УДК 796.011.3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАПОРОЖСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В.А. Тищенко, В.Ю. Сергеечев
Специфика организации учебного процесса по физическому воспитанию со студентами связана с крайней неоднородностью этого контингента. Рассматриваются противоречия, возникающие при организации учебного процесса, а также проблемы контроля и итоговой оценки успеваемости дисциплины «Физическое воспитание». Это позволило разделить существующие в организации учебного процесса негативные факторы и сконцентрировать внимание на тех из них, которые существуют в теоретическом аспекте или находятся в «ведении» кафедр физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, контроль, комплектование.
Годы пребывания в вузе - важный этап формирования личности будущего специалиста. Решающая роль в комплексной системе учебно-воспитательного процесса принадлежит физическому воспитанию [1-5].
Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составляющую высшего гуманитарного образования. Она выступает качественным и суммирующим мероприятием комплексного воздействия различных форм, средств и методов воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей [1, 3].
Организация процесса физического воспитания в вузе требует усовершенствования, направленного на улучшение здоровья студентов. Жизнь и здоровье человека являются важнейшими общественными ценностями, на базе которых должны определиться все другие ценности и блага. Создание государством условий для реализации права гражданина на охрану здоровья способствует общественно-экономическому развитию государства и укреплению его безопасности.
Целью физического воспитания сегодня является содействие подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов, удовлетворение объективной потребности в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений. Однако учитывая катастрофическую ситуацию с состоянием здоровья молодежи, необходимо изменить приоритетность задач в физическом воспитании студентов в учебное время, где на первое место следует поставить решение, прежде всего, оздоровительных задач.
Следует подчеркнуть необходимость построения занятий со студентами в учебное время по примеру кондиционной тренировки, где нормирование физических нагрузок должно осуществляться в соответствии с уровнем физического здоровья. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к физическому воспитанию и приоритетность концепции здоровья студентов, оптимального уровня их физической подготовленности.
Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует, что в наше время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья и физического развития студенческой молодежи. Прослеживается общее увеличение количества сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшение функциональных резервов организма, системное нарушение осанки, наличие различных пороков опорно-двигательного аппарата, снижение уровня физической подготовленности и т. д. Поэтому разработка здравоохранительных и здоровье формирующих технологий в физическом воспитании студентов требует дальнейшего развития для сознательного привлечения к активной двигательной деятельности.
Поэтому в ходе исследования предполагалось изучить степень влияния методики, которая предусматривала применение дифференцированных физических нагрузок в соответствии с функциональными характеристиками организма студентов в процессе физического воспитания.
Предложен способ распределения студентов на однородные типологические подгруппы в зависимости от показателей уровня соматического здоровья с использованием новейших технологий. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к физическому воспитанию и приоритетность концепции здоровья студентов, оптимального уровня их двигательной активности.
Целью исследования было выявить влияние индивидуального подхода к процессу физического воспитания на уровень физического здоровья и показатели физической подготовленности студенток 1-го курса Запорожского национального университета (ЗНУ).
В ходе исследования осуществляли: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования; педагогические наблюдения за физическим воспитанием студентов; педагогический эксперимент. Оценку уровня физического здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко [5] измеряли в состоянии покоя: жизненную емкость легких, частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, массу тела, длину тела, динамометрию кисти и время восстановления ЧСС в течение 3 мин после 20 глубоких приседаний за 30 сек; расчет интенсивности тренировочной нагрузки по показателю ЧСС; опрос преподавателей кафедры физического воспитания ЗНУ; тестирование уровня физической подготовленности студентов; обработку результатов с
помощью стандартных методов математической статистики (Х, 5, т, £).
Исследование, в котором принимали участие студентки 1-го курса различных факультетов в общем количестве 50 человек, было проведено на базе Запорожского национального университета. Студентов разделили на 2 группы (контрольную и экспериментальную). В состав контрольной группы (КГ) вошли девушки в количестве 30 человек, которые занимались на занятиях по физической культуре по общей методике в соответствии с рабочей программой по физическому воспитанию для студентов вузов (общая физическая подготовка (ОФП)). В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошло двадцать девушек.
Методика подготовки девушек ЭГ предусматривала применение дифференцированных физических нагрузок в соответствии с функциональным характеристикам организма студенток в процессе физического воспитания средствами аэробики (программа «пилатес»). Программа «пилатес» была направлена на развитие силовой выносливости и гибкости. Также с девушками экспериментальной группы проводились занятия по базовой аэробике. Следовательно, необходимым условием методики подготовки девушек экспериментальной группы был индивидуальный подбор для каждой из девушек этой группы объема и интенсивности физической нагрузки соответственно группы здоровья, а также четкий контроль за исполнением упражнений на занятиях предложенной интенсивности.
Все девушки вели «Индивидуальные карточки», где фиксировались данные исследования. На занятиях по физическому воспитанию применялись средства аэробики по программе «пилатес».
Итак, девушки ЭГ были разделены на микрогруппы в соответствии с уровнями их здоровья на занятиях по физическому воспитанию. Оценка уровня физического здоровья девушек осуществлялась с помощью экспресс-оценки по методике Л.Г. Апанасенко (1992), во время которой студентки были разделены на группы, в соответствии с уровнем их здоровья (высокий, выше среднего, средний уровень, ниже среднего, низкий). Также для каждой девушки экспериментальной группы была рассчитана интенсивность тренировочной нагрузки для достижения наибольшего эффекта от занятий физическими упражнениями. Занятия со студентками 1-го курса проводились в течение учебного года по 3 раза в неделю.
Анализируя результаты распределения девушек экспериментальной и контрольной групп по уровням физического здоровья определено, что между уровнем физической подготовленности и уровнем физического здоровья существует прямо пропорциональная зависимость. Это позволяет утверждать, что оценка выполнения студентами нормативов по физической подготовленности косвенно свидетельствует о состоянии здоровья студента. В начале эксперимента достоверных различий между
показателями девушек обеих исследуемых групп по всем тестам не отмечено.
В результате проведенного эксперимента нами определено, что контингент девушек экспериментальной группы в конце исследования был представлен уровнями здоровья - от низкого до высокого. Среди девушек экспериментальной группы - 1 студентка(5 %) с низким общим уровнем физического здоровья, 3 студентки (40 %) с уровнем ниже среднего, выше среднего - 6 (30 %) и 9 (45 %) - со средним. Среди девушек контрольной группы - 6 студенток (20 %) с низким уровнем физического здоровья, 7 студенток (23 %) с уровнем ниже среднего, выше среднего - 5 (17 %) и 12 (40%) - со средним уровнем.
Так, под влиянием индивидуального подхода к организации занятий по физическому воспитанию количество девушек экспериментальной группы по уровням здоровья ниже среднего и низкому уменьшилось с 35 до 20 %, а количество девушек с уровнем здоровья выше среднего выросло на 20 %. Не изменилось количество девушек с высоким уровнем здоровья. В контрольной группе девушек изменения были менее выражены. Количество девушек КГ с низким и ниже среднего уровнями здоровья уменьшилось на 13 и 14 % соответственно. Количество девушек с уровнем здоровья выше среднего уменьшилось на одного человека.
В конце исследования общая оценка уровня здоровья девушек ЭГ уже соответствовала среднему уровню, а в КГ уровень здоровья остался на том же уровне (ниже среднего).
По индексу массы тела у девочек контрольной и экспериментальной группы не выявлено достоверных различий. У девушек экспериментальной группы он был равен 375,65±0,30 у.е., что соответствовало 0 баллов.
В результате эксперимента были зафиксированы изменения в уровне развития физических качеств у девушек как экспериментальной, так и контрольной групп. Однако более существенными были изменения у девушек экспериментальной группы, что свидетельствовало об эффективности индивидуального подхода в физическом воспитании.
Итак, в конце исследования выявлены положительные изменения в показателях физической подготовленности девушек, как КГ, так и ЭГ. У девушек ЭГ достоверный прирост в показателях был обнаружен по всем тестам. Проверив статистическую достоверность, определили, что средние значения экспериментальной группы превышают значения контрольной.
Увеличение результатов наблюдается во всех тестах обеих исследуемых групп. Но прирост средних значений контрольной группы составил в среднем 29,3 %, а экспериментальной - 67,1 %. Несомненно, использование индивидуального подхода к организации занятий с девушками показывает преимущество в воспитании гибкости и силовой выносливости, по сравнению с занятиями, во время которых не
учитывались индивидуальные особенности девушек в физическом состоянии и уровне их физической подготовленности. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп указывает, что применение дифференцированных физических нагрузок в соответствии с функциональными характеристиками организма студенток в процессе физического воспитания средствами аэробики по программе «пилатес», направленной на развитие силовой выносливости и гибкости, дало более существенные положительные результаты.
Таким образом, результаты исследования подтвердили наши утверждения о необходимости построения занятий со студентками в процессе физического воспитания на основе индивидуального подхода, где нормирование физических нагрузок должно осуществляться в соответствии с уровнем их физического состояния и физической подготовленности и четко контролироваться со стороны преподавателя и самих девушек.
Результатами исследования была подтверждена его актуальность в направлении поиска путем повышения эффективности процесса физического воспитания студенток как одного из самых эффективных путей повышения оптимального уровня их двигательной активности.
Проведенное исследование доказало эффективность предложенной методики применения индивидуальных физических нагрузок в соответствии с функциональными характеристиками организма и уровнем показателей физической подготовленности студенток в процессе физического воспитания средствами аэробики по программе «пилатес». В конце эксперимента зафиксировано повышение уровня функциональных показателей физического здоровья девушек и их физической подготовленности. Наибольшее количество девушек экспериментальной группы в начале исследования имели уровень физического здоровья ниже среднего. Высокий уровень здоровья имела лишь одна из девушек (10 %), а также 15 % девушек имели уровень выше среднего. В конце исследования количество девушек с низким и ниже среднего уровнями здоровья уменьшилось с 35 до 20 %, а со средним и выше среднего уровнями увеличилось. Под влиянием индивидуального подхода в конце исследования изменился уровень здоровья девушек экспериментальной группы с ниже среднего на средний. Повысились уровни показателей девушек экспериментальной группы: индекс массы тела со среднего на вышесредний; индекс Робинсона с уровня нижесреднего на средний; силовой индекс с низкого на средний, и по времени восстановления ЧСС после 20 приседаний - с нижесреднего на средний. В конце исследования у девочек экспериментальной группы был обнаружен достоверный прирост в показателях по всем тестам. Относительный прирост девушек контрольной группы составил в среднем 29,3 %, а экспериментальной -67,1 %.
Дальнейшие исследования планируется проводить в направлении
изучения особенностей влияния индивидуального подхода на организм студенток старших курсов.
Список литературы
1. Апанасенко Г. Л., Михайлович С. О. Фiзiологiчнi основи фiзичноl культури i спорту: навч. поЫб. Ужгород. 2004. 144 с.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина. 1979. 249 с.
3. Вовк В.М. Преемственность физического воспитания учащейся и студенческой молодежи. Луганск, СНУ iM. В. Даля, 2004. 336 с.
4. Вржесневская А.И., Шиян Б.М. Структурные компоненты самоконтроля в физическом воспитании // Фiзичне виховання в контекст сучасно! освгги: мат. регюн. но! наук.-метод. конф. Киев: НАУ. 2010. С. 47.
5. Вржесневський I.I. Формування i комплектування навчальних груп вищих навчальних закладiв для занять iз фiзичного вихо- вання у спещальному вщдшенш // Теорiя i методика шдготовки спортсмешв. Kиев, 2009. 56 с.
Тищенко Валерия Алексеевна, канд. физ. восп., доц., ms.valeri71 amail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Сергеечев Владислав Юрьевич, студент, ms. valeri 7 lamail. ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
INDIVIDUAL APPROACH TO ORGANIZING PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OFZAPORIZHZHYENATIONAL UNIVERSITY
V.А. Tishchenko, V.Y. Sergeyechev
The specificity of the educational process in physical education with students of a special department of the university associated with the extreme heterogeneity of this population. The article deals with the contradictions arising when the educational process, as well as issues of control and discipline of the grade performance, "physical education". It is possible to divide existing in the educational process of the negative factors and to focus on those that exist in the theoretical aspect or in the "Basis" of the departments of physical education.
Key words: physical, education, students, control, completes.
Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms. valeri7la mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhye, Zaporizhzhye National University,
Sergeyechev Vladislav Yuryevich, student, ms. valeri 7 lamail. ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhye National University