МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 612.6
М.Н. КИПЕНЬ
аспирант1
И.Н. ГРИГОРОВИЧ, канд. пед. наук, доцент1
Н.Г. КРУЧИНСКИЙ, д-р мед. наук, доцент
профессор кафедры общей и клинической медицины, проректор по научной работе1 1Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 2 октября 2017г.
РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ (ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ)
ОСОБЕННОСТЕЙ
В статье рассматриваются вопросы разработки программы реабилитации детей школьного возраста с нарушением слуха на основе учета их психофизиологических показателей, определяемых по выраженности зрительно-моторных реакций.
Ключевые слова: школьники, нарушение слуха, психофизиологические особенности, зрительно-моторные реакции.
Введение. Состояние здоровья детей является серьезной медико-социальной проблемой. Количество детей-инвалидов с каждым годом неуклонно растет. Так, по данным ВОЗ, в мире с депри-вацией слуха страдают более 5% населения - 360 миллионов (328 миллионов взрослых и 32 миллиона детей) человек [6].
Адаптация организма ребенка со слуховой депривацией к условиям окружающей среды обеспечивается за счет активного участия центральной нервной системы, сенсорных систем, среди которых важную роль играют зрительный, вестибулярный, кинестетический, тактильно-вибрационный анализаторы, обеспечивающие точность и скорость движений, поддержание положения тела в пространстве [3, 8].
Главными задачами современного социально ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий, а также их адаптации в общество [9].
На сегодняшний день, по-нашему мнению, уделяется недостаточно внимание вопросам разработки коррекционной программы для детей с нарушением слуха именно на основе учета состояния сенсорных систем психофизиологических особенностей, что является актуальным.
Известно, что восприятие и переработка зрительной информации для детей с нарушением слуха является одним из важных свойств их нейропсихофизиологических функций. Скорость зрительного реагирования зависит от ряда компонент, которые обуславливают эффективность выполнения деятельности: афферентная, рецепторная компонента восприятия информации; центральная компонента, переработки зрительной информации на уровне ЦНС; эфферентная как исполнительная компонента реагирования [5].
Таким образом, с учетом вышеизложенного, целью нашего исследования является разработка коррекционной программы развития двигательно-координационных способностей школьников с нарушением слуха, основанная на учете данных их психофизиологических особенностей по состоянию зрительно-моторных реакций.
Рабочая гипотеза исследования сформирована на представлении о том, что разработанная коррекционная программа развития двигательно-координационных способностей школьников с
3
нарушением слуха будет более эффективной, когда при выборе форм, средств и методов обучения будут учитываться психофизиологические (показатели зрительно-моторных реакций) особенности детей разного возраста. К признакам, характеризующим подвижность (лабильность) нервной системы, относят простые и сложные зрительно-моторные реакции (ПЗМР и СЗМР), которые и могут использоваться как показатель функционального состояния [10].
Материалы и методы исследования. В исследование приняли участие 74 человека с 1 по 12 классы с двусторонней нейросенсорной тугоухостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Пинска, Республика Беларусь.
Возрастной диапазон обследованных детей составил 8-20 лет, а их средний возраст составил 13,5±0,34 лет. Дети с нарушением слуха были разделены на 3 группы: младший школьный возраст (мальчики 7-12 лет, девочки 7-11 лет); средний школьный возраст (мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет); старший школьный возраст (мальчики 17-21 год, девочки 16-20 лет).
Распределение обследованных детей по возрасту было сделано с учетом их отставания в развитии на 2-3 года по сравнению со здоровыми сверстниками [1].
При организации работы с лицами с нарушениями слуха необходимо учитывать особенности функционирования их ЦНС и строить общение, применяя в максимальном объеме различные наглядные средства, средства визуализации информации. Следует принимать во внимание и мнение ряда авторов [7, 11, 12] о том, что с ростом физической подготовленности происходит совершенствование зрительной сенсорной системы, формируется переход системы зрительных нейронных сетей на качественно новый уровень функционирования, за счет чего увеличивается скорость восприятия и переработки поступающей информации, что положительно сказывается на реактивности поведения. Эту особенность мы планировали реализовать в разработке коррекционной программы.
Разработка коррекционной программы для детей с врожденной тугоухостью основывалась на диагностике свойств нервных процессов, анализируемых с помощью исследования параметров зрительно-моторных реакций, и оценивалась по величине устойчивости простой и сложной реакции, которая является величиной обратной значению рассеивания времени реагирования [2]. Нами были использованы четыре методики для оценки зрительно-моторных реакций: ПЗМР, оценка внимания, реакция различения, помехоустойчивость (таблица).
Таблица - Оценка простых и сложных зрительно-моторных реакций детей с нарушениями слуха
Учебный класс, п Сенсомоторные реакции, (М±S)
Простая зрительно-моторная реакция, (мс) Оценка внимания, (мс) Реакция различения,(мс) Помехоустойчивость, (мс)
1-5 класс, 38 человек 368,75±26,81 402,82±16,29 512,35±51,77 432,20±13,15
6 -10 класс, 31 человек 234,73±7,99 301,99±6,21 295,61±8,72 385,55±10,12
11-12 класс, 5 человек 249,36±32,21 296,97±27,42 291,59±17,90 383,18±21,64
Самые высокие показатели устойчивости ПЗМР наблюдаются у детей старшего школьного звена (12-й класс), что свидетельствует о неизменности нервной системы и более выраженной функциональной готовности организма к физическим нагрузкам.
При исследовании ПЗМР детей с нарушением слуха выделено следующее распределение ее скорости: высокая, среднего уровня (норм), легко замедлена, умеренно замедлена и грубо замедлена. У воспитанников школы-интерната с первого по пятый классы (32% обследованных) наблюдается легко замедленная скорость сенсомоторных реакций, у учеников 6-10 классов (29%) отмечен средний и высокий уровень скорости ПЗМР, а в 12-м классе (40%) - умеренно замедленная скорость. Эти данные свидетельствуют о снижение параметров к нижней границе нормы [4].
Время, затрачиваемое на выполнение сложных реакций, значительно больше, чем затраченное на выполнение простых. Это связано с необходимостью переработки поступившей информации. По разнице между временем сложной и простой реакции можно судить о скорости переработки
4
воспринятой информации. Среднее время обработки сигналов в коре головного мозга среди школьников с нарушением слуха меньше всего у 6-10 классов, что свидетельствует о бодрости воспитанников.
У детей с нарушением слуха с помощью СЗМР оценивался преобладающий тип высшей нервной деятельности (ВНД). В 1-5 классах (младшее школьное звено) у 42% выявлен инертный тип ВНД, промежуточный (между инертным и подвижным) тип, отмечен у 50% и подвижный тип - у 8% детей. В 6-10 классах (среднее школьное звено) наблюдается следующая картина: у 7% детей
- инертный тип ВНД, подвижный тип у 48% обследованных и промежуточный тип - у 45%. В 12-м классе (старшее школьное звено) подвижный тип ВНД отмечен у 60%, а промежуточный тип - у 40% детей.
При исследовании зрительно-моторной реакции по методике «Помехоустойчивость» у детей с нарушением слуха отмечено следующее распределение уровня функциональных возможностей (критерий Лоскутовой) [4]: высокий уровень нормы, умеренное отклонение от нормы, средний уровень нормы, легкое отклонение от нормы и низкий уровень нормы. В младшем школьном звене 50% обследованных имеют умеренное отклонение от нормы, у 29 % легкое отклонение от нормы, 16% - средний уровень нормы и 5 % - высокий уровень нормы. В среднем школьном звене 65% детей с умеренным отклонением от нормы, у 26% отмечается легкое отклонение от нормы, 6 % - высокое отклонение от нормы, а у 3 % детей выявлен средний уровень нормы. В старшем школьном звене у 40 % выявлено умеренное отклонение от нормы, 20% имеют средний уровень и 40% - низкий уровень нормы. Данное распределение показателей уровня функциональных возможностей позволяет судить о состояние ЦНС, способности сформировать и как долго удерживать соответствующие физическое состояние.
Таким образом, на основании проведенного исследования методика измерения параметров зрительно-моторных реакций позволила оценить функциональное состояние центральной нервной системы. Анализ статистических показателей времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволил оценить, кроме абсолютного времени реакции, ее устойчивость, стабильность и срывы. Характеристика распределения времени реакции дала возможность оценить степень напряжения и наличие патологических функциональных нарушений или возможных органических расстройств деятельности центральной нервной системы.
В перспективе дальнейших исследований предполагается разработка коррекционной программы для школьников с нарушением слуха с использованием полученных данных зрительно-моторных реакций, но и с учетом физического развития, антропометрических особенностей и психологических признаков.
Список литературы
1. Евсеева, О.Э. Опыт повышения квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Лесгафтовец. - 2012. - № 1. - С. 3-4.
2. Козина, Ж.Л. Сравнительная характеристика психофизиологических возможностей квалифицированных баскетболисток с нарушениями слуха и квалифицированных здоровых баскетболисток / Ж.Л.Козина // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. - №7. - С. 28-33.
3. Коробейников, Г.В. Физиологические механизмы мобилизации функциональных резервов организма человека при напряженной мышечной деятельности / Г.В.Коробейников // Физиология человека. - 1995. - Т. 21(3). - С. 81-86.
4. Мантрова, И.Н. Методические руководства по психофизиологической и психологической диагностике / И. Н. Мантрова. - Иваново: Нейрософт, 2007. - 119 с.
5. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха / И.А.Михаленкова.
- СПб.: Речь, 2006. - 24 с.
6. Преображенский, Б.С. Принципы классификации школьной тугоухости / Б.С.Преображенский// Журнал ушных, носовых и горловых болезней. - 2011. - № 1. - 176 с.
7. Сологуб, Е.Б. Физиологические основы направленной адаптации мозга спортсменов к решению тактических задач / Е.Б.Сологуб // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №5. -С. 6-8.
8. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Академия, 2003. - 304 с.
9. Феклистова, С.Н. Взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению учащихся с нарушением слуха /С.Н.Феклистова // Спецыяльная адукацыя. - 2011. - № 5. - С. 4-11.
10. Хватова, М.В. Лабильность нервной системы подростков и её психологические и физиологические корреляты / М.В.Хватова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3: Биология. - 2007.- № 3. - С. 54-64.
11. Шаханова, А.В. Психофизиологический профиль и вегетативный статус у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет, занимавшихся в режиме ДЮСШОР / А.В.Шаханова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Естественно-математические и технические науки. - 2008. - № 9. - С. 75-86.
12. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности / Б.П.Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 25-28.
KIPEN M.N. GRIGOROVICH I.N. KRUCHINSKY N.G.
DEVELOPMENT OF A CORRECTION PROGRAM FOR SCHOOLCHILDREN
WITH VIOLATION OF HEARING BASED ON RESEARCH OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL (SPECTRO-MOTOR REACTIONS) FEATURES
The article deals with the development of a program for the rehabilitation of school-age children with hearing impairment based on their psychophysiological indices, determined by the severity of visual motor reactions.
Keywords: schoolchildren, hearing impairment, psychophysiological features, visual-motor reactions
References
1. Evseeva O.E. Opytpovysheniya kvalifikatsii spetsialistovpo rabote s invalidami [Experience in improving the skills of specialists working with disabled people] . Lesgaftovets, 2012, no. 1, pp. 3-4.(In Russian)
2. Kozina Zh.L. Sravnitel'naya kharakteristika psikhofiziologicheskikh vozmozhnostey kvalifitsiro-vannykh basketbolistok s narusheniyami slukha i kvalifitsirovannykh zdorovykh basketbolistok [Comparative characteristics of psychophysiological capabilities of qualified hearing- impaired basketball players and qualified healthy basketball players]. Pedagogika, psikhologiya ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vikhovannya i sportu [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports], 2013, no.7 , pp.28-33.(In Russian)
3. Korobeynikov G.V. Fiziologicheskie mekhanizmy mobilizatsii funktsional'nykh rezervov organizma cheloveka pri napryazhennoy myshechnoy deyatel'nosti [Physiological mechanisms of mobilization of functional reserves of the human body in cases of intense muscular activity]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 1995. Vol. 21(3), pp. 81-86. (In Russian)
4. Mantrova I.N. Metodicheskie rukovodstva po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnos-tike [Methodical guide on psychophysiological and psychological diagnostics]. Ivanovo, Neyrosoft Publ., 2007, 119 p.
5. Mikhalenkova I.A. Praktikum po psikhologii detey s narusheniem slukha [Practicum on the psychology of hearing-impaired children], Saint Petersburg, Rech' Publ., 2006. 24 p. (In Russian)
6. Preobrazhenskiy B.S. Printsipy klassifikatsii shkol'noy tugoukhosti [Principles of classification of school deafness] Zhurnal ushnykh, nosovykh i gorlovykh bolezney [Journal of Ear, Nose and Throat Diseases], 2011, no. 1, pp. 176.
7. Sologub E.B. Fiziologicheskie osnovy napravlennoy adaptatsii mozga sportsmenov k resheniyu tak-ticheskikh zadach [Physiological basis of directed adaptation of athletes' brains to solving tactical tasks]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1990, no.5, pp. 6-8. (In Russian)
8. Smimov V.M. Fiziologiya sensornykh sistem i vysshaya nervnaya deyatel'nost' [Physiology of sensory systems and higher nervous activity]. Moskow, Akademiya Publ., 2003. 304 p. (In Russian)
9. Feklistova S.N. Vzaimodeystvie spetsialistov v protsesse korrektsionnoy raboty po razvitiyu slu-khovogo vospriyatiya i obucheniyu proiznosheniyu uchashchikhsya s narusheniem slukha [Interaction of specialists in the process of corrective work on the development of auditory perception and the pronunciation training of hearing- impaired students]. Specyjal"naja adukacyja, 2011, no. 5, pp. 4-11. (In Russian)
10. Khvatova M.V. Labil'nost' nervnoy sistemy podrostkov i ee psikhologicheskie i fiziologicheskie korrelyaty [Lability of the nervous system of adolescents and its psychological and physiological correlates]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 3: Biologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Biology], 2007, no. 3, pp. 54-64. (In Russian)
11. Shakhanova A.V. Psikhofiziologicheskiy profil' i vegetativnyy status u yunykh futbolistov i basket-bolistov 10-15 let, zanimavshikhsya v rezhime DYuSShOR [Psychophysiological profile and vegetative status of young football players and basketball players at the age of 10-15 , engaged in the regime of specialized schools of Olympic Reserve]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [The Bulletin of the Adyghe State University, the series Natural-Mathematical and Technical Sciences], 2008, no. 9, pp. 75-86. (In Russian)
12. Yakovlev B.P. Psikhicheskaya nagruzka: prakticheskie aspekty ee issledovaniya v usloviyakh sportivnoy deyatel'nosti [Mental burden: practical aspects of its research in the context of sports activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2000, no. 5, pp. 25-28. (In Russian)
Received 2 October2017