ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ СВОДА СТОПЫ
Ф.Г. Ситдиков1, В.А. Арсланов, Г.М. Галиахметова*, Р.Г. Галиахметов** Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань.
Филиал Московского гуманитарно-экономического института*, Городское управление образования, школа № 31, г. Нижнекамск **
Изучали возрастно-половые особенности физического развития у подростков с различным состоянием свода стопы. Показано, что у подростков имеющих более плоский свод стопы, наблюдается тенденция к снижению функциональных возможностей дыхательной системы и физической работоспособности, Выявленные тенденции в динамике физического развития подростков подтверждают о необходимости раннего прогнозирования отклонений в состоянии свода стопы для планирования адекватных состоянию здоровья подростков двигательных режимов.
Ключевые слова: подростковый возраст, физическое развитие, стопа.
Age and sex differences in physical development of adolescents with different state of foot fornix were studied. Adolescents with a flatter fornix were shown to have a tendency towards decreased functional capacity of the respiratory system and lower physical capacity. The tendencies observed in the physical development of adolescents confirm the importance of early prediction of possible changes in foot fornix state in order to plan motor activities most appropriate for the adolescents.
Key words: adolescents the physical development foot fornix
Физическое развитие - это процесс становления и изменения морфо-функ-циональных свойств организма, физических качеств и способностей, совершающихся под влиянием условий жизни и воспитания. Оно является интегральным результатом действия огромного числа эндо-и экзогенных, биологических и социальных факторов. Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки являются основными антропометрическими показателями, характеризующими темпы роста и развития организма, а также позволяющие понять возрастные особенности многих физиологических процессов [15, 17, 6, 12, 10, 3].
При изучении физического развития детей и подростков одним из элементов антропометрического исследования является определение состояния опорно - двигательного аппарата (ОДА). Основанием ОДА и всего тела человека служит стопа, которая в процессе жизни несет колоссальную нагрузку, выполняя опорную, толчковую, рессорную и балансировочную функцию в таких локомоторных актах как ходьба, бег, прыжки. В процессе эволюционного развития человека за многие миллионы лет стопа и другие части тела совершенствовались анатомически и функционально, приспосабливаясь к окружающей среде, взаимоотношению с ней. Статиче-
1 Ф.Г. Ситдиков:Е-таЛ: [email protected]
-66 -
ская и динамическая функция стопы, а также ее форма обеспечиваются строением и взаиморасположением костно-суставного, сумочно-связочного и мышечного аппарата. В ходьбе, беге и прыжках, в период опоры, стопа является начальным звеном замкнутой биокинематической цепи. Необычайная сложность анатомического строения стопы человека в сочетании с разнообразием ее функциональных назначений делает этот орган уникальным и вместе с тем трудно доступным для познания закономерностей его работы в реальных условиях жизни человека [8]. Локальные изменения морфологических соотношений костно-суставных элементов неизбежно приводят к перестройке внешнего контура стопы. Вместе с тем, по характерным признакам внешнего контура стопы, его числовым характеристикам, возможно проведение сравнительных оценок состояний здоровья стоп [11, 5]. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. При уплощении стопы постепенно исчезает рессорная, амортизационная роль свода, в результате чего внутренние органы, спинной и головной мозг человека становятся мало защищенными от сотрясений, получаемых обычно в повседневной жизни при ходьбе, беге, прыжках. В связи с этим могут снизиться функции внутренних органов печени, желудка, почек, кишечника, сердца, не имеющих непосредственного отношения к опорно-двигательному аппарату.
Физическое развитие, характеризуя процессы роста и развития ребенка, по праву считается одним из важнейших и информативных критериев состояния здоровья детского населения, результаты оценки физического развития отражают всю совокупность факторов, влияющих на организм человека, и служат информативными гигиеническими критериями.
Физическая работоспособность (ФР), как интегральный показатель, отражает уровень функционирования систем организма, тесно связана с телосложением, антропометрическими показателями, силой и выносливостью мышц, состоянием опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Любые изменения или сбои в работе какой-либо из перечисленных систем организма сказываются на величине этого показателя [16, 7, 13, 4, 14, 9]. Цель настоящей работы -изучение возрастно-половых особенностей физического развития у подростков с различным состоянием свода стопы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях принимали участие 897 детей 12-15 лет школ № 32, 31, 29, 10 города Нижнекамск, которые были распределены на 8 возрастно-половых групп. Для оценки состояния свода стопы использовали метод плантографии и графико-расчет-ный метод обработки индивидуальных плантограмм [1, 2]. Качественно-количественная оценка индивидуальных показателей уплощенности свода стопы детей 12-15 лет позволила выявить, что лишь 13-34% подростков изучаемого возраста имеют нормально сформированный свод стопы. Далее у 295 подростков с различным состоянием свода стопы изучались возрастно-половые особенности физического развития. При
-67-
этом подростки с нормально сформированным сводом стопы составили контрольную группу, а имеющие уплощенность стопы более 40% - экспериментальную группу. Физическое развитие подростков оценивалось по антропометрическим показателям длины (Н) и массы тела (М), окружности грудной клетки (ОГК). Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) определили методом спирометрии, показатели силы кисти рук -динамометрией. Физическую работоспособность (ФР) исследовали методом электрокардиографии и велоэргомет-рии при выполнении теста PWC170.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных нами данных (рис.1, табл. 1-2) показал рост показателей физического развития подростков в зависимости от возраста. В физическом развитии подростков с различным состоянием свода стопы по показателям М, Н, ОГК, силы кистей рук отличия незначительны, достоверное отставание по Н (на 6,6 см) отмечено только у мальчиков 12 лет экспериментальной группы (149,3±2см). Так М у девочек экспериментальной группы чуть выше (от 43,9±1,2 до 54,2±1,7 кг), чем у сверстниц контрольной группы (от 43,6±1,8 до 53,8±1,8 кг).
50
Масса тела
40
ЯШ1М
13
14
15
возраст
90
85
80
75
70
Окружность грудной клетки
12
13
14
15
возраст
□ мальчики контрольная группа
□ мальчики экспериментальная группа ■ девочки контрольная группа
□ девочки эксериментальная группа
Рис. 1. Показатели физического развития подростков с различным состоянием свода стопы
— 68 —
Таблица 1
Компонентные составы тела детей младшего школьного возраста
Пол Возраст Fправ. (кг) Fлев. (кг) ЖЕЛ (мл)
Группа Группа Группа
контроль- ная экспери- ментальная контроль- ная экспери- ментальная контрольн ая экспери- ментальная
Девоч- ки 12 лет (п=16;19) 1 16,3±0,8 1 15,6±0,8 1 15,3±0,8 15,0±0,7 251,2±20 250,3±16,8
13 лет (п=22;16) * 1 18,4±0,5 1 19,2±1,3 1 16,8±0,5 17,3±0,8 237,3±11,3 230±15,4
14 лет (п=19;19) * 1 29,0±1,2 1 21,7±0,8 1 19,2±1,0 1 18,3±0,6 250±21,3 218,9±12,2
15 лет (п=22;15) 1 20,6±1,1 1 20,7±1,2 1 17,5±1,2 1 19,9±1,1 * 1 242,7±13,6 * 1 326,7±15,5
Маль- чики 12 лет (п=16;18) 20,7±1,2 20,9±1,0 18,8±1,1 16,0±1 229,7±15 206,3±11,3
13 лет (п=18;22) 23,1±1,7 23,7±1,4 18,4±2,5 20,7±2 272,1±22,2 * 262,2±19,1
14 лет (п=20;19) 28,1±1,3 29,1±1,3 * 25,1±1,3 * 26,8±1,1 261,2±14,8 267,1±15,5
15 лет (п=16;22) * 35,5±2,3 * 37,3±2 * 32,7±2,2 * 34,4±1,9 * 482,5±18,6 * 465,9±24,2
Примечание: * - достоверное различие между возрастными группами (Р< 0,05),
1 - достоверное различие между мальчиками и девочками (Р< 0,05),
0 - достоверное различие между группами с различным состоянием свода стопы ( Р< 0,05)
У мальчиков наоборот, подростки контрольной группы имеют более высокие показатели М (от 44,4±1,8 до 63±2 кг) по сравнению со сверстниками экспериментальной группы (от 42,4±2,2 до 62±2,2 кг). В сравниваемых группах у девочек в показателях Н (от 155±1,3 до 162,8±1,3 см) и ОГК (от 75,1±1,6 до 82,4±1,3 см), у мальчиков Н (от 149,3±2 до 175,5±1,9 см) и ОГК (от 73±1,9 до 85,3±1,3 см) отличия не существенны.
Данные табл.1 свидетельствуют, что сила кистей рук у мальчиков (от 20,7±1,2 до 37,3±2,28 кг) выше, чем у девочек (15,6±0,8 до 21,7±0,8 кг) во всех сравниваемых группах (Р<0,05). Достоверные половые различия выявлены у детей 15-лет по показателям М, Н, ЖЕЛ. Интенсивный рост М, Н и сила кистей рук наблюдается у девочек 13 лет, у мальчиков 13 и 15 лет.
Во всех экспериментальных группах подростков, т.е. у детей, имеющих более плоский свод стопы, наблюдается тенденция к снижению функциональных возможностей дыхательной системы и физической работоспособности, за исключением девочек 12 и 14 лет (табл.1-2). Мальчики 12-15 лет экспериментальной группы имеют более низкие показатели ФР на 4,4 - 19,5 %, чем сверстники
-69-
Таблица 2
Физическая работоспособность подростков с различным состоянием
свода стопы (М±т)
Пол Возраст Физическая работоспособность (кгм/мин)
Группа
контрольная экспериментальная
Девочки 12 лет (п=16;19) 503±55 588±57
13 лет 0 1 1
(п=16;22) 554±44 352±35
14 лет (п=19;19) 01 521±54 706±76
15 лет 01 1
(п=22;15) 521±54 558±78
Мальчика 12 лет (п=16;16) 627±57 538±62
13 лет (п=18;22) 847±64 710±53
14 лет (п=20;19) 774±54 743±64
15 лет (п=19;22) * 1066±70 1001±87
Примечание: * - достоверное различие между возрастными группами (Р< 0,05),
1 - достоверное различие между мальчиками и девочками (Р< 0,05),
0 - достоверное различие между группами с различным состоянием свода стопы (Р< 0,05)
контрольной группы (от 627±67 до 1066±70 кгм/мин), ЖЕЛ на 3,5 - 11,3% соответственно (от 229,7±15 до 482,5±18,6 мл).
Девочки 13, 15 лет экспериментальной группы уступают по показателю ФР на 19,5-57% сверстницам контрольной группы, при этом самые низкие значения (352±35 кгм/мин) выявлены у девочек 13 лет (Р<0,05), ЖЕЛ на 4,8-14,2% ниже у девочек 15 и 14 лет по сравнению со сверстницами контрольной группы (250±21 и 342,7±13,5 мл соответственно). У мальчиков 13-15 лет, независимо от состояния свода стопы, величина ФР достоверно выше, чем у девочек (Р<0,05), за исключением подростков 14 лет экспериментальной группы.
Выявленные нами тенденции в динамике физического развития подростков подтверждают о необходимости раннего прогнозирования отклонений в состоянии свода стопы для планирования адекватных состоянию здоровья подростков двигательные режимы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсланов В.А., Арсланова Л.М. Методические основы комплексного решения проблемы воспитания осанки // Организационно-педагогические условия
-70 -
эколого-нравственного воспитания / Материалы Респ.науч.практ.конф. - Казань,
1995. - С.15.
2. Арсланова Л.М. Стопа и сердце при физических нагрузках у студентов с различным уровнем здоровья: Дисс....канд.пед.наук / Л.М.Арсланова. - Казань,
1996. - С.124.
3. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе / В.А.Вишневский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - С.270.
4. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. - Л.: Медицина, 1989. - С.464.
5. Ефремова Г.В. Структурно-функциональное состояние стопы у людей с различным телосложением: Автореф. дисс.канд. мед. наук / Г.В.Ефремова. - Волгоград, 2007. - С.19.
6. Иваницкий М.Ф. Анатомия человек: учебник для институтов физической культуры / М.Ф.Иваницкий; Под ред. Б.А.Никитюка, А.А.Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: ФиС, 1985. - С.544.
7. Карпман В.Л., Любина В.Г. Динамика кровообращения у спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С.135.
8. Кашуба В.А., Сергеенко К.Н., Валиков Д.П. Компьютерная диагностика опорно-рессорной функции стопы человека // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. Под ред. Ермакова С.С.. Харьков: (ХХПИ), 2002. - №1.- С.11-16.
9. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В., Букреева Д.П., Васильева Р.М. Возрастное развитие скелетных мышц и физической работоспособности // Физиология развития ребенка. - М., 2000. - С.209-238.
10. Крылова А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и симпато-адреналовой систем школьников 11-16 лет: Дисс. ... канд. биол. наук / А.В.Крылова. - Казань, 1990. - С.257.
11. Мартирисов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт, 1982. - С.100-104.
12. Никитюк Б.А. Акселерация развития / Б.А.Никитюк // Итоги науки и техники. Серия Антропология. - М.: АМН СССР, 1989. - Т.6. - С.5-76.
13. Ситдиков Ф.Г. Изменение физической работоспособности детей 7-13 лет с возрастом и в течение учебного года / Ф.Г.Ситдиков, С.И.Русинова, А.В. Крылова и др. // Функции двигательного аппарата человека и животных. - Казань: Изд-во КГУ, 1986. - С.90.
14. Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности: Автореф. дисс.докт. биол. наук. - М., 1990 - С.50.
15. Таннер Д. Рост и конституция человека / Д.Таннер // Биология человека. - М., 1979. - С.336-471.
16. Тихвинский С.Б. Физическая работоспособность детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и физической культуры. - Л., 1976. - С.5-27.
17. Хрущев С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему детей и подростков / С.В.Хрущев // Детская спортивная медицина. - М., 1980. - С.66-92.