■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Максимова Е.В., Максимов С.А., Куракин М.С.
Кемеровская государственная медицинская академия,
г. Кемерово
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Определялся уровень физической подготовленности 953 учащихся в городских и сельских общеобразовательных школах. Результаты нагрузочных тестов оценивались по возрастно-половым нормативам с последующим расчетом общего интегрального показателя физической подготовленности. Установлено, что особенности обучения детей в общеобразовательных школах обуславливают снижение с возрастом уровня физической подготовленности. Обучение в школах, расположенных в городе и селе, обуславливает различие в динамике снижения с возрастом уровня физической подготовленности.
Ключевые слова: школьники; физическая подготовленность; город; село.
Maksimova E.V., Maksimov S.A., Kurakin M.S.
Kemerovo state medical academy,
Kemerovo
ATHLETIC PREPAREDNESS OF PUPILS CITY AND RURAL COMPREHENSIVE SCHOOLS
The level of athletic preparedness of 953 pupils in city and rural comprehensive schools of was determined. Results of athletic tests were estimated under age-sexual standard with the subsequent calculation of the general integrated parameter of athletic preparedness. It is established, that features of training of children in comprehensive schools cause decrease with age of a level of athletic preparedness. Training at the schools located in city and village, causes distinction in dynamics of decrease with age of a level of athletic preparedness.
Key words: pupils; athletic preparedness; city; village.
Проблема состояния здоровья школьников в ляют школьники, объем двигательной активности форсовременных условиях характеризуется зна- мируется в основном уроками физической культуры, чительной сложностью и является актуаль- являющимися удобными объектами для объективной ной, как для гигиенистов, так и для педиатров. Еще оценки конкретной ситуации в физической подготов-до поступления в школу наблюдаются процессы де- ленности детей, с возможностью коррекции данной задаптации и дисгармонизации развития детей. В ситуации. Необходимость пристального внимания ги-процессе школьного обучения функциональные из- гиенистов и валеологов к вопросам физической под-менения переходят в устойчивые патологические, готовленности детей в условиях школы обусловлена, а к окончанию школы и в хронические [1, 2]. кроме того, тем, что на физкультурно-оздоровительных
Научные публикации свидетельствуют о том, что мероприятиях в течение учебного дня и на уроках фи-основной причиной ухудшения общего уровня здо- зической культуры имеется реальная возможность по-ровья школьников, помимо наследственных факто- высить целенаправленную двигательную активность до ров и неудовлетворительной экологической ситуа- необходимой, что подтверждается научными публи-ции, является снижение двигательной активности, кациями [5, 6].
особенно на фоне увеличивающихся умственных наг- Учебные заведения различных типов (общеобра-рузок и нерационального питания [3, 4]. В услови- зовательные школы, гимназии, лицеи), направлен-ях организованного коллектива, который представ- ности (с углубленным изучением отдельных дисцип-
____________________________________________ лин) и месторасположения (городские, поселковые,
Корреспонденцию адресовать: сельские) могут в значительной степени различаться
Максимов Сергей Алексеевич, уровнем внимания, оказываемого физической подго-
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, товленности школьников [7, 8]. Кроме того, соци-
ГОУ ВПО «Кемеровская государственная альные условия и статус населенного пункта (город,
медицинская академия», поселок, село) обуславливают различие в укомплек-
E-mail: [email protected] тованности и качестве преподавательских кадров, в
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
том числе тех, кто занимается вопросами физической подготовленности школьников.
Целью настоящего исследования явилось определение уровня физической подготовленности учащихся, обучающихся в общеобразовательных городских и сельских школах.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании участвовали учащиеся 2-х, 5-х и 9-х классов обоих полов. Всего протестированы 563 учащихся 20 сельских общеобразовательных школ Прокопьевского района и 390 учащихся 8 школ г. Березовского.
Уровень физической подготовленности учащихся определялся по результатам стандартных тестов на уроках физической культуры, позволяющих тестировать силовые, скоростно-силовые качества, гибкость и выносливость: отжимание в упоре лежа, прыжок в длину с места, поднимание туловища, вис на перекладине, наклоны туловища вперед, бег на 1000 метров [9]. Уровень развития физических качеств по каждому тесту соотносился с возрастно-половыми нормативами и выражался в условных баллах. Формула для вычисления уровня развития физической подготовленности по результатам бега на 1000 метров следующая: „ = ВПН-Р х ВПН
Формула для вычисления уровня развития физических качеств по результатам всех других тестов следующая:
„ = Р-ВПН х ВПН
где Х — балльная оценка уровня физической подготовленности учащегося по результатам теста; ВПН — возрастно-половой норматив; Р — индивидуальный результат учащегося.
Оценка общего уровня физической подготовленности (ОУФП) проводилась путем суммирования оценок отдельных тестов и деления на количество проведенных тестов, то есть на 6. Формула определения следующая:
у Х
ОУФП = —
6
По показателям ОУФП в изучаемой выборке выделены 6 центильных коридоров по 10, 25, 50, 75, 90 центилям. Соответствие номера центильных коридоров оценке общего уровня физической подготовленности представлено в таблице 1. В соответствии с методологией использования центильных таблиц нормальные значения ОУФП соответствуют средним центильным коридорам, в данном случае 3 и 4, в которые попадают 50 % обследуемых школьников.
Таблица 1
Оценка ОУФП по центильным коридорам
Номер центильного коридора Центильный интервал ОУФП, в баллах Оценка ОУФП
1 До 10 % До -0,31 Низкая
2 10-25 % 17 -0, о О ,3 -0, О Ниже среднего
3 25-50 % От -0,16 до -0,01 Средненизкая
4 50-75 % От 0,00 до 0,17 Средневысокая
5 75-90 % От 0,18 до 0,37 Выше среднего
6 Свыше 90 % 0,38 и более Высокая
Исследования проводились с соблюдением этических стандартов биоэтического комитета в соответствии с принципами Хельсинской декларации.
Статистическая обработка данных проводилась методами описательной статистики (среднее, стандартное отклонение). При оценке статистической значимости различий между двумя средними использовался Т-критерий Стьюдента, между тремя средними — дисперсионный анализ с последующим применением критерия наименьшей значимости (LSD-тест). Структурные (процентные) показатели оценивались критерием х2 Пирсона. Взаимодействие факторов при воздействии на зависимую переменную оценивалось факторным дисперсионным анализом. Уровень статистической значимости принимался равным 95 % (р < 0,05). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ $1аЙ8Йса 6.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Средние значения ОУФП у городских учащихся достоверно выше по сравнению с сельскими школьниками (табл. 2). Доля лиц с низкими показателями ОУФП (1 центильный коридор) одинакова среди городских и сельских школьников. Однако удельный вес детей с показателями ОУФП ниже средних и средненизкими достоверно выше среди сельских школьников (соответственно, в 1,8 и 1,4 раза). Начиная с 5-го центильного коридора, отмечена обратная тенденция. Удельный вес школьников с оценками ОУФП выше среднего и высокими (5-й и 6-й центильные коридоры) в 2,1 раза выше среди городских школьников. Особенно резко выражено преобладание среди них, по сравнению с сельскими школьниками, детей с высокими оценками ОУФП — в 3,2 раза, что может быть обусловлено не только различиями в проведении уроков физкультуры, но и различной доступностью, а следовательно, и посещаемостью спор-
Сведения об авторах:
Максимова Елена Витальевна, врач-гигиенист ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», г. Кемерово, Россия.
Максимов Сергей Алексеевич, канд. мед. наук, старший научный сотрудник ЦНИЛ ГОУ ВПО «КемГМА Росз-драва», г. Кемерово, Россия.
Куракин Михаил Сергеевич, канд. техн. наук, ассистент кафедры Кемеровского технологического института пищевой промышленности, г. Кемерово, Россия.
■ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Таблица 2
Средние значения ОУФП школьников и их структура по центильным коридорам
Показатель Число M±SD* Р-уровень ■ ОУФП (центильный коридор), в %
наблюдений 1 2 3 4 5 6 Р-уровень
Город 390 0,085 ± 0,307 < 0,00001 ■ 10,8 18,8 28,4 25,1 11,7 5,2
Город Село 563 -0,036 ± 0,228 9,2 10,5 19,8 24,6 19,2 16,7
2 300 0,076 ± 0,315 10,0 13,0 18,0 25,0 18,0 16,0
Класс 5 346 0,028 ± 0,259 < 0,00001 8,4 13,9 26,9 24,0 15,3 11,5 < 0,00001***
9 307 -0,063 ± 0,210 12,4 19,5 29,3 25,7 11,1 2,0
мальчики 486 0,012 ± 0,264 > 0,5 ■ 9,7 15,6 25,9 23,9 15,8 9,1
Пол девочки 467 0,015 ± 0,277 10,7 15,2 23,8 25,9 13,7 10,7
Примечание: * - среднее ± стандартное отклонение; ** - достоверные (р < 0,05) различия по удельному весу 2, 5 и 6 коридоров; *** - достоверные (р < 0,05) различия между всеми классами по удельному весу 5 и 6 коридоров, между 2-м, 5-м и 9-м классами по удельному весу 2.
тивных секций и кружков. В целом можно сказать, что распределение городских школьников по центильным коридорам смещено вправо, сельских — влево.
В общей выборке с увеличением возраста (класса) наблюдается достоверная тенденция снижения средних значений ОУФП со средневысоких у второклассников до средненизких у девятиклассников. Распределение школьников по центильным коридорам характеризуется смещением с возрастом влево, то есть увеличивается удельный вес детей с низким ОУФП и снижается — с высоким ОУФП. Характерно, что удельный вес детей с низким ОУФП во всех возрастных категориях статистически значимо не различается.
Наблюдаются некоторые различия в динамике снижения ОУФП с возрастом в зависимости от типа населенного пункта (рис.). Среди сельских школьников снижение ОУФП незначительное, статистически недостоверное (р = 0,103). Если у второклассников ОУФП составляет 0,009 ± 0,257, то у пятиклассников — 0,034 ± 224, а у девятиклассников — 0,060 ± 0,205 (число наблюдений, соответственно, 172, 197 и 195 детей). Возможно, при увеличении объема выборки возрастные различия ОУФП среди сельских школьников будут статистически значимы. Характерно, что во всех наблюдаемых возрастных группах средние ОУФП принимают отрицательные значения.
Рисунок
Взаимодействие типа населенного пункта, возраста и пола на ОУФП
5
Село
Класс
5 9
Город
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■
Снижение ОУФП с возрастом у городских школьников более выражено и статистически значимо (р < 0,000001). У второклассников ОУФП составляет 0,190 ± 0,350, у пятиклассников — 0,110±0,280, у 9-классников — 0,070 ± 0,218 (число наблюдений, соответственно, 128, 149 и 112 детей). Отрицательные значения ОУФП принимает лишь среди учащихся 9-х классов.
При сравнении ОУФП школьников одного возраста в различных типах населенных пунктов наблюдаются достоверно (р < 0,000001 и р < 0,0001) более высокие показатели у городских второклассников и пятиклассников, по сравнению с сельскими одногодками. Статистически значимых ОУФП между городскими и сельскими девятиклассниками не обнаружено.
Гендерных различий средних значений ОУФП и структурного распределения ОУФП, как в общей выборке, так и при подразделении на группы по возрасту и типу населенного пункта, не наблюдается.
При применении факторного дисперсионного анализа из исследуемых факторов (тип населенного пункта, возраст, пол) выявлено взаимное влияние типа населенного пункта и возраста при их воздействии на значения ОУФП (рис.), при F = 13,263 и р < 0,00001.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявленные особенности изменения ОУФП позволяют сделать следующее заключение. Особенности обучения детей в общеобразовательных школах, независимо от типа населенного пункта, обуславливают снижение с возрастом уровня физической подготовленности. Другими исследователями отмечается подобная отрицательная возрастная динамика изменения физической подготовленности среди дошкольников [10, 11]. В то же время, обучение в школах, расположенных в городе и селе, обуславливает различие в динамике снижения с возрастом уровня физической подготовленности. Среди городских школьников наблюдается ярко выраженное (достоверное) снижение физической подготовленности с возрастом со средневысоких значений ОУФП до средненизких, в то время как среди сельских детей снижение незначительное (недостоверное), в пределах средненизких значений ОУФП. Данные различия, вероятно, характеризуют уровень укомплектованности преподавательским составом городских и сельских школ.
В городских школах снижение физической подготовленности с возрастом происходит на фоне увеличивающихся умственных нагрузок, наиболее выраженных в старших классах (в данном случае 9-е классы). В сельских школах, недостаточно укомплектованных преподавательскими кадрами, низкий уровень преподавания физической культуры сочетается с незначительно увеличивающимися нагрузками по основным предметам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кирнасюк, Е.В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу /Е.В. Кирнасюк, Н.А. Лапина //Гигиена и санитария. -
2003. - № 4. - С. 43-45.
2. Щепин, О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг. /О.П. Щепин, Е.А. Тищук //Рос. педиатрич. журн. -
2004. - № 1. - С. 47-49.
3. Колесникова, И.А. Физическая подготовленность в комплексной оценке состояния здоровья выпускников общеобразовательных школ города Северодвинска /И.А. Колесникова, Л.И. Меньшикова, В.Н. Олин //Экология человека. - 2008. - № 12. - С. 17-19.
4. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников /Н.И. Волков //Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 9-12.
5. Фараджаева, Н.А. Физическое развитие и физическая подготовленность детей 5-7 лет, проживающих в Восточном Забайкалье /Н.А. Фа-раджаева //Гуманитарный вектор. - 2008. - № 4. - С. 98-102.
6. Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей /М.В. Антропова //Физическая культура в школе. - 1993. - № 3. - С. 28-36.
7. Особенности физической подготовленности сельских школьников /Ф.И. Собянин, Т.А. Миронова, М.Г. Быченкова, Ф.Н. Пиреш //Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 35-38.
8. Чинкин, А.С. Центральная гемодинамика и двигательная активность девочек 11-12 лет при различных режимах обучения /А.С. Чин-кин, Г.Ф. Сибгатуллина, Т.Г. Кириллова //Физиология человека. -2009. - Т. 35., № 3. - С. 140-141.
9. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие /Ланда Б.Х. -М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.
10. Герасимова, И.Н. Показатели физического развития и физической подготовленности детей 4-7 лет г. Иркутска /И.Н. Герасимова,
B.Ю. Лебединский //Сиб. мед. журнал. - 2008. - № 6. - С. 73-76.
11. Тимошина, И.Н. Влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся /И.Н. Тимошина //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. -
C. 17-19.
с/^1тьи^1явс>^узбассе №1(40) 2010