Научная статья на тему 'Актуальность проведения тестирования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ'

Актуальность проведения тестирования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕСТУВАННЯ / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / КОМПЛЕКСНЕ ОЦіНЮВАННЯ / РУХОВА АКТИВНіСТЬ / TESTING / PHYSICAL TRAINING / COMPLEX ESTIMATION / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова И. Б.

В статье научно обосновано значение проведения тестирования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Необходимо способствовать формированию положительной мотивации у молодежи к систематическим занятиям физической культурой. Каждый индивидуум должен ориентироваться на повышение личного уровня физической подготовленности. Современный специалист должен проводить мониторинг физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Направленность на здоровый образ жизни должна стать ведущей при формировании физической культуры личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actuality of conducting of testing by complex estimation of physical preparedness of studying general schools

The essence of carrying out of complex estimation testing in physical training of secondary schools pupils is scientificaly grounded in this article. It is necessary to promote formation of positive motivation at youth to regular occupations by physical training. Each individual should orient by increase of a personal level of physical readiness. The state-of-the-art specialist owes a carry monitoring of physical readiness of learning comprehensive schools. The orientation on an able-bodied mode of life should become physical training of the person of the schoolboy leading at formation.

Текст научной работы на тему «Актуальность проведения тестирования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХШКОЛ

Максимова И.Б.

Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. В статье научно обосновано значение проведения тестирования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Необходимо способствовать формированию положительной мотивации у молодежи к систематическим занятиям физической культурой Каждый индивидуум должен ориентироваться на повышение личного уровня физической подготовленности. Современный специалист должен проводить мониторинг физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Направленность на здоровый образ жизни должна стать ведущей при формировании физической культурыличности школьника

Ключевые слова: тестирование, физическая подготовленность комплексная оценка, двигательная активность. Анотація. Максимова І Б. Актуальність проведення тестування з комплексного оцінювання фізичної підготовки учнів загальноосвітніх шкіл. У статті науково обґрунтоване значення проведення тестування з комплексного оцінювання фізичної підготовки учнів загальноосвітніх шкіл. Необхідно сприяти формуванню позитивної мотивації в молоді до систематичних занять фізичною культурою Кожний індивідуум повинен орієнтуватися на підвищення особистого рівня фізичної підготовленості Сучасний фахівець повинен проводити моніторинг фізичної підготовленості загальноосвітніх шкіл, що вчаться Спрямованість на здоровий спосіб життя повинна стати провідної при формуванні фізичної культуриособистості школяра Ключові слова: тестування, фізична підготовленість комплексне оцінювання, рухова активність.

Annotation. Maksimova I.B. Actuality of conducting of testing by complex estimation of physical preparedness of studying general schools. The essence of carrying out of complex estimation testing in physical training of secondary schools pupils is scientificaly grounded in this article. It is necessary to promote formation of positive motivation at youth to regular occupations by physical training. Each individual should orient by increase of a personal level of physical readiness. The state-of-the-art specialist owes a carry monitoring of physical readiness of learning comprehensive schools. The orientation on an able-bodied mode of life should become physical training of the person of the schoolboy leading at formation.

Keywords: testing, physical training, complex estimation, motor activity.

Введение.

Научный подход к проблеме оздоровления подрастающего поколения должен быть неразрывно связан с процессом физического воспитания учащихся общеобразовательных школ Для эффективного контроля за физической подготовленностью учащихся общеобразовательных школ необходимо проводить мониторинг по показателям основных физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, силовые, скоростно-силовые и координационные способности).

По данным научных исследований к категории здоровых детей можно отнести лишь 10 % учащихся, а также 75 % заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Современный уровень двигательной активности большинства школьников Украины не отвечает необходимым показателям для обеспечения должного уровня физической подготовленности детей и подростков. У подрастающего поколения резко прогрессируют хронические заболевания сердца, гипертония, артриты, неврозы, сколиозы, ожирение, заболевания желудочно - кишечного тракта и т. д. Ситуация обостряется в связи с увеличивающейся популярностью у молодежи увлекательных видов нефизической деятельности - игровые автоматы и компьютерные игры [l].

Практика физического воспитания в общеобразовательных школах недостаточно способствует формированию у школьников мотивов и потребностей в регулярной двигательной активности как важной составной части здорового образа жизни. Основными причинами данного развития процесса физического воспитания в школе являются: игнорирование интересов и способностей детей, недооценка роли личности, использование методов принуждения и наказания, предпочтение шаблонному преподаванию курса «Физическое воспитание», система оценки не учитывает индивидуальных особенностей школьников и в большинстве случаев вызывает отрицательное отношение к занятиям, используется авторитарное давление на детей.

Решение данной проблемы заключается во внедрении гуманистически направленного физического воспитания в общеобразовательные заведения. Отечественными учеными обоснована концепция гуманизации массового спорта на Украине, которая предусматривает доминирование интересов, потребностей и мотивов конкретной личности при вовлечении ее к регулярным и полноценным занятиям доступными видами двигательной активности. Эффективной формой стимуляции учащихся к систематическим занятиям физической ку льтуройявляется мониторинг физической подготовленности[4].

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: обосновать значение, актуальность и эффективность проведения тестирования по

комплексной оценке физической подготовленностиучащихся общеобразовательных школ

Результаты исследо ваний.

Физическая подготовленность - важный компонент здоровья, а ее улучшение - одна из главных задач физического воспитания в общеобразовательной школе

Необходимо отметить, что система использования средств физической культуры в школьном возрасте обеспечивает длительное (в течение 12 лет), планомерное и регулярное физическое воспитание подрастающего поколения, достижение им достаточно высоких уровней физической подготовленности к общественно полезной деятельности, а также базовой профессионально - прикладной и спортивной подготовленности[5].

Оздоровительная направленность в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех физических качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития организма школьников на каждом из этапов их развития. Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества [2].

В настоящее время в общеобразовательных школах Украины проводят тестирование по комплексной оценке физической подготовленностиучащихся На основании тестирования в относительно короткие сроки можно получить важную информацию об уровне физической подготовленности планировать подходы определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях Тесты могут дать информацию об индивидуальном или групповом изменении (улучшении или ухудшений состояния здоровья в результате экологической ситуации в стране и эффективности используемых в целях улучшения физического состояния определенных программ физических упражнений.

Определение физической подготовленности имеет существенное значение для учителя физического воспитания и учащегося Для специалиста всегда была важна потребность располагать конкретным и объективным измерением, как физической подготовленностивоспитанников, так и эффективности собственной педагогической деятельности. Для учащегося измерение дает объективную информацию о физической подготовленности, позволяет видеть, как прогрессирует его уровень. Тем самым, тестирование имеет стимулирующее значение.

Задачи тестирования сводятся к следующему:

• научить школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать для себя комплексы физических упражнений;

• стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния,

• знать исходный уровень физической подготовленности ее изменение за определенный период;

• стимулировать учащихся на повышение личных результатов

• сравнение уровня физической подготовленности детей, имеющих разный объем учебных, спортивных, внеклассных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

• выявление преимуществ и недостатков применяемых средств, методов обучения и форм организации физку льтурныхзанятий.

Преподаватель физического воспитания общеобразовательной школы должен учитывать, что тесты определения физической подготовленности не могут быть основным инструментом оценки качества работы учителя, так как двигательная подготовленностьдетей отражает их стиль жизни в целом, а не их участие 2 - 3 раза в неделю в уроках физической культуры Также учитель должен знать, что уровень физической подготовленности - это только один из основных количественных показателей успеваемости по физической культуре, а сама оценка складывается из многих показателей: степени овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, способами осуществления физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности Следует также отметить, что за результаты тестирования нельзя ставить отметки, особенно низкие, или отрицательно оценивать ученика Это может снизить мотивацию к занятиям физической культурой У слабого ученика гораздо более справедливо оценивать физическую подготовленностьна основе изменений, прошедших за определенный период времени (полугодие год) [3].

Тестирование двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности научных работников и физкультурных педагогов. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития физической, психологической, тактической, технической, теоретической подготовленности На основе результатов тестирования можно: сравнивать уровень физической подготовленности как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах У краины; проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта; осуществлять объективный контроль за обучением школьников и юных спортсменов; корректировать применяемые методы, средства и формы организации занятий, следить за динамикой показателей физической подготовленности а также сопоставлять уровень двигательной подготовленностидетей на разных этапах онтогенеза.

Выводы:

1. Необходимо способствовать формированию положительной мотивации у молодежи к систематическим занятиям физической культурой

2. Каждый индивидуум должен ориентироваться на повышение личного уровня физической подготовленности.

3. Современный специалист должен проводить мониторинг физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ

4. Направленность на здоровый образ жизни должна стать ведущей при формировании физической культуры личности школьника

5. Эффективной формой стимуляции учащейся молодежи к систематическим занятиям физической культуройявляется мониторинг физической подготовленности

6. Каждый индивидуум должен знать собственный уровень физической подготовленности с целью его повышения.

7. Основные причины ухудшенияздоровья подрастающего поколения: состояние окружающей среды, образ жизни, генетические факторы, шаблонное отношение к содержанию и преподаванию курса «Физическое воспитание в общеобразовательной школе».

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем

тестирования по комплекснойоценке физической подготовленностиучащихся общеобразовательных школ

Литература

1. Деминский, А.Ц. Методические основы оздоровительной физической культуры учеб пособие для инст. и фак. физической культурыи спорта / А. Ц. Деминский, Ж. К. Холодов В. С. Кузнецов - Донецк, 2001.- 68 с.

2. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 392 с.

3. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

4. Физическая культура учеб. пособие / под общ. ред. Е. В. Конеевой - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 558 с.

5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов - 2 - е изд., испр. и доп. - Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

Поступила в редакцию 07.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.