Научная статья на тему 'Контроль и учет успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол»'

Контроль и учет успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONTROL AND ACCOUNTING IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивинский Дмитрий Владимирович, Мукина Екатерина Юрьевна

Современная деятельность преподавателя высшей школы в сфере физической культуры и спорта характеризуется разнообразием и сложным содержанием. Для достижения желаемого результата в физическом воспитании студентов такое содержание должно подчиняться четкой логике функционирования и контроля. Любую целесообразную и рационально организованную деятельность в сфере физической культуры и спорта можно разложить на такие компоненты, как планирование, реализация, контроль и учет. Единство функционирования этих компонентов позволит наиболее эффективно построить и управлять процессом физического воспитания в организации высшего образования. Проблема контроля и учета физкультурного образования студентов является одной из актуальных педагогических проблем, так как от контроля и учета во многом зависит успех всего процесса физического воспитания в организации высшего образования. Для совершенствования физкультурного образования студентов в организации высшего образования необходима углубленная разработка фонда контроля и учета по содержанию и методики. Раскрыты содержание и методика контроля и учета успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол».Contemporary activity of a higher education teacher in the field of physical education and sports is characterized by a variety and complex content. To achieve the desired result in the physical education of students, such content must be subject to a clear logic of functioning and control. Any reasonable and rationally organized activity in the field of physical education and sports can be divided into such components as: planning, implementation, control and accounting. The unity of the functioning of these components will allow you to most effectively build and manage the process of physical education in the organization of higher education. The problem of control and accounting of physical education of students is one of the most urgent pedagogical problems, since the success of the entire process of physical education in the organization of the higher education depends on the control and accounting. To improve the physical education of students in the organization of higher education, an in-depth development of the control and accounting fund for the content and methods is necessary. We reveal the content and methods of control and accounting of student performance (bachelor’s degree students) in elective discipline “Volleyball”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивинский Дмитрий Владимирович, Мукина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль и учет успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол»»

DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-128-137 УДК 378.037.1+355.233.22

Контроль и учет успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол»

Дмитрий Владимирович ИВИНСКИЙ, Екатерина Юрьевна МУКИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6340-6513, e-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5377-1365, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Control and accounting of student performance (bachelor's degree students) in elective discipline "Volleyball"

Dmitry V. IVINSKY, Ekaterina Y. MUKINA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6340-6513, e-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5377-1365, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Аннотация. Современная деятельность преподавателя высшей школы в сфере физической культуры и спорта характеризуется разнообразием и сложным содержанием. Для достижения желаемого результата в физическом воспитании студентов такое содержание должно подчиняться четкой логике функционирования и контроля. Любую целесообразную и рационально организованную деятельность в сфере физической культуры и спорта можно разложить на такие компоненты, как планирование, реализация, контроль и учет. Единство функционирования этих компонентов позволит наиболее эффективно построить и управлять процессом физического воспитания в организации высшего образования. Проблема контроля и учета физкультурного образования студентов является одной из актуальных педагогических проблем, так как от контроля и учета во многом зависит успех всего процесса физического воспитания в организации высшего образования. Для совершенствования физкультурного образования студентов в организации высшего образования необходима углубленная разработка фонда контроля и учета по содержанию и методики. Раскрыты содержание и методика контроля и учета успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол».

Ключевые слова: контроль и учет в физическом воспитании студентов; спортивно-ориентированное физическое воспитание

Для цитирования: Ивинский Д.В., Мукина Е.Ю. Контроль и учет успеваемости студентов (бакалавров) по элективной дисциплине «Волейбол» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 186. С. 128-137. DOI 10.20310/18100201-2020-25-186-128-137

Abstract. Contemporary activity of a higher education teacher in the field of physical education and sports is characterized by a variety and complex content. To achieve the desired result in the physical education of students, such content must be subject to a clear logic of functioning and control. Any reasonable and rationally organized activity in the field of physical education and sports can be divided into such components as: planning, implementation, control and accounting. The unity of the functioning of these components will allow you to most effectively build and manage the process of physical education in the organization of higher education. The problem of control and accounting of physical education of students is one of the most urgent pedagogical problems, since the success of the entire process of physical education in the organization of the higher education depends on the control and accounting. To improve the physical education of students in the organization of higher education, an in-depth development of the control and ac-

128

© Ивинский Д.В., Мукина Е.Ю., 2020

counting fund for the content and methods is necessary. We reveal the content and methods of control and accounting of student performance (bachelor's degree students) in elective discipline "Volleyball".

Keywords: control and accounting in physical education of students; sports-oriented physical education

For citation: Ivinsky D.V., Mukina E.Y. Kontrol' i uchet uspevaemosti studentov (bakalavrov) po elektivnoy distsipline «Voleybol» [Control and accounting of student performance (bachelor's degree students) in elective discipline "Volleyball"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 128-137. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-128-137 (In Russian, Abstr. in Engl.)

В настоящее время физическая культура и спорт занимают приоритетную позицию в гармоничном и всестороннем развитии студенческой молодежи в нашей стране. Содержание курса физического воспитания студентов в организации (ВО) регламентируется государственной учебной программой «Физическое воспитание» для данных учреждений, а также инструкцией по организации и содержанию работы кафедры физического воспитания [1]. Целью физкультурного образования студентов является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. При этом решаются следующие воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи:

- понимание роли физической культуры в всестороннем развитии личности для подготовки ее к профессиональной деятельности;

- освоение научно-практических основ физической культуры как здорового стиля жизни;

- формирование мотивационно-ценност-ного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;

- обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;

приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей [2].

Реализация перечисленных задач определяет специфическую педагогическую деятельность преподавателя высшей школы.

Процесс физического воспитания в организациях ВО организуется с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также условий и характера труда их будущей профессиональной деятельности.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в организациях ВО: теоретические, практические и контрольные занятия; элективные (по выбору) и факультативные занятия; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивают преподаватели кафедр физического воспитания [3].

Контроль и учет успеваемости студентов на занятиях является необходимой частью процесса физического воспитания в организации ВО. Процесс физического воспитания может быть успешным и конструктивным только тогда, когда преподаватель высшей школы владеет данными о динамике данного процесса. Чтобы в полной мере владеть информацией о процессе физического воспитания, преподавателю высшей школы необходим контроль и учет данных о физическом состоянии студента, его технико-тактической подготовленности, качественных и количественных достижениях. Эти данные также позволят выяснить, какие недостатки и затруднения имеются при реализации физического воспитания в организации ВО и избежать неточности и неудачи в его планировании.

Схематично весь процесс контроля и учета успеваемости студентов в процессе физического воспитания в организации ВО можно представить следующим образом (рис. 1).

Контроль и учет успеваемости студентов в процессе физического воспитания в организации ВО

1 Г

Цель контроля и учета - определение связи между факто нениями, которые происходят у занимающихся в состоят ства и т. д. рами воздействия (среда, нагрузка, методы) и теми изме-ши здоровья, физического развития, спортивного мастер-

1 г 1 г 1 1 г

Требования: - систематичность и своевременность; - объективность; - полнота и информативность; - индивидуальность; - простота Методы: - тестирование; - педагогическое наблюдение; - хронометрирование; - пульсометрия; - опрос Виды: - периодический (поэтапный); - текущий; - оперативный Документы контроля и учета: - журнал учета; -медицинская карточка; - книга учета высших спортивных достижений

Рис. 1. Контроль и учет успеваемости студентов в процессе физического воспитания в организации

ВО

В процессе контроля и учета успеваемости студентов (бакалавров) на занятиях по дисциплине «Физическая культура» можно выделить требования, которые являются важным элементом управления данным процессом. Основными требованиями к контролю и учету являются: систематичность и своевременность, объективность, полнота и информативность, индивидуальность, простота.

Контроль и учет должны проводиться систематически и своевременно на протяжении всего учебно-воспитательного процесса, отражая всю его динамику и содержание. Чем чаще и разносторонне будут проводиться контроль и учет, тем легче будет ориентироваться преподаватель в динамике усвоения студентом программного материала.

Контроль и учет должны быть объективными. Объективность выражается в максимальном соответствии выявленных и фиксированных фактов реальной действительности. Какое-либо искажение фактов недопустимо, так как может привести к ошибкам и просчетам в планировании учебно-воспитательного процесса, ложной оценке.

Полнота и информативность предполагает многогранность контроля и учета. Педагогический процесс исключительно сложный, и его эффективность обусловлена многими факторами и внутренними связями. Отсутствие информации о них затрудняет воз-

можность правильной оценки, но также необходимо отметить, что контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет большое значение в данном деле. Положительную и отрицательную оценку необходимо сопровождать объяснением, так как такой подход поможет студенту исправить имеющиеся и будущие ошибки.

Индивидуальность при контроле и учете успеваемости выражается в учете индивидуальных психофизических особенностей обучающихся и создании таких условий, которые позволили бы им в полной мере показать уровень освоения программного материала. Студенческий возраст характеризуется практически завершением физического развития, наступает этап относительной стабилизации роста и развития организма, но также продолжают увеличиваться различия между юношами и девушками в пропорциях тела, функциональными возможностями развития физических качеств и параметров работоспособности. Для данного возраста также характерны сенситивные периоды развития некоторых физических качеств. При подборе тестов для контроля и оценки успеваемости преподаватель должен ориентироваться на программный материал для юношей и девушек, уровень их развития двигательных качеств, показатели освоения двигательных умений и навыков.

Простота контроля и учета предполагает получение необходимых данных без лишних затрат времени и сил как для преподавателя, так и для студента.

В настоящее время в практике физического воспитания студентов широкое распространение получили следующие методы контроля и учета: тестирование, педагогическое наблюдение, хронометрирование, пуль-сометрия, опрос.

Тестирование - испытание, проводимое с целью определения состояния или определенных характеристик испытуемого. В практике физического воспитания студентов тестирование является методом получения достоверной и объективной информации. Тестирование отвечает следующим требованиям:

- стандартизированности - условия и процедура тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях использования теста;

- надежности - определяется степенью совпадения результатов испытуемых при повторном их тестировании в одних и тех же условиях;

- информативности - это степень его точности при оценке определенных сторон испытуемого;

- наличию шкалы баллов и оценок -тестирование обладает количественными показателями, соответствующими определенному баллу или оценке;

- объективности - отражает независимость результата от личных отношений экспериментатора.

Педагогическое наблюдение. Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического процесса или явления, опирающееся в основном на данные органов чувств.

Хронометрирование. Проводится с целью определения общей и моторной плотности занятия, которые отражают рациональность использованного времени преподавателем во время занятия.

Пульсометрия. Характеризует величину и динамику физической нагрузки во время занятий физическими упражнениями.

Опрос. Позволяет собрать информацию о теоретической подготовке студента в области физической культуры и спорта.

В процессе физического воспитания студентов (бакалавров) общепринятыми видами контроля и учета являются:

- периодический (поэтапный) - он проводится в конце определенного этапа (года) или периода (семестра), позволяет преподавателю получить как исходные данные для планирования намеченной работы, так и итоговые, определяющие результат его деятельности;

- текущий - позволяет установить решение поставленных учебно-воспитательных задач на определенном промежутке времени и вносить коррективы в работу;

- оперативный - осуществляется в рамках одного учебного занятия, для получения информации непосредственно во время выполнения упражнения.

В настоящее время в программу физического воспитания студентов (бакалавров) входят элективные дисциплины, основу которых составляет спортивно-ориентированное физическое воспитание. Спортивно-ориентированное физическое воспитание - это творческое использование передовых методик, наработанных в области спорта, в практике физического воспитания студентов [4; 5]. Теоретическим фундаментом спортивно-ориентированного физического воспитания являются принципы и положения, разработанные В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой: принцип конверсии; принцип гармоничности развития личности обучающегося; принцип активного формирования здоровья; принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности; принцип свободы выбора [6; 7].

Педагогическая модель спортивно-ориентированного физического воспитания в организации ВО представлена на рис. 2 [8; 9].

Как показывает практика физического воспитания, в организации ВО наиболее востребованными направлениями элективных дисциплин являются волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис. Распределение студентов по этим направлениям осуществляется в начале учебного года на основе принципа «Свободы выбора». Студент самостоятельно выбирает вид спорта и имеет право свободно переходить в другую учебно-тренировочную группу, имеющуюся в организации ВО [10].

Рис. 2. Педагогическая модель спортивно-ориентированного физического воспитания в организации

ВО

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов студентов за год по элективной дисциплине «Волейбол»

№ п/п Максимальное количество баллов Максимальное количество баллов

Контроль и учет за 1 семестр за 2 семестр

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4

1 Теоретико-методическая

подготовленность 15 15 15 15

2 Общая физическая

подготовленность 20 20 20 20

3 Специально-техническая

подготовленность 50 50 50 50

4 100 % посещаемость 15 15 15 15

Итого 100 100 100 100

Таблица 2

Зачетные требования для оценки общей физической подготовки студентов 1 курса (1-4 модуль) по элективной дисциплине «Волейбол»

№ п/п

Описание теста

Максимальное количество баллов

Методика оценки

Девушки

1 Сгибание и разгибание рук в упоре на коле- 5 Кол-во раз 40 35 30 25 20

нях, ноги скрестно Баллы: 5 4 3 2 1

2 Лежа на спине хват руками за гимнастиче- 5

скую стенку (скамейку), поднимание пря- Кол-во раз 40 35 30 25 20

мых ног до касания стенки Баллы: 5 4 3 2 1

3 Приседание на одной ноге, стоя на гимна- 5

стическои скамейке, опора о гладкую стену Кол-во раз 12 10 8 6 4

(на каждой ноге) Баллы: 5 4 3 2 1

4 Прыжок в длину с места 5 См: 180 170 165 155 140

Баллы: 5 4 3 2 1

Юноши

1 Подтягивание на перекладине 5 Кол-во раз 9 7 5 3 2

Баллы: 5 4 3 2 1

2 Прыжок в длину с места 5 См: 240 230 220 215 210

Баллы: 5 4 3 2 1

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, 5 Кол-во раз 35 30 25 20 15

ноги на гимнастической скамейке Баллы: 5 4 3 2 1

4 В висе на перекладине поднимание ног до 5 Кол-во раз 7 4 3 2 1

касания перекладины Баллы: 5 4 3 2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Зачетные требования для оценки общей физической подготовки студентов 2 курса (5-8 модуль) по элективной дисциплине «Волейбол»

№ п/п Описание теста Максимальное количество баллов Методика оценки

Девушки

1 Сгибание и разгибание рук в упоре на коленях, ноги скрестно 5 Кол-во раз: 45 40 35 30 25 Баллы: 5 4 3 2 1

2 Лежа на спине хват руками за гимнастическую стенку (скамейку), поднимание прямых ног до касания стенки 5 Кол-во раз: 45 40 35 30 25 Баллы: 5 4 3 2 1

3 Приседание на одной ноге, стоя на гимнастической скамейке, опора о гладкую стену (на каждой ноге) 5 Кол-во раз: 14 12 10 8 6 Баллы: 5 4 3 2 1

4 Прыжок в длину с места 5 См: 185 175 168 160 145 Баллы: 5 4 3 2 1

Юноши

1 Подтягивание на перекладине 5 Кол-во раз: 12 9 7 5 4 Баллы: 5 4 3 2 1

2 Прыжок в длину с места 5 См: 245 235 225 220 215 Баллы: 5 4 3 2 1

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке 5 Кол-во раз: 40 35 30 25 20 Баллы: 5 4 3 2 1

4 В висе поднимание ног до касания перекладины 5 Кол-во раз: 8 5 4 3 2 Баллы: 5 4 3 2 1

Таблица 4

Зачетные требования для оценки специально-технической подготовки студентов 1-2 курса (девушки) по элективной дисциплине «Волейбол»

№ п/п Описание теста Максимальное количество баллов Методика оценки

1 семестр (1-2 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Нижняя прямая подача (количество раз из 10) 10 Кол-во подач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 семестр (3-4 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой. 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Нижняя прямая подача (количество раз из 5) 5 Кол-во подач: 8 7 6 5 4

Баллы: 5 4 3 2 1

4 Верхняя прямая подача (количество раз из 5) 5 Кол-во подач: 5 4 3 2 1

Баллы: 5 4 3 2 1

5 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4-1 балла - 4-1 передач

3 семестр (5-6 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Верхняя прямая подача (количество раз из 10) 10 Кол-во подач: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 семестр (7-8 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Верхняя прямая подача (количество раз из 10) 5 Кол-во подач: 8 7 6 5 4 Баллы: 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6 Атакующий удар через сетку 5 Кол-во ударов: 5 4 3 2 1

Баллы: 5 4 3 2 1

Таблица 5

Зачетные требования для оценки специально-технической подготовки студентов 1-2 курса (юноши) по элективной дисциплине «Волейбол»

№ п/п Описание теста Максимальное количество баллов Методика оценки

1 семестр (1-2 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Нижняя прямая подача (количество раз из 10) 10 Кол-во подач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 семестр (3-4 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Нижняя прямая подача (количество раз из 5) 5 Кол-во подач: 10 9 8 7 6

Баллы: 5 4 3 2 1

4 Верхняя прямая подача (количество раз из 5) 5 Кол-во подач: 8 7 6 5 4

Баллы: 5 4 3 2 1

5 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 семестр (5-6 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Верхняя прямая подача (количество раз из 10) 10 Кол-во подач: 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

4 семестр (7-8 модуль)

1 Передача мяча сверху двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2 Передача мяча снизу двумя руками над собой, не выходя из центрального баскетбольного круга 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3 Верхняя прямая подача (количество раз из 10) 5 Кол-во подач: 10 9 8 7 6

Баллы: 5 4 3 2 1

4 Передача мяча сверху двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

5 Передача мяча снизу двумя руками в парах 10 Кол-во передач: 20 18 16 14 12 11 10 9 8 7

Баллы: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

6 Атакующий удар через сетку 5 Кол-во ударов: 8 7 6 5 4

Баллы: 5 4 3 2 1

В данном исследовании представлены методы контроля и учета физической подготовленности студентов, выбравших элективную дисциплину «Волейбол». Контроль и учет по данной дисциплине осуществляются с помощью модульно-рейтинговой системы оценки по следующим направлениям: теоретико-методической подготовленности; общей физической подготовленности; специальной технической подготовленности; посещаемости занятий (табл. 1).

При контроле и учете успеваемости студентов по элективной дисциплине «Волейбол» используются следующие методы: тестирование, опрос, визуальное наблюдение. Для оценки теоретико-методической подготовки используется метод «опрос»; общей физической подготовки - «тестирование», «визуальное наблюдение» (табл. 2, 3); специально-технической подготовки - «тестирование», «визуальное наблюдение» (табл. 4, 5).

Список литературы

1. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В., Пешков А.А. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 88-90.

2. Сысоева Ю.В., Седнев А.В. Физическая культура в жизни студентов // Молодой ученый. 2018. № 46. С. 419-420.

3. Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Татарников М.К. Социальная адаптация студентов к условиям обучения в вузе средствами физической культуры // Известия ВолгГТУ. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. Т. 8. № 10 (583). С. 134-135.

4. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 39-41.

5. Лубышева Л.И., Загревская А.И., Передельский А.А., Манжелей И.В., Литвиненко С.Н., Черепов Е.А., Пешкова Н.В., Родионова М.А., Поливаев А.Г., Кондратьев А.Н., Базилевич М.В. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. 200 с.

6. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 111 с.

7. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спорти-зированного физического воспитания и «спорта для всех» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 6-8.

8. Ивинский Д.В Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию в вузе // 16 Держа-винские чтения. Институт физической культуры и спорта: материалы Общерос. науч. конф. / отв. ред. Е.П. Лисицын. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 46-50.

9. Ивинский Д.В. Современные векторы физического воспитания студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Кафедра адаптивной физической культуры. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 78-89.

10. Ивинский Д.В. Методические рекомендации по организации и проведению спортивно-ориентированных занятий по настольному теннису для студентов, обучающихся по программе бакалавра // Вестник Тамбовского университет. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). C. 36-42. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-36-41

References

1. Lubysheva L.I., Peshkova N.V., Peshkov A.A. Sportizatsiya fizicheskogo vospitaniya kak uslovie razvitiya studencheskogo sporta v vuzakh nesportivnogo profilya [Sportization of physical education as a condition for the development of student sports in universities of non-sports profile]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2013, no. 12, pp. 88-90. (In Russian).

2. Sysoeva Y.V., Sednev A.V. Fizicheskaya kul'tura v zhizni studentov [Physical education in the life of students]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2018, no. 46, pp. 419-420. (In Russian).

3. Slepova L.N., Khairova T.N., Dizhonova L.B., Tatarnikov M.K. Sotsial'naya adaptatsiya studentov k uslo-viyam obucheniya v vuze sredstvami fizicheskoy kul'tury [Social adaptation of students to the conditions of study at the university by means of physical education]. Izvestiya VolgGTU, Seriya Novye obrazovatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniya v vuze [Herald of Volgograd State Technical University. Series: New Edu-

cational Systems and Teaching Technologies at the University], 2012, issue 8, no. 10 (583), pp. 134-135. (In Russian).

4. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyanie i perspektivy [Analysis of development of university sport: state and perspectives]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2014, no. 1, pp. 39-41. (In Russian).

5. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A., Manzheley I.V., Litvinenko S.N., Cherepov E.A., Peshkova N.V., Rodionova M.A., Polivaev A.G., Kondratev A.N., Bazilevich M.V. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in the System of Physical Education: from a Scientific Idea to Innovative Practice]. Moscow, National Research Center "Theory and Practice of Physical Culture and Sport" Publ., 2017, 200 p. (In Russian).

6. Balsevich V.K. Sportivnyy vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole [Sports Vector of Physical Education in a Russian School]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture and Sport Publ., 2006, 111 p. (In Russian).

7. Lubysheva L.I. Konversiya vysokikh sportivnykh tekhnologiy kak metodologicheskiy printsip sportiziro-vannogo fizicheskogo vospitaniya i «sporta dlya vsekh» [The conversion of high sports technology as a methodological principle of sportized physical education and "sport for all"]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical Education: Education, Training, 2015, no. 4, pp. 6-8. (In Russian).

8. Ivinskiy D.V Sportivno-orientirovannyy podkhod k fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Sports-oriented approach to physical education in high school]. Materialy Obshcherossiyskoy nauchnoy konferentsii «16 Derzhavinskie chteniya. Institutfizicheskoy kul'tury i sporta» [Proceedings of All-Russian Scientific Conference "16 Derzhavin Readings. Institute of Physical Education and Sports"]. Tambov, Publishing House of Derzhavin Tambov State University, 2011, pp. 46-50. (In Russian).

9. Ivinskiy D.V. Sovremennye vektory fizicheskogo vospitaniya studencheskoy molodezhi [Modern vectors of physical education of student youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Kafedra adaptivnoy fizicheskoy kul'tury. Prilozhenie k zhurnalu [Tambov University Review. Adaptive Physical Education Department. Supplement], 2009, pp. 78-89. (In Russian).

10. Ivinskiy D.V. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu sportivno-orientirovannykh za-nyatiy po nastol'nomu tennisu dlya studentov, obuchayushchikhsya po programme bakalavra [Methodic recommendations on organization and carrying out sports-oriented classes on ping-pong for bachelor program students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 36-41. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-36-41. (In Russian).

Информация об авторах

Ивинский Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQ02-634Q-6513

Information about the authors

Dmitry V. Ivinsky, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education and Adaptive Physical Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/Q000-0002-634Q-6513

Мукина Екатерина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего ухода и организации сестринского дела. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: mukinaeu@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-5377-1365

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Ивинский Дмитрий Владимирович

E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.Q3.2Q2Q г.

Поступила после рецензирования 15.Q4.2Q2Q г.

Принята к публикации 22.Q5.2Q2Q г.

Ekaterina Y. Mukina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of General Care and Nursing Organization Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: mukinaeu@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5377-1365

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Dmitry V. Ivinsky

E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

Received 18 March 2020 Reviewed 15 April 2020 Accepted for press 22 May 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.