Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов с различным уровнем здоровья'

Физическое воспитание студентов с различным уровнем здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ / НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК / ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / LEVEL OF HEALTH / ASSESSMENT OF THE LEVEL OF HEALTH / REGULATION OF PHYSICAL ACTIVITY / EVALUATION OF MOTOR PREPAREDNESS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалова Лилия Александровна, Поканинов Валерий Борисович

Представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению дифференцированного обучения в вузе на основе методики индивидуального нормирования физических нагрузок и оценки двигательной подготовленности студентов с учетом уровня здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалова Лилия Александровна, Поканинов Валерий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH

In the article the results of using a differentiated approach in the educational process on physical training in high school. The basis of the research methodology of individual valuation of students ofphysical exercise.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов с различным уровнем здоровья»

THE INFL UENCE OF PHYSICAL ACTIVITY STA TUS ON THE BETA RHYTHM

DISTRIBUTION

A.V. Kabachkova, G.S. Lalaeva, A.N. Zacharova

The aim of this research is to analyze the electroencephalographs beta rhythm distribution in volunteers with a different physical activity status. We find that the four groups differ in the hemispheric asymmetry of low and high beta waves. In addition, across eyes-closed conditions, the beta activity changes in the groups with high static and dynamic physical activity. These changes are heterogenic. We assume that a physical activity status influence the formation of low and high beta waves.

Key words: rhythmic activity, beta activity, beta band, hemispheric asymmetry, eyes-closed, eyes-open, dynamic exercise, static exercise, physical inactivity.

Kabachkova Anastasiia Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, avkabachkova@gmail. com, Russia, Tomsk, National Research Tomsk State University,

Lalaeva Galina Sergeevna, postgraduate, galinalalaeva@,mail. ru, Russia, Tomsk, National Research Tomsk State University,

Zakharova Anna Nikolaevna, postgraduate, azakharova91@ gmail. com, Russia, Tomsk, National Research Tomsk State University

УДК 796.012.62

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ

УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Л. А. Коновалова, В.Б. Поканинов

Представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению дифференцированного обучения в вузе на основе методики индивидуального нормирования физических нагрузок и оценки двигательной подготовленности студентов с учетом уровня здоровья.

Ключевые слова: уровень здоровья, оценка уровня здоровья, нормирование физических нагрузок, оценка двигательной подготовленности студентов.

Актуальной проблемой современного образования в условиях его модернизации является поиск путей развития и сохранения здоровья молодежи. Этот социальный заказ в первую очередь адресован педагогической общественности. Так, студенчество, находясь в условиях образовательного процесса, испытывает значительное по объему и интенсивности воздействие на когнитивные и психические функции организма на фоне преобладающего статического компонента двигательной деятельности. Что приводит к формированию дисфункций, а затем и к развитию стойких функциональных нарушений систем организма. Это подтверждают исследования многих авторов [2, 5].

Вместе с тем, традиционно сложившиеся в вузах организационно-методические формы решения оздоровительных задач возлагаются преимущественно на кафедры физического воспитания, которые, при отсутствии в вузе службы комплексного медицинского осмотра студентов разрабатывают систему педагогического мониторинга физической подготовленности и здоровья учащихся.

В этой связи, разработка и внедрение в практику физического воспитания студентов объективных характеристик функционального состояния организма, позволяющих на биологическом уровне отразить потенциал соматического здоровья в количественных показателях является необходимой потребностью реализации оздоровительно-гуманистической концепции физического образования студентов в высшей школе.

Таким образом, возникает научное и практическое противоречие между необходимостью оптимизации деятельности высшего профессионального образовательного учреждения с целью сохранения здоровья студентов и одновременно интенсификации процесса образования с целью повышения качества и уровня готовности к профессиональной деятельности.

Вышеизложенное, определило цель нашего исследования: разработать методику индивидуального нормирования физических нагрузок и оценки двигательной подготовленности студентов с учетом уровня здоровья.

Задачи исследования:

1. Оценить уровень соматического здоровья студентов 1-2 курсов.

2. Разработать дифференцированный подход к нормированию физической нагрузки и оценке двигательной подготовленности студента.

3. Проверить эффективность использования дифференцированного подхода в педагогическом эксперименте.

Среди многочисленных научных публикаций о методах определения уровня здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, наше внимание привлекли фундаментальные исследования Г.Л. Апанасенко и его последователей, показавших плодотворность методологии энергетической концепции оценки уровня соматического здоровья индивидуума [1, 2].

Исходя из этого, нами были проведены прикладные исследования в рамках госбюджетной темы кафедры физического воспитания, направленные на выявление возможности адаптировать указанную методику в учебный процесс университета.

В педагогическом эксперименте участвовали 622 студента 1-2-х курсов Поволжского государственного университета сервиса г. Тольятти. Тестирование класса соматического здоровья студентов проводилось в начале осеннего и весеннего семестров каждого учебного года.

Процедура определения класса (уровня) здоровья студента осуществлялась по методике Г.Л. Апанасенко в формализированных единицах (баллах) и дифференцировалась по 5-ти балльной шкале [1, с. 57].

Использование методики Г.Л. Апанасенко по оценке и коррекции физического здоровья при проведении занятий по дисциплине «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» позволило создать базу данных, состоящую из результатов обследования 622 студентов 1-2-х курсов Поволжского государственного университета сервиса.

В ходе проведенного исследования студенты получили индивидуальную оценку уровня физического здоровья по пятибалльной системе: 1 - низкий уровень; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 - выше среднего; 5 - высокий. Анализ полученных данных позволил распределить всех обследуемых следующим образом: низкий уровень физического здоровья у юношей - 30 %, ниже среднего - 38 %, средний - 22 %, выше среднего - 10 %, высокий 0 %. У девушек: низкий уровень здоровья -33 %, ниже среднего - 27%. средний - 27%, выше среднего - 13%, высокий - 0% (рис. 1, 2).

Рис. 1. Диаграмма распределения юношей 1-2-х курсов

по уровням здоровья

Результаты мониторинга уровня здоровья, позволили распределить всех обследуемых по группам здоровья, что в дальнейшем было учтено при нормировании физических нагрузок студентов младших курсов на практических занятиях учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре».

Рис. 2. Диаграмма распределения девушек 1-2-х курсов

по уровням здоровья

Планирование конкретных количественных величин физической нагрузки на занятиях, как правило, не основываются на индивидуальных показателях студентов. На практике зачастую интуиция педагога и его профессиональный опыт заменяют анализ объективной информации о соматическом здоровье студента, что далеко не всегда приводит к положительному результату. И в таком случае, одни и те же физические нагрузки для одних учащихся будут низкими, а для других - высокими [4, с. 47].

С целью, проверки объективной методики нормирования физических нагрузок были использованы уравнения, предложенные В.А. Медведевым [3, с. 33], отражающие зависимость показателей физических нагрузок (объема и интенсивности) от индивидуального показателя уровня здоровья (УЗ). В качестве показателя объема физической нагрузки целесообразно использовать моторную плотность (МП) - суммарное время выполнения учащимся физических упражнений, выраженное в процентах от общей продолжительности занятия. Интенсивность физической нагрузки отражает частота сердечных сокращений (ЧСС).

Уравнение для определения оптимальной МП занятий рассчитывается следующим образом:

МП (%) = -37,23 + 2,466 х УЗ + 0,448 х ЧСС (для юношей), МП (%) = -37,05 + 3,133 х УЗ + 0,385 х ЧСС (для девушек),

где ЧСС - величина, определяемая как среднее арифметическое по результатам измерений ЧСС в течение занятия с 5-минутными интервалами, уд/мин.

Такой подход позволяет определять индивидуальные показатели физических нагрузок, рассчитываемые с учетом результатов тестирования уровня здоровья студентов. При этом группы с различными показателями уровня здоровья имеют отличные величины объема и интенсивности нагрузки на занятиях по физической культуре. В этом случае в рамках решения общих для всего учебного потока студентов задач реализуется дифференцированный подход, основанный на оценке соматического здоровья каждого учащегося.

При этом следует исходить из того, что при низком уровне физического здоровья занятия должны проходить под контролем врача. При среднем и ниже среднего уровнях занятия должны проводиться по индивидуальной программе предварительной физической подготовки. Такая программа должна быть разработана преподавателем физической культуры. При уровне физического здоровья выше среднего и высоком можно заниматься самостоятельно. Во всех случаях обязательны: регулярный самоконтроль, отказ от курения, приема алкоголя, любых наркотических средств.

Применение оптимальных физических нагрузок в ходе учебного процесса вызывает улучшение функционального состояния организма (повышение уровня здоровья). Этот вывод подтверждают результаты сравнительного анализа уровня соматического здоровья студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте. Студенты 1-2-х курсов в количестве 200 человек были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе моторная плотность занятия по физической культуре определялась в строгом соответствии с уровнем здоровья студентов и была различной для «высокого уровня», «выше среднего уровня», «среднего уровня», «ниже среднего уровня» и «низкого уровня». В контрольной группе физическая нагрузка была одинаковой для всех учащихся. Сравнивали уровень здоровья в начале осеннего семестра и в конце весеннего (рис. 3, 4).

Принимая во внимание оздоровительную направленность физического воспитания, нами апробирована дифференцированная система оценки двигательной подготовленности студентов, базирующаяся на учете уровня их здоровья, позволяющая гуманизировать учебный процесс по физическому воспитанию и повысить его оздоровительную эффективность. Суть ее состоит в том, что после определения уровня соматического здоровья студент допускается к сдаче зачетных нормативов по физической подготовленности, которые также имеют 5-тиуровневую шкалу оценок.

ниже среднего средний выше среднего

уровни здоровья девушек

ниже среднего средний выше среднего

уровни здоровья юношей

■Д/Ээкспер. группа ■ П/Э экспер. группа -А» Д/Э контр, группа ■ П/Э контр, группа |

Рис. 3. Диаграмма распределения юношей по уровням здоровья контрольной и экспериментальных групп до и после педагогического

эксперимента

♦ Д/Э экспер. группа П/Э экспер. группа ■ ^ Д/Э контр, группа "О 1 П/Э контр, группа

Рис. 4. Диаграмма распределения девушек по уровням здоровья контрольной и экспериментальных групп до и после педагогического

эксперимента

При этом преподаватели руководствуются правилом о том, что высшей оценке норматива соответствует результат показателя тестов и нормативов физической подготовленности рабочей учебной программы, находящийся в колонке, аналогичной уровню здоровья студента.

В табл. 1, 2 в качестве примера приведены нормативы зачетных требований оценки силовых качеств юношей и девушек при выполнении контрольных упражнений.

Таблица 1

Оценка результатов сдачи зачетного норматива силы мышц плечевого пояса и рук для студентов основного учебного отделения в соответствии с уровнем соматического здоровья

Тест Оценка Уровень здоровья юношей

(в баллах) Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

«Из виса 5 16 14 12 10 8

сгибание- 4 14 12 10 8 6

разгибание 3 12 10 8 6 4

рук» 2 10 8 6 4 2

1 8 6 4 2 1

Таблица 2

Оценка результатов сдачи зачетного норматива силы мышц брюшного пресса для студенток основного учебного отделения в соответствии

с уровнем соматического здоровья

Тест Оценка (в баллах) Уровень здоровья юношей

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

«Скручивание туловища» 5 55 50 45 40 35

4 50 45 40 35 30

3 45 40 35 30 25

2 40 35 30 25 20

1 35 30 25 20 15

Таким образом, предложенная методика оценки результатов двигательной подготовленности студентов в зависимости от уровня их здоровья, была использована как средство индивидуализации и оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию и служила объективным критерием эффективности физического воспитания в высшем учебном заведении.

Выводы:

1. Выявлено, что для внедрения дифференцированного обучения в физическом воспитании студентов, необходимо проведение педагогического мониторинга уровня здоровья не менее 2 раз за учебный год.

2. Определено, что оценка уровня соматического здоровья студента оптимизирует методику нормирования физических нагрузок с использованием регрессионных уравнений В.А. Медведева и подбором оптимальных средств и методов физического воспитания.

3. Доказано, что применение методики нормирования физических нагрузок и оценки результатов двигательной подготовленности студентов в зависимости от индивидуального уровня здоровья позволяет улучшить функциональное состояние организма учащихся.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. С. 55-58.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

3. Медведев В. А. Нормирование нагрузок в процессе физического воспитания школьников, проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами // Вестник Витебского государственного университета. 1999. № 4 (14). С. 31-35.

4. Поканинов В.Б. Обоснование нормативов физической подготовленности юношей - учащихся средних специальных учебных заведений: дис. ...канд. пед. наук. Л., 1991. 156 с.

5. Konovalova L.A. Fitness technology in physical education of students // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 7 (27). С. 26.

Коновалова Лилия Александровна, канд. пед. наук, доц., liliykonovalov @yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма,

Поканинов Валерий Борисович, канд. пед. наук, доц., valerapokaninov @yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH

L.A. Konovalova, V.B. Pokaninov

In the article the results of using a differentiated approach in the educational process on physical training in high school. The basis of the research methodology of individual valuation of students ofphysical exercise.

Key words: level of health, assessment of the level of health, regulation of physical activity, evaluation of motor preparedness of students.

Konovalova Liliya Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, liliykonovalov@yandex. ru, Russia, Kazan, Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Pokaninov Valery Borisovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, valerapokaninov@yandex. ru, Russia, Kazan, Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.