Научная статья на тему 'Методика исследования состояния стопы и подготовленности ее свода к различным нагрузочным режимам'

Методика исследования состояния стопы и подготовленности ее свода к различным нагрузочным режимам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1135
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОД СТОПЫ / НАГРУЗОЧНЫЙ РЕЖИМ / ГРУППА РИСКА / ARCH / LOAD MODE / RISK GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евтухова Л. А., Игнатенко В. А.

Проведено комплексное исследование и получены данные, характеризующие состояние и функциональную подготовленность стопы школьников по показателю уплощенности ее свода при различных нагрузочных режимах: без нагрузки, с нагрузкой 50 и 100 % массы тела. Отмечено ослабление связочно-мышечного аппарата стопы у подростков с патологией опорно-двигательного аппарата диспластическим сколиозом I степени (до 7 0 S) при всех режимах. В анатомическом состоянии свода стопы без нагрузки 25 % обследованных школьников с нарушением осанки составили так называемую группу риска с индивидуальными показателями преди уплощенная, то есть близкими к качественной оценке «плоская стопа». При нагрузке стопы массой собственного тела в 50 % показатель уплощенности увеличился до 85,7 % у девочек, 87,5 % у мальчиков с дорсопатией и для 10,4-59 % школьников без нарушения осанки. Последующее увеличение нагрузки на стопу массой собственного тела в 100 % характеризовалось статическими деформациями свода стопы у всех обследованных, у 25 % отмечена качественная оценка «плоская стопа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH OF THE STATE OF THE FOOT AND FITNESS OF ITS ARCH FOR LOAD MODES

We conducted a comprehensive study and received data characterizing the state and functional readiness of the foot of schoolchildren in terms of its arch flatness in various load modes: with no load, the load of 50 and 100 % of body weight. The study revealed the weakened ligament-muscular apparatus of the foot in the adolescents with the pathology of the musculoskeletal system, i.e. dysplastic scoliosis of degree I (70 S) in all the modes. 25 % of the examined schoolchildren with faults in posture with the arch of the foot in the anatomical state without any load made the so-called «risk group» with individual signs of the state «before flattened foot», i.e., close to the qualitative assessment «flat foot». When the load of the body weight on the foot was 50 %, the flatness index increased up to 85.7 % in girls, 87.5 % in boys with dorsopathy and 10.4-59 % in the school children with the correct posture. The subsequent 100 % increase in the load on the foot was characterized by static deformation of the foot arch in all the examined people, 25 % were diagnosed with «flat foot».

Текст научной работы на тему «Методика исследования состояния стопы и подготовленности ее свода к различным нагрузочным режимам»

Рисунок 1 — Скопления лейкоцитов в месте

контакта немодифицированной нити и соединительнотканной капсулы. Окраска: гематоксилин-эозин. Увеличение х200

Выводы

1. Использование нового антибактериального хирургического шовного материала на основе по-лигликолевой кислоты с иммобилизованным на его поверхности антибиотиком левофлоксацином уменьшает количество инфекционных осложнений у крыс в послеоперационном периоде.

2. Реакция ткани печени на имплантацию модифицированного шовного материала характеризуется меньшими воспалительными изменениями, отсутствием раневой инфекции, меньшими фиброзными изменениями в более поздние сроки после имплантации по сравнению с использованием немодифицированного аналога, что, вероятно, связано с наличием антибактериальных свойств.

3. Наличие такого морфологического субстрата, как тонкая соединительнотканная капсула вокруг нити и минимальные проявления воспалительной реакции являются проявлениями минимальной тканевой реакции в ответ на имплантированный материал, что создает предпосылки для успешного его использования в хирургической практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буянов, В. М. Хирургический шов / В. М. Буянов, В. Н. Егиев, О. А. Удотов. — М.: График Групп, 2000. — 93 с.

2. Байчоров, Э. Х. Современный шовный материал, применяемый в хирургии / Э. Х. Байчоров, Л. М. Дубовой, А. Д. Пасечников // Здоровье — системное качество человека: сб. ст. — Ставрополь, 1999. — С. 328-334.

3. Соединение тканей в хирургии / Б. О. Мильков [и др.], под ред. Б. О. Милькова. — Черновцы: Редакционно-издательский отдел облполнграфиздата, 1991. — 112 с.

Рисунок 2 — Тонкая соединительнотканная капсула вокруг модифицированной нити. Окраска: гематоксилин-эозин. Увеличение х200

4. Абаев, Ю. К. Раневая инфекция в хирургии / Ю. К. Аба-ев. — Минск: Беларусь, 2003. — 293 с.

5. Ерюхин, И. А. Хирургические инфекции / И. А. Ерюхин, Б. Р. Гельфанд, С. А. Шляпников, под ред. И. А. Ерюхина. — СПб.: Питер, 2003. — 864 с.

6. Зузова, А. П. Инфекции области хирургического вмешательства: общие подходы к антибиотикопрофилактике и терапии /

A. П. Зузова // Фарматека. — 2007. — № 4. — С. 67-74.

7. Antibiotic coating of abdominal suture and wound infection / C. Justinger [et al.] // Surgery. — 2009. — Vol. 145. — P. 330-334.

8. Katz, S. Bacterial adherenceto surgical sutures. A possible factor in suture induced infection / S. Katz, M. Izhar, D. Mirelman // Ann. Surgery. — 1981. — Vol. 194. — P. 35-41.

9. Жуковский, В. А. Новые синтетические полимерные материалы для хирургии / В. А. Жуковский // Актуальные вопросы хирургии: материалы научной конференции, посвященной 70-летию кафедры (госпитальной хирургии) хирургических болезней N° 1. — Курск : ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. — С. 110-111.

10. Мохов, Е. М. Возможности и перспективы применения в хирургии биологически активного шовного материала / Е. М. Мо-хов, А. Н. Сергеев // Рос. мед. журн. — 2007. — № 2. — C. 18-21.

11. Новые возможности профилактики послеоперационных осложнений в абдоминальной хирургии / В. К. Гостищев [и др.] // Хирургия. — 2011. — № 5. — С. 56-60.

12. Ничитайло, М. Е. Антибиотикорезистентность возбудителей интраабдоминальных инфекций / М. Е. Ничитайло, Е. Б. Мед-вецкий, Л. М. Булик // Клиническая хирургия. — 2011. — № 4. — С. 65-70.

13. Изучение антибиотикорезистентности микроорганизмов выделяемых от больных в стационарах Республики Беларусь /

B. В. Маркевич [и др.] // Профилактика и лечение госпитальных инфекций. Резистентность микроорганизмов к химиопрепаратам: материалы Респ. науч.-практ. конф. — Минск, 2006. — С. 166-176.

14. Горбунов, В. А. Антибиотикорезистентность основных возбудителей гнойно-септических инфекций и оптимизация выбора антимикробных препаратов для терапии и профилактики / В. А. Горбунов // Мед. новости. — 2004. — № 10. — С. 68-71.

15. Изделия медицинские оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 6. Исследования местного действия после имплантации: ГОСТ Р ИСО 10993-6-2009: утв. Федеральным агентством по тех. регулированию и метрологии 02.12.2009. — М.:Стандартинформ, 2010. — 23 с.

Поступила 20.02.2015

УДК 617.586.3:057.87

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СТОПЫ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЕЕ СВОДА К РАЗЛИЧНЫМ НАГРУЗОЧНЫМ РЕЖИМАМ

Л. А. Евтухова, В. А. Игнатенко

Гомельский государственный медицинский университет Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

Проведено комплексное исследование и получены данные, характеризующие состояние и функциональную подготовленность стопы школьников по показателю уплощенности ее свода при различных нагрузочных режимах: без нагрузки, с нагрузкой 50 и 100 % массы тела.

Отмечено ослабление связочно-мышечного аппарата стопы у подростков с патологией опорно-двигательного аппарата — диспластическим сколиозом I степени (до 70 S) при всех режимах. В анатомическом состоянии свода стопы без нагрузки 25 % обследованных школьников с нарушением осанки составили так называемую группу риска с индивидуальными показателями пред- и уплощенная, то есть близкими к качественной оценке «плоская стопа». При нагрузке стопы массой собственного тела в 50 % показатель уплощенности увеличился до 85,7 % у девочек, 87,5 % у мальчиков с дорсопатией и для 10,4-59 % школьников без нарушения осанки. Последующее увеличение нагрузки на стопу массой собственного тела в 100 % характеризовалось статическими деформациями свода стопы у всех обследованных, у 25 % отмечена качественная оценка «плоская стопа».

Ключевые слова: свод стопы, нагрузочный режим, группа риска.

METHODS OF RESEARCH OF THE STATE OF THE FOOT AND FITNESS OF ITS ARCH FOR LOAD MODES

L. A. Evtuhova, V. A. Ignatenko

Gomel State Medical University F. Scoryna Gomel State University

We conducted a comprehensive study and received data characterizing the state and functional readiness of the foot of schoolchildren in terms of its arch flatness in various load modes: with no load, the load of 50 and 100 % of body weight.

The study revealed the weakened ligament-muscular apparatus of the foot in the adolescents with the pathology of the musculoskeletal system, i.e. dysplastic scoliosis of degree I (70 S) in all the modes. 25 % of the examined schoolchildren with faults in posture with the arch of the foot in the anatomical state without any load made the so-called «risk group» with individual signs of the state «before flattened foot», i.e., close to the qualitative assessment «flat foot». When the load of the body weight on the foot was 50 %, the flatness index increased up to 85.7 % in girls, 87.5 % in boys with dorsopathy and 10.4-59 % in the school children with the correct posture. The subsequent 100 % increase in the load on the foot was characterized by static deformation of the foot arch in all the examined people, 25 % were diagnosed with «flat foot».

Key words: arch, load mode, risk group.

Введение

Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Опорный аппарат свода стопы в первые годы жизни ребенка имеет в основном хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, а мышцы недостаточно сильны и выносливы. С ростом ребенка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. К 9-летнему возрасту свод стопы, форма ног и осанка ребенка приобретают очертания, характерные для взрослого человека [1].

Среди встречающихся отклонений в состоянии здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи значительное место занимают функциональные и патологические изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, в том числе различные формы нарушений осанки и статические деформации свода стопы. Наиболее распространенной деформацией стопы в процессе онтогенеза человека является плоскостопие, которое характеризуется опущением про-

дольного и поперечного сводов стопы. В процессе формирования плоскостопия стопа распластывается, в результате чего ударная волна, возникающая при ходьбе, беге и прыжках, не погашается пружинящими сводами стопы, а распространяется вверх по скелету и приводит к деформации опорно-двигательного аппарата человека в целом [2].

Анализ литературных данных указывает на недостаточность комплексных исследований, характеризующих состояние, развитие и подготовленность опорно-двигательного аппарата и свода стопы к физическим нагрузкам различной интенсивности, с целью установления границ динамики изменений свода стопы как компенсаторно-приспособительных [3]. Все вышеизложенное определяет актуальность, теоретическое и практическое значение представленной работы.

Цель

Комплексная оценка морфофункциональ-ных параметров свода стопы школьников в нагрузочных режимах при различном состоянии опорно-двигательного аппарата.

Материалы и методы исследования

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе УЗ «Гомельская областная детская больница медицинской реабилитации («Живица»)».

В комплексном исследовании состояния и функциональной подготовленности свода стопы школьников использована методика, которая состоит из трех частей:

1) методика получения отпечатков стоп (плантография) при различных нагрузочных режимах массой собственного тела:

— в положении сидя без нагрузки (анатомическое состояние);

— в положении стоя с нагрузкой 50 % от массы собственного тела на одну стопу;

— в положении стоя с нагрузкой 100 % от массы собственного тела на одну стопу.

Для получения отпечатков подошвенной поверхности стопы (плантограммы) при вра-чебно-педагогическом контроле широко используется специальное приспособление — планто-граф. Для облегчения снятия отпечатка стопы человека при экспресс-анализе нами была модифицирована методика и получен патент на изобретение [4];

2) методика графико-расчетной обработки плантограмм (количественная и качественная) с помощью вычисления индекса стопы (по А. В. Штриттер) [5];

3) методика определения развития и подготовленности свода стопы по показателю уп-лощенности (В. А. Арсланов) [62]:

Количественный показатель Качественная оценка показателя уплощенности свода стопы: уплощенности свода стопы:

До 40 %.................................Нормальная

41-50 %.................................Предуплощенная

51-60 %.................................Уплощенная

Более 60 %........................... Плоская

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета «81аЙ8йса», 6.0 и табличного процессора М80£йсеЕхсе1 (2007 г.) Результаты и обсуждение В работе представлены результаты план-тографического обследования 120 школьников 13-летнего возраста, которые были разделены на 2 группы: 1 -ю группу составили подростки с патологией опорно-двигательного аппарата (ОДА) — диспластическим сколиозом I степени (до 70 8), 2-ю — без нарушения осанки.

Количественный состав каждой группы обследованных — 60 человек, из них 30 подростков мужского и 30 — женского пола.

Результаты исследования показали, что в первой группе нормальный свод стопы в анатомическом состоянии (без нагрузки на свод стопы) определен у 75 и 71,4 % мальчиков и девочек соответственно, во второй — у 96,5 % девочек и 82 % мальчиков (рисунок 1).

Рисунок 1 — Изменение морфофункциональных параметров свода стопы подростков при разных режимах нагрузки

Нагрузка в 50 % от массы собственного тела на свод стопы у школьников 1 -й группы характеризовалась массовым изменением качественного показателя свода стопы «нормальная» в зоны риска: «предуплощенная» выявлена у 85,7 % девочек и 75 % мальчиков. У 12,5 % обследованных школьников 1 -й группы отмечен «уплощенный» свод стопы, нормальный свод сохранился у 14,3 % школьниц и 12,5 % школьников.

Во второй группе при нагрузке в 50 % от массы собственного тела нормальный свод стопы был определен у 89,6 % школьниц и 35 % школьников. Изменение свода стопы в зону «пре-дуплощенная» отмечено у 6,9 % девочек и 41 % мальчиков, «уплощенный» свод стопы выявлен у

3,5 % школьниц и 18 % школьников. У 6 % обследованных школьников второй группы отмечена качественная характеристика «плоская стопа».

Последующее увеличение нагрузочного режима до 100 % от собственной массы тела на стопу школьников первой группы (с нарушениями осанки: сколиоз) привело к тому, что все обследованные перешли в группу риска, так как нормальный свод стопы в этом нагрузочном режиме не был выявлен.

Анализируя полученные данные можно предположить, что дальнейшее увеличение нагрузки на свод стопы школьников 1 -й группы может вызвать снижение физиологических функций стопы: рессорной, опорной и локомотор-

ной, в результате этого «ударная волна», которая возникает при ходьбе, беге либо прыжках, не будет погашаться пружинящими свойствами свода стопы, а распространится вверх по скелету, приводя к достаточно быстрому изнашиванию не только суставов нижних конечностей, но и позвоночника в целом.

Во 2-й группе школьников при нагрузке 100 % от массы собственного тела нормальный свод был определен у 55 % девочек и 12 % мальчиков, большая часть данной выборки обследованных: 45 и 88 % соответственно составили группу риска, в которой отмечена статическая деформация свода стопы, то есть переход в качественные зоны «пред-» и «уплощенная стопа». Плоский свод стопы в этой группе выяв-

лен у 3,5 % школьниц и 23,5 % школьников, поэтому отмеченные изменения нельзя характеризовать как компенсаторно-приспособительные к данному нагрузочному режиму. Статистическая обработка полученных данных показала, что при нулевой нагрузке среднее значение индекса уп-лощенности составило: для школьниц — 31,05 ± 0,85 при стандартном отклонении 6,63 (таблица 1) и для школьников — 35,61 ± 1,09 при стандартном отклонении 8,76 (таблица 2).

Нагрузка до 50 %, а затем до 100 % от массы тела на свод стопы определило соответствующее повышение параметра уплощения свода стопы у школьниц до 41,23 ± 1,34 при стандартном отклонении 10,44 и до 49,81 ± 1,53 при стандартном отклонении 12,22 — у школьников.

Таблица 1 — Статистический анализ данных индекса уплощения свода стопы школьниц при нагрузочных режимах

Фактор нагрузки, % Среднее значение индекса стопы Стандартное отклонение Стандартная ошибка Доверительный интервал

нижняя верхняя

0 31,05 6,63 0,85 29,33 32,76

50 36,88 6,54 0,84 35,19 38,57

100 41,23 10,44 1,34 38,53 43,93

Таблица 2 — Статистический анализ данных индекса уплощения свода стопы школьников при нагрузочных режимах

Фактор нагрузки, % Среднее значение индекса стопы Стандартное отклонение Стандартная ошибка Доверительный интервал

нижняя верхняя

0 35,61 8,76 1,09 33,42 37,80

50 41,34 9,47 1,18 38,98 43,71

100 49,81 12,22 1,53 46,76 52,86

Методом двухфакторного дисперсионного анализа изучено влияние наличия сколиоза и величины нагрузочного режима на степень уп-лощенности свода стопы школьниц. Как свидетельствуют полученные данные, наличие сколиоза у девочек и величина нагрузки достоверно влияют на показатель уплощенности свода стопы как по отдельности: критерий Фишера 35,9 и 17,2 соответственно при уровне значимости менее 0,01, так и при совместном воздействии этих двух факторов: критерий Фишера 23,4 при уров-

не значимости менее 0,01 (таблица 3). График данных представлен на рисунке 2.

Такая же картина отмечена и среди школьников. Наличие сколиоза и величина нагрузки достоверно влияют на показатель уплощенности свода стопы как по отдельности: критерий Фишера 12,74 и 26,23 соответственно при уровне значимости р < 0,05, так и при совместном воздействии этих двух факторов: критерий Фишера 17,06 при уровне значимости менее 0,05 (таблица 4). Графическая интерпретация данных представлена на рисунке 3.

Таблица 3 — Результаты дисперсионного анализа влияния нагрузочного режима и наличия сколиоза на степень уплощения свода стопы школьниц

Фактор Число степеней свободы Сумма квадратов Средний квадрат Критерий Фишера Уровень значимости Сила влияния фактора, %

Сколиоз 1 1967,0 1967,0 35,9 < 0,01 13,4

Нагрузка 2 1881,8 940,9 17,2 < 0,01 12,8

Совместное действие 2 55,7 27,8 23,4 < 0,01 12,7

Ошибка 174 9537,1 54,8 — — 64,9

Общее 179 14692,8 — — — —

Рисунок 2 — График интерпретации двухфакторного дисперсионного анализа на степень уплощения свода стопы школьниц

Таблица 4 — Результаты дисперсионного анализа влияния нагрузочного режима и наличия сколиоза на степень уплощения свода стопы школьников

Фактор Число степеней свободы Сумма квадратов Средний квадрат Критерий Фишера Уровень значимости Сила влияния фактора, %

Сколиоз 1 694,82 694,82 12,74 < 0,05 2,7

Нагрузка 2 5408,28 2704,14 26,23 < 0,05 21,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совместное действие 2 12,53 6,27 17,06 < 0,05 19,05

Ошибка 186 19176,07 103,10 — — 75,8

Всего 191 25291,70 — — — 100,0

О 50 100

Нагрузка, %

Рисунок 3 — График интерпретации двухфакторного дисперсионного анализа на степень уплощения свода стопы школьников

Заключение

Наличие патологии опорно-двигательного аппарата — диспластический сколиоз I степени (до 70 8) у школьников характеризуется снижением адаптационных возможностей свода стопы к нагрузочным режимам. Так, в анатомическом состоянии (без нагрузки) у детей с нарушениями осанки нормальный свод стопы определен только у 71-75 % обследованных школьников. В то же время во второй группе нормальный свод стопы отмечен у 96,5 % девочек и 82 % мальчиков.

При нагрузке 50 % от массы тела нормальный свод определен только у 12,5 % обследованных школьников с патологией ОДА и у 89,6 % школьников без нарушения осанки.

Последующее увеличение нагрузочного режима до 100 % собственной массы тела на стопу школьников первой группы (с нарушениями осанки: сколиоз) привело к тому, что все обследованные перешли в группу риска, так как нормальный свод стопы в этом нагрузочном режиме не был выявлен. Среди школьников без нарушения осанки при аналогичной нагрузке нормальный свод стопы определен у 55 % обследованных.

Нагрузка 50 %, а затем 100 % от массы тела на свод стопы определила соответствующее иовышение параметра уплощения свода стопы у школьниц до 41,23 ± 1,34 и до 49,81 ± 1,53 — у школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михнович, М. С. Диагностика и лечение продольного плоскостопия / М. С. Михнович, А. В. Волотовский. — М.: Медицина, 2004. — 246 с.

2. Технология контроля двигательной функции стопы школьников в процессе физического воспитания / А. Н. Лапутин [и др.]. — Казань: Дия, 2003. — 68 с.

3. Дембо, А. Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. — М.: Медицина, 1988. — 288 с.

4. Евтухова, Л. А. Плантограф (заявитель учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины) / Л. А. Евтухова, О. В. Шапко // Решение о выдачи патента на изобретение № а 2001 0459 от 11.02.2006.

5. Арсланов, В. А. Условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности / В. А. Арсланов. — Казань: Наука, 1985. — 241 с.

Поступила 29.10.2014

УДК 616-053.2/.6+616.1]:796 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОПУСКУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ И ВЕДЕНИЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ СО СТОРОНЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Н. А. Скуратова, Л. М. Беляева, Е. Ю. Проценко

Гомельский государственный медицинский университет Гомельская областная детская клиническая больница Белорусская медицинская академия последипломного образования, г. Минск Республиканский научно-практический центр «Кардиология», г. Минск

В статье представлены рекомендации по допуску детей и подростков к занятиям спортом и ведении юных спортсменов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы, разработанные на основании собственных результатов исследований и современных литературных данных.

Ключевые слова: дети, электрокардиограмма, нарушения ритма, занятия спортом.

RECOMMENDATIONS FOR FITNESS ELIGIBILITY OF CHILDREN AND TEENAGERS TO SPORT ACTIVITIES AND SUPERVIZING OF YOUNG ATHLETES WITH CARDIOVASCULAR DEVIATIONS

N. A. Skuratova, L. M. Belyaeva, E. Yu. Protsenko

Gomel State Medical University Gomel Regional Children's Hospital Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk Republican Scientific and Practical Center «Cardiology», Minsk

The article provides recommendations for fitness eligibility of children and teenagers to sport activities and supervising of young athletes with cardiovascular deviations. The recommendations were developed on the basis of our own research results and modern literature data.

Key words: children, electrocardiogram, cardiac arrhythmias, sport.

Распространенность сердечно-сосудистой патологии среди детского населения в РБ увеличилась за последние десятилетия в 3 раза и составляет 3028 случаев на 100 тыс. детского населения. В настоящее время на одно из первых мест выходят так называемые функциональные болезни сердца и сосудов, среди которых ведущая роль принадлежит нарушениям сердечного ритма.

В настоящее время к занятиям спортом привлекается большое количество детей, поэтому проблема их отбора для занятий спортом становятся актуальной в практике педиатра и детского кардиолога. Для спортивной тренировки современного уровня свойственны высокие физические и эмоциональные нагрузки, что предъявляет к организму человека весьма высокие требования, увеличивая опасность физического перенапряже-

ния, развития предпатологических и патологических состояний [1, 2, 4, 6].

Проявления патологических изменений сердца или системы кровообращения при занятиях спортом могут быть разделены на 2 группы.

Первая — это заболевания сердца и сосудов, появляющиеся у здорового человека при нерациональных занятиях спортом, прежде всего, при чрезмерных физических нагрузках. К ним относятся изменения миокарда вследствие острого и хронического перенапряжения: гипер- и гипотонические состояния, различные нарушения ритма сердца, гепатокардиальный синдром и т. д. Вторую группу составляют заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС), которые проявляются под влиянием занятий спортом. В эту группу входят обострения раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.