Научная статья на тему 'К вопросу влияния питания школьников на состояние их здоровья (на примере учащихся г. Кемерово)'

К вопросу влияния питания школьников на состояние их здоровья (на примере учащихся г. Кемерово) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / THE ORGANIZED CHILDREN'S COLLECTIVES / NUTRITION OF CHILDREN / HEALTH OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимов С. А., Куракин М. С., Амбурцева Н. С., Зинчук С. Ф.

Рассматривались вопросы соответствия школьных обеденных рационов учащихся г. Кемерово и, в связи с этим, состояние их здоровья. В большинстве школ установлено значительное несоответствие содержания пищевых веществ и калорийности предлагаемых обеденных рационов нормам физиологических потребностей либо фактическим потребностям детей. На фоне данного несоответствия наблюдается снижение уровня физического здоровья и адаптационного потенциала учащихся. Особо неблагоприятная ситуация отмечается в ряде школ и среди школьников среднего и старшего возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимов С. А., Куракин М. С., Амбурцева Н. С., Зинчук С. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of conformity of school lunch diets of pupils Kemerovo and, in this connection, a condition of their health were considered. In the majority of schools significant discrepancy of the contents of food substances and caloric contents of offered lunch diets to norms of physiological needs or actual needs of children is established. On a background of the given discrepancy decrease of a level of physical health and adaptable potential of pupils is observed. Especially adverse situation is marked in a number of schools and among pupils of average and senior age.

Текст научной работы на тему «К вопросу влияния питания школьников на состояние их здоровья (на примере учащихся г. Кемерово)»

■ ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

С.А. Максимов, М.С. Куракин, Н.С. Амбурцева, С.Ф. Зинчук

Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

г. Кемерово

К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ Г. КЕМЕРОВО)

Рассматривались вопросы соответствия школьных обеденных рационов учащихся г. Кемерово и, в связи с этим, состояние их здоровья. В большинстве школ установлено значительное несоответствие содержания пищевых веществ и калорийности предлагаемых обеденных рационов нормам физиологических потребностей либо фактическим потребностям детей. На фоне данного несоответствия наблюдается снижение уровня физического здоровья и адаптационного потенциала учащихся. Особо неблагоприятная ситуация отмечается в ряде школ и среди школьников среднего и старшего возрастов.

Ключевые слова: питание детей, здоровье детей,

организованные детские коллективы.

Questions of conformity of school lunch diets of pupils Kemerovo and, in this connection, a condition of their health were considered. In the majority of schools significant discrepancy of the contents of food substances and caloric contents of offered lunch diets to norms of physiological needs or actual needs of children is established. On a background of the given discrepancy decrease of a level of physical health and adaptable potential of pupils is observed. Especially adverse situation is marked in a number of schools and among pupils of average and senior age.

Key words: nutrition of children, health of children, the organized children's collectives.

Проблема сохранения здоровья детей школьного возраста в настоящее время весьма актуальна. Еще до поступления в школу наблюдаются процессы дезадаптации и дисгармониза-ции развития детей [1]. В процессе школьного обучения функциональные изменения переходят в устойчивые патологические, а к окончанию школы — в хронические [2, 3].

Одним из важнейших факторов сохранения здоровья является рациональное и сбалансированное питание [4]. В детских организованных коллективах, при этом, огромное значение приобретает достаточность и сбалансированность обеденных рационов, которые предположительно должны удовлетворять до 40 % суточной потребности ребенка в энергии и основных эссенциальных веществах [5, 6, 7]. Таким образом, качество и достаточность школьных обеденных рационов могут в значительной степени определять изменения здоровья ребенка, а также направленность данных изменений.

В нашем исследовании преследовалась цель выявить степень влияния качественно-количественных

особенностей школьных обеденных рационов на состояние здоровья учащихся средних образовательных школ г. Кемерово.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

У школьников 2-3, 5-6 и 8-9 классов восьми школ г. Кемерово определялись показатели состояния здоровья и суточные энергозатраты. Средний возраст составил 11,4 ± 0,1 лет, различий в возрасте по школам нет (р > 0,1). Удельный вес мальчиков составил 55 % из числа обследованных, девочек — 45 %. Показатели состояния здоровья определялись у 512 школьников.

Фактическое питание изучалось расчетным методом по обеденным меню-раскладкам школьных столовых за 14 календарных дней (10 учебных дней) с последующим анализом и определением потребления основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) и энергии. При расчете пищевой и энергетической ценности рационов учитывали потери нутриентов в процессе тепловой и кулинарной обработки, а также количество несъедобной пищи.

К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ Г. КЕМЕРОВО)

Дополнительно определяли фактические величины необходимой энергии и потребности в основных пищевых веществах для школьников, рассчитываемые с помощью хронометражно-табличного метода определения суточных энергозатрат, для чего школьникам предлагалось заполнить соответствующую таблицу. Обработке подвергались только корректно заполненные таблицы, которых набралось 315 единиц. Получаемые со школьным обедом калорийность и количество пищевых веществ сравнивались с нормами физиологических потребностей для различных возрастно-половых групп и необходимыми значениями по результатам определения суточных энергозатрат.

При определении фактического питания по меню-раскладкам и при расчете суточных энергозатарат использовалась оригинальная программа для ЭВМ, учитывающая справочные данные о химическом составе продуктов [8].

Изучение стереотипов пищевого поведения проводилось на основании анкетирования 522 школьников по оригинальным анкетам в присутствии специ-алиста-консультанта (школьники младших классов заполняли анкету дома вместе с родителями).

Состояние здоровья определялось по двум распространенным, в подобного рода исследованиях, методикам [9]. При определении уровня физического здоровья (УФЗ) использовалась экспресс-методика Г.Л. Апанасенко, позволяющая определять объем физических резервов и экономизации функций растущего организма. Суммарная бальная оценка при этом рассчитывается с учетом возможностей систем транспорта кислорода — дыхательной и сердечно-сосудистой, в совокупности с показателями статических, динамических нагрузок и антропометрии тела. Уровень физического здоровья при значениях 5 баллов и меньше классифицируется как «низкий», при значениях 6-10 баллов — как «средний» УФЗ, при значениях 11 баллов и более — как «высокий» УФЗ [10]. В число используемых для определения УФЗ критериев здоровья входит ряд показателей, имеющих самостоятельное значение: «индекс двойного произведения» в покое или индекс Робинсона (ЧСС х СД /100 %), критерий резерва функции внешнего дыхания (ЖЕЛ в мл) /масса тела в кг), проба Штанге (время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд) и другие.

По методике Р.М. Баевского рассчитывались уровни адаптационного потенциала (АП) организма школьников по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы, с учетом антропометрических данных и возраста ребенка [10]. Данная методика предполагает определение диапазонов возможных уровней изменений функциональной активности физиологических систем, которые могут быть обеспечены активационными механизмами организма. Другими словами, определяется уровень устойчивости организма к изменяющимся условиям среды, что является одной из характеристик функционального здоровья человека. Всего выделяют 4 уровня: «удовлетворительная адаптация», «напряжение механизмов адаптации»,

«неудовлетворительная адаптация» и «срыв адаптации».

В исследовании использовались методы параметрической и непараметрической статистики. При определении различий двух средних значений использовался критерий Манна-Уитни. При определении различий между тремя средними значениями использовался однофакторный дисперсионный анализ с последующим Post-hot сравнением (LSD-тест). При определении силы и направленности связи использовалась корреляция Спирмена. Достоверными признавались различия при уровне статистической значимости 95 % и выше. Анализ выполнен с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.0».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В обеденном рационе учащихся всех исследуемых школ наблюдается явный дефицит по калорийности и всем основным эссенциальным пищевым веществам (табл. 1). В том числе, белков до 29-51 % от обеденной нормы (соотношение рассчитывалось по 40 % от суточной нормы физиологических потребностей, что соответствует удельному весу обеда), жиров до 39-55 %, углеводов до 19-50 % и, как следствие, недостаточное поступление калорий (от 34 % до 57 %). Кроме того, выявлено отклонение по рассчитанному среднему соотношению нутриен-тов в обеденном рационе, которое составляет 1 : 0,9 : 4,6 при рекомендуемых 1 : 1 : 4 (белки : жиры : углеводы), что, безусловно, усугубляет выявленный дефицит.

При сравнении обеденного рациона с нормами физиологической потребности по возрастным группам прослеживается закономерная динамика увеличения дефицита от младших школьников до учащихся среднего и старшего звена. Так, если дефицит энергии и основных питательных веществ в обеденном рационе у младших школьников в среднем по школам составляет 29-40 %, то у учащихся 11-12 лет он достигает 41-46 %, 14-15 лет — 42-52 %.

Однако, при анализе энергозатрат учащихся разного возраста и, соответственно, необходимых им количеств белков, жиров и углеводов (табл. 2), ситуация со школьным питанием изменяется в лучшую сторону. Так, средние значения калорийности и содержания пищевых веществ обеденных рационов удовлетворяют в целом основные потребности младших школьников, за исключением школ №№ 35, 40, 52, где дефицит составляет 10-20 %. Потребности в энергии и основных пищевых веществах школьников среднего и старшего звена даже при данном виде сравнения (то есть, не с нормами физиологической потребности, а с индивидуальными энергозатратами) практически во всех школах не удовлетворяются обеденным рационом. Хотелось бы отметить, что в школах №№ 11, 17, 42 и 96 обеденный рацион соответствует индивидуальным потребностям девочек 11-12 лет.

Очевидно, что, помимо школьного обеденного рациона, значительную долю в пищевом статусе школь-

■ К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ Г. КЕМЕРОВО)

Таблица 1

Соответствие обеденного рациона школьных столовых и учащихся различного возраста г. Кемерово нормам физиологических потребностей

Школа, Поступающая в обед с пищей энергия и питательные вещества Удельный вес от норм физиологических потребностей*, ** (в %)

возраст Энергия, ккал Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергия Белки Жиры Углеводы

№ 11 656 20 20 109 656 20 20 109

№ 17 593 20 17 89 593 20 17 89

иэ 2 № 605 20 22 80 605 20 22 80

№ 35 532 17 17 74 532 17 17 74

№ 4 О 530 20 16 76 530 20 16 76

2 4 № 722 25 17 121 722 25 17 121

2 5 № 458 16 16 69 458 16 16 69

иэ 9 № 697 23 20 120 697 23 20 120

8-9 лет 599 20 18 92 599 20 18 92

11-12 лет 599 20 18 92 599 20 18 92

14-15 лет 599 20 18 92 599 20 18 92

Примечание: * - сравнивалось с 40 % от суточной нормы физиологических потребностей, что соответствует удельному весу обеда; ** - нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения СССР (М.: Минздрав, 1991. - 24 с.).

Таблица 2

Средние энергозатраты и потребность в основных пищевых веществах школьников различных возрастных групп

Возрастная Энергозатраты, Белки, Жиры, Углеводы,

группа ккал г г г

8-9 лет 583 20 20 80

11-12 лет 738 26 25 101

14-15 лет 1075 37 37 148

Примечание: приведены 40 % от суточных значений, предполагающие восполнение за счет школьного обеда.

ников составляет домашнее питание, его качество и регулярность. И, конечно же, данные особенности не в меньшей степени характеризуют направленность влияния пищевого статуса школьника на его здоровье, в частности, определяют, являются ли они факторами сохранения здоровья, либо факторами развития определенных патологических процессов. Тем не менее, условия организованных коллективов (в том числе и питание), характеризующие стабильный распорядок значительной части суток на протяжении 8-10 лет, могут приобретать важнейшее значение, как в положительном, так и в отрицательном смысле, для развития и сохранения здоровья ребенка.

Учитывая выше изложенное, специалистами Кемеровского технологического института пищевой промышленности, отвечающими за проведение данного этапа исследования, рекомендовано:

1. Во всех исследованных школах увеличить массу обеденных порций, предлагаемых школьникам, в среднем на 40 % (конкретную величину для каждой школы необходимо рассматривать индивидуально).

2. Организовывать питание школьников с учетом их возраста и, по возможности, пола.

3. Школам №№ 11, 17, 40, 42, 96 пересмотреть обеденный рацион с позиций обеспечения сбалан-

сированного содержания основных питательных веществ (привести соотношение белки : жиры : углеводы к 1 : 1 : 4).

Результаты анкетирования по вопросам посещаемости школьной столовой показали следующее. Почти 90 % опрошенных посещают столовую как минимум 1 раз в день, около 10 % учащихся вообще не питаются в школе. При этом, если в школах №№ 17, 26, 40, 42 и 96 доля таковых составляет 4-10 %, то в школах № 35 и № 52 достигает 14 % и 19 %, соответственно, а в школе № 11 - 27 %.

Выделены две группы школ, различающихся по соответствию предлагаемого рациона потребностям учащихся и посещаемости школьной столовой. В первую группу «А» вошли школы № 42 и № 96, в которых на фоне максимальных значений калорийности и содержания белков, жиров и углеводов в обеденном рационе, подавляющее большинство учащихся посещают школьную столовую. Школу № 11 не включили в данную группу на основании того, что в ней почти треть учащихся не посещают школьную столовую. Вторую группу «Б» составили все оставшиеся школы, то есть школы №№ 11, 17, 26, 35, 40, 52.

У учащихся школ «А» статистически значимо (р < 0,0005) отмечаются более высокие средние значения УФЗ, чем в группе «Б» (табл. 3). Если среднее УФЗ в группе «А» достигает «среднего» значения, то в группе «Б» УФЗ классифицируется как «низкий». В обеих группах отмечается низкий удельный вес школьников с «высоким» УФЗ, а перераспределение между группами происходит за счет детей с «низким» и «средним» УФЗ. Так, если в группе «А» УФЗ у 25 % школьников характеризуется как «низкий» и у 69 % - как «высокий», то в группе «Б» данные показатели составляют 44 % и 55 %, со-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■

ответственно. Более высокие значения УФЗ в группе «А» достигаются за счет достоверно максимальных, по сравнению с группой «Б», показателей резерва функции внешнего дыхания (р < 0,05), а также пробы Штанге - функциональной нагрузочной пробы кислородотранспортной системы (р < 0,01).

У школьников группы «А» отмечаются достоверно меньшие, т.е. лучшие, значения АП, по сравнению с группой «Б» (р < 0,05), хотя в обеих группах средние значения находятся в пределах «напряжения механизмов адаптации». Ухудшение среднего АП в группе «Б» происходит за счет снижения удельного веса лиц с «удовлетворительной адаптацией» до 19 % (в группе «А» доля таковых составляет 27 %).

Так как потребность в энергии и основных пищевых веществах в различных возрастных группах удовлетворяется в разной степени, проведен анализ показателей здоровья в зависимости от возраста. В наиболее благоприятной, с точки зрения питания, группе младших школьников наблюдаются максимальные значения УФЗ, характеризуемого как «средний». У школьников среднего и старшего возраста УФЗ классифицируется как «низкий», при этом доля детей со «средним» УФЗ снижается до 51 % и 59 %, соответственно (у детей 8-9 лет - 67 %). Однако, различия достоверны только между младшими школьниками и учащимися среднего возраста (р < 0,0005). Снижение средних значений УФЗ происходит за счет достоверного снижения функциональных резервов внешнего дыхания (р < 0,0005 между всеми возрастными группами), а также возможностей кислородотранспортной системы как в покое (р <

0,005 между детьми 8-9 лет и 11-12 лет, р < 0,0005 между детьми 8-9 лет и 14-15 лет), так и при нагрузке (р < 0,05 между детьми 8-9 лет и 14-15 лет).

Более показательным является увеличение (т.е. ухудшение) значений АП с возрастом, носящим линейный характер. Средние значения АП достоверно (р < 0,00001) увеличиваются (т.е. ухудшаются) в каждой последующей возрастной группе, хотя и не выходят за границы «напряжения механизмов адаптации». Изменение структуры учащихся с различным АП происходит, в основном, за счет снижения удельного веса лиц с «удовлетворительной адаптацией», с 40 % у школьников 8-9 лет до 19 % и 4 % у детей 11-12 лет и 14-15 лет, на фоне увеличения доли лиц с «напряжением механизмов адап-

тации» с 58 % до 79 % и 85 %, соответственно. Лишь среди школьников старшего возраста наблюдается резкое увеличение удельного веса лиц с «неудовлетворительной адаптацией» — с 2 % до 11 %. Корреляционным анализом установлена положительная, средняя по силе связь между возрастом и показателями АП (коэффициент корреляции составляет 0,43, р < 0,00005).

ВЫВОДЫ:

1. Обеденные рационы школ г. Кемерово являются дефицитными по калорийности и содержанию основных пищевых веществ, в сравнении с нормами физиологических потребностей. Весьма неблагоприятна ситуация в отдельных школах и в целом для учащихся среднего и, особенно, старшего звена.

2. При сравнении обеденных рационов с фактической потребностью школьников в энергии и основных пищевых веществах ситуация изменяется в лучшую сторону. Так, при данном типе сравнения, младшие школьники, за небольшим исключением, практически полностью могут удовлетворять свои потребности школьным обедом. Однако со школьниками среднего и старшего звена ситуация по-прежнему остается неблагоприятной.

3. В группах школьников, характеризующихся наиболее выраженным несоответствием обеденных рационов фактической потребности и физиологическим нормам, наблюдается снижение уровня физического здоровья со «среднего» до «низкого», а удельный вес лиц с «низким» УФЗ достигает 40 % и выше. Кроме того, отмечается снижение функциональных адаптационных возможностей школьников, не выходящее за рамки «напряжения механизмов адаптации».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кирнасюк, Е.В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу /Кирнасюк Е.В., Лапина Н.А. //Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С. 43-45.

2. Онищенко, Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений /Онищенко Г.Г. //Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 40-43.

Таблица 3

Показатели здоровья учащихся в группах с различной степенью соответствия школьных рационов физиологическим потребностям

Группы школьников

Показатели Школы "А" Школы "Б" 8 -9 лет 11 -12 лет 14-15 лет

N M ± SD N M ± SD N M ± SD N M ± SD N M ± SD

ЖЕЛ/вес, мл/кг 100 51 ± 12 383 48 ± 13 159 52 ± 11 183 48 ± 12 141 45 ± 12

ЧСС*АДС, усл. ед. 99 94 ± 22 387 96 ± 22 159 90 ± 22 182 97 ± 21 141 101 ± 23

Проба Штанге, усл. ед. 96 36 ± 41 381 42 ± 26 158 36 ± 24 182 40 ± 33 137 46 ± 29

УФЗ, баллы 95 6,7 ± 3,0 378 5,7 ± 2,6 175 6,4 ± 2,3 180 5,4 ± 2,8 136 5,9 ± 3,0

АП, усл. ед. 99 2,4 ± 0,5 381 2,5 ± 0,4 176 2,2 ± 0,4 184 2,4 ± 0,4 138 2,7 ± 0,4

Примечание: N - число наблюдений; M ± SD - среднее ± стандартное отклонение.

■ К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ Г. КЕМЕРОВО)

3. Щепин, О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг. /Щепин О.П., Тищук Е.А. //Российский педиатрический журнал. - 2004. - № 1. - С. 47-49.

4. Фактическое питание и здоровье населения Сибири: результаты двадцатилетних эпидемиологических исследований /Симонова Г.И., Никитин Ю.П., Брагина О.М. и др. //Бюллетень СО РАМН. - 2006. -№ 4. - С. 22-30.

5. Еренков, В.Ф. Детское питание /Еренков В.Ф. - Кишинев, 1990. -224 с.

6. Ладодо, К.С. Основы рационального питания /Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. - Киев, 1987. - 253 с.

7. Швецов, А.Г. Вопросы организации питания в детских дошкольных учреждениях /Швецов А.Г. //Гигиена и санитария. - 2006. -№ 3. - С. 44-49.

8. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник /под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. - М., 2002. - 236 с.

9. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников /Афанасьев В.А., Васильев В.Н., Терентьева Ю.В. и др. //Бюллетень Сибирской медицины. - 2003. - № 3. - С. 61-66.

10. Диагностика психофизиологического и психического здоровья школьников: Учебно-методическое пособие Бароненко, В.А., Рапопорт Л.А. - Екатеринбург, 2004. - 64 с.

ДИЕТА ПОВЫСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЛЕТОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДИАБЕТА Ученые из UT Southwestern Medical Center обнаружили, что выживаемость трансплантированных островковых клеток значительно уменьшается при увеличении концентрации циркулирующего в кровотоке жира. Поэтому диета и другие методы, ограничивающие образование жира, могут в значительной степени повысить эффективность клеточной терапии диабета.

Метод трансплантации островков поджелудочной железы достаточно давно применяется для лечения больных диабетом людей. Как правило, в течение первых нескольких месяцев введенные в печень пациентов донорские бета-клетки вырабатывают достаточное количество инсулина, что позволяет отказаться от его инъекций. Но постепенно продукция инсулина начинает падать, и через два года 87 % пациентов вынуждены вернуться к введению инсулина. Таким образом, донорские бета-клетки гибнут, несмотря на постоянный прием реципиентами иммуносупрессоров, которые должны предотвращать реакцию иммунного отторжения. Это навело ученых на мысль, что существует и иная причина гибели трансплантированных клеток. Возможно, гибель трансплантированных клеток происходит не только в результате иммунного отторжения, но и в результате стимулированного выделением инсулина избыточным образованием жира, токсичного для бета-клеток. Кроме того, к печени кровь поступает непосредственно от кишечника, а в ней значительно более высокое содержание жиров и глюкозы, чем в крови, проходящей через поджелудочную железу, где бета-клетки функционируют в естественных условиях.

Ученые моделировали диабет 1 типа на крысах; для лечения островковые клетки поджелудочной железы через воротную вену вводили в печень больным животным. На какое-то время симптомы диабета исчезали, но затем снова начинали нарастать. Было показано, что через 4 недели вокруг трансплантированных клеток начинал накапливаться жир, и уровень секреции инсулина падал. Через 15 недель животные погибали от диабета. Для крыс из других групп после трансплантации тем или иным способом были созданы условия, препятствующие образованию жира. Одну группу держали на диете, а другой вводили лептин - гормон, снижающий аппетит и ускоряющий обмен веществ. В обеих группах выживаемость донорских бета-клеток была значительно выше, причем лептин действовал эффективнее диеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предположение о роли жира в гибели бета-клеток было доказано. Практический вывод из этой работы - рекомендация сочетать клеточную терапию диабета с мерами по снижению концентрации циркулирующих в крови жиров, что должно значительно продлить эффект этого метода лечения.

Материалы исследования представлены в статье Lee Y, Ravazzola M, Park BH, Bashmakov YK, Orci L, Unger RH Metabolic mechanisms of failure of intraportally transplanted pancreatic beta-cells in rats: role of lipotoxicity and prevention by leptin. Diabetes. 2007 Sep;56(9):2295-301. Epub 2007 Jun 11.

По материалам The University of Texas Southwestern Medical Center at Dallas

Источник: www.cmbt.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.