Научная статья на тему 'Анализ состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей старшего дошкольного возраста'

Анализ состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1062
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / СТОПА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PHYSICAL DEVELOPMENT / LOCOMOTORIUM / FOOT / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна

Статья посвящена анализу состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в зависимости от уровня физического развития. Выявлено, что дети, имеющие уровень физического развития выше среднего, в большей степени подвержены возникновению плоскостопия, чем дети со средним и ниже среднего уровнем физического развития по росто-весовым показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONDITION OF FOOT LOCOMOTORIUM OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

This article analyzes the state of the foot locomotorium of children of preschool age (5-7 year old) depending on the level of their physical development. It is revealed that children who have the level of physical development which is above average are more prone to the appearance of flatfoot than children with the level of physical development which is average and below-average according to the growth-weight characteristics.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей старшего дошкольного возраста»

ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Н.В. Казанцева

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СТОПЫ V ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое развитие, опорно-двигательный аппарат, стопа, дети старшего дошкольного возраста.

В настоящее время нарушения состояния опорно-двигательного аппарата у детей встречаются чрезвычайно часто. По данным учёных [Rose, Welton, Marsha, 1995, p. 71; Осин, Медников, Шестаков, 1999, с. 49; Нарскин, 2002, с. 30; Индреев, Киржинов, 2007, с. 159; Беркутова, 2008, с. 20], на протяжении нескольких лет количество детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата ежегодно увеличивается и колеблется в пределах 30—70 %.

Опорно-двигательный аппарат стопы представляет собой сложный биомеханический комплекс, состоящий из мелких суставов, связочного и мышечного аппарата. Основной функцией стопы является рессорная, обеспечивающаяся сводчатым строением, которое обусловлено наличием поперечного и продольных сводов стопы, тонусом и согласованным сокращением мышц стопы и голени и нормальной работой суставов и периартикулярных соединительных структур области стопы. Основной причиной развития плоскостопия, заключающегося в уменьшении высоты сводов стоп, является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы. В дошкольном возрасте часть костного аппарата стопы ребёнка имеет хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата стопа может легко деформироваться.

В период 2004-2010 гг. на базе дошкольного образовательного учреждения № 131 города Иркутска проводился мониторинг физического развития, физической подготовленности и состояния опорно-двигательного аппарата у детей. Всего было обследовано 786 детей (3—7 лет), из них 432 девочки и 354 мальчика.

Также в период с 2004 по 2010 гг. проводилась целенаправленная и систематическая работа по анализу состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет). Определение именно этого возрастного периода в качестве исследуемого основывается на определении стадий формирования стопы у детей. До 5 лет у детей стопа интенсивно формируется и часть рессорной функции свода берёт на себя подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы [Ловейко, 1982, с. 124; Козырева, 2005, с. 12; Чёрная, 2007, с. 85]. Процесс

формирования костей стопы и мышечно-связочной системы стопы продолжается, по данным большинства авторов [Козырева, 2005, с. 48], примерно до 5—6 летнего возраста, поэтому только в эти возрастные периоды можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.

В период с 2004 по 2010 гг. было определено количество детей 5—7 лет, имеющих продольное плоскостопие. На графике рис. 1 показано в процентном соотношении количество детей 5—7 лет, имеющих продольное плоскостопие в период с 2004 по 2010 гг.

Таблица 1

Статистика критериев достоверности распределения детей по росто-весовым показателям в зависимости от состояния ОДА стоп в виде коэффициента плоскостопия Чижина

Пол Критерий Кремера—Уэлча Критерий Вилкоксона— Манна—Уитни

Девочки IV = 2,6194 Р>0,05 Т= 3,2271 Р>0,05

Мальчики IV = 2,8111 Р>0,05 Т= 3,7956 Р>0,05

Данные представлены на начало каждого учебного года. Диагностика продольного плоскостопия осуществлялась с помощью метода плантографии, анализ отпечатков стоп проводился по методике Чижина, позволяющей определить коэффициент плоскостопия.

Анализ состояния опорно-двигательного аппарата стопы и уровень физического развития детей показали некоторую закономерность. Так, дети, имеющие показатели роста и веса выше среднего, как правило, имели в большей степени проблемы в состоянии опорно-двигательного аппарата стопы, чем остальные. У детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых [Чёрная, 2007, с. 88], поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода стопы, ложатся более значительные нагрузки. Следовательно, у детей с массой выше средних величин опорно-двигательный аппарат стопы испытывает более значительные нагрузки, чем у детей с нормальным и меньшим весом. Если показатель роста детей больше среднего, причиной наличия плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата нижних конечностей. Длина тела к 5—7 годам увеличивается на 8—10 см в год, и происходит бурный рост туловища и конечностей в длину [Панасюк, Тамбовцева, 1998, с. 276; Солодков, Сологуб, 2001, с. 429]. Так, у интенсивно растущих детей развитие мышечной массы не успевает за удлиняющимися костями, что, в свою очередь, и предполагает слабость мышц свода стопы.

Мы распределили детей старшего дошкольного возраста, имеющих продольное плоскостопие, на две группы. Первую группу составляли дети с уровнем физического развития выше среднего по показателям роста и веса (назовём её «группа риска»), вторую группу — дети со средним данными и ниже среднего (назовём её «обычная группа»). Мы хотели определить, есть ли у детей со значениями роста и веса выше среднего более значительные отклонения в состоянии опорно-двига-тельного аппарата стопы, чем у детей со средними или ниже среднего показателями этих значений. Существенно, что мы изучали динамику распределения по группам не всех детей, а только тех, которые имели нарушения в состоянии стоп.

Н.В. Казаниева

На рис. 1 представлена динамика распределения мальчиков с высоким уровнем физического развития (группа риска) и средним и ниже среднего уровнями физического развития (обычная группа) относительно состояния ОДА стопы в виде коэффициента плоскостопия Чижина в период с 2004 по 2010 гг.

2005

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 1. График процентного соотношения детей, имеющих плоскостопие от общего числа детей в период с 2004 по 2010 гг. в МДОУ№ 131 г. Иркутска

Рис. 2. График распределения по группам физического развития мальчиков 5-7лет по коэффициенту Чижина в виде средних величин

в период с 2004 по 2010 гг.

Визуально на обоих графиках видно, что дети, отнесённые к группе риска, имеют более значительные отклонения в состоянии стоп на протяжении всего изучаемого периода, чем дети, имеющие средний или ниже среднего уровень физического развития. Среднее значение коэффициента Чижина у детей, отнесённых к группе риска, колеблется в пределах 2, 2-3,2, в то время как среднее значение коэффициента Чижина у детей со средним и ниже среднего уровнями физического развития колеблется в пределах 1,3-2,4.

Математическая обработка экспериментальных данных включала в себя расчет эмпирических значений критериев Кремера - Уэлча и Вилкоксона - Манна -Уитни, которые были вычислены с помощью инструмента «Описательная статистика» в компьютерной программе Microsoft Excel для Windows.

Данные статистики свидетельствует о том, что динамика распределения детей по росто-весовым показателям (групп с высоким уровнем физического развития и групп со средним и ниже среднего уровнями физического развития) в зависимости от состояния опорно-двигательного аппарата стопы в виде коэффициента плос-

костопия Чижина является статистически достоверной как у мальчиков, так и у девочек.

В результате исследований динамики распределения детей 5—7 лет, имеющих продольное плоскостопие, по группам физического развития и статистической обработки этих данных было выявлено, что дети, имеющие уровень физического развития выше среднего, в большей степени подвержены возникновению нарушений опорно-двигательного аппарата стопы, чем дети со средним и ниже среднего уровнями физического развития по росто-весовым показателям.

Полученные данные могут быть использованы в организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения функции стоп, в условиях дошкольных образовательных учреждений. Мы рекомендуем создавать отдельные группы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата стопы для детей, имеющих росто-весовые показатели выше среднего, так как эти дети нуждаются в индивидуализации процесса организации работы по коррекции плоскостопия.

Библиографический список

1. Беркутова И.Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата // Адаптивная физическая культура. 2008. №2. С. 20-21.

2. Индреев М.Х., Киржинов М.М. Мониторинг физического состояния и актуальность её организации в раннем возрасте // Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 15—16 ноября 2007 г. Нальчик, 2007.

3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорнодвигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физ. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005.

4. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982. С. 123-124.

5. Нарскин Г.И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 4. С. 30-32.

6. Осин В.И., Медников А.Б., Шестаков М.М. Проблема физического воспитания детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. № 3, 4. С. 49-57.

7. Панасюк Т.В. Тамбовцева Р.Д. Соматотип и физическая работоспособность у младших школьников // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. М., 1998. Т. 2. С. 428-429.

8. Солодков A.C., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. С. 276, 394.

9. Чёрная Н.Л. и др. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 122. с.

10. Rose G. K., Welton E. A., Marsha U. T. The diagnosis of the Flat Foot in the Child. J. Bone Joint Surg., 1995. V.67-B, n.l. P.71-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.