится на низком уровне. Общепринятый метод занятий по физическому воспитанию приводит к позитивным, но незначительным изменениям ее на младших курсах и стабилизации или снижению уровня на более старших курсах обучения.

Список литературы:

[1] Хорошева Е.П., Олендер Л.Г. Особенности построения кафедры физического воспитания в системе высшего образования // Высшее образование в условиях реализации инновационных проектов общественного развития: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Рославль, 2015. - С. 225-232.

[2] Габидулин О.В. Особенности развития системы физического воспитания студентов вуза в процесс модернизации образования и гуманизации спорта. - 2016. - № 1(5). - С. 15. URL: https://elibrary. ru/item. asp?id=25871191 (дата обращения: 27.11.2018).

[3] Марчук С.А., Марчук В.А. Проблемы физического воспитания в системе профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - 2011. - № 1 (45). -С. 159 -164.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

[4] Алиев Е.Е., Малашенко М.С., Марченко А.А. Современный процесс модернизации системы физического воспитания в высшем образовании // Здоровый образ жизни человека

- национальная проблема современного общества. - Невинномысск, 2018. - С. 8 -13.

Spisok literatury:

[1]HoroshevaE.P., OlenderL.G. Osobennosti postroeniya kafedry fizicheskogo vospitaniya v sisteme vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v usloviyah realizacii innovacionnyh proektov obshchestvennogo razvitiya: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - Roslavl', 2015. - S. 225 - 232.

[2] Gabidulin O.V. Osobennosti razvitiya sistemy fizicheskogo vospitaniya studentov vuza v process modernizacii obrazovaniya i gumanizacii sporta. - 2016. - № 1(5). - S. 15. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25871191 (data obrashcheniya: 27.11.2018).

[3] Marchuk S.A., Marchuk V.A. Problemy fizicheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya // Vestnik uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu.

- 2011. - № 1 (45). - S. 159 -164.

[4] Aliev E.E., Malashenko M.S., Marchenko A.A. Sovremennyj process modernizacii sistemy fizicheskogo vospitaniya v vysshem obrazovanii // Zdorovyj obraz zhizni cheloveka - nacional'naya problema sovremennogo obshchestva. -Nevinnomyssk, 2018. - S. 8 -13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.