УДК 372.87
Рослякова Е.В.
тренер-преподаватель МБУДО «ДЮСШ по лыжным гонкам» (г. Котовск, Тамбовская обл., Россия)
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается определение физического воспитания детей. Определены особенности работы с детьми в учреждении дополнительного образования. Проанализированы условия физического воспитания как направления работы с детьми в учреждении дополнительного образования.
Ключевые слова: дети, ЗОЖ, физическое воспитание, дополнительное образование.
Актуальность проблемы физического воспитания детей, как составной части проблемы введения здорового образа жизни, с каждым годом усиливается. Это связано с тем, что сегодняшнее состояние здоровья и образ жизни детей и подростков России не отвечает установленным требованиям современного общества и потребностям его социально-экономического развития.
Формирование здорового стиля жизни детей и подростков рассматривается как процесс присвоения ему общественного опыта, представленного в виде знаний, навыков и умений, способов действия, в нормах взаимоотношений, эстетических суждений и вкусов, а также в форме предметов материальной и духовной культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов).
Несмотря на большой опыт, накопленный наукой и практикой, технологий и методик физического воспитания, имеющих научное психолого-педагогическое и медицинское обоснование, крайне мало.
Дополнительное образование детей сегодня - необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее социализации и профессиональной ориентации, помогающее удовлетворять разнообразные потребности, отвечающее интересам, развивающее чувства, интеллект, способность общаться.
Спецификой деятельности учреждений дополнительного образования детей является её методический характер, ориентация учащихся на передачу получаемых ими знаний и умений товарищам по классу, месту жительства и т.п.
Учреждения дополнительного образования характеризуются многофункциональностью и связаны со всеми сторонами образования и воспитания подрастающего поколения. Особенность воспитательной работы учреждений дополнительного образования определяется содержанием деятельности воспитателей и воспитанников в различных педагогических условиях её организации и отношения между ними.
Для успешного решения проблем детей, связанных с физической культурой необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути, и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) социального учреждения в своих действиях руководствуется технологиями социальной работы.
Рассмотрим подробно понятие физического воспитания детей.
Физическое воспитание, по мнению Ю.Н. Николаева, это процесс, обеспечивающий удовлетворение потребностей детей в двигательной активности и способствующий ее развитию посредством воздействия различных форм и средств физической культуры, спорта, игр, природных факторов [3, с.97].
В.И. Столяров отмечает, что физическое воспитание необходимо для эффективного функционирования и развития в современных условиях должно учитывать многосторонние социальные запросы и требования, интересы и потребности разных групп населения, специфические условия организации, т.е. должно быть комплексным [3, с.16].
Содержание физического воспитания детей представлено в трех разделах: педагогическом, оздоровительном, психологическом.
I раздел - педагогический.
Основными его целями являются:
- введение в образовательный процесс образовательной организации широкого набора средств формирования здорового образа жизни,
- качественное улучшение физического развития и физического состояния здоровья подростка (секционная работа, широкое применение циклических упражнений на открытом воздухе),
- разработка методик физического воспитания с учетом специфики образовательного учреждения.
Задачи педагогического раздела:
- формирование здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей,
- развитие у подростков интереса и потребности в физическом совершенствовании.
- обеспечение усвоения подростками систематических знаний о своем организме.
Варианты основных физкультурных занятий:
- занятия обычного типа, образцы которых можно найти во многих методических разработках,
- игровые занятия, построенные на основе подвижных игр и эстафет,
- занятия-тренировки,
- прогулки, походы,
- сюжетно-игровые занятия.
II раздел - оздоровительный. Он обеспечивает единство воздействий на растущий организм средствами медицины и педагогики. Здесь представлены методики применения длительного бега и ходьбы для сохранения и улучшения здоровья подростков, применения нетрадиционных методов оздоровления.
III раздел - психологический. Данный раздел решает задачи обеспечения благополучного социального состояния ребенка и его гармонического развития. Содержание данного раздела нацелено на достижение каждым ребенком положительного комфортного эмоционального состояния посредством организации партнерского взаимодействия взрослого с ребенком, использования различных психогигиенических методик (музыкотерапии, природотерапии) и создания среды, стимулирующей активность подростка [2, с.89].
Все разделы технологии физического воспитания тесно связаны между собой и должны содействовать главной задаче сохранения и укрепления здоровья детей в учреждении дополнительного образования.
Необходимо отметить, что большое внимание должно быть уделено формированию у ребенка навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
На первоначальном этапе формирования здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым.
Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре - это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей[2, с.42].
Таким образом, содержательной основой для повышения эффективности физического воспитания ребенка является использование приемлемых технологий оздоровительной, спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой
результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бальсевич В.К. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.Г. Комков, О.М. Шелков. Методич. пособие. - СПб.: НИИФК, 2006. - 72 с;
2. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учеб. пособие / под ред. М.Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012 - 184 с;
3. Николаев Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования/ Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры -2013. - № 2. - С. 96-102;
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/ П.Д. Павленок. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2005. - 236с.
Roslyakova E.V.
Youth Ski School (Kotovsk, Tambov region, Russia)
PHYSICAL EDUCATION AS FIELD OF WORK WITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION
Abstract: the article discusses the definition of physical education of children. The features of working with children in an institution of additional education are determined. The conditions of physical education as a direction of work with children in an institution of additional education are analyzed.
Keywords: children, healthy lifestyle, physical education, additional education.