Научная статья на тему 'Популяционная характеристика состояния опорно-двигательной системы детей на этапе поступления в школу'

Популяционная характеристика состояния опорно-двигательной системы детей на этапе поступления в школу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шибков А. А.

Начало обучения в школе приходится на очень важный период второго детства 7-12 лет, характеризующегося продолжающимися интенсивными процессами роста, морфологическими и функциональными преобразованиями всех органов и систем, в том числе продолжается формирование всех звеньев опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций и заболевания опорнодвигательной системы являются характерной нозологией для детской популяции населения. Однако большинство работ отражают исследования нарушений и дефектов осанки. Значительно меньше работ, в которых анализируется распространенность и структура нарушений состояния стопы. Основные морфофункциональные изменения свода стопы приходятся на период с 6 до 10 лет, при этом традиционно принято считать, что свод стопы по форме может быть нормальным, уплощенным и плоским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The population characteristic of children’s musculoskeletal system condition at the period of school involving

The training beginning at school falls on very important period of the second childhood of 7-12 years, the growth which was characterized by proceeding intensive processes, morphological and functional transformations of all bodies and systems, including formation of all links of the musculoskeletal device proceeds. Violations of functions and a disease of musculoskeletal system are a characteristic nosology for children's population. However the majority of works is reflected by researches of violations and defects of a bearing. It is much less than works in which prevalence and structure of violations of a condition of foot is analyzed. The main morfo-functional changes of the arch of foot fall on the period from 6 to 10 years, thus it is traditionally considered to be that the foot arch in a form can be normal, the flattened and flat.

Текст научной работы на тему «Популяционная характеристика состояния опорно-двигательной системы детей на этапе поступления в школу»

УДК 612.6:613.4

ПОПУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ

А.А. Шибков

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Начало обучения в школе приходится на очень важный период второго детства 7-12 лет, характеризующегося продолжающимися интенсивными процессами роста, морфологическими и функциональными преобразованиями всех органов и систем, в том числе продолжается формирование всех звеньев опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций и заболевания опорнодвигательной системы являются характерной нозологией для детской популяции населения. Однако большинство работ отражают исследования нарушений и дефектов осанки. Значительно меньше работ, в которых анализируется распространенность и структура нарушений состояния стопы. Основные морфофункциональные изменения свода стопы приходятся на период с 6 до 10 лет, при этом традиционно принято считать, что свод стопы по форме может быть нормальным, уплощенным и плоским.

Ключевые слова: опорно-двигательная система, морфофункциональные изменения.

Одним из важных условий профилактики и коррекции плоскостопия является своевременная диагностика состояния и развития сводов стопы, особенно её начальных форм отклонения у детей начальной школы.

В условиях реализации экспериментальной программы по внедрению ФГОС второго поколения начального образования проведена комплексная оценка уровня физического развития и состояния здоровья учащихся первых классов на базе пяти экспериментальных площадок г. Челябинска согласно договору о научно-педагогическом сотрудничестве между Управлением по делам образования г. Челябинска и Челябинским государственным педагогическим университетом. Оценка физиологического статуса первоклассников осуществлялась в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды».

В рамках данного комплексного исследования нами оценивалось состояние свода стоп. Общеизвестно, что нарушение амортизирующих свойств стопы при деформации свода может являться причиной быстрого утомления при ходьбе, болей в нижних конечностях и поясничном отделе позвоночника.

Оценка состояния свода стопы учащихся и анализ плантограмм проводились по методу В.А. Штри-тера. На основании полученного процентного соотношения отрезка перпендикуляра ЕD ко всей длине СD делался вывод о состоянии свода стопы:

а) до 36 % - высокосводчатая стопа;

б) до 43 % - повышенный свод стопы;

в) до 50 % - стопа нормальная;

г) 50-60 % - стопа уплощённая;

д) свыше 60 % - стопа плоская.

Общее количество учащихся МОУ, принявших участие в исследовании за период 2010/11 учебного года составило - 286 человек, из них 165 - девочки и 121 - мальчики. Обследование учащихся проводили в октябре после этапа срочной адаптации детей к условиям обучения.

Наиболее распространенным видом плоскостопия является статическое, возникающее вследствие мышечно-связочной недостаточности. Причинами развития плоскостопия могут являться чрезмерная ходьба или длительное стояние в сочетании с ношением тяжестей, увеличение массы тела, систематическое действие чрезмерных нагрузок (у спортсменов), ношение обуви, не соответствующей гигиеническим требованиям и др.

Существуют различные методы определения плоскостопия: визуальный; измерительный (план-тографический); рентгенографический.

Оценка состояния свода стопы учащихся проводилась при помощи метода плантографии (получение оттиска следа подошвы ноги на бумаге с помощью красящего вещества). О характере свода стопы судят по ширине её отпечатка.

Результаты исследования отражены в табл. 1.

Как свидетельствуют данные таблицы, у большинства обследованных выявляется плоскостопие - 55,2 % в общей популяции первоклассников. При этом доля мальчиков с плоским сводом стопы на 17,4 % выше по сравнению с девочками. Группа девочек характеризуется более высоким процентом лиц с нормальным сводом стопы. Доля лиц среди мальчиков и девочек с уплощенным сводом

158

Вестник ЮУрГУ, № 42, 2012

Шибков А.А. Популяционная характеристика состояния

опорно-двигательной системы детей...

стопы существенно не различается. В научной литературе приводятся данные о распространенности плоскостопия среди учащихся 5-6-х классов, что составляет 44,1 %; 7-8-х классов - 48,2 % [3, 5], а также среди старшеклассников - 54,4 % [1, 2]. Данная статистика указывает, что в различных регионах Российской Федерации ситуация по данной проблеме однозначная, кроме того результаты свидетельствуют, что негативные процессы формирования свода стопы сохраняются вплоть до 16-17-летнего возраста. Такая ситуация обязывает школу и родителей целенаправленно заниматься профилактикой и коррекцией нарушений опорнодвигательного аппарата у детей школьного возраста на всех ступенях обучения. Нами проведен сравнительный анализ результатов обследования учащихся первых классов 2 срезов с разницей в 10 лет [4]. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 1

Распределение учащихся первых классов по состоянию сводов стоп на момент поступления в школу (2010-2011 учебный год)

Свод стопы Девочки Мальчики

Кол. чел. % Кол. чел. %

Нормальный 33 20,0 8 6,6

Уплощенный 53 32,1 34 28,1

Плоский 79 47,9 79 65,3

Таблица 2

Распределение учащихся первых классов по состоянию сводов стоп

Свод стопы Учащиеся 2001/02 учеб. г. Учащиеся 2010/11 учеб. г.

Кол. чел. % Кол. чел. %

Нор- мальный 78 49,7 41 14,3

Упло- щенный 36 22,9 87 30,4

Плоский 43 24,7 158 55,3

Учитывая данные табл. 2, можно отметить значительное (на 35,4 %) сокращение доли учащихся с нормальным сводом стопы в динамике с 2001/03 по 2010/11 учебный год. Увеличение доли лиц в популяции первоклассников с плоским сводом стопы за сравниваемый период составило 30,6 %.

Таким образом, можно констатировать, что независимо от возраста обучающихся общая негативная тенденция распространения нарушений опорно-двигательного аппарата сохраняется, что актуализирует здоровьеформирующую деятельность образовательных учреждений и требует совершенствования просветительской работы с учащимися и их родителями.

Литература

1. Калб, Т.Л. Изменения осанки детей по результатам скринингового обследования школьников г. Тулы на компьютерном оптическом топографе / Т.Л. Калб //Вестн. новых мед. технологий. -2002. - № 1. - С. 63-65.

2. Крымский, Е. Ф. Распространенность и структура нарушений опорно-двигательного аппарата у старшеклассников / Е. Ф. Крымский, П.И. Храмцов // Гигиена и санитария. - 2007. -№ 4. - С. 62-65.

3. Мирская, Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у учащихся общеобразовательного учреждения / Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.В. Ляхович и др. // Гигиена и санитария. - 2008. - № 5. -С. 62-68.

4. Смирнова, Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся: моногр. / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина, 2007. - 364 с.

5. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 198 с.

Поступила в редакцию 22 августа 2012 г.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 33

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.