Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗАЦИИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский церебральный паралич / физическая реабилитация / адаптивная и лечебная физическая культура / группа компенсирующей направленности / дошкольная образовательная организация / cerebral palsy / physical rehabilitation / аdaptive and therapeutic physical culture / the group compensating focus / pre-school education organization

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шестакова Ольга Анатольевна, Наумов Александр Анатольевич

Раскрываются природа и особенности заболевания детским церебральным параличом; показана необходимость физической реабилитации в условиях медицинского, реабилитационного и дошкольного образовательного учреждений; представлены: понятийный аппарат, законодательная база, современные методы и средства реабилитации; условия реабилитации детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шестакова Ольга Анатольевна, Наумов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL REHABILITATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS IN THE FACE OF COUNTERVAILING GROUP ORIENTATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article reveals the nature and features of the disease of cerebral palsy; shows the need for physical rehabilitation in medical, rehabilitation and pre-school educational institutions; presents: conceptual apparatus, legislative framework, modern methods and means of rehabilitation; conditions for rehabilitation of children in pre-school educational organizations (DOE).

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗАЦИИ»

УДК 616-056.266:796-072.7

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10212

Шестакова Ольга Анатольевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Современные технологии в профессиональной деятельности инструктора-методиста адаптивной и лечебной физической культуры»

Наумов Александр Анатольевич

кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики

и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 215-18-54 (доб. 515) e-mail: olga-aradio@yandex. ru

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИАЗАЦИИ

Olga A. Shestakova

Course Listener Professional Retraining Modern Technologies in Professional Activities Instructor-Methodologist of the Adaptive and Medical Physical Culture

Alexander A. Naumov

Ph. D., Psychologist, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and

Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail:[email protected]

PHYSICAL REHABILITATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS IN THE FACE

OF COUNTERVAILING GROUP ORIENTATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация. Раскрываются природа и особенности заболевания детским церебральным параличом; показана необходимость физической реабилитации в условиях медицинского, реабилитационного и дошкольного образовательного

© Шестакова О.А., Наумов А.А., 2019

учреждений; представлены: понятийный аппарат, законодательная база, современные методы и средства реабилитации; условия реабилитации детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Ключевые слова: детский церебральный паралич, физическая реабилитация; адаптивная и лечебная физическая культура, группа компенсирующей направленности, дошкольная образовательная организация.

Abstract. The article reveals the nature and features of the disease of cerebral palsy; shows the need for physical rehabilitation in medical, rehabilitation and preschool educational institutions; presents: conceptual apparatus, legislative framework, modern methods and means of rehabilitation; conditions for rehabilitation of children in pre-school educational organizations (DOE).

Key words: cerebral palsy, physical rehabilitation, аdaptive and therapeutic physical culture, the group compensating focus, pre-school education organization.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) вместе с другими детьми обеспечивают прирост населения Пермского края, и основная задача - помочь им стать достойными гражданами Пермского края, максимально реализовав потенциальные возможности, отмечает в своих выступлениях Е.В. Телегина, главный детский невролог Пермского края.

Жизнь в XXI в. ставит новые задачи, сталкивает со многими проблемами, среди которых самой актуальной является сохранение здоровья как самой значимой человеческой ценности. Архиважно, когда это касается здоровья будущего поколения. По данным статистики, в России доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48 до 26 %. Дети (74 %) рождаются физиологически незрелыми с различными отклонениями здоровья, дыхательной, пищеварительной нервной, опорно-двигательной и других систем. Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой организма, в детском возрасте она наиболее уязвима. Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5-7 % детей. Основу этой группы (89 %) составляют дети с ДЦП.

Первое подробное клиническое описание ДЦП сделано английским врачом Уильямом Литтлем в 1861 г. [1]. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду (1893 г.). Современное определение ДЦП дали участники международного семинара по определению и классификации церебральных параличей (июнь 2004 г., Мэриленд, США).

Детский церебральный паралич обозначает группу нарушений развития движений и положения тела, вызывающих ограничения активности, которые вызваны непрогрессирующим поражением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются дефектами чувствительности, когнитивных

и коммуникативных функций, перцепции и/или поведенческими, судорожными нарушениями.

Термин ДЦП не точен и не может включить в себя многообразие патологических отклонений, хотя уже существует несколько классификаций [1].

В нашей стране с 1973 г. действует классификация, разработанная К.А. Семеновой [1]. В зависимости от двигательных, психических и речевых расстройств определены следующие клинические формы заболевания:

спастическая диплегия - наблюдается преимущественное поражение ног;

- двойная гемиплегия - спастический тетрапарез, руки поражены несколько больше, чем ноги;

- гемиплегия - одностороннее поражение руки и ноги;

- гиперкинетическая форма - возникают непроизвольные движения;

- атонически-астатическая форма - диффузная мышечная гипотония.

Причины возникновения у детей этого заболевания можно разделить на

три группы.

1. В период внутриутробного развития: инфекционные, сердечнососудистые, эндокринные заболевания матери во время беременности, интоксикации, ушибы, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, токсикация.

2. В период родов: родовые травмы, асфиксия, гипоксия, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина.

3. В период первого года жизни: нейроинфекции, травмы.

При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений.

Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

- напряжение мышц;

- спастическое сокращение мышц;

- разнообразные движения непроизвольного характера;

- нарушения походки;

- ограниченная подвижность.

Кроме нарушений двигательной активности детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений у детей имеются определенные проблемы в процессе приема пищи, в функционировании выделительной системы, трудности с процессом дыхания.

ДЦП не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным: оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани. В процессе роста и взросления ребенка может казаться,

что паралич прогрессирует, однако это не так. Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича обусловлено взрослением ребенка, трудностями с обучением и более явственным обозначением симптоматики, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно и т.д.

Детям с ДЦП свойственны нарушения не только двигательного плана, но и эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. В процессе деятельности они быстро утомляются, раздражаются, с трудом сосредоточиваются [5].

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, чутко подмечают настроение окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства, негативизма. Но даже дети с такими отклонениями здоровья имеют право на образование, коммуникацию со сверстниками, медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и правовую поддержку.

Диагноз ДЦП относится к списку заболеваний, которые подразумевают оформление инвалидности. Ребенок-инвалид с ДЦП имеет право на получение от государства специальной пенсии, на бесплатные лекарства, курсы реабилитации в центрах, специальную обувь, средства передвижения, определенные домашние тренажеры в зависимости от индивидуальной программы физической реабилитации (ИПРА).

Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов [2].

Следует уточнить, в чем разница с созвучным термином абилитация.

Абилитация инвалидов - это новое понятие, (от лат. НаЫШ -быть способным к чему-либо), которое появилось в законе № 419-ФЗ. Оно означает систему и процесс формирования отсутствующих у людей с инвалидностью способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Ранее в законодательстве было только понятие реабилитации (восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности). Оба понятия направлены на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Термин применяется и к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы.

Правильность применения данных терминов зависит от причины ДЦП.

На данный момент специализированные центры реабилитации в большинстве укомплектованы квалифицированными кадрами, применяют

разнообразные современные методики, но бдительность родителей при обращении в центр первый раз необходима.

Методы физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие.

К активным методам относятся все формы адаптивной и лечебной физической культуры, хореотерапия, трудотерапия и др.

К пассивным методам относятся: массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы.

К психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.

Реабилитационные центры, центры кинезиотерапии, диспансеры, санатории имеют достаточный арсенал современных методов физической реабилитации [6]:

- лечебная физическая культура - метод восстановления, коррекции и профилактики на основе физических упражнений;

- хирургические, ортопедические вмешательства, комплекс медицинских воздействий, проводимых врачом, с помощью разъединения, перемещения, соединения тканей;

- медикаментозное лечение, использование медикаментов для стабилизации состояний;

- физиотерапевтическое воздействие с помощью медицинских приборов: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;

- грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;

- лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;

- водные процедуры: плавание, бальнео- или гидротерапия;

- ПЭТ-терапия, или лечение животными, иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения и плавания с дельфинами;

- применение ортопедических аппаратов «Адели», «Атлант», «Ардос», тренажеров (Гросса и др.), кинезиотерапевтических установок («Экзарта» и др.) гимнастических мячей (фитболов, фитороллов), лесенок;

хореотерапия, использование танца, пластических движений, ритмики; Войта-терапия, основана на рефлексной локомоции, позволяющей восстановить естественные модели движения;

шиацу-терапия - массаж биологически активных точек; методика Бобат - нейроразвивающая практика в игровой форме с применением определенного оборудования, направленная на повышение мышечного тонуса и правильной схемы движения;

- воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;

- арт-терапия основана на применении элементов искусства и творчества;

- методика Пето - разделение движений на отдельные акты и их разучивание;

- санаторно-курортное лечение;

- альтернативные способы лечения: остеопатия рассматривается в качестве первичной причины нарушения структурно-анатомических отношений между различными органами и частями тела;

- мануальная терапия - воздействие руками специалиста на суставы, голову, хрящевой аппарат, внутренние органы и др.

Как и любой другой ребенок, ребенок с ДЦП, имеет право на образование в соответствии с п. 1 ст. 5 закона Российской Федерации. Современные изменения в законе «Об образовании» дают возможность таким детям посещать не только специализированные учреждения, но и массовые образовательные организации, в том числе дошкольные, где на основании подп. 1 п. 5 ст. 5 для них обязаны «..создать условия для получения без дискриминации качественного образования... для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения.» [7].

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для дошкольных образовательных организаций наибольшей трудностью является создание безбарьерной среды для развития «особого» ребенка в ДОО, потому что:

- законодательство детально не проработано;

- для работы с детьми с ОВЗ требуется определенная квалификация педагогов, привлечение специалистов для коррекционной образовательной работы и физической реабилитации: инструктор ЛФК, массажист, дефектолог, логопед, психолог, тьютор;

- для создания материально-технической и методической базы средства выделяются, но не в достаточном количестве.

Несмотря на большие сложности внедрения данного процесса, новый опыт в ДОО существует.

Для воспитанников с нозологиями, в том числе и с ДЦП, открываются специализированные группы - группы компенсирующей направленности, в которых дети с ОВЗ обучаются по адаптированной программе, с учетом психофизического развития, обеспечивающей коррекцию нарушений и социальную адаптацию.

Для этого специалистами в ДОО разрабатываются:

- пошаговые инструкции пребывания ребенка с ДЦП от поступления до выпуска;

- создается система взаимодействия всех специалистов;

- разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты исходя из особенностей и возможностей каждого ребенка;

- отслеживается динамика их развития;

- организуется сотрудничество с семьей.

Лечебная физическая культура является основополагающей в физической реабилитации в условиях ДОО. Основными средствами служат дозированные

физические упражнения. Особенно эффективно сочетание массажа с занятиями лечебной физкультуры (ЛФК).

Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом реабилитации, коррекции, обучения. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга.

В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает ощущать правильно позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если есть показания, то ребенок может посещать и занятия по физической культуре, активизируя и дополняя двигательный опыт, удовлетворяя потребность в движении [3].

Систему реабилитации в ДОО, наряду с занятиями физической культурой, ЛФК, массажем, дополняют индивидуальные занятия:

- с психологом - по развитию и коррекции эмоционально-волевой, коммуникативной сферы;

дефектологом - по развитию и коррекции психических процессов; логопедом - по коррекции речи;

музыкальные занятия, оказывающие гармонизирующие действие. Положительным моментом будет являться, если система реабилитации в медицинском центре, домашних условиях и ДОО будет иметь точки соприкосновения, взаимодействия и взаимоподдержки результатов.

Грамотное сочетание и использование методов в комплексе являются залогом эффективной физической реабилитации.

В целом следует отметить, что одним из действенных факторов физической реабилитации детей с ДЦП является активность, целеустремленность родителей, настроенных на положительный результат.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что детский церебральный паралич - сложное заболевание опорно-двигательного аппарата, возникающее из-за поражения участков головного мозга. Используя комплексное воздействие методов физической реабилитации, можно достичь значительного улучшения здоровья.

Каждый конкретный случай заболевания индивидуален и субъективен, поэтому одинаковых программ реабилитации не существует. В соответствии с изменениями в законе «Об образовании» дети с ДЦП могут посещать как специализированные учреждения, так и обычный детский сад, социализируясь в обычной среде детей, по выбору родителей. Конечно, дошкольные организации это в первую очередь образовательные учреждения, но в них создаются, по мере возможности, условия для физической реабилитации таких детей, объединяя усилия специалистов в систему, направленную на коррекцию нарушений и развития личностного потенциала каждого ребенка.

Список литературы

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 2008. - С. 2-6.

2. Дмитриев В.С. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание. - М., 2003. - С. 39.

3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 2006. - С. 158.

4. Наумов А.А., Токаева Т.Э. «Солнышко»: программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями (интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата) / Перм. гос. пед. ун-т, Лаб. психофиз. развития детей ПГПУ; Спец. (коррекц.) общеобразоват. шк. для детей с ОВЗ № 152. - Пермь, 2009. - С. 19-34.

5. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 2005. - С. 306.

6. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. - М.: Медицина, 2005. - C. 180.

7. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» последняя редакция от 25.12.2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.