Научная статья на тему 'Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL-AGED CHILDREN / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / INTELLECTUAL AND SOCIALLYPSYCHOLOGICAL VALUES OF PHYSICAL EDUCATION / КОНВЕРСИЯ / CONVERSION / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / PREPARATION (TRAINING) OF THE PROFESSIONAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Ю. К., Ахметов С. М., Баландин В. А.

В статье представлены результаты многолетних исследований, проведенных специалистами Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по проблеме совершенствования многоуровневой структуры системы образования Российской Федерации в части повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Ю. К., Ахметов С. М., Баландин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONAL DIRECTIONS OF THE PERFECTION OF THE SYSTEM OF PHYSICAL UPBRINGING OF PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOO-LAGED CHILDREN

Results of lasting many years researches dealing with the problem of the perfection of many-levelled structure of the system of education of Russian Federation have been revealed in the paper. These researches were held by experts of the Kuban state university of physical education sport, and tourism and touched upon the questions of the increasing the effectiveness of the physical educational process in preschool educational institutions and junior forms of secondary comprehensive schools.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»

инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин, и. о. профессора Е. В. Демидова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

УДК 373. 203. 71

в статье представлены результаты многолетних исследований, проведенных специалистами Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по проблеме совершенствования многоуровневой структуры системы образования Российской Федерации в части повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ.

Ключевые слова: система физического воспитания, дети дошкольного и младшего школьно-

го возраста, интеллектуальные и социально-психологические ценности физической культуры, конверсия, подготовка профессиональных кадров.

Значительную часть человеческого потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного и младшего школьного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.

Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Из дошкольных учреждений различного профиля до 46% дошкольников приходят в школу, уже имея хронические формы многих заболеваний [2, 4, 7, 8].

Известно, что многие предпатологические со-

стояния детей можно профилак-тировать средствами физического воспитания и, в этой связи, специалисты считают, что данная система в государственных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно и нуждается в совершенствовании [6, 16].

Одним из инновационных направлений, в контексте вышеизложенного, является разработка культурологического аспекта физического воспитания детей 3-10 лет. Выделение культурологического аспекта как одного из направлений физического воспитания, по нашему мнению, обусловлено следующими соображениями.

Во-первых, в реальной физкультурно-спортивной деятельности как взрослых так и детей, наряду с двигательными умениями и навыками, проявляется широкий круг и других, не менее важных качеств: эстетических, интеллектуальных, нравственных. В этой связи двигательный компонент физической культуры следует подкреплять столь же важными общекультурными ее ценностями - знаниями, методическими навыками, ценностными ориента-циями и установками, формированием социально значимых мотивов этой деятельности.

Физическое воспитание может оказывать прогрессивное влияние на развитие личности только тогда, когда оно обеспечивает органичное единство воздействия на духовную, эмоциональную, психическую и двигательную сферы человека [9, 14].

Во-вторых, ключевые позиции в обновлении содержания физического воспитания должны занять гуманизация и демократизация, развитие исторических и социокультурных традиций данного процесса [3].

С учетом отмеченных выше основополагающих фак-

торов, при обосновании культурологического аспекта физического воспитания детей дошкольного возраста в ходе многолетних исследований решались две основные научно-методические задачи:

а) разработка методики освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

б) формирование определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитие его мотивационно-потребностной сферы, что традиционно идентифицируется с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.

Эффективность работы педагогов по освоению детьми интеллектуального компонента зависит от содержательных и технологических аспектов данного процесса.

В самом общем плане следует признать целесообразным включение в содержательные основы интеллектуального воспитания естественнонаучное, культурологическое и технологическое физкультурное знание. Вместе с тем особенности психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста диктуют необходимость выявления таких смысловых ориентиров содержания знаний, с которыми, с одной стороны, они встречаются ежедневно в повседневной жизни, а с другой, которые можно использовать для освоения интеллектуальных ценностей физической культуры. По нашему мнению, представляется целесообразным за эти смысловые ориентиры принять содержание режима повседневной жизни и учебного дня.

Рассматривая технологические аспекты представления обучающей информации, педагоги и психологи достаточно давно пришли к мнению о необходимости широкого применения наглядности во всем возрастном диапазоне 3-10 лет, а также включения элементов проблемного обучения, особенно в группах старших детей.

Нами разработана новая технологическая схема обучения детей, сутью которой является комплексность применения методов представления информации, в основе которой лежат принципы наглядности и учета возрастных особенностей развития психических процессов ребенка. Результаты педагогических экспериментов подтвердили способность детей 3-10 лет освоить физкультурные знания и связанные с ними умения и навыки, что позволило нам рекомендовать включение освоения интеллектуальных ценностей физической культуры в качестве одного из компонентов системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

Решение социально-педагогических задач физического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии человека: убежденности и потребностно-деятельностного его отношения к осво-

ению ценностей физической культуры. Реализация этого процесса в ДОУ и ОШ связана с учетом особенностей интересов детей и характером их мотивации.

В ходе организованных педагогических экспериментов была разработана новая технологическая система обучения, новизна которой заключается в реализации деятельного подхода, основанного на постоянном стимулировании детей к освоению данных ценностей, а также в их ежедневном и системном упражнении в применении на практике полученных физкультурных знаний, умений и навыков.

В процессе исследований выявлены четко выраженные и близкие по содержанию интересы, проявляемые как мальчиками, так и девочками к двигательной активности, начиная уже с трехлетнего возраста. Однако по мере взросления детей происходит постепенная дифференциация в динамике интересов. Причем для мальчиков занятия физическими упражнениями приобретают все большее значение, а у девочек наблюдается обратная картина - к 5-летнему возрасту физкультурные занятия отодвигаются у них на второй план, в 8 лет - на четвертое место из перечня основных видов учебно-воспитательной деятельности в ДОУ и ОШ.

Следовательно, в обычных условиях обучения и воспитания динамика показателей потребности в двигательной активности в группах девочек, выраженная в мотивированности к физкультурным занятиям, идет на убыль, что подтверждает актуальность целенаправленной работы специалистов по формированию мотивов к занятиям физическими упражнениями. Результаты педагогических наблюдений также свидетельствуют о том, что интерес к физкультурным занятиям обусловливается не только стремлением детей к двигательной активности, но и внешними атрибутами данного процесса: красивой спортивной формой, ярким оформлением спортивного зала, соответствующим возрасту ребенка музыкальным сопровождением и т. д.

И, наконец, одним из главных условий успешности деятельности педагогов по усилению мотивации к физкультурным занятиям является преобладание игровых, а также соревновательных способов организации деятельности детей.

Исследовательский интерес в процессе разрешения интеллектуальных и социально-психологических задач физического воспитания детей 3-10 лет вызвал вопрос о соотношении и взаимосвязи этих двух процессов.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что между параметрами освоения физкультурных знаний и сформированностью мотивов к занятиям физическими упражнениями существует положительная зависимость, достигающая достоверного уровня в группах мальчиков с 5 лет, а в группах девочек - с 6-летнего возраста.

Таким образом, одним из инновационных направлений, дополняющим существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста, является реализация интеллектуальных и социально-

психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса.

В общей структуре физкультурного воспитания двигательному компоненту принадлежит главная роль в развитии физического потенциала человека, формировании его жизненно важных умений и навыков [1, 4]. Во всех программах обучения и воспитания в ДОУ и ОШ эти две глобальные задачи представлены достаточно равнозначно. Вместе с тем во всех программно-нормативных документах отсутствуют процессуальные блоки, содержащие конкретные методические указания по формированию основных движений и развитию физических качеств. По нашему мнению, такое положение обусловлено отсутствием научных данных о возрастных закономерностях развития характеристик двигательной сферы дошкольников и младших школьников.

В наших исследованиях установлена тенденция ежегодного возрастного увеличения абсолютных значений показателей физической подготовленности и сформированности основных движений, за исключением гибкости у детей обеих половых групп с достоверными различиями между дошкольниками и младшими школьниками смежных возрастов. Результаты педагогических экспериментов также свидетельствуют о том, что по мере взросления как мальчиков, так и девочек, опять исключая гибкость, темпы прироста характеристик физической и двигательной сфер детей постоянно изменяются в сторону увеличения. Вышеперечисленные научные факты позволяют сделать вывод в контексте проблемы физической и двигательной подготовки дошкольников и младших школьников о сенситивно-сти всего возрастного диапазона от трех до десяти лет.

Для теории и практики физического воспитания существенное методологическое значение имеет вопрос сравнительной характеристики возрастной динамики изменений физических качеств и основных движений в ходе стихийного обучения и воспитания (не стимулированное развитие) и формирующего педагогического эксперимента. Получены данные, свидетельствующие о чрезвычайной близости этих тенденций, что позволяет сделать вывод как о средовой, так и о генетической детерминированности степени педагогического воздействия и обусловливает необходимость практической реализации принципа адекватности характера и объема тренирующих воздействий ритму возрастной динамики моторного потенциала детей 3-10 лет.

Таким образом, следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является объективизация процессов развития физических качеств и формирования основных движений ребенка на основе полученных в нашем исследовании данных, количественно характеризующих возрастные особенности их изменений.

Вопрос о возможностях средств физического воспитания для формирования и развития различных способностей ребенка рассматривается в научно-

методической литературе достаточно глубоко и серьезно [7, 10, 13].

Не вдаваясь подробно в анализ сложившейся ситуации, следует указать, что возможности средств физического воспитания для формирования нравственных, психических, социальных, интеллектуальных и многих других качеств человека декларативно признаются абсолютным большинством серьезных исследователей в области физической культуры и спорта [1, 4, 8, 15].

В этой связи в ходе обследований детей 3-10 лет и формирующих педагогических экспериментов была предпринята попытка выявления возрастных особенностей развития и, на этой основе, возможностей средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих формирование психических процессов. Планируя это направление научных исследований, мы ориентировались на утвердившееся в психологической науке положение о том, что психическое развитие индивида в целом есть результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости организма и находящихся в пределах возможностей этого уровня влияний среды [5, 9, 14]. В его контексте мы исходили из предпосылки о возможностях создания средствами физического воспитания условий, способствующих развитию основных психических процессов ребенка. Основой этого подхода является выявление возрастных особенностей изменений психических процессов. Установлено, что абсолютные значения уровня развития психических процессов повышаются по мере взросления детей. По мере взросления дошкольников и младших школьников количество психических процессов, достоверно различающихся по уровням развития между детьми смежных возрастов, уменьшается. По всем изучаемым процессам (исключая восприятие) начиная с 4-летнего возраста характеристики темпов прироста снижаются. И, наконец, установлено снижение количества показателей, достоверно различающихся по темпам прироста между детьми смежных возрастов.

Изучение возможностей применения средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих развитие психических процессов, позволяет утверждать об эффективности педагогического воздействия.

Так же как и при изучении физической и двигательной подготовленности дошкольников, установлена близость тенденции изменения психических процессов в ходе стихийного обучения и воспитания и формирующего педагогического эксперимента. Это позволяет сделать вывод о необходимости распространения действия принципа адекватности характера и объема тренирующих воздействий ритму возрастной динамики психического потенциала детей и на методику формирования их психических процессов.

Существенное влияние на эффективность деятельности любой системы общества оказывает наличие квалифицированных кадров [1, 15].

Необходимость принимать новые решения по во-

просам структуры и содержания общественного образования во многом обусловлена недостатками существующей системы подготовки кадров. В этой связи не вызывает сомнения актуальность вопроса о реформировании процесса подготовки специалистов физической культуры и спорта, прежде всего, для системы дошкольного образования, так как подготовка учителей физической культуры для общеобразовательных школ, по мнению большинства специалистов, достаточно эффективна.

Анализ учебных планов педагогических колледжей и физкультурных вузов показал, что выпускники этих учебных заведений недостаточно готовы для столь сложной профессиональной деятельности, каковым является физическое воспитание дошкольников. Причин такого положения немало. Но к основным можно отнести следующие.

Содержание подготовки выпускников педагогических колледжей и институтов физической культуры не дает необходимого для этой деятельности уровня образования.

По окончании колледжа работники ДОУ со средним специальным образованием недополучают очень важных знаний по динамической анатомии, общим и частным вопросам физиологии и биохимии физической культуры, педагогическим и психологическим аспектам физического воспитания, биомеханике движений. Кроме этого, оставляют желать лучшего не только их собственная физическая и двигательная подготовленность, но и уровень методических возможностей проведения основных видов двигательной активности, существующих в программах обучения и воспитания в ДОУ.

Сложившаяся ситуация требовала переосмысления процесса подготовки специалистов для физического воспитания детей дошкольного возраста на основе подготовки документов, регламентирующих новую структуру и содержание обучения профессиональных кадров.

Анализ возможных структур подготовки кадров показал целесообразность варианта «Дошкольное отделение педагогического колледжа - вуз физической культуры и спорта».

Основным документом, дополняющим наряду с государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования содержание подготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию, является разработанная нами квалификационная характеристика (КХ). Ее структура, содержащая шесть основных разделов: «Назначение КХ», «Профессиональное назначение специалистов», «Квалификационные требования к специалисту», «Аттестация специалиста», «Ответственность за качество подготовки специалистов», «Проблемы отрасли», вобрала в себя все основные рекомендации по составлению такого рода документов [11, 12].

Разработанная квалификационная характеристика позволила перейти к формированию учебного плана.

В учебном плане объединены учебные дисциплины педагогического колледжа и вуза.

Принципиальным является положение о том, что это объединение не механическое, а содержательное, на основе преемственности основных тем и разделов учебных дисциплин, осваиваемых студентами в колледже и вузе. Семнадцатилетний опыт подготовки кадров по дошкольному физическому воспитанию в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма свидетельствует о высокой эффективности разработанной системы.

Следовательно, еще одним инновационным направлением совершенствования существующей системы физического воспитания дошкольников является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения.

В последние годы появился ряд научных работ, авторы которых поставили вопрос о возможности использования современных достижений теории и практики спорта для решения прикладных проблем физического воспитания [3, 16]. По-видимому, можно говорить, в этой связи, о новом серьезном направлении научных исследований - проблеме конверсии основных принципиальных установок теории спорта применительно к задачам физического воспитания различных групп населения.

Актуальность этих исследований, безусловно, высока, так как многочисленные успехи советских и российских спортсменов на международной арене, быстрое развитие детско-юношеского спорта в сочетании с ранней спортивной специализацией привлекают к этим процессам пристальное внимание ведущих ученых, что, в конечном итоге, привело к созданию высоких технологий многолетнего пути спортивного совершенствования.

В ходе теоретического анализа данной проблемы установлены условия конверсии и ее возможности в сфере спорта и физического воспитания.

Выявлено, что объектом конверсии является технология физического воспитания. Предметом - приспособление высоких технологий спортивной тренировки для решения задач физического воспитания на основе модификации операторов конверсии (закономерностей, принципов, методов, алгоритмических предписаний, регулирующих процесс формирования способностей и свойств человека в целях достижения высоких спортивных результатов) с сохранением предметно-содержательной основы технологий.

Целью конверсии является достижение более высокой эффективности физического воспитания, а ожидаемый ее конечный результат - оптимизация физкультурно-спортивной деятельности занимающихся и специалистов.

Показано, что основой конверсии является мера направленного развития способностей и свойств человека в процессе физического воспитания и спор-

тивной тренировки, а ее параметрами - факторы-детерминанты и элементы деятельности.

Разработка теоретико-методологических основ процесса конверсии основных положений теории спортивной тренировки применительно к задачам физического воспитания позволяет рассматривать эту проблему в плоскости практического применения, что, по нашему мнению, дает основание для констатации возможности выделения нового направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста - внедрение в его практику высоких технологий спортивной подготовки.

Реалии актуального состояния здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности детей значительно отличаются от планируемых результатов, которые декларируются в программах обучения и воспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующих деятельность коллективов ДОУ и ОШ [10, 13]. В то же время материальное, научно-методическое, информационное обеспечение физического воспитания дошкольников и младших школьников находится на довольно высоком уровне. Практически все детские образовательные учреждения, построенные за последние 10-15 лет, имеют нормальную физкультурную базу. Это и специализированные залы для проведения физкультурных занятий, и спортивные городки, и плоскостные сооружения на свежем воздухе. Несмотря на известные финансовые трудности, каждое образовательное учреждение укомплектовано стандартным набором необходимого оборудования и инвентаря для проведения физкультурно-оздоровительной работы. В настоящее время в распоряжении педагогов имеется большой объем научно-методической литературы, содержащей самые современные данные по многим волнующим их проблемам. Нормально, в рамках сегодняшних возможностей государства, функционирует система детских поликлинических отделений. Каждая семья достаточно свободно может получить, в случае необходимости, квалифицированную консультационную или медицинскую помощь [2, 6, 7, 16].

И, наконец, несмотря на довольно значительное несоответствие в уровне жизни различных слоев населения Российской Федерации, абсолютное большинство родителей хотят и все делают в силу своих возможностей для того, чтобы их дети росли здоровыми и физически крепкими. Но, тем не менее, проблемы здоровья и физической подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере не решаются. Поиски причин сложившейся ситуации необходимо, по-видимому, вести в сфере психологии мышления взрослых, работающих в системе государственного образования. Нет необходимости в скрупулезном анализе выявления этих причин: многие из них лежат на поверхности. По-прежнему не во всех детских садах имеются ставки преподавателя физической культуры. Во многих общеобразовательных учреждениях работают учителя физической культуры,

не имеющие высшего профессионального образования.

В практической работе отсутствует принципиальная заинтересованность как коллективов ДОУ и ОШ, так и отдельных специалистов в укреплении здоровья, повышении уровня физкультурной подготовленности детей. Не существует объективных критериев оценки физкультурно-оздоровительной работы в детских образовательных учреждениях. У специалистов, работающих в ДОУ и ОШ, не сформирована потребность воплощения в реальной деятельности принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы. Все вышеперечисленное позволяет, по нашему мнению, говорить о необходимости коренного изменения психологических установок педагогов и, прежде всего, руководителей системы образования в плане реализации в реальной жизни современных взглядов на цели и задачи обучения и воспитания детей.

Таким образом, следующим направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является изменение ментально-сти современного российского общества на основе повышения престижности и государственного внимания к физкультурно-оздоровительным достижениям специалистов, работающих в ДОУ и ОШ.

Несомненно, что в рамках одной статьи невозможно полностью изложить вопросы повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности специалистов системы российского государственного образования. Многие аспекты этого сложного, многокомпонентного общественного феномена остались за ее пределами и требуют также дополнительного научно-методического разрешения. Но вместе с тем предложенные направления преобразования и дополнения системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста актуальны и вносят, по нашему мнению, свою лепту в совершенствование данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов, С. М. Научно-технологические основы обновления процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед наук: 13.00.04, 13.00.08 / С. М. Ахметов. - Краснодар, 2004. - 50 с.

2. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.

3. Бальсевич, В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физкультурного воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1993. - № 4. - С. 21-22.

4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной психо-

логии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 87-98.

6. Вельтищев, Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-9.

7. Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Т. Е. Виленская. - М., 2006. - 256 с.

8. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. -48 с.

9. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 23-26.

10. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений: учеб. изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2004. - 128 с.

11. Наталов, Г. Г. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах / Г. Г. Наталов [и др.] // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию Кубанской государственной академии физической культуры. - Краснодар, 1994. - С. 236-238.

12. Наталов, Г. Г. Теория формирования культуры двигательной активности как общепрофилирующая учебная дисциплина / Г. Г. Наталов // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию Кубанской государственной академии физической культуры. - Краснодар, 1994. - С. 244-248.

13. Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств: учеб. программа / Н. А. Долуда [и др.]. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 91 с.

14. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия. 1994. - 192 с.

15. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.

16. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 52 с.

innovations directions of the perfection of the system of physical upbringing of preschool and junior schoo-laged children

Yu. Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor, S. Akhmetov, Doctor of Pedagogics, Professor, U. Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor, E. Demidova, Acting as a Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Results of lasting many years researches dealing with the problem of the perfection of many-levelled structure of the system of education of Russian Federation have been revealed in the paper. These researches were held by experts of the Kuban state university of physical education sport, and tourism and touched upon the questions of the increasing the effectiveness of the physical educational

process in preschool educational institutions and junior forms of secondary comprehensive schools.

Key words: system of education, preschool and junior school-aged children, intellectual and socially-psychological values of physical education, conversion, preparation (training) of the professional personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.