УДК 796.01:376.33
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
М.Н. Кипень, А.Н. Яковлев
Рассмотрены особенности физического развития детей с нарушениями слуха специальной общеобразовательной школы-интерната. Представлена сравнительная характеристика уровня физического развития воспитанников с нарушением слуха со здоровыми сверстниками и выявлена взаимосвязь соматических показателей и варианта биологического развития с результатами тестовых показателей.
Ключевые слова: дети, нарушение слуха, физическое развитие, антропометрические показатели.
Несмотря на то, что накоплен определенный опыт по проблемам педагогического процесса в специальных общеобразовательных школах-интернатах, по-прежнему требуется дальнейшая научная проработка дифференцированной методики развития физических качеств и способностей у детей, наряду с социализацией личности в общество [1, с. 25-31; 4, с. 216; 5, с 15].
На постсоветском пространстве наблюдаются общие тенденции, которые характеризуют неудовлетворительное состояние в системе физического воспитания. Так, заболевания сердечно-сосудистой системы наблюдаются у 5-8 % старшеклассников и 14-18 % обучающихся в специальных школах; избыточная масса тела - у 30-40 %. Школьников со средним физическим развитием встречается 10 %, а с хорошим физическим развитием 4-5% [1, с. 25-31].
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных и школьных учреждений, которая является фундаментом общего развития человека в будущем [7, 8]. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на процесс развития двигательно -координационных способностей учащихся с дефектами развития [2, 3].
Исследование, проведенное в УО «Пинская специальная общеобразовательная школа-интернат» (2017/18 гг.), было направлено на изучение морфологических (соматических) показателей, взаимосвязи с другими показателям физического развития, результатами тестовых упражнений.
В обследовании приняли участие 74 воспитанника с нарушением слуха: женского (п=32) и мужского (п=42) пола, в возрасте 8-20 лет (экспериментальная группа), а также 111 учащихся УО «Средняя школа № 16 г. Пинска»: женского (п=50) и мужского (п=61) пола, в возрасте 7-17 лет (контрольная группа).
Результаты и их обсуждение. Возрастные группы сформированы с годичным интервалом. Распределение выполнено с учетом паспортного возраста на момент обследования: от п лет 6 месяцев до п+1 лет 5 месяцев и 29 дней. Учитывая малую наполняемость возрастных групп, было проведено нормирование по данным статистики (использованы средние значения и стандартные отклонения показателей длины и массы тела, окружности грудной клетки). Приведенные таблицы, разработанные белорусскими учеными [6, с. 24], по всем показателям рассчитаны на нормированные индивидуальные значения признаков, что позволило объединять индивидуальные данные в демографические когорты. Выделены 3 возрастные когорты: дети (7-11 лет), подростки (12-15 лет), юноши и девушки (16-20 лет). На основании данных медицинских карт, аудиограмм выделены категории воспитанников с разной степенью нейросенсорной тугоухости (рисунок).
Частота встречаемости учащихся с разной степенью потери слуха среди воспитанников общеобразовательной школы -интерната
для детей с нарушением слуха
Среди детей с нарушениями слуха и слышащих преобладал младший школьный возраст с 6-7 до 10-12 лет, подростковый период среди девочек с 10 до 15 лет, мальчиков - с 12 до 16 лет. У воспитанников школы-интерната с нарушением слуха чаще встречается юношеский период: юноши 17-21 год, девушки 16-20 лет.
В табл. 1 приведены данные морфофункциональных показателей -длины тела у детей и подростков с нарушением слуха и слышащих сверстников. Выявлено, что у детей с патологией слуха младшего школьного возраста (с 7 до 10-12 лет) более низкие показатели длины тела, чем у слышащих сверстников и в сравнении с данными перцентильных таблиц [6, с. 24]. Особенно ярко это проявляется в возрасте
10 лет как у мальчиков (128,33±3,18 см), так и у девочек (128,2±5,18 см). В подростковом периоде более выраженное отставание наблюдается в показателях длины тела у девочек в возрасте 11 лет (132±3,38 см) и у мальчиков в возрасте 14 лет (140±6,11 см). В целом, уровень физического развития по показателям длины у воспитанников специальной общеобразовательной школы-интерната с нарушением слуха ниже, чем у их сверстников без нарушений в состоянии здоровья.
Таблица 1
Сравнительная характеристика антропометрических показателей (длина тела, см) детей и подростков в зависимости от половозрастной принадлежности (М±т)
н о Юноши Девушки
ей со О т с * п с * п
7 119,50±7,50 - 123,95±5,85 123,66±3,33 - 123,31±5,85
8 123,86±1,75 115,00±7,60 129,48±5,85 122,50±1,50 - 128,53±6,04
9 129,00±2,08 125,00±2,19 134,00±6,91 130,50±1,44 115,50±3,40 133,36±6,21
10 140,50±2,58 128,33±3,18 138,85±5,86 133,33±3,38 128,20±5,18 139,13±6,76
11 147,00±5,21 135,50±3,13 145,07±7,35 147,75±3,87 132,00±3,38 145,67±7,49
12 152,00±2,83 138,70±1,24 150,09±7,23 150,80±3,35 148,30±4,91 152,67±7,18
13 159,75±2,78 141,00±0,58 157,44±8,71 159,14±2,21 150,70±2,65 157,44±6,95
14 162,80±3,44 140,00±6,11 163,09±8,94 165,00±5,86 153,00±2,75 160,92±6,29
15 165,70±2,48 157,00±5,29 169,49±7,71 168,40±2,50 163,60±3,61 163,49±6,12
16 176,80±2,43 165,50±7,5 173,21±7,57 166,75±1,97 166,90±2,95 163,92±6,19
17 172,75±7,16 171,00±2,31 176,74±7,33 166,33±4,70 164,30±4,25 164,50±5,98
18 179,00±6,47 175,00±2,55 177,51±6,34 156,62±3,55 161,00±2,86 165,38±5,98
19 - 177,50±8,50 177,51±6,34 - - 165,38±5,63
20 - 170,50±5,50 177,51±6,34 - 160,60±9,06 165,38±5,63
Примечание: с - значение слышащих сверстников; * - значение детей и подростков с нарушением слуха; п - значения перцентильных таблиц физического развития.
Уровень физического развития у исследуемого контингента с нарушениями слуха по показателю массы тела также ниже, чем у практически здоровых сверстников (табл. 2). Наибольшее отставание: в младшем школьном возрасте - у девочек 9 лет (21±2,89 кг), а у мальчиков 12 лет (33,6±1,43 кг); в подростковом периоде - у девочек 13 лет (41,6±2,71 кг), а у мальчиков - 14 лет (35,7±1,76 кг).
Схожие данные получены при оценке значений окружности грудной клетки (табл. 3). Уровень физического развития по данному показателю у воспитанников школы-интерната с нарушением слуха был ниже, чем у их сверстников без нарушений в состоянии здоровья, а также в сравнении с показателями перцентильных таблиц.
Таблица 2
Сравнительная характеристика антропометрических показателей (масса тела, кг) у детей и подростков в зависимости от половозрастной принадлежности (М±т)
Возраст Юноши Девушки
с * п с * п
7 22,50±2,50 - 24,93±3,98 22,33±1,20 - 24,42±4,31
8 23,85±1,26 21,00±2,11 27,83±5,03 20,00±1,07 - 26,53±4,60
9 28,00±1,53 24,60±2,11 30,79±5,42 35,00±2,86 21±2,89 29,47±6.55
10 35,87±4,59 30,30±0,66 33,99±7,01 28,33±0,88 27,17±1,92 32,65±6,71
11 34,75±2,39 38,20±6,48 38,66±8,66 36,62±2,64 30±2,69 38,1±10,04
12 43,83±2,33 33,60±1,43 41,31±8,09 41,60±4,53 36,8±2,59 42,16±9,01
13 44,50±4,42 33,00±2,52 45,55±9,49 47,57±3,56 41,6±2,71 46,64±9,62
14 50,16±3,24 35,70±1,76 51,85±11,44 52,00±5,57 54±3,42 50,67±8,98
15 56,50±3,44 50,30±4,91 56,79±9,90 49,40±1,57 59,7±3,93 53,67±8,72
16 63,40±2,09 60,00±10,00 62,73±10,21 50,50±0,87 52±2,42 55,51±8,70
17 56,00±8,17 59,70±4,84 65,72±10,23 51,66±6,56 53,7±1,85 56,12±7,43
18 69,00±2,92 60,60±2,64 69,67±9,44 45,37±3,30 59,5±4,66 57,52±8,51
19 - 60,00±5,00 69,67±9,44 - - 57,52±8,51
20 - 60,50±6,50 69,67±9,44 - 51±4,16 57,52±8,51
Примечание: с - слышащие сверстники; * - дети и подростки с нарушением слуха; п - значения перцентильных таблиц.
Таблица 3
Сравнительная характеристика антропометрических показателей (окружность грудной клетки, см) у детей и подростков в зависимости от половозрастной принадлежности (М±т)
Возраст Юноши Девушки
с * п с * п
7 62,50±1,50 - 60,42±3,44 63,30±1,45 - 59,69±4,06
8 64,70±1,04 54,00±2,44 61,65±3,98 64,00±1,46 - 61,22±4,91
9 66,00±1,73 60,20±1,28 64,39±4,54 68,75±4,77 57,33±2,96 62,78±5,18
10 69,90±3,64 63,70±0,33 67,14±6,20 65,66±0,66 65,66±3,48 65,77±6,23
11 71,50±1,32 75,40±5,12 70,36±7,23 71,12±2,05 62,00±3,39 70,44±8,14
12 74,0±1,18 68,80±2,74 72,28±6,54 71,60±2,11 68,70±1,76 74,58±8,34
13 80,25±1,70 61,70±0,88 73,73±6,44 79,14±2,98 70,80±2,35 76,22±7,05
14 83,30±2,61 65,33±2,33 78,46±8,36 84,00±2,08 87,00±1,67 81,65±6,45
15 89,30±2,82 79,33±3,17 81,45±6,39 84,00±2,21 84,66±2,60 82,73±5,39
16 87,50±1,86 84,50±3,50 85,34±6,68 80,50±0,50 81,75±1,70 83,14±5,43
17 86,00±2,27 82,30±4,41 87,44±7,15 85,00±2,08 83,70±1,66 82,52±5,13
18 88,00±2,34 82,40±0,75 90,55±6,46 77,25±3,03 90,25±3,86 82,60±6,62
19 - 86,00±2,27 90,55±6,46 - - 82,60±6,62
20 - 87,00±2,31 90,55±6,46 - 83,00±3,51 82,60±6,62
Примечание: с - слышащие сверстники; * - дети и подростки с нарушением слуха; п - значения перцентильных таблиц.
Заключение. Уровень физического развития воспитанников специальной общеобразовательной школы-интерната с нарушением слуха был ниже, чем у их практически здоровых сверстников, отставание наблюдалось по всем показателям - длине и массе тела, а также окружности грудной клетки. Возрастной морфофункциональный гетерохронизм приобретает свои особенности при сенсорном нарушении, что выражается в ускоренном развитии отдельных качеств на разных возрастных этапах и уменьшении темпов возрастных изменений на других этапах. Адаптационно-компенсаторные изменения в организме детей с сенсорными нарушениями приводят к усилению возрастного гетерохронизма морфофункционального развития, которые являются необходимым условием поддержания оптимального для конкретного возраста функционального состояния в условиях нарушения сенсорных систем.
Список литературы
1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов в России: межвуз. сборник науч. трудов. Воронеж: ВГПУ, 2003. С. 25-31.
2. Кипень М.Н., Власова С.В. Современные подходы к развитию координации у школьников с нарушением слуха в системе адаптивной физической культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 1. C. 75-81.
3. Кипень М.Н., Яковлев А.Н. Оценка половозрастных особенностей школьников с двусторонней нейросенсорной тугоухостью // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18. № 1. С. 78-84.
4. Негашева М.А. Основы антропометрии: учеб. пособие. М.: Экон-Информ, 2017. 216 с.
5. Овсянникова Е.Ю. Методика коррекции физического развития и физической подготовленности глухих школьников в процессе непрерывного адаптивного физического воспитания: дис. ...канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.
6. Таблицы оценки физического развития детей, подростков и молодежи Республики Беларусь: метод. пособие / Л.И. Тегако [и др.]. Минск: Право и экономика, 2008. 24 с.
7. Savelsbergh G.J., Netelen J.B. Whiting H.T. Auditory perception and the control of spatially coordinated action of deaf and hearing children [Electronic resource]. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2061368 (дата обращения: 20.07.2019).
8. Shpitsberg I. Therapeutic riding - new possibilities body oriented psychotherapy // Cheval et Differences: 10th International Congress. Anger (FRANCE), 2000.
Кипень Марина Николаевна, аспирант, [email protected], Республика Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет,
Яковлев Анатолий Николаевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, Yak-33-c1957@,mail.ru, Республика Беларусь, Пинск, Полесский государственный университет
FEA TURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEARING SPECIAL EDUCATED BOARDING SCHOOLS
M.N. Kipen., A.N. Yakovlev
The features of the physical development of children with hearing impairments of a special secondary boarding school are considered. A comparative characteristic of the level of physical development of pupils of a special general boarding school with hearing impairment with healthy peers is presented, and the relationship of somatic indicators and a variant of biological development with the results of test indicators is revealed.
Key words: children, hearing impairment, physical development, anthropometric indicators.
Kipen Marina Nikolaevna, post-graduate student, [email protected], Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University,
Yakovlev Anatoly Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Departmen, Yak-33-c1957@mail. ru, Republic of Belarus, Pinsk, Polessky State University
Reference
1. Evseev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v zhizni lyudej s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya i invalidov v Rossii: mezhvuz. sbornik nauch. trudov. Voronezh: VGPU, 2003. S. 25-31.
2. Kipen' M.N., Vlasova S.V. Sovremennye podhody k razvitiyu koordinacii u shkol'nikov s narusheniem sluha v sisteme adaptivnoj fizicheskoj kul'tury // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. Vyp. 1. C. 75-81.
3. Kipen' M.N., Yakovlev A.N. Ocenka polovozrastnyh osobennostej shkol'nikov s dvustoronnej nejrosensornoj tugouhost'yu // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2019. T. 18. № 1. S. 78-84.
4. Negasheva M.A. Osnovy antropometrii: ucheb. posobie. M.: Ekon-Inform, 2017.
216 s.
5. Ovsyannikova E.Yu. Metodika korrekcii fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti gluhih shkol'nikov v processe nepreryvnogo adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya: dis. ...kand. ped. nauk. Kirov, 2006. 158 s.
6. Tablicy ocenki fizicheskogo razvitiya detej, podrostkov i molodezhi Respubliki Belarus': metod. posobie / L.I. Tegako [i dr.]. Minsk: Pravo i ekonomika, 2008. 24 s.
7. Savelsbergh G.J., Netelen J.B. Whiting H.T. Auditory perception and the control of spatially coordinated action of deaf and hearing children [Electronic resource]. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2061368 (data obrashcheniya: 20.07.2019).
8. Shpitsberg I. Therapeutic riding - new possibilities body oriented psychotherapy // Cheval et Differences: 10th International Congress. Anger (FRANCE), 2000.