Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ"'

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ / ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗНАЧИМОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Сабирова Ирина Александровна, Стеблецов Евгений Андреевич, Груздев Геннадий Иванович

Статья посвящена проблеме формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей, умений и навыков обучающихся и является продолжением предыдущих работ, в которых было отмечено неполное раскрытие понятий «жизненно-важные» и «жизненнонеобходимые» способности. Определенное нами смысловое содержание этих понятий связано с процессом физической подготовки занимающихся. Целью настоящего исследования являлось выявление преимущественной значимости физических способностей при решении различных двигательных жизненных задач. Применялся анкетный опрос специалистов в области физической культуры и спорта. Анализ полученных данных выявил высокую значимость общей выносливости, ориентированной на процесс решения жизненных задач. Также в контексте сопряженного формирования и функционирования двигательных способностей, умений и навыков одними из основополагающих можно выделить координационные способности, что свидетельствует о преимущественной их значимости как с категорией «жизненно-важные», так и с категорией «жизненнонеобходимые». В заключение стоит выделить неоднозначное мнение респондентов относительно преимущества проявления тех или иных физических способностей в решении различных жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянов Владимир Владимирович, Сабирова Ирина Александровна, Стеблецов Евгений Андреевич, Груздев Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE MEANING CONTENT OF THE CONCEPTS "VITALLY IMPORTANT" AND "VITALLY NECESSARY"

The article is devoted to the problem of the formation of vitally important and vitally necessary physical abilities, skills and abilities of students and is continuation of previous works, in which the incomplete disclosure of the concepts of "vitally important" and "vitally necessary" abilities was noted. The semantic content of these concepts determined by us is connected with the process of physical training of those involved. In this regard, the purpose of this study was to identify the primary importance of physical abilities in solving various motor life tasks. To solve the set goal, we used the questionnaire survey of specialists in the field of physical culture and sports. The analysis of the data obtained revealed the high importance of general endurance, oriented towards the process of solving life problems. Also, in the context of the conjugated formation and functioning of motor abilities, proficiency and skills, one of the fundamental ones can be identified as coordinating abilities, which indicates their predominant significance both with the category "vitally important" and with the category "vitally necessary". In conclusion, it is worth highlighting the ambiguous opinion of the respondents regarding the advantage of the manifestation of certain physical abilities in solving various life tasks.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ "ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ" И "ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ"»

2. Rakova, N.A. and Kernozhitskaya, I.E. (2017), Pedagogy of a modern school, VSU named after P. M. Masherov, Vitebsk.

3. Tarasova, E.A. (2019), "The role of student self-government in the formation of personality and socialization of students", The world ofpedagogy and psychology, No. 2, pp. 45-54.

4. Shakhmarova, R.R. (2017) "Student self-government as a means of forming the social activity of students", Modern education, No. 2, pp. 1-8.

Контактная информация: savoed15@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2023

УДК 796.011.2

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ» И «ЖИЗНЕННО-

НЕОБХОДИМЫЕ»

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж; Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж; Геннадий Иванович Груздев, заместитель начальник кафедры физической подготовки, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей, умений и навыков обучающихся и является продолжением предыдущих работ, в которых было отмечено неполное раскрытие понятий «жизненно-важные» и «жизненно-необходимые» способности. Определенное нами смысловое содержание этих понятий связано с процессом физической подготовки занимающихся. Целью настоящего исследования являлось выявление преимущественной значимости физических способностей при решении различных двигательных жизненных задач. Применялся анкетный опрос специалистов в области физической культуры и спорта. Анализ полученных данных выявил высокую значимость общей выносливости, ориентированной на процесс решения жизненных задач. Также в контексте сопряженного формирования и функционирования двигательных способностей, умений и навыков одними из основополагающих можно выделить координационные способности, что свидетельствует о преимущественной их значимости как с категорией «жизненно-важные», так и с категорией «жизненно-необходимые». В заключение стоит выделить неоднозначное мнение респондентов относительно преимущества проявления тех или иных физических способностей в решении различных жизненных задач.

Ключевые слова: жизненно-важные, жизненно-необходимые, физические способности, профессиональная физическая подготовка, значимость, жизненные задачи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p452-457

PHYSICAL ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE MEANING CONTENT OF THE

CONCEPTS "VITALLY IMPORTANT" AND "VITALLY NECESSARY" Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University; Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Evgeny Andreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh; Gennady Ivanovich Gruzdev, the deputy head of the department, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the problem of the formation of vitally important and vitally necessary physical abilities, skills and abilities of students and is continuation of previous works, in which the incomplete disclosure of the concepts of "vitally important" and "vitally necessary" abilities was noted. The semantic content of these concepts determined by us is connected with the process of physical training of those involved. In this regard, the purpose of this study was to identify the primary importance of physical abilities in solving various motor life tasks. To solve the set goal, we used the questionnaire survey of specialists in the field of physical culture and sports. The analysis of the data obtained revealed the high importance of general endurance, oriented towards the process of solving life problems. Also, in the context of the conjugated formation and functioning of motor abilities, proficiency and skills, one of the fundamental ones can be identified as coordinating abilities, which indicates their predominant significance both with the category "vitally important" and with the category "vitally necessary". In conclusion, it is worth highlighting the ambiguous opinion of the respondents regarding the advantage of the manifestation of certain physical abilities in solving various life tasks.

Keywords: vitally important, vitally necessary, physical abilities, professional physical training, significance, life tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества предъявляет новые повышенные требования к готовности будущих специалистов к эффективному осуществлению профессиональной деятельности, ориентируя специалистов на проведение углубленных научных исследований, в том числе и в рамках профессиональной физической подготовки [3].

Очевидно, что целенаправленное повышение процесса профессиональной физической подготовки будущих специалистов всех отраслей производства неотделимо от качественного формирования и дальнейшего практического совершенствования двигательных способностей, ориентированных на оптимальную готовность как к трудовой деятельности в различные периоды жизни, так и к действиям в особых условиях.

Представленная статья является продолжением публикаций [5, 6], посвященных поиску путей решения проблемы формирования жизненно важных и жизненно необходимых физических способностей, умений и навыков обучающихся. В предыдущих исследованиях [6] нами было выделено ключевое понятие «формирование физической готовности к жизни» как физическое состояние человека, обеспечивающее успешное выполнение определенной деятельности.

Результаты проведенного семантического анализа научных публикаций, представленных в российском информационно-аналитическом портале научной электронной библиотеке e-library [5], выявили неполное раскрытие понятий «жизненно важные» и «жизненно необходимые» способности. Выделенное семантическое поле «жизненно важные способности» ориентировано на совершенствование резервов здоровья человека, обеспечение его оптимальной двигательной активности. В свою очередь понятие «жизненно необходимые способности» наиболее близко к процессу профессиональной физической подготовки. При этом слово «необходимый» указывает на формирование психофизических способностей, без которых нельзя обойтись на том или ином жизненном этапе [5].

Несмотря на то, что в настоящее время в различных источниках научной литературы, посвященной теории и методике физической культуры, содержатся неоднозначные по смыслу определения понятия «физические способности» и его соотношения с другими понятиями - «физические качества», «двигательные способности», «физические возможности», а также отсутствует единая классификация, не вызывает сомнение тот факт, что определенные индивидуальные физические возможности обеспечивают решение двигательных задач практически во всех видах деятельности человека.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления преимущественной значимости физических способностей при решении различных двигательных жизненных задач был проведен опрос специалистов в

области физической культуры и спорта. В состав респондентов вошли научно -педагогические работники высших физкультурных учебных заведений, представители различных вузов и научных школ, в том числе 4 доктора педагогических наук, 19 кандидатов наук, имеющих стаж педагогической работы от 20 лет и более.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты и указать степень связи между физическими способностями и эффективностью решения различных жизненных двигательных задач по следующей градации оценок: 1 - уровень развития этой способности влияет на эффективность решения задач только в специфических видах деятельности человека (жизненно необходимые способности в особых условиях и видах деятельности); 2 - уровень развития этой способности значим в решении большинства жизненных задач (жизненно необходимые способности); 3 - уровень развития этой способности важен для полноценной жизни человека (жизненно важные способности). Анкетный бланк предусматривал возможность отрицательного ответа на проведение дифференцированной оценки в случае мнения респондента, заключающегося в отсутствии различая предложенной градации. Для анализа полученных результатов применен коэффициент конкордации Кендалла.

При разработке содержания анкеты за основу применены понятия, характеризующие физические способности, изложенные в работах (Ю.Ф. Курамшина, 2004; В.И. Лях, 2006; О.А. Двейриной, 2015).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных выявил высокую значимость общей выносливости, ориентированной на процесс решения жизненных задач (68 баллов). Отмечается, что уровень развития общей выносливости непосредственно связан с работоспособностью человека. В свою очередь аэробные циклические упражнения, направленные на формирование общей выносливости, благоприятно воздействуют на многие функциональные системы организма, в первую очередь на кардиореспираторную, что необходимо учитывать при разработке здоровьесберегающих технологий. Применительно к трудовой деятельности полученные результаты согласуются с предпринятыми нами раннее исследованиями [3, 4], подтверждающими данные о базовом значении выносливости в профессиональной физической подготовке ^=0,79; р<0,05).

В работе «О ловкости и ее развитии» профессор Н.А. Берштейн констатирует: «Именно двигательные задачи, двигательные потребности, неумолимая жизненная необходимость двигаться все проворнее, все точнее, все ловчее - вот что было ведущим началом в развитии мозга и всех его вспомогательных органов» [1, С. 126]. Рассматривая жизненное значение ловкости, автор подчеркивает: «Что двигательная ловкость универсальное разностороннее качество. О ловком можно сказать, пользуясь выражением поговорки, что он и в огне не горит и в воде не тонет. Спрос на ловкость есть всюду и выручает она решительно во всевозможных случаях» [1, С. 25]. Данный тезис подтверждает высокие ранговые места скоростных и координационных способностей, связанных с эффективностью решения двигательной задачи в неожиданных ситуациях: способность к реагированию (63 балла); способность к ориентированию в пространстве (63 балла); способность к равновесию (61 балл); способность к согласованию двигательных действий (61 балл); вестибулярная устойчивость (60 баллов); способность к перестраиванию двигательной деятельности (59 баллов) .

Таким образом, в контексте сопряженного формирования и функционирования двигательных способностей, умений и навыков одними из основополагающих можно выделить координационные способности, способность к реагированию и общую выносливость, что свидетельствует о преимущественной значимости как с категорией «жизненно важные», так и с категорией «жизненно необходимые».

В диссертационной работе «Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики» Ю.И. Люташин указывает:

«Сила является одной из основных и жизненно необходимых физических способностей человека, т. к. позволяет ему не только успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в том числе и связанную с защитой своего Отечества, но и решать многие бытовые проблемы» [2, С. 3]. В этой связи обращает на себя внимание преимущественная связь максимальной силы (41 балл) с эффективностью решения как большинства жизненных задач, так и жизненных задач в особых условиях деятельности человека. Также с решением большинства двигательных задач стоит отметить высокую преемственную связь проявления пассивной гибкости (44 балла общая оценка при преимущественной оценке 2 балла у 16 респондентов).

Таблица - Результаты исследования значимости физических способностей при решении жизненных задач

Оценка уровня связи с эффектив-

Физические способности и формы их проявления ностью решения двигательных задач (кол-во человек / баллов) Ранг

1 2 3 I

Общая выносливость 0/0 4/8 20/60 68 1

Способность

- к реагированию 0/0 9/18 15/45 63 2

- к ориентированию в пространстве 1/1 7/14 16/48 63 2

- к устойчивости 1/1 8/16 15/45 62 3

- к согласованию двигательных действий 0/0 11/22 13/39 61 4

- к равновесию 1/1 9/18 14/42 61 4

- к перестраиванию двигательной деятельности 1/1 11/22 12/36 59 5

- к обучаемости движениям 1/1 12/24 11/33 58 6

- к произвольному расслаблению мышц 6/6 9/18 9/27 51 7

- к дифференцированию параметров движения 6/6 10/20 8/24 50 8

Активная гибкость 5/5 13/26 6/18 49 9

Координационная выносливость 8/8 9/18 7/21 47 10

Пассивная гибкость 6/6 16/32 2/6 44 11

Силовая выносливость 8/8 13/26 3/9 43 12

Способность к ритму 10/10 11/22 3/9 41 13

Максимальная сила 11/11 10/20 3/9 40 14

Амортизационная сила 12/12 11/22 1/3 37 15

Взрывная сила 13/13 11/22 0/0 35 16

- к выполнению одиночных локальных движений с макс. скоростью 15/15 8/16 3/3 34 17

- к выполнению движений в максимальном темпе 15/15 9/18 0/0 33 18

Примечание: 1 - жизненно необходимые способности в особых условиях и видах деятельности; 2 - жизненно необходимые способности; 3 - жизненно важные способности.

Рассматривая преимущественное проявление физических способностей в особых условиях и видах деятельности, обращают на себя внимание соответствующие значения амортизационной силы (37 баллов общая оценка при преимущественной оценке 1 балл у 12 респондентов) и взрывной силы (35 баллов общая оценка при преимущественной оценке 1 балл у 13 респондентов), а также способности к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью и способностью к выполнению движений в максимальном темпе (преимущественная оценка связи у 15 респондентов).

Следует отметить плотность ответов респондентов, что констатирует единый аксиоматический взгляд на комплексное проявление физических способностей в двигательной жизнедеятельности человека. При этом обращает на себя внимание низкий процент респондентов (11%), давших отрицательный ответ в необходимости выявления связи между физическими способностями и эффективностью решения двигательных задач в контексте понятий «жизненно необходимые» и «жизненно важные».

ВЫВОДЫ

Данные аналитического исследования позволяют утверждать, что при разработке методик формирования как жизненно важных, так и жизненно необходимых способно-

стей, умений и навыков основной функциональной базой должна служить общая выносливость. Координационную подготовку следует ориентировать на повышение способности обучающихся к быстрому реагированию на двигательную ситуацию, включать в содержание занятий силовые упражнения и упражнения на гибкость. Следуют отметить, что в ряде ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, а также в жизненно экстремальных случаях нельзя обойтись без проявления таких способностей как взрывная и амортизационная сила, координационная выносливость, способности к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью, способности к выполнению движений в максимальном темпе, что необходимо учитывать при разработке методик формирования жизненно необходимых способностей, умений и навыков в качестве отличительных особенностей подготовки.

Таким образом, в заключение необходимо выделить существующее взаимодействие жизненно важных и жизненно необходимых способностей, составляющих состояние готовности организма человека. Вместе с тем неоднозначное мнение респондентов относительно преимущества проявления тех или иных физических способностей в решении различных жизненных задач указывает на актуальность проведения углубленных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.

2. Люташин Ю.И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Люташин Юрий Иванович. - Волгоград, 2010. - 23 с.

3. Севастьянов, В.В. Вопросы физического воспитания студентов: монография / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, В.И. Воропаев. - Воронеж : ФГБОУ ВО Воронежский гос аграрн. ун-т, 2021. - 155 с.

4. Севастьянов В.В. Общая выносливость как базовый показатель физической подготовленности студентов / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, Н.И. Бугаков. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 335-341.

5. Семантический анализ понятия «жизненно-необходимые» и «жизненно-важные» способности в терминологии физической подготовки / В.В. Севастьянов, И.А. Сабирова, Е.А. Стеблецов, И.В. Битюцких. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). -С. 330-335.

6. Севастьянов, В.В. Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы) / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, Н.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 257-261.

REFERENCES

1. Bemshtein, N.A. (1991), On dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.

2. Lyutashin, Yu.I. (2010), Methodology for the integrated development of strength abilities of university students by means of athletic gymnastics, dissertation, Volgograd.

3. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Voropaev V.I. (2021), Questions of physical education of students, monograph, Voronezh.

4. Sevastianov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2020), "General endurance as basic indicator of physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, рр. 335-341.

5. Sevastianov, V.V., Sabirova, I.A., Stebletsov, E.A. and Bityutskikh, I.V. (2022), "Semantic analysis of the concepts of "vitally necessary" and "vitally important" abilities in the terminology of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 208, No. 6, рр. 331-335.

6. Sevastyanov, V.V., Stebletsov, E.A. and Bugakov, N.I. (2019), "Formation of vital abilities, proficiency and skills in the process of physical education of students (problem statement)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 257-261.

Контактная информация: sevastianovvv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2023

УДК 796.06:793.38

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАВОРИТИЗМ СУДЕЙСТВА В ФИНАЛЬНЫХ ТУРАХ СОРЕВНОВАНИЙ WORLD DANCESPORT FEDERATION

Надежда Федоровна Сингина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Российский университет спорта (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В настоящее время считается, что судейские системы, которые оценивают конкретные параметры выступлений пар, являются более объективными. В то же время анализа национальных предпочтений судей, давшего четкие ответы на вопросы об их наличии в данной системе, до сих пор проведено не было. Для выяснения этого вопроса и был проведен анализ таких национальных предпочтений судей на этих соревнованиях при использовании системы AJS 3.0. Были изучены протоколы судейства финальных раундов соревнований Чемпионата мира и «GRAND SLAM» WDSF, прошедших в 2019 году». Прежде всего, было проведено конвертирование оценок, выставленных разным парам с тем, чтобы их было возможно сравнивать. для каждого танца, который оценивали две бригады арбитров, отдельно для бригады, оценивающей TQ/PS и для оценивающей MM/CP высшей оценке, полученной парой, присваивался ранг 1, а низшей - присваивался ранг 6. Оценки, находящиеся между этими крайними оценками, ранжировались аналогичным образом. Далее, на этих же листах, посвященных каждой паре, участвовавшей в конкретном этапе соревнований, проводилось определение средних оценок, выставляемых судьей парам на этапе соревнования и для каждого этапа соревнований был проведен анализ средних мест, выставленных парам арбитрами. Установлено, что оценки, выставленные парам судьями из одних со спортсменами стран, отличаются от средних оценок, выставленных этим парам судьями из других стран. Второй важный вывод из анализа это то, что при использовании абсолютной системы судейства оценка «своих» пар из одной с арбитром страны зависит от количества таких пар в текущем раунде.

Ключевые слова: танцевальный спорт, судейство, анализ объективности, статистические методы, фаворитизм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p457-465

NATIONAL FAVORITISM OF JUDGING IN THE FINAL ROUNDS OF WORLD DANCESPORT FEDERATION COMPETITIONS

Nadezhda Fedorovna Singina, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Russian university of sport (SCOLIPE), Moscow

Abstract

It is believed that judging systems that evaluate the specific parameters of couples' performances are more objective. At the same time, the analysis of the national preferences of judges has not yet been carried out. To clarify this issue, the analysis of such national preferences of judges at these competitions was carried out using the AJS 3.0 system. The protocols of refereeing to the final rounds of the World Championship and GRAND SLAM WDSF competitions held in 2019 were studied. First of all, the marks given to different pairs were converted to so that they can be compared for each dance that was judged by two teams of judges, separately for the team judging TQ/PS and judging MM/CP, the highest score received by the pair was assigned with the rank of 1, and the lowest score was assigned with the rank of 6. The scores between these extreme marks were ranked the same way. Further, on the same sheets dedicated to each pair participating in the particular stage of the competition, the average marks given by the judge to the pairs were determined, and the analysis of the average places given to the pairs by the arbitrators was carried out. It has been established that the scores given to pairs by judges from the same countries as athletes differ from the average marks given to these couples by judges from other countries. The second important conclusion is that when using the AJS, the evaluation of couples from the same country as the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.