Выводы
1. Некоторые профессиональные факторы целлюлозно-бумажного производства (сернистый ангидрид, меркаптан, высокая температура и запыленность воздуха) снижают общую иммунологическую реактивность и повышают заболеваемость рабочих.
2. Наиболее вредным профессиональным фактором из перечисленных является сернистый ангидрид. Это создает необходимость тщательного врачебного контроля за состоянием здоровья рабочих кислотного и варочного цехов сульфитного завода: рабочие этиу цехов должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год. В этих цехах особое значение приобретает также постоянный тщательный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
3. Определение общей иммунологической реактивности по методу, предложенному В. И. Иоффе, позволяет выявлять влияние различных профессиональных вредностей на организм человека.
ЛИТЕРАТУРА
Бабицкая М. С., Д о л г о п о л ь с к а я М. С. В кн.: Вопросы реактивности организма при внутренних заболеваниях. Л., 1956, стр. 26—34.—Д ем идеи ко Н. М. Гиг. и сан.. 1954, Л1» 11, стр. 26—29.—Л а з а р е в Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1954, т. 1—2.—Пирятинский Л. Б. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1957, № 3, стр. 65—66. — Санитарно-клинические характеристики профессий горячих цехов. М., 1929.
Поступила 16/У1 1958 г.
-¡¡г * -й-
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ КИЕВА
А. Г. Глущенко, И. И. Слепушкина Из кафедры гигиены детей и подростков Киевского медицинского института
Мы поставили перед собой задачу:
1) сопоставить уровень физического развития детей в дореволюционный период и в настоящее время (1912—1955); 2) оценить процесс восстановления физического развития детей в послевоенные годы; 3) охарактеризовать уровень физического развития детей к началу шестой пятилетки; 4) дать практическим работникам стандарты физического развития детей для современного периода.
Для характеристики физического развития детей дошкольного возраста использованы материалы Е. Яницкой (1912), данные Киевского института охраны матерчн-ства -и детства (1925—1927), разработанные М. Л. Казакевич, результаты исследования физического развития в 1937—1938 гт. (М. Л. Казакевич) и материалы кафедры школьной гигиены Киевского медицинского института за 1947—1949 и 1955 гг.
Для характеристики динамики физического развития детей школьного возраста использованы исследования Киевского института охраны здоровья детей и подростков за 1925—.1927 гг., обработанные и опубликованные А. А. Григорьевой, и материалы кафедры за 1947—1949 и 1955 гг.
При оценке сдвигов физического развития учащихся ремесленных училищ были использованы опубликованные данные Украинского института рабочей медицины за 1923 г. и материалы Украинского института гигиены труда и профессиональных заболеваний (С. М. Богушевский и И. Б. Крамаренко) —I 1946, 1951 и 1955 гг.
Обследование детских и подростковых коллективов проводилось по общепринятой унифицированной методике.
Возраст детей определялся по данным метрических выписей. Обработка материалов проводилась методом вариационной статистики. Группировка детей по возрасту бралась с интервалами в один год. В каждую возрастно-половую группу входило от 100 до 256 детей (кроме работы Е. Яницкой, которая провела исследования на ограниченном материале).
Физическое развитие детей дошкольного возраста изучалось на протяжении 43 лет 5 раз. Как видно из рис. 1., основной показатель физического развития — рост у детей
m
\
£ WS
s
l'Or * /02
9S Sâ
* s
s' Л
у ' ..jy
У s 2/ /
/ / 7
/ ✓ S / /
s / / /
/ /
/ / / /
/ / /
/ /
0
/ eûâa S лет 6 лет 7 лет
fieâa S лет блет 7лет
¿2
2t
%20 ^ /9
Ai
с Ю
X
ßS 17 /6.5 /6 Ф
y S
f' ' I
t / / /
/ / fy
/ /'
t /
7 / fi
/ 7 '/ /
/ / / /
/
/7 /
// /
7 /
/
/
Itf
гг 20 2t 2Ц5 20 Ф ff KS
te Ц5 t7 'V /6
— /..
/ !/
7 7 ¡/
7 7 /
7 7 -1 7 / / /
/ ' ; У
/ / ' / /
/ / ■y /
/' 71'
t /7 y
// /
/ /
//
/ Sлет
6 лет
7 лет
X во,
\59
S в
5» *
Ь/
!
t го ta f лет 6 лет 7 лет
У
yt 60
S / / 69
y s x s / ¡3
s y y/' 67
s . V / 56
X / .y S6
6/
S3
—'* 52
s //
SO
4 г еда S л ел? âлет 7л е m âaspacm
-------/ff/г г -/925-27гг
y
/
*
У ¿S
s /у"
/
/
/ff3 g г
S о spa cm
-/949*----/ffjje.
Рис. I. Сдвиги в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Гигиена в санитария, № 9
четырехлетнего возраста в 1925—1927 гг.— остается почти на уровне 1912 г., что, по-видимому, объясняется тем, что эти дети родились во время интервенции, разрухи, голода и ранний период их жизни протекал в крайне неблагоприятных условиях, что не могло не сказаться на уровне физического развития. Средняя и старшая группы успевают к этому времени не только восстановить рост, но и опережают своих сверстников, наблюдавшихся в 1912 г.
Изучение физического развития детей в 1938 г. подтвердило закономерность, отмеченную многочисленными авторами (М. И. Корсунская, Л. А. Сыркин и Д. И. Арон и др.), что общее улучшение материально-бытовых условий широких слоев трудящихся способствовало быстрому нарастанию темпов физического развития детей. Вес, рост и окружность груди у детей дошкольного возраста в 1938 г. выше, чем в 1925—1927 гг. Особенно увеличились абсолютные показатели роста, веса и окружности груди у детей четырехлетнего возраста.
В 1947—1949 гг. последствия войны еще не были полностью ликвидированы и физическое развитие как у мальчиков, так и у девочек дошкольников почти во всех возрастных группах оставалось ниже уровня их развития в 1939 г. Отставание у детей 4—7 лет можно объяснить тем, что эти дети родились в период войны и продолжительное время жили в неблагоприятных условиях. Большое значение имело и тяжелое моральное состояние детей и их родителей, перенесших все ужасы войны.
В 1955 г. рост, вес и окружность грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек стали значительно больше, чем во все предыдущие годы, в связи с тем, что эти дети родились в послевоенный период и воспитание их протекало в условиях нормализовавшейся жизни страны.
Физическое развитие детей дошкольного возраста изучалось в Киеве в 1925— 1927, в 1947—1949 и в 1955 гг. К сожалению, в доступной нам литературе исследований киевских школьников дореволюционного и предвоенного периода не оказалось.
Как ридно из рис. 2, рост мальчиков почти всех возрастов в 1949 г. несколько выше, чем в 1927 г. Особенно выделяются мальчики 10—13 лет как по росту, так и по другим признакам,— это дети, родившиеся и воспитывавшиеся в предвоенный период. Уровень физического развития мальчиков 15—17 лет почти совпадает с уровнем физического развития их сверстников в 1927 г. Таким образом, санитарные последствия воины сказались не только на детях младшего школьного возраста, но и на подростках— в препубертатном и пубертатном периодах, когда темпы физического развития под влиянием неблагоприятных внешних воздействий задерживаются больше, чем в других возрастах.
Физическое развитие девочек по всем показателям и почти во всех возрастных группах в 1949 г. остается на уровне 1927 г. (рис. 3).
В 1955 г. все признаки физического развития во всех возрастно-половых группах имеют более высокие показатели, чем в 1947—1949 гг. Особенно высокие сдвиги отмечаются у детей в периоде полового созревания.
Следует также подчеркнуть значительно большую однородность физического развития детей в 1955 г. по сравнению с 1949 г., что видно из сопоставления средних квадратических отклонений.
Почти во всех возрастно-половых группах квадратическое отклонение средних величин по всем показателям в 1955 г. меньше, чем в 1949 г.
Это особенно интересно в связи с имеющимися высказываниями о том, что большее однообразие физического развития коллектива есть якобы результат элиминации слаборазвитых на предыдущих этапах их развития. Между тем общеизвестно, что показатели детской смертности в нашей стране из года в год уменьшаются, а, несмотря на это, дети и подростки в отношении физического развития более однородны.
Очевидно, не естественный отбор, не смерть слаборазвитых, а широкие мероприятия социально-бытового характера создают благоприятные условия дл'я улучшения физического развития. Меньше величины среднеквадратических отклонений и в возрасте полового созревания, когда обычно индивидуальные особенности проявляются ярче, чем во все остальные возрастные периоды. Повышение материальных условии роста и развития способствует некоторому сглаживанию индивидуальных колебаний. Этим, конечно, ни в коей мере не исключается проявление индивидуальных особенностей детей. Поднятый нами вопрос подлежит дальнейшему изучению.
При сопоставлении данных физического развития учащихся ремесленных училищ (15—17 лет) за 1923 и 1946 гг. можно отметить ту же закономерность, которая была выявлена на школьниках этого же возраста. Как правило, показатели физического развития в 1946 г. остаются почти на уровне 1923 г., а средний вес тела юноши 17 лет незначительно (0,5 кг) уменьшается, что, естественно, объясняется санитарными последствиями первой мировой войны. В 1951 г. картина совершенно меняется: показатели роста, веса, окружности груди у всех обследованных групп превышают показатели как 1923 г., так и 1946 г. Особенно значительное превышение отмечено в возрасте 15—16 лет (длины тела на 3—3,5 см, веса на 4—4,5 кг). В 1955 г. наблюдается значительно меньший прирост: роста на 1 —1,5 см, веса на 1—2 кг. Таким образом, здесь бросается в глаза сглаживание сдвигов физического развития: если увеличение роста за 5 лет (1946—1951) составляет 5 см у 15-летних подростков, то за последующие 4 года (1951 —1955) это увеличение равно 1,5 см.
мальпики
Рис. 2. Сдвиги в физическом развитии мальчиков школьников.
во 7/
J У у* .У 1 У
70 У /
е: 00. .у 1 у' у' . г ^^^^
__
/лет' влет'* /оле/п //лет /¿лет /Злет //лет /¿лет /Олет //лет
£ о / р а с т -/927г ------->949г.-----
Рис. 3. Сдвиги в физическом развитии девочек школьниц.
*
Выводы
1. Динамические наблюдения над физическим развитием детей дошкольного и школьного возраста показывают продолжающееся улучшение основных показателей их физического развития, что отражает непрерывное повышение материальных и культурных потребностей народа.
2. Разработанные в 1955 г. показатели физического развития дошкольников и школьников могут быть использованы в практике детских учреждений Киева в качестве стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
Арон Д. И. Тезисы докл. на республ. научной конференции по гигиене детства. М., 1947, стр. 25 — Казакевич М. Л. Педиатрия, 1940, № 2—3, стр. 85 — К Р а-маренкоИ. Б., Яковлева Н. И., Райгородский Я. Ф. Тезисы докл. на объединенной научной сессии, поев. 40-летию Вел. Окт. соц. революции. Киев, 1957, стр. 232.— На путях к новому человеку. Киев, 1928, сб. 2. — Сыркин Л. А. Гиг. и сан., 1936, № 10, стр. 30.
Поступила 28/ХП 1957 г.
•ЙГ -й-
МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР для очистки ВОЗДУХА от пыли
Кандидат технических наук И. А. Кудачков
Из Всесоюзного научно-исследовательского института охраны труда ВЦСПС
в Ленинграде
Для очистки атмосферного возд; масляного фильтра с заполнителем из
ха от пыли нами разработан простейший тип прессованной стружки в виде брикетов.
В качестве заполнителя фильтра применена тонкая стальная спиральная стружка сечением 0,1X2 мм, получаемая при чистовой обработке деталей на токарных станках. Технология изготовления заполнителя масляного фильтра из стальной стружки состоит в прессовании стружки в виде пористых брикетов (рис. 1).
Рис. I. Изготовление стружечного брикета. Рис. 2. Ячейка опытного фильтра.
/ — пресс; г — матрица; 3 — плунжер; 4 — стружка; 5 — брикет.