Научная статья на тему 'Анализ состояния свода стопы и коррекционно-компенсирующих методик ее формирования у детей'

Анализ состояния свода стопы и коррекционно-компенсирующих методик ее формирования у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1446
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Знатнова Е. В.

В статье представлены результаты плантографических исследований, проведенных с целью выявления отклонений в формировании свода стопы у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены специфические характеристики различных видов деформаций стопы у детей, проживающих в городе и сельской местности, а также в зависимости от пола ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of plantografic research were submitted in the article. The aim of the research is to identify the forming of foot arch deviations at senior preschool age. Specific characteristics of foot arch deformation in children who live in the city and in the village were identified.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния свода стопы и коррекционно-компенсирующих методик ее формирования у детей»

УДК 572.512.833:373.2

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СВОДА СТОПЫ И КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩИХ МЕТОДИК ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Е. В. Знатнова

преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, аспирант

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, РБ

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В. А. Барков

В статье представлены результаты плантографических исследований, проведенных с целью выявления отклонений в формировании свода стопы у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены специфические характеристики различных видов деформаций стопы у детей, проживающих в городе и сельской местности, а также в зависимости от пола ребенка.

Введение

Необычайная сложность анатомического строения стопы человека в сочетании с разнообразием ее функциональных назначений (опора, рессора, толчок, балансировка) делает этот орган уникальным и вместе с тем труднодоступным для познания закономерностей его работы в реальных условиях жизни [1, 3]. Только сердце человека выполняет физическую работу большую, чем стопа. Современный человек в сутки совершает в среднем десять тысяч шагов. При каждом шаге стопа испытывает большие механические нагрузки и перегрузки, приспосабливаясь к обуви, рельефу дороги, скорости и способу передвижения (ходьбе, бегу, прыжкам). Правильное функционирование стопы должно обеспечивать хорошую переносимость статической и динамической нагрузки под весом собственного тела в течение длительного времени [2, 95].

Нога человека от природы весьма рационально сконструирована. Ее стопа в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Это осуществляется благодаря тому, что кости предплюсны и плюсны, соединенные между собой мощными межкостными связками, образуют свод, обращенный выпуклостью к тылу, выполняя рессорную функцию. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества, а, по некоторым данным, до 75% людей имеют ее патологию [3, 3].

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу [4, 19].

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, отечность, а иногда и судороги в ногах. По имеющимся научным данным, уплощение стопы оказывает негативное воздействие на положение таза и позвоночника. Как правило, дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях. Походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука [5, 41]. К концу дня они могут жаловаться на головную боль и боль в ногах. Естественно, такие дети в будущем не способны успешно трудиться, добиваться высоких спортивных результатов.

Частоту проявления деформации свода стопы у детей и молодежи сегодня исследуют многие авторы (Г. И. Нарскин, С. В. Шеренда, А. И. Свириденок, В. В. Лашковский, Е. Р. Михнович, Т. А. Прищепова, В. Кгир^ и др.).

Группа исследователей (Н. Ф. Лысова, Т. А. Прищепова, В. Кгир^ и др.) считает, что формирование свода стопы происходит с того момента, когда ребенок начинает ходить. Следовательно, деформация стопы может развиваться с раннего периода жизни.

Г. И. Нарскин, С. В. Шеренда отмечают, что пониженный свод стопы у детей до 4-5-летнего возраста является следствием незаконченного ее развития и не требует специального лечения. Вместе с тем, они отмечают необходимость динамического наблюдения за развитием правильного формирования стопы, начиная с 3-4-летнего возраста [6, 13]. Наиболее уязвимым для возникновения плоскостопия Г. И. Нарскин и С. В. Шеренда считают средний школьный возраст, поскольку в этот период онтогенеза человека активизируется процесс полового

созревания, происходит увеличение массы тела вследствие дополнительного жироотложения, а слабость мышечно-связочного аппарата стопы под воздействием статических нагрузок приводит к уплощению ее сводов [6, 5-6].

Е. Р. Михнович утверждает, что естественное формирование свода стопы происходит приблизительно до 7-летнего возраста [3, 7]. Однако профилактика плоскостопия, по его мнению, должна начинаться с первых лет жизни ребенка.

Многие авторы при исследовании различных показателей стопы обратили внимание на имеющиеся по некоторым параметрам ее отличия между мальчиками и девочками. Кигте'ШС7-"^1с7акоЬа выявила различия в сводчатости стопы у мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 18 лет [7, 43]. А. И. Свириденок, В. В. Лашковский, В. Кгир^ отмечают, что плоскостопие чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Проведенное нами обоснование эффективности методики диагностики функциональных нарушений стопы у детей старшего дошкольного возраста позволило произвести объективную оценку ее функциональных возможностей в регламентируемых условиях двигательной деятельности с преодолением максимально-индивидуальной физической нагрузки. Суть исследования заключалась в том, что был обеспечен качественный контакт среды регламентированного в пространстве условия выполнения двигательного действия с рабочим органом (мышцами сгибателями и разгибателями стопы) [8, 46-47].

Анализ научной литературы по вопросам коррекционно-компенсирующей направленности укрепления стопы у лиц с различными ее нарушениями в развитии показал отсутствие единства мнений исследователей по срокам формирования тех или иных отделов стопы и других вопросов, связанных с дисфункцией стоп в возрастном аспекте. Однако большинство отечественных и зарубежных исследователей сходятся во мнении о том, что воздействовать на правильное формирование свода стопы гораздо эффективнее профилактическими методами (используя средства физической культуры) в детском возрасте. Поэтому крайне важно своевременно выявлять имеющиеся отклонения деформаций стопы у детей и вовремя определять действенные средства ее коррекции.

Необходимо отметить, что визуально выявить у ребенка наличие отклонения от нормы формирования стопы достаточно сложно, поскольку ее подсводное пространство у детей до четырех лет заполнено подкожной жировой клетчаткой. Жировая подушка способствует включению в нагрузку среднего отдела стопы, что снижает удельную нагрузку, а также защищает неокрепший продольный свод от уплощения, а связочно-мышечный аппарат - от перерастяжения под влиянием нагрузки массой тела [3, 7]. Исследователи в данной области отмечают, что, чем старше ребенок, тем лучше у него выражен свод стопы. Уже к 5-6-летнему возрасту можно определить наличие либо отсутствие ее деформации. Следовательно, имеет место необходимость поиска качественного метода диагностики стопы, доступного для применения в условиях дошкольного учреждения.

Проблема объективной диагностики деформации стопы оказалась настолько актуальной, что в развитых странах Европы и в Америке появилась отдельная наука «Подиатрия», изучающая деформации и заболевания стоп [3, 3]. В подиатрии выделяют три основных типа стопы человека: нормальная, полая и плоская. Они отличаются по анатомическим и функциональным признакам. Между основными типами стоп существует большое количество переходных форм, например, уплощенная, представляющая собой пограничное состояние между нормальной стопой и состоянием выраженного плоскостопия [9, 8].

В настоящее время в мировой практике здравоохранения применяются разнообразные диагностические методы исследования опорно-двигательного аппарата: опросы, визуальные осмотры, простейшие геометрические измерения, рентгенологические методы, компьютерная подометрия, ядерно-магнитные и другие физические методы [4, 57]. Однако необходимо подчеркнуть, что при массовых осмотрах в дошкольных учреждениях состояние опорного свода стопы чаще всего устанавливают визуально, а практика указывает на то, что визуальный метод недостаточно надежен, характеризуется высоким процентом неточности и погрешности [8, 46].

Цель работы заключалась в анализе особенности формирования свода стопы у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от пола, условий проживания (в городской или сельской местности) с применением разработанной нами методики диагностики.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования для изучения состояния свода стопы и выявления имеющихся отклонений в ее формировании у детей старшего дошкольного возраста был использован разработанный Государственным научным учреждением «Научно-исследовательский центр проблем ресурсосбережения Национальной академии наук Беларуси» совместно с Учреждением образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» «Плантографи-ческий комплекс» [10, 178].

Плантография - исследование стопы на основе анализа плантограммы (отпечатка опорной поверхности стопы). Исследования показывают, что плантограмма характеризует особенности строения стопы и достоверно отражает морфофункциональные нарушения, коррелирующие с малодоступными при проведении массовых обследований населения рентгенологическими и другими, более сложными, методами исследований.

При статическом исследовании обследуемый занимает исходное положение на прозрачной стеклянной пластине плантографа, для сохранения равновесия держась руками за поручни, распределяя вес тела равномерно на правую и левую ногу (рисунок 1). В торцы прозрачной стеклянной пластины подается свет бестеневых ламп. За счет эффекта полного внутреннего отражения на границе «стекло - подошва стопы» отчетливо проявляется ее отпечаток. Снизу под пластиной под углом 45% располагается зеркало, на котором видна подошвенная поверхность стопы и характер распределения нагрузки. С помощью цифрового фотоаппарата документируются полученные результаты, и, используя компьютерное программное обеспечение, данные анализируются и сохраняются для последующих исследований.

Рисунок 1 - Диагностика состояния свода стопы с использованием плантографического комплекса

Применяя указанный плантографический комплекс, за период 2010-2012 гг. было обследовано 475 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в городах Минске (п = 174), Гродно (п = 255) и сельской местности Гродненского района (п = 46). Сбор материала производился в одно и то же время суток (9 часов утра), когда свод стопы находился в наиболее высоком положении. По данным специалистов, к концу дня под влиянием длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается и удлиняется [5, 41-42].

Плантограммы здоровой стопы и видов ее деформации представлены на рисунке 2.

плоская стопа полая стопа

Рисунок 2 - Плантограммы стопы детей 5-6-летнего возраста

Полученные экспериментальные данные были обработаны с использованием программы MS Excel. Анализ результатов исследования создал общее представление о наличии или отсутствии у обследованных детей различных видов деформаций стоп (таблица), где суммарный процент отклонений от нормы (полая, уплощенная, плоская стопа) составил 44,4%. Эти результаты существенно отличаются от данных, содержащихся в медицинских картах этих дошкольников. Необходимо отметить, что традиционным методом (визуальным осмотром) было выявлено лишь 20% случаев общей патологии, причем ставился общий диагноз - ПВУ (плоско-вальгусное уплощение), т. е. не было дифференциации различных видов деформаций свода стопы.

Таблица - Характеристика состояния свода стопы у детей 5-6-летнего возраста

Выявленное состояние свода стопы Дети г. Минска (п = 174) Дети г. Гродно (п = 255) Дети Гродненского района (п = 46)

П % П % п %

Плоская стопа 18 10,3 27 10,6 5 10,9

Уплощенная стопа 51 29,3 71 27,8 11 23,9

Полая стопа 12 6,9 18 7,1 3 6,5

Здоровая стопа 93 53,5 139 54,5 27 58,7

Процентное соотношение выявленных отклонений в формировании свода стопы у обследованных нами детей (мальчиков и девочек, городских и сельских) наглядно представлено на рисунке 3.

Минск Гродно Гродненский район

Рисунок 3 - Процентное соотношение выявленных отклонений в формировании свода стопы у детей старшего дошкольного возраста

Исследование показало, что наиболее часто встречающимся отклонением от нормы в формировании свода стопы у обследованного контингента дошкольников является уплощение (28%) - это пограничное состояние между здоровой стопой и состоянием выраженного плоскостопия. Также необходимо отметить высокий процент плоскостопия (10,5%) у детей, когда высота внутреннего и наружного сводов стопы снижена. Основной характеристикой плоской стопы является отсутствие возможности образовывать жесткий свод и, как результат этого, -низкая способность к супинации при отталкивании от опоры. По данным Т. Н. Огурцовой [11, 24], при этом типе деформации в опоре участвует на 38% площади стопы больше, чем необходимо. Плантографическое исследование показало, что у дошкольников присутствует и такой вид деформации, как полая стопа (6,9%). Ее основной локомоторной характеристикой является неизменная жесткость составляющих элементов с ограничением способности к эверсии на протяжении всего периода переката. В опоре участвуют только 80% нагружаемых тканей от необходимой площади, которые травмируются от избыточной нагрузки [4, 45].

Существенных отличий в нарушениях развития стопы у детей, проживающих в городах Минске и Гродно, не было установлено. Однако несомненный интерес представляет сравнение результатов оценки состояния свода стопы городских и сельских дошкольников. Если по показателям плоской и полой стоп между сравниваемыми группами детей не наблюдалось различий (плоская стопа - 10,3% в Минске, 10,6% в Гродно и 10,9% в Гродненском районе; полая стопа - 6,9% в Минске, 7,1% в Гродно и 6,5% в Гродненском районе), то по показателям уплощенной стопы у детей Гродненского района было выявлено 23,9%, а у городских детей -

29,3% в Минске и 27,8% в Гродно. Наибольшая разница отмечена по показателям здоровой стопы: у детей Гродненского района было отмечено 58,7%, а у городских - 53,5% в Минске и 54,5% в Гродно.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования показал, что у детей, проживающих на территории сельской местности, по сравнению с их городскими сверстниками чаще отмечается здоровая стопа и гораздо реже встречаются уплощенная стопа. По нашему мнению, это связано с менее подвижным образом жизни городских детей, экологическими условиями проживания.

Кроме того, были установлены отличия в выявленных патологиях стопы у мальчиков (п = 236) и девочек (п = 239) в зависимости от пола детей (рисунок 4).

мальчики I девочки

уплощенная стопа плоская стопа

полая стопа

Рисунок 4 - Процентное соотношение выявленных отклонений в формировании свода стопы у мальчиков и девочек

Плоская стопа отмечается чаще у мальчиков (7,14%), чем у девочек (3,36%). Это подтверждает предположение многих исследователей (А. И. Свириденок, В. В. Лашковский, В. Ктцр1с7, Кигтетс7-"Щ1с7акоЬа) о том, что плоскостопие присутствует чаще у мальчиков, чем у девочек. А такой вид деформации как полая стопа встречается гораздо чаще у девочек (5,46%), тогда как у мальчиков было выявлено всего 1,47% данной патологии. Наиболее распространенным отклонением от нормы как у мальчиков (14,28%), так и у девочек (13,65%) является уплощенная стопа.

Выводы

Анализ результатов проведенного нами исследования свидетельствует о широкой распространенности в Республике Беларусь проблемы деформации свода стопы у подрастающего поколения.

Разработанная методика ранней диагностики деформации свода стопы у детей старшего дошкольного возраста, основанная на использовании плантографического комплекса, позволяет с высокой степенью достоверности судить о наличии отклонений в формировании стопы у данного контингента детей.

Результаты, полученные путем применения данной методики, позволяют качественно определить имеющиеся отклонения в формировании стопы, вовремя дать рекомендации педагогам и родителям детей с выявленными нарушениями, применить необходимые средства профилактики и коррекции ее деформаций.

Литература

1. Ефремова, Г. В. Структурно-функциональное состояние стопы у людей с различным телосложением : автореф. дис. ...канд. мед. наук: 03.00.13; 14.00.02 / Г. В. Ефремова ; Волгоград. гос. мед. ун-т. - Волгоград, 2007. - 19 с.

2. Знатнова, Е. В. Анализ проблемы профилактики и коррекции дисфункций стоп человека / Е. В. Знатнова // Здоровье для всех : материалы третьей Междунар. науч.-практич. конференции / редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. - Пинск : ПолесГУ, 2011. - С. 95-97.

3. Михнович, Е. Р. Диагностика и лечение продольного плоскостопия : метод. рекомендации / Е. Р. Михнович [и др.]. - Минск : БГМУ, 2004. - 26 с.

4. Дерлятка, М. И. Биомеханика и коррекция дисфункций стоп : монография / М. И. Дерлятка [и др.] ; под науч. ред. А. И. Свириденка, В. В. Лашковского. - Гродно : ГрГУ, 2009. - 279 с.

5. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена : учеб. пособие / Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2010. - 398 с.

6. Нарскин, Г. И. Профилактика деформаций сводов стопы у детей среднего школьного возраста средствами физического воспитания / Г. И. Нарскин, С. В. Шеренда. - Гомель : ГГУ, 2000. - 89 с.

7. Kumiewicz-Witczakowa, R. Ksztaltowanie sie budowy stopy na tle analizy metod jej badania u dzieci i mlodziezy warszawskiej, prace i materialy naukowe IMD / R. Kumiewicz-Witczakowa. - Tom VIII. - Rok 1966. -S. 35-48.

8. Барков, В. А. Обоснование эффективности методики диагностики функциональных нарушений стопы у детей / В. А. Барков, С. В. Петров, Е. В. Знатнова // Мир спорта. - 2013. - № 2. - С. 45-49.

9. Лашковский, В. В. Диагностика ортопедической патологии стопы у детей и подростков : учеб.-метод. пособие / В. В. Лашковский. - Минск : Донарит, 2007. - 60 с.

10. Плантографический комплекс : пат. 8798 U Респ. Беларусь, МПК А 47J 19/02 / А. И. Свириденок, В. В. Лашковский, В. А. Барков, Е. В. Знатнова ; заявитель Гос. науч. учреждение «Науч.-исследовательский центр проблем ресурсосбережения Нац. академии наук Беларуси» ; Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы. -№ u 20120482, заявл. 10.05.2012; опубл. 30.12.2012 // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлектуал. уласнасщ. -2012. - № 6. - С. 176-178.

11. Огурцова, Т. Н. Метод обследования опорно-двигательного аппарата человека по отпечаткам стоп в динамике и синтез бионических стелек. Промоционная работа / Т. Н. Огурцова. - Рижский технологический университет, 2006. - 85 с.

Summary

The results of plantografic research were submitted in the article. The aim of the research is to identify the forming of foot arch deviations at senior preschool age. Specific characteristics of foot arch deformation in children who live in the city and in the village were identified.

Поступила в редакцию 12.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.