Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети / ЗОЖ / физическое воспитание / дополнительное образование / children / healthy lifestyle / physical education / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рослякова Е.В.

В статье рассматривается определение физического воспитания детей. Определены особенности работы с детьми в учреждении дополнительного образования. Проанализированы условия физического воспитания как направления работы с детьми в учреждении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AS FIELD OFWORKWITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION

The article discusses the definition of physical education of children. The features of working with children in an institution of additional education are determined. The conditions of physical education as a direction of work with children in an institution of additional education are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 372.87

Рослякова Е.В.

тренер-преподаватель МБУДО «ДЮСШ по лыжным гонкам» (г. Котовск, Тамбовская обл., Россия)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается определение физического воспитания детей. Определены особенности работы с детьми в учреждении дополнительного образования. Проанализированы условия физического воспитания как направления работы с детьми в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: дети, ЗОЖ, физическое воспитание, дополнительное образование.

Актуальность проблемы физического воспитания детей, как составной части проблемы введения здорового образа жизни, с каждым годом усиливается. Это связано с тем, что сегодняшнее состояние здоровья и образ жизни детей и подростков России не отвечает установленным требованиям современного общества и потребностям его социально-экономического развития.

Формирование здорового стиля жизни детей и подростков рассматривается как процесс присвоения ему общественного опыта, представленного в виде знаний, навыков и умений, способов действия, в нормах взаимоотношений, эстетических суждений и вкусов, а также в форме предметов материальной и духовной культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов).

Несмотря на большой опыт, накопленный наукой и практикой, технологий и методик физического воспитания, имеющих научное психолого-педагогическое и медицинское обоснование, крайне мало.

Дополнительное образование детей сегодня - необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее социализации и профессиональной ориентации, помогающее удовлетворять разнообразные потребности, отвечающее интересам, развивающее чувства, интеллект, способность общаться.

Спецификой деятельности учреждений дополнительного образования детей является её методический характер, ориентация учащихся на передачу получаемых ими знаний и умений товарищам по классу, месту жительства и т.п.

Учреждения дополнительного образования характеризуются многофункциональностью и связаны со всеми сторонами образования и воспитания подрастающего поколения. Особенность воспитательной работы учреждений дополнительного образования определяется содержанием деятельности воспитателей и воспитанников в различных педагогических условиях её организации и отношения между ними.

Для успешного решения проблем детей, связанных с физической культурой необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути, и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) социального учреждения в своих действиях руководствуется технологиями социальной работы.

Рассмотрим подробно понятие физического воспитания детей.

Физическое воспитание, по мнению Ю.Н. Николаева, это процесс, обеспечивающий удовлетворение потребностей детей в двигательной активности и способствующий ее развитию посредством воздействия различных форм и средств физической культуры, спорта, игр, природных факторов [3, с.97].

В.И. Столяров отмечает, что физическое воспитание необходимо для эффективного функционирования и развития в современных условиях должно учитывать многосторонние социальные запросы и требования, интересы и потребности разных групп населения, специфические условия организации, т.е. должно быть комплексным [3, с.16].

Содержание физического воспитания детей представлено в трех разделах: педагогическом, оздоровительном, психологическом.

I раздел - педагогический.

Основными его целями являются:

- введение в образовательный процесс образовательной организации широкого набора средств формирования здорового образа жизни,

- качественное улучшение физического развития и физического состояния здоровья подростка (секционная работа, широкое применение циклических упражнений на открытом воздухе),

- разработка методик физического воспитания с учетом специфики образовательного учреждения.

Задачи педагогического раздела:

- формирование здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей,

- развитие у подростков интереса и потребности в физическом совершенствовании.

- обеспечение усвоения подростками систематических знаний о своем организме.

Варианты основных физкультурных занятий:

- занятия обычного типа, образцы которых можно найти во многих методических разработках,

- игровые занятия, построенные на основе подвижных игр и эстафет,

- занятия-тренировки,

- прогулки, походы,

- сюжетно-игровые занятия.

II раздел - оздоровительный. Он обеспечивает единство воздействий на растущий организм средствами медицины и педагогики. Здесь представлены методики применения длительного бега и ходьбы для сохранения и улучшения здоровья подростков, применения нетрадиционных методов оздоровления.

III раздел - психологический. Данный раздел решает задачи обеспечения благополучного социального состояния ребенка и его гармонического развития. Содержание данного раздела нацелено на достижение каждым ребенком положительного комфортного эмоционального состояния посредством организации партнерского взаимодействия взрослого с ребенком, использования различных психогигиенических методик (музыкотерапии, природотерапии) и создания среды, стимулирующей активность подростка [2, с.89].

Все разделы технологии физического воспитания тесно связаны между собой и должны содействовать главной задаче сохранения и укрепления здоровья детей в учреждении дополнительного образования.

Необходимо отметить, что большое внимание должно быть уделено формированию у ребенка навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

На первоначальном этапе формирования здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым.

Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре - это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей[2, с.42].

Таким образом, содержательной основой для повышения эффективности физического воспитания ребенка является использование приемлемых технологий оздоровительной, спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой

результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бальсевич В.К. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.Г. Комков, О.М. Шелков. Методич. пособие. - СПб.: НИИФК, 2006. - 72 с;

2. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учеб. пособие / под ред. М.Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012 - 184 с;

3. Николаев Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования/ Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры -2013. - № 2. - С. 96-102;

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/ П.Д. Павленок. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2005. - 236с.

Roslyakova E.V.

Youth Ski School (Kotovsk, Tambov region, Russia)

PHYSICAL EDUCATION AS FIELD OF WORK WITH CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION

Abstract: the article discusses the definition of physical education of children. The features of working with children in an institution of additional education are determined. The conditions of physical education as a direction of work with children in an institution of additional education are analyzed.

Keywords: children, healthy lifestyle, physical education, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.