ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ КАК ПРИЧИНА ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
PHYSICAL VIOLENCE AS A CAUSE OF DEFORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY, AND THE ACTIVATION OF
DEVIANT BEHAVIOR
Аннотация: проблема причинения физического насилия несовершеннолетним по-прежнему остается актуальной. Благодаря средствам массовой информации все чаще становятся известны факты причинения побоев, иных насильственных действий, жестокого обращения с детьми. Круг лиц, участвующих в этом, широк и разнообразен. Причиняемое насилие, независимо от его тяжести, всегда оставляет за собой негативные последствия. Исследования, проводимые в данной области, указывают, что примененное насилие оставляет не только телесные повреждения, но и сопровождается психологическим давлением.
Цель данной статьи - рассмотреть взаимосвязь между насилием, применяемым к несовершеннолетнему, и девиантным поведением, формирующимся у несовершеннолетнего.
В качестве основной задачи статьи выступает необходимость определить признаки поведения ребенка, указывающие на возможность нахождения его в опасном положении.
Автором указаны негативные последствия, возникающие в результате применения насилия к ребенку, подавления его волевых качеств, и обосновывается важность реабилитационных мер.
Рассматриваются причины, указывающие на необходимость профилактики жестокого обращения с несовершеннолетним, а также негативного давления на него.
Значимость рассматриваемого вопроса заключается в том, что установленная взаимосвязь между насилием, девиантным поведением и деформацией личности указывает на способы выявления данных фактов, причины их появлений. Это послужит положительным моментом в предотвращении аналогичных ситуаций и основанием для проведения своевременной профилактической и морально-психологической работы с ребенком.
Ключевые слова: физическое и психическое насилие, преступное поведение, девиантное поведение, криминализация, несовершеннолетние.
Для цитирования: Недоступенко Т.А. Физическое насилие как причина деформации личности ребенка и формирования девиантного поведения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2022. - № 4. - С. 39-43.
Abstract: the problem of inflicting physical violence on minors is still relevant. Thanks to the mass media, the facts of inflicting battles, other violent actions, and cruelty to children are increasingly becoming known. The circle of people involved in this is wide and varied.
The purpose of this article is to examine the relationship between violence applied to a minor and deviant behavior that is formed in a minor.
The objectives of the article are the need to determine the signs of the child's behavior, indicating the possibility of finding him in a dangerous situation.
The author points out the negative consequences arising from the use of violence against the child, the breaking of his volitional qualities, and points to the justified need for rehabilitation measures.
Considered are the reasons indicating the need to prevent abuse of minors, as well as negative pressure on him.
The significance of the issue under consideration lies in the fact that the established relationship between violence, deviant behavior and personality deformation indicates ways to identify these facts, the reasons fortheir occurrence. This will serve as a positive moment in the prevention of similar situations and the basis for timely preventive and moral and psychological work with the child.
УДК 342.9
Т.А. НЕДОСТУПЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) s.perow2017@yandex.ru
TATYANAA. NEDOSTYPENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
2022'4
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Keywords: physical and mental violence, criminal behavior, deviant behavior, criminalization, minors.
For citation: NedostypenkoT.A. Physical violence as a cause of deformation of the child's personality, and the activation of deviant behavior//Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2022. - № 4. - P. 39-43.
О том, что рассматриваемый вопрос является актуальным и находится под контролем со стороны государства, указывает тот факт, что в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года указано: «Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 „Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"»1.
Однако рост противоправныхдействий в отношении детей не прекращается, и так или иначе ребенок, ввиду определенного зависимого положения, малого багажа правовых знаний, слабого физического положения, зачастую подвергается насильственным действиям. Существуют и другие факторы, являющиеся внешними, но тем не менее способствующие данной проблеме. К ним можно отнести активную демонстрацию актов насилия и жестокости через средства массовой информации, защиту и неприкосновенность частной, семейной жизни, распространенность физических наказаний в воспитательных целях.
В данной статье будут рассмотрены наиболее распространенные факты физического насилия и основные причины формирования девиантно-го поведения у несовершеннолетнего.
Необходимость выявления тех последствий, к которым данное насилие приводит, важно для того, чтобы понять, каким образом с этим необходимо бороться, как выявлять данные факты, отталкиваясь от поведения ребенка, а также для предупреждения формирования у несовершеннолетнего антиправовых взглядов.
Проблематику данного вопроса поднимали такие ученые, как Е.А. Волкова, Ю.М. Антонян, C.B. Дьяков, Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова и др.
Так, Т.Я. Сафонова полагает, что «физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм ро-
1 Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 2088.
дителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития либо наступает летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или хроническим» [1, с. 25].
Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова указывают на то, что «физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения» [2, с. 41].
Причинение физических страданий ребенку независимо от того, как долго этот факт длился и какую степень тяжести причинил, является проявлением жестокого отношения.
В рамках данной статьи подробно будут рассмотрены случаи физического насилия, но не стоит забывать, что под жестоким обращением понимается более широкий круг действий, а само понятие имеет больше эмоционально окрашенный характер.
Например, C.B. Дьяков полагает, что «жестокое обращение с несовершеннолетним - это определенная линия поведения виновного, выражающаяся как в его активных действиях в отношении несовершеннолетнего (лишение свободы, нанесение побоев, издевательства, избиение, истязание и т.п.), так и в бездействии (непредоставление пищи, одежды, обуви и т.д.), приносящих физическое или душевное страдание потерпевшему» [3, с. 337].
Ю.И. Скуратов считает, что жестокость может выражаться «в непредоставлении несовершеннолетнему питания, в запирании в помещении одного на длительное время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и т.п.» [4, с. 340].
Приведенные мнения подтверждают тот факт, что ребенок, ставший жертвой физического насилия, не всегда может самостоятельно вернуться к привычному жизненному укладу. Нередки случаи, когда такое давление является регулярным и проявляется в виде семейного насилия, или буллинга (от английского bullying - «запугивание», «издевательство», «травля»).
Под чередой насильственныхдействий можно понимать и воспитательный процесс, основанный на физическом наказании, - вполне распро-
страненные действия, редко вызывающие беспокойство у третьих лиц, если они становятся свидетелями происходящего. Однако для ребенка подобное воспитание может нести деструктивный характер.
Круг общественных отношений, в которых встречаются факты насильственных проявлений, широк и не всегда является административно или уголовно регулируемым. В этом проявляются сложности, связанные с осуществлением контроля и влияния на данный процесс.
В момент получения информации о том, что к несовершеннолетнему была применена физическая сила, запускается механизм, направленный на установление законности совершенных действий. При этом потерпевшее лицо на момент проведения административного расследования принимает в нем активное участие. Дача письменных показаний в присутствии законных представителей (в отдельных случаях в присутствии психолога), участие в проведении судебно-медицинского обследования, где также требуется указать обстоятельства получения травмы, участие в составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения, возможно, участие в судебном заседании - все это оказывает моральное давление на психику несовершеннолетнего. При этом на этапе административного расследования может быть принято решение об отсутствии события или состава правонарушения. Так или иначе, потерпевший несовершеннолетний испытывает стресс от проявленной агрессии, участия в административном расследовании, что наводит на обоснованный вывод о необходимости применения мер реабилитации.
Вопрос реабилитационных мер для несовершеннолетних, подвергшихся физическому воздействию, как отдельной категории недостаточно отражен в нормах российского законодательства. Соответственно, нет указаний на причины, служащие правовым основанием для проведения подобной реабилитации. Ребенок самостоятельно должен пережить и воспринять для себя случившееся.
На основании изложенного возникает вопрос о последствиях для ребенка, подвергшегося подобным фактам. Ведь за время его взросления таких случаев может произойти множество, и каждый из них требует проработки в психологическом аспекте.
Ответ на вопрос, имеют ли влияние насильственные действия на формирование личности и поведение ребенка в будущем, содержится в выводах исследований, проведенных учеными разных областей. Эти исследования могут указать на то, имеется ли необходимость в ре-
абилитационных мерах для данной категории граждан, а также влияет ли это на деформацию личности и склонность к деструктивному, деви-антному поведению.
Глубокий анализ пагубных последствий от физических наказаний был проведен иностранными учеными. Исследование было проведено в Техасском университете в Остине, Мичиганском университете. Результаты были опубликованы в издании «Journal of Family Psychology» в научной статье «Risks of harm from spanking confirmed by analysis of 5 decades of research». Заявлено, что длительность испытаний составляла 50 лет. Результатом эксперимента стал вывод о том, что шлепки в рамках воспитания несут негативные последствия для психики ребенка. Результатом этого может стать антисоциальное поведение, нарушение психики, воспроизведение данной модели поведения по отношению к своим детям2.
Данное исследование представляет интерес ввиду длительности сбора данных, демонстрации того, как факты насилия (не имеется в виду исключительно криминальное) влияют на формирование личности и ее поведение.
Сошлемся на позиции, высказанные на Национальном совете, связанном с вопросами развития ребенка, который был основан в 2006 году при Гарвардском университете в штате Массачусетс, звучащие следующим образом: «воздействие стрессоров в критические периоды развития может оказывать продолжительное разрушающее действие на развивающийся мозг, приводя к структурным изменениям»3.
Обобщенный анализ был приведен в издании Фрэнка Путнама, профессора педиатрии и психиатрии, представленном в Представительстве Международного детского фонда в Республике Беларусь. Автор указывает на то, что «социальные и образовательные последствия жестокого обращения начинаются в раннем детстве и часто продолжаются в течение всей взрослой жизни человека... жестокое обращение и неудовлетворение основных жизненных потребностей детей имеют негативное влияние на два основных процесса развития: неврологическое развитие (физический и биологический рост головного мозга, нервной и эндокринной системы) и психическое развитие (формирование личности, морали, ценностей, социального поведения, способности выстраивать отношения
2 By the American Association for the Advancement of Science (AAAS) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. eurekaiert.org/news-reieases/543112
3 National Scientific Council on the Developing Child, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: https://iacapap.org/content/ uploads/B. 1-Mistreatment-Russian-UKR.pdf.
с другими людьми, а также уважение к общественным институтам и нормам)»4.
Выводы, сделанные ученым, указывают на то, что ребенок, ввиду несформировавшейся физиологии, сильнее подвержен разрушительному воздействию, наступающему от применения физического насилия к нему. Исследования указали на то, что у таких детей уже во взрослой жизни имеются серьёзные заболевания, негативные зависимости, поведение, опасное как для себя, так и для окружающих.
К выводу о том, что перенесенные факты насилия проявляются во взрослой жизни зачастую в виде аналогичного противоправного поведения, пришли и российские ученые Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова, отразив это в своей работе «Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации».
Они указали следующее: «Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи, в частности. Насилие для них - первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми» [2, с. 19].
Что касается восприятия физического насилия самим ребенком, то тут речь идет о том, что «испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает агрессивную модель поведения. Однако если он научился подавлять и отрицать свои чувства к насильнику, это может привести к депрессии и спровоцировать саморазрушающее поведение, поскольку выражение гнева по отношению к насильнику бывает либо слишком опасно, либо безрезультативно... Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к са-
4 Представительство Международного детского фонда в Республике Беларусь. Влияние травмы на развитие ребёнка. Фрэнк Путнам [Электронный ресурс]. - URL:: https://pdf.usaid. gov/pdf_docs/PA00J1 CP.pdf.
мовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности» [2, с. 45].
Таким образом, мнения иностранных и российских экспертов сходятся в едином понимании того, что однозначно факты физического и иного вида насилия имеют деструктивный характер. Прямо указывают, что результат примененного насилия не только отражается на поведении ребенка, но и сопровождает его на протяжении всей жизни [5]. Отражением этого может быть наличие развивающихся болезней, пагубных зависимостей, антиобщественного поведения. Все это не происходит единовременно. Из-за чего проявляется сложность в отождествлении таких ситуаций не как осознанного выбора человека, а именно как последствия пережитого посягательства.
Проведенная работа указывает также на неразрывность таких критериев, как физическое и психологическое насилие. Ведь любое насилие - это в первую очередь сломление воли человека. Неразрывность данных понятий указывает на то, что физическое насилие не может остаться бесследным в памяти человека после того, как физическое (мускульное) воздействие будет прекращено. Ввиду этого у несовершеннолетнего на фоне его еще не полностью сформировавшегося и окрепшего психологического восприятия более ярко прослеживаются признаки деформации сознания и проявляется девиантное поведение.
Все это прямо указывает на значимость реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися насилию. Ребенок, становясь участником подобных ситуаций, откладывает в подсознании негативный опыт, страх, оскорбляющие моменты, и это влияет на формирование его поведения.
Причины девиантного поведения со стороны несовершеннолетних рассматривались в педагогической литературе М.А. Алемас-киным, С.А. Беличевой, H.H. Верцинской, С.А. Завражиным, В.А. Поповым, Л.К. Фортовой. В психологической внимание этому уделяли такие ученые, как В.В. Ковалев, А.Е. Яичко, Я.И. Гилинский.
Даже неглубокий анализ рассматриваемой в статье проблемы обосновывает необходимость реабилитационных мер для несовершеннолетних, подвергшихся физическому насилию.
Литература
1. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям /под редакцией Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала. - Москва, 2001. С. 25.
2. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 278 с.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2022'4
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. д. ю. н., проф. C.B. Дьякова и д. ю. н., проф. Н.Г. Кадникова - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юриспруденция, 2015. - 1035 с.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: НОРМА; Инфра-М, 1999. - 880 с.
5. Нагорная И.И. Жестокое обращение с ребенком как оценочное уголовно-правовое понятие // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - № 2. - С. 142-154.
References
1. Zhestokoe obrashchenie s det'mi. Pomoshch' detyam, postradavshim ot zhestokogo obrashcheniya, i ikh roditelyam /pod redaktsiei T.Ya. Safonovoi, E.I. Tsymbala. - Moskva, 2001. S. 25.
2. Zinov'eva N.O., Mikhailova N.F. Psikhologiya i psikhoterapiya nasiliya. Rebenok v krizisnoi situatsii. - Sankt-Peterburg: Rech', 2003. - 278 s.
3. Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii / pod red. d.yu. n., prof. S.V. D'yakova i d. yu. n., prof. N.G. Kadnikova.-3-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2015. - 1035 s.
4. Kommentarii k Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii / pod obshch. red. Yu.l. Skuratova i V.M. Lebedeva. - 3-e izd., ispr. i dop. - Moskva: NORMA; Infra-M, 1999. - 880 s.
5. Nagornaya 1.1. Zhestokoe obrashchenie s rebenkom kak otsenochnoe ugolovno-pravovoe ponyatie // Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. - 2017. - № 2. - S. 142-154.
(статья сдана в редакцию 31.08.2022)