Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КИЕВА'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КИЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КИЕВА»

Выводы

1. Некоторые профессиональные факторы целлюлозно-бумажного производства (сернистый ангидрид, меркаптан, высокая температура и запыленность воздуха) снижают общую иммунологическую реактивность и повышают заболеваемость рабочих.

2. Наиболее вредным профессиональным фактором из перечисленных является сернистый ангидрид. Это создает необходимость тщательного врачебного контроля за состоянием здоровья рабочих кислотного и варочного цехов сульфитного завода: рабочие этиу цехов должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год. В этих цехах особое значение приобретает также постоянный тщательный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

3. Определение общей иммунологической реактивности по методу, предложенному В. И. Иоффе, позволяет выявлять влияние различных профессиональных вредностей на организм человека.

ЛИТЕРАТУРА

Бабицкая М. С., Д о л г о п о л ь с к а я М. С. В кн.: Вопросы реактивности организма при внутренних заболеваниях. Л., 1956, стр. 26—34.—Д ем идеи ко Н. М. Гиг. и сан.. 1954, Л1» 11, стр. 26—29.—Л а з а р е в Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1954, т. 1—2.—Пирятинский Л. Б. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1957, № 3, стр. 65—66. — Санитарно-клинические характеристики профессий горячих цехов. М., 1929.

Поступила 16/У1 1958 г.

-¡¡г * -й-

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КИЕВА

А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина Из кафедры гигиены детей и подростков Киевского медицинского института

Мы поставили перед собой задачу:

1) сопоставить уровень физического развития детей в дореволюционный период и в настоящее время (1912—1955); 2) оценить процесс восстановления физического развития детей в послевоенные годы; 3) охарактеризовать уровень физического развития детей к началу шестой пятилетки; 4) дать практическим работникам стандарты физического развития детей для современного периода.

Для характеристики физического развития детей дошкольного возраста использованы материалы Е. Яницкой (1912), данные Киевского института охраны матерчн-ства -и детства (1925—1927), разработанные М. Л. Казакевич, результаты исследования физического развития в 1937—1938 гт. (М. Л. Казакевич) и материалы кафедры школьной гигиены Киевского медицинского института за 1947—1949 и 1955 гг.

Для характеристики динамики физического развития детей школьного возраста использованы исследования Киевского института охраны здоровья детей и подростков за 1925—.1927 гг., обработанные и опубликованные А. А. Григорьевой, и материалы кафедры за 1947—1949 и 1955 гг.

При оценке сдвигов физического развития учащихся ремесленных училищ были использованы опубликованные данные Украинского института рабочей медицины за 1923 г. и материалы Украинского института гигиены труда и профессиональных заболеваний (С. М. Богушевский и И. Б. Крамаренко) —I 1946, 1951 и 1955 гг.

Обследование детских и подростковых коллективов проводилось по общепринятой унифицированной методике.

Возраст детей определялся по данным метрических выписей. Обработка материалов проводилась методом вариационной статистики. Группировка детей по возрасту бралась с интервалами в один год. В каждую возрастно-половую группу входило от 100 до 256 детей (кроме работы Е. Яницкой, которая провела исследования на ограниченном материале).

Физическое развитие детей дошкольного возраста изучалось на протяжении 43 лет 5 раз. Как видно из рис. 1., основной показатель физического развития — рост у детей

m

\

£ WS

s

l'Or * /02

9S Sâ

* s

s' Л

у ' ..jy

У s 2/ /

/ / 7

/ ✓ S / /

s / / /

/ /

/ / / /

/ / /

/ /

0

/ eûâa S лет 6 лет 7 лет

fieâa S лет блет 7лет

¿2

2t

%20 ^ /9

Ai

с Ю

X

ßS 17 /6.5 /6 Ф

y S

f' ' I

t / / /

/ / fy

/ /'

t /

7 / fi

/ 7 '/ /

/ / / /

/

/7 /

// /

7 /

/

/

Itf

гг 20 2t 2Ц5 20 Ф ff KS

te Ц5 t7 'V /6

— /..

/ !/

7 7 ¡/

7 7 /

7 7 -1 7 / / /

/ ' ; У

/ / ' / /

/ / ■y /

/' 71'

t /7 y

// /

/ /

//

/ Sлет

6 лет

7 лет

X во,

\59

S в

5» *

Ь/

!

t го ta f лет 6 лет 7 лет

У

yt 60

S / / 69

y s x s / ¡3

s y y/' 67

s . V / 56

X / .y S6

6/

S3

—'* 52

s //

SO

4 г еда S л ел? âлет 7л е m âaspacm

-------/ff/г г -/925-27гг

y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/

*

У ¿S

s /у"

/

/

/ff3 g г

S о spa cm

-/949*----/ffjje.

Рис. I. Сдвиги в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Гигиена в санитария, № 9

четырехлетнего возраста в 1925—1927 гг.— остается почти на уровне 1912 г., что, по-видимому, объясняется тем, что эти дети родились во время интервенции, разрухи, голода и ранний период их жизни протекал в крайне неблагоприятных условиях, что не могло не сказаться на уровне физического развития. Средняя и старшая группы успевают к этому времени не только восстановить рост, но и опережают своих сверстников, наблюдавшихся в 1912 г.

Изучение физического развития детей в 1938 г. подтвердило закономерность, отмеченную многочисленными авторами (М. И. Корсунская, Л. А. Сыркин и Д. И. Арон и др.), что общее улучшение материально-бытовых условий широких слоев трудящихся способствовало быстрому нарастанию темпов физического развития детей. Вес, рост и окружность груди у детей дошкольного возраста в 1938 г. выше, чем в 1925—1927 гг. Особенно увеличились абсолютные показатели роста, веса и окружности груди у детей четырехлетнего возраста.

В 1947—1949 гг. последствия войны еще не были полностью ликвидированы и физическое развитие как у мальчиков, так и у девочек дошкольников почти во всех возрастных группах оставалось ниже уровня их развития в 1939 г. Отставание у детей 4—7 лет можно объяснить тем, что эти дети родились в период войны и продолжительное время жили в неблагоприятных условиях. Большое значение имело и тяжелое моральное состояние детей и их родителей, перенесших все ужасы войны.

В 1955 г. рост, вес и окружность грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек стали значительно больше, чем во все предыдущие годы, в связи с тем, что эти дети родились в послевоенный период и воспитание их протекало в условиях нормализовавшейся жизни страны.

Физическое развитие детей дошкольного возраста изучалось в Киеве в 1925— 1927, в 1947—1949 и в 1955 гг. К сожалению, в доступной нам литературе исследований киевских школьников дореволюционного и предвоенного периода не оказалось.

Как ридно из рис. 2, рост мальчиков почти всех возрастов в 1949 г. несколько выше, чем в 1927 г. Особенно выделяются мальчики 10—13 лет как по росту, так и по другим признакам,— это дети, родившиеся и воспитывавшиеся в предвоенный период. Уровень физического развития мальчиков 15—17 лет почти совпадает с уровнем физического развития их сверстников в 1927 г. Таким образом, санитарные последствия воины сказались не только на детях младшего школьного возраста, но и на подростках— в препубертатном и пубертатном периодах, когда темпы физического развития под влиянием неблагоприятных внешних воздействий задерживаются больше, чем в других возрастах.

Физическое развитие девочек по всем показателям и почти во всех возрастных группах в 1949 г. остается на уровне 1927 г. (рис. 3).

В 1955 г. все признаки физического развития во всех возрастно-половых группах имеют более высокие показатели, чем в 1947—1949 гг. Особенно высокие сдвиги отмечаются у детей в периоде полового созревания.

Следует также подчеркнуть значительно большую однородность физического развития детей в 1955 г. по сравнению с 1949 г., что видно из сопоставления средних квадратических отклонений.

Почти во всех возрастно-половых группах квадратическое отклонение средних величин по всем показателям в 1955 г. меньше, чем в 1949 г.

Это особенно интересно в связи с имеющимися высказываниями о том, что большее однообразие физического развития коллектива есть якобы результат элиминации слаборазвитых на предыдущих этапах их развития. Между тем общеизвестно, что показатели детской смертности в нашей стране из года в год уменьшаются, а, несмотря на это, дети и подростки в отношении физического развития более однородны.

Очевидно, не естественный отбор, не смерть слаборазвитых, а широкие мероприятия социально-бытового характера создают благоприятные условия дл'я улучшения физического развития. Меньше величины среднеквадратических отклонений и в возрасте полового созревания, когда обычно индивидуальные особенности проявляются ярче, чем во все остальные возрастные периоды. Повышение материальных условии роста и развития способствует некоторому сглаживанию индивидуальных колебаний. Этим, конечно, ни в коей мере не исключается проявление индивидуальных особенностей детей. Поднятый нами вопрос подлежит дальнейшему изучению.

При сопоставлении данных физического развития учащихся ремесленных училищ (15—17 лет) за 1923 и 1946 гг. можно отметить ту же закономерность, которая была выявлена на школьниках этого же возраста. Как правило, показатели физического развития в 1946 г. остаются почти на уровне 1923 г., а средний вес тела юноши 17 лет незначительно (0,5 кг) уменьшается, что, естественно, объясняется санитарными последствиями первой мировой войны. В 1951 г. картина совершенно меняется: показатели роста, веса, окружности груди у всех обследованных групп превышают показатели как 1923 г., так и 1946 г. Особенно значительное превышение отмечено в возрасте 15—16 лет (длины тела на 3—3,5 см, веса на 4—4,5 кг). В 1955 г. наблюдается значительно меньший прирост: роста на 1 —1,5 см, веса на 1—2 кг. Таким образом, здесь бросается в глаза сглаживание сдвигов физического развития: если увеличение роста за 5 лет (1946—1951) составляет 5 см у 15-летних подростков, то за последующие 4 года (1951 —1955) это увеличение равно 1,5 см.

мальпики

Рис. 2. Сдвиги в физическом развитии мальчиков школьников.

во 7/

J У у* .У 1 У

70 У /

е: 00. .у 1 у' у' . г ^^^^

__

/лет' влет'* /оле/п //лет /¿лет /Злет //лет /¿лет /Олет //лет

£ о / р а с т -/927г ------->949г.-----

Рис. 3. Сдвиги в физическом развитии девочек школьниц.

*

Выводы

1. Динамические наблюдения над физическим развитием детей дошкольного и школьного возраста показывают продолжающееся улучшение основных показателей их физического развития, что отражает непрерывное повышение материальных и культурных потребностей народа.

2. Разработанные в 1955 г. показатели физического развития дошкольников и школьников могут быть использованы в практике детских учреждений Киева в качестве стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

Арон Д. И. Тезисы докл. на республ. научной конференции по гигиене детства. М., 1947, стр. 25 — Казакевич М. Л. Педиатрия, 1940, № 2—3, стр. 85 — К Р а-маренкоИ. Б., Яковлева Н. И., Райгородский Я. Ф. Тезисы докл. на объединенной научной сессии, поев. 40-летию Вел. Окт. соц. революции. Киев, 1957, стр. 232.— На путях к новому человеку. Киев, 1928, сб. 2. — Сыркин Л. А. Гиг. и сан., 1936, № 10, стр. 30.

Поступила 28/ХП 1957 г.

•ЙГ -й-

МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР для очистки ВОЗДУХА от пыли

Кандидат технических наук И. А. Кудачков

Из Всесоюзного научно-исследовательского института охраны труда ВЦСПС

в Ленинграде

Для очистки атмосферного возд; масляного фильтра с заполнителем из

ха от пыли нами разработан простейший тип прессованной стружки в виде брикетов.

В качестве заполнителя фильтра применена тонкая стальная спиральная стружка сечением 0,1X2 мм, получаемая при чистовой обработке деталей на токарных станках. Технология изготовления заполнителя масляного фильтра из стальной стружки состоит в прессовании стружки в виде пористых брикетов (рис. 1).

Рис. I. Изготовление стружечного брикета. Рис. 2. Ячейка опытного фильтра.

/ — пресс; г — матрица; 3 — плунжер; 4 — стружка; 5 — брикет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.