Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность студентов / мотивация / мотивы физической активности / нормативы испытаний комплекса ГТО / physical fitness of students / motivation / motives for physical activity / standards for testing the GTO complex

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зотова Фируза Рахматулловна, Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Мавлиев Фанис Азгатович, Бубякина Евгения Валентиновна, Скиба Игорь Александрович

Цель исследования – определить особенности физической подготовленности и активности участия в сдаче нормативов комплекса ГТО студентов, проживающих в разных регионах России и обучающихся по техническим, медицинским и гуманитарным направлениям подготовки. Методы и организация исследования. На разных этапах в исследовании принимали участие от 411 до 900 студентов трех российских университетов. Результаты исследования и их обсуждение. От 45,0 до 58.7 % студентов принимали участие в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО. Основным мотивом участия студентов первого курса в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО стала возможность получить дополнительный балл к ЕГЭ и сдать зачет по физической культуре. Оценивая потенциал комплекса ГТО как эффективный инструмент привлечения к систематическим занятиям физической культурой, студенты утверждают, что интерес к сдаче норм комплекса ГТО зависит от качества организации этих соревнований; при этом от 12 до 20 % опрошенных студентов считают, что сдача норм ГТО зачастую является принудительной и поэтому не может стать мотиватором физической активности. Нами выявлены межгрупповые и внутригрупповые (гендерные) различия в показателях физической подготовленности студентов, обучающихся в разных регионах России. Заключение. Результаты исследования актуализируют поиск эффективных технологий повышения привлекательности мероприятий по выполнению нормативов комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зотова Фируза Рахматулловна, Хамидуллина Гузель Фердинантовна, Мавлиев Фанис Азгатович, Бубякина Евгения Валентиновна, Скиба Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS AND THEIR PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX STANDARDS: A COMPARATIVE ANALYSIS

The research purpose is to determine the characteristics of physical fitness and active participation in passing the GTO standards of students living in different regions of Russia and studying in technical, medical and humanitarian fields of training. Methods and organization of the research. At different stages, from 411 to 900 students from three Russian universities took part in the study. Research results and their discussion. From 45.0 to 58.7% of students took part in passing the GTO complex test standards. The main motive for first-year students to participate in passing the GTO complex test standards was the opportunity to get an additional point for the Unified State Exam and pass a test in physical education. Assessing the potential of the GTO complex as an effective tool for attracting people to systematic physical education classes, students claim that interest in passing the GTO complex standards depends on the quality of the organization of these competitions. At the same time, from 12 to 20% of the surveyed students believe that passing the GTO standards is often compulsory and therefore cannot become a motivator for physical activity. We have identified intergroup and intragroup (gender) differences in the indicators of physical fitness of students studying in different regions of Russia. Conclusion. The results of the study actualize the search for effective technologies to increase the attractiveness of events to meet the standards of the GTO complex.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 796.034.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-203-212

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ УЧАСТИЕ В ВЫПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ф.Р. Зотова1,4, Г.Ф. Хамидуллина2,4, Ф.А. Мавлиев1, Е.В. Бубякина3, И.А. Скиба4, А.А. Закирова2

^Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия 3Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 4Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить особенности физической подготовленности и активности участия в сдаче нормативов комплекса ГТО студентов, проживающих в разных регионах России и обучающихся по техническим, медицинским и гуманитарным направлениям подготовки.

Методы и организация исследования. На разных этапах в исследовании принимали участие от 411 до 900 студентов трех российских университетов.

Результаты исследования и их обсуждение. От 45,0 до 58.7 % студентов принимали участие в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО. Основным мотивом участия студентов первого курса в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО стала возможность получить дополнительный балл к ЕГЭ и сдать зачет по физической культуре. Оценивая потенциал комплекса ГТО как эффективный инструмент привлечения к систематическим занятиям физической культурой, студенты утверждают, что интерес к сдаче норм комплекса ГТО зависит от качества организации этих соревнований; при этом от 12 до 20 % опрошенных студентов считают, что сдача норм ГТО зачастую является принудительной и поэтому не может стать мотиватором физической активности. Нами выявлены межгрупповые и внутригрупповые (гендерные) различия в показателях физической подготовленности студентов, обучающихся в разных регионах России.

Заключение. Результаты исследования актуализируют поиск эффективных технологий повышения привлекательности мероприятий по выполнению нормативов комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, мотивация, мотивы физической активности, нормативы испытаний комплекса ГТО.

PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS AND THEIR PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX STANDARDS: A COMPARATIVE ANALYSIS

F.R. Zotova14, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8711-8807

G.F. Hamidullina24, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7363-7913 F.A. Mavliev1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8981-7583

E.V. Bubyakina3, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9774-6623

I.A. Skiba4, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6272-8775

A.A. Zakirova2, e-mail: [email protected], ORSID: 0009-0001-7390-6642

1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

2Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia

3M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

4Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Abstract

The research purpose is to determine the characteristics of physical fitness and active participation in passing the GTO standards of students living in different regions of Russia and studying in technical, medical and humanitarian fields of training.

Methods and organization of the research. At different stages, from 411 to 900 students from three Russian universities took part in the study.

Research results and their discussion. From 45.0 to 58.7% of students took part in passing the GTO complex test standards. The main motive for first-year students to participate in passing the GTO complex test standards was the opportunity to get an additional point for the Unified State Exam and pass a test in physical education. Assessing the potential of the GTO complex as an effective tool for attracting people to systematic physical education classes, students claim that interest in passing the GTO complex standards depends on the quality of the organization of these competitions. At the same time, from 12 to 20% of the surveyed students believe that passing the GTO standards is often compulsory and therefore cannot become a motivator for physical activity. We have identified intergroup and intragroup (gender) differences in the indicators of physical fitness of students studying in different regions of Russia.

Conclusion. The results of the study actualize the search for effective technologies to increase the attractiveness of events to meet the standards of the GTO complex.

Keywords: physical fitness of students, motivation, motives for physical activity, standards for testing the GTO complex.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования показали, что регулярная физическая активность жизненно важна для здоровья и благополучия людей всех возрастов, поскольку она является стимулятором роста и развития детей, подростков и студенческой молодежи, ключевым фактором снижения частоты возникновения многочисленных заболеваний среди населения всех возрастов [3, 9-11]. Одним из важных проектов, направленных на совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, стало возрождение Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [4, 6]. В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года подчеркивается важность «повышения эффективности Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом; совершенствования системы поощрения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) на знаки отличия комплекса ГТО». При этом актуальными остаются вопросы изучения мотивационных факторов и препятствий физической активности, формирования устойчивых мотивов, активно-положительного отношения к различным формам физической активности и к участию студенческой молодежи в мероприятиях, предусматривающих выполнение нормативов ВФСК ГТО [1-3, 12-14]. Исследованиями Н.В. Ва-сенкова, А.Р. Галеева, Л.Г. Пащенко и других выявлена недостаточная активность участия студенческой молодежи в мероприятиях по выполнению нормативов комплекса ГТО [1, 2, 8]. Так, С.И. Филимонова и др., рассматривая проблемы,

связанные с внедрением ВФСК ГТО в программы дисциплин «Физическая культура и спорт» в высших учебных заведениях, пришли к заключению, что физическая подготовленность студентов технических вузов находится на низком уровне. Авторы подчеркнули «...необходимость создания нормативного документа, регламентирующего интеграцию подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО в учебный процесс, руководствуясь реальным уровнем физической подготовленности студентов и опытом проведения испытаний ВФСК ГТО, уделяя пристальное внимание упражнениям силовой и скоростно-силовой направленности, так как именно эти испытания вызывают особые затруднения у студентов» [8]. Анализ научно-методической литературы показывает, что достаточно большое количество исследований посвящено сравнительному анализу нормативов советского комплекса ГТО и ряда зарубежных стран, имеющих аналогичные системы физического воспитания населения [4]; исследованию основных этапов совершенствования комплекса «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации [5, 6]; анализу структуры комплексов ГТО 1972 и 2014 годов [5]. При этом остаются малоизученными вопросы влияния особенностей региона проживания студентов и особенностей обучения по разным направлениям подготовки и специальностям на уровень физической подготовленности и активности участия в мероприятиях по выполнению нормативов комплекса ГТО [3]. В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является определение особенностей физической подготовленности и активности участия в сдаче нормативов ГТО студентов, проживающих в разных регионах России

и обучающихся по техническим, медицинским и гуманитарным направлениям подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анкетирование проводилось по разработанной анкете, состоящей из 9 вопросов и 36 подво-просов открытого и закрытого типов. В анкетировании принимали участие 411 студентов трех российских университетов: Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ), Казанского государственного медицинского университета (КГМУ), Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ). Опрос проводился среди студентов бакалавриата первого курса, отобранных с использованием генератора случайных чисел. Возраст студентов варьировался от 17 до 27 лет. Всего в опросе принимали участие 132 респондента мужского пола и 279 женского пола. Характеристика респондентов представлена в таблице 1. Уровень физической подготовленности студентов различных университетов определяли по четырем тестам — наклону вперед из положения стоя на гимнастической скамье; сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на полу (девушки); подтягиванию из виса на высокой перекладине (юноши); прыжку в длину с места; подниманию туловища из положения лежа на спине. К исследованию физической подготовленности были привлечены 900 студентов первого курса, поступивших в университет в 2020, 2021 и 2022 году, по 150 студентов с каждого университета. Результаты анкетного опроса и тестов ГТО были обработаны в программе SPSS 20, для количественных показателей использовались методы параметрической статистики при условии нормального распределения — дисперсионный

анализ, а при ненормальном распределении или для ранговых показателей — методы непараметрической статистики (однофакторный дисперсионный анализ Краскалла — Уоллиса). Для оценки статистической значимости таблиц сопряженности использовался критерий Хи-квадрат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные анкетного опроса позволили определить следующее:

1) из 177 студентов КНИТУ-КХТИ лишь 80 человек сдавали нормативы испытаний комплекса ГТО, что составляет 45,2%; при этом 51 из них получил знак отличия: золотой знак отличия — 33, серебряный — 13, бронзовый знак — 5;

2) из 67 студентов КГМУ 38 человек сдавали нормативы испытаний комплекса ГТО, что составляет 56.7%; при этом 27 из них получили знаки отличия: золотой знак отличия — 25, серебряный знак — 2;

3) из167 студентов СВФУ 98 человек сдавали нормативы испытаний комплекса ГТО, что составляет 58.7%; при этом лишь 21 студент получил знаки отличия: золотой знак отличия — 9, серебряный — 7, бронзовый знак — 5.

По данным, представленным в таблице 2, видно, что из 292 студентов трех университетов, отнесенных к основной медицинской группе, 174 человека сдавали нормативы испытаний комплекса ГТО (59,6%); при этом на золотой знак отличия сдали 57 студентов (19,5%), на серебряный знак отличия — 17 человек (5,8%), а на бронзовый знак — 7 человек (2,4%). 51 студент относится к подготовительной группе здоровья; 26 (52,9 %) из них сдавали нормативы комплекса ГТО; при этом 7 получили золотой знак отличия ГТО, серебряный — 4, а бронзовый знак — 1.

Таблица 1 - Характеристика респондентов (n=411) Table 1 - Characteristics of respondents (n=411)

Показатели / Indicators КГМУ Kazan State Medical University n=67 КНИТУ- КХТИ Kazan National Research Technological University n=177 СВФУ им. Аммосова M.K. Ammosov North-Eastern Federal University n=167

Средний возраст, лет 19,8±0,9 20,2±1,9 20,6±2,1

Группа здоровья основная 44 (65,7%) 124 (70,1%) 124 (74,2%)

подготовительная 17 (25,3%) 16 (9,0%) 18 (10,8%)

СМГ 6 (9,0%) 37 (20,9%) 25 (15,0%)

Вызывает глубокое уважение желание студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, участвовать в мероприятиях по выполнению нормативов комплекса ГТО — процент участия в вышеназванных мероприятиях студентов этой категории в два раза больше, чем среди студентов основной медицинской группы. Можно предположить, что у данных студентов сформировано ответственное отношение к своему здоровью и вера в оздоровительный потенциал физической активности. Из 68 студентов трех университетов, отнесенных к специальной медицинской группе, 53 человека (что составляет около 80%) сдавали нормативы испытаний комплекса ГТО; при этом знак отличия ГТО получили лишь 6 человек: 3 студена — золотой знак отличия, 1 студент — серебряный знак отличия и 2 человека — бронзовый знак отличия.

Основным мотивом участия студентов в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО стала возможность получить дополнительный балл к ЕГЭ — такой вариант ответа выбрали 187 человек (45,5% респондентов). При этом выявлены достоверные отличия в выборе такого варианта ответа между студентами различных университетов — от 34,1% у студентов СВФУ имени Ам-мосова до 61,2% у студентов КГМУ. Для 38,2% студентов (157 человек) основным мотивом участия в мероприятиях по выполнению нормативов комплекса ГТО стало желание сдать зачет по физической культуре. Такой вариант ответа выбрали 26.9% студентов КГМУ, 29,9% студентов КНИТУ-КХТИ и более половины (51.5%) студентов СВФУ.

Такие ответы, как «Защищать честь школы (университета) на соревнованиях по сдаче нормативов комплекса ГТО» и «Мои друзья (члены семьи)

Таблица 2 - Сопряженность ответов на вопрос «Сдавали ли Вы нормативы комплекса ГТО?» с группой здоровья респондентов

Table 2 - Correlation of answers to the question "Have you passed the GTO complex standards?" with the health group of respondents

Ответы на вопрос «Сдавали ли Вы нормативы комплекса ГТО?»? Answers to the question «Have you passed the GTO complex standards?» Ваша группа здоровья Health group Всего Total

Основная Main Подготовительная Preparatory Спецмед Special medical

Сдавали ли Вы нормативы Комплекса ГТО? Да, сдавал, но не получил знак отличия Количество 93 15 9 117

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 79,5% 12,8% 7,7% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 31,8% 29,4% 13,2% 28,5%

Нет, не сдавал Количество 118 24 53 195

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 60,5% 12,3% 27,2% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 40,4% 47,1% 77,9% 47,4%

У меня бронзовый знак отличия Количество 7 1 2 10

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 70,0% 10,0% 20,0% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 2,4% 2,0% 2,9% 2,4%

У меня золотой знак отличия Количество 57 7 3 67

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 85,1% 10,4% 4,5% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 19,5% 13,7% 4,4% 16,3%

У меня серебряный знак отличия Количество 17 4 1 22

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 77,3% 18,2% 4,5% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 5,8% 7,8% 1,5% 5,4%

Всего Количество 292 51 68 411

% в Сдавали ли Вы нормы ГТО? 71,0% 12,4% 16,5% 100,0%

% в Ваша группа здоровья 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Примечание: отличия ответов между группами здоровья статистически значимы при р<0,001 Note: differences in responses between health groups are statistically significant at p<0.001

систематически участвуют в сдаче нормативов ГТО» не нашли поддержки в студенческой среде. Анализ ответов студентов различных университетов на вопрос «Что бы Вас мотивировало к сдаче нормативов комплекса ГТО в университете?» показывает, что 38.8-46.9% студентов в качестве фактора, мотивирующего к участию в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО, называют материальное вознаграждение за получение бронзового, серебряного и золотого знака отличия либо получение других моральных и материальных бонусов за участие в мероприятиях такого характера. Интересно, что непопулярным оказался вариант ответа «Освещение хода подготовки и участия в сдаче нормативов комплекса ГТО». Возможно, это объясняется особенностью данного контингента студентов — первокурсники недостаточно хорошо понимают, что попадание на сайт университета тоже является своеобразным способом презентации студента и в дальнейшем это может принести бонусы. Не нашел достаточной поддержки в студенческой среде такой фактор мотивационной установки, как качественная организация соревнований в виде Фестивалей ГТО с привлечением СМИ, ши-

рокой пропагандистской компании. Лишь 51 студент из 411 выбрал такой вариант ответа. Для нас представляло интерес то, какие нормативы испытаний комплекса ГТО оказались для студентов наиболее трудновыполнимыми. Результаты ответов были следующими:

1) для девушек и юношей трех университетов наиболее сложным тестом является бег на 2000/ 3000 м, что свидетельствует о недостаточном уровне их общей выносливости;

2) выявлены гендерные отличия в оценке трудности выполнимых тестов: для девушек трех университетов трудновыполнимым является тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (эти тесты получили средний балл от 3.04±2.00 (студентки СВФУ) до 3.87±2.11 (студентки КГМУ) балла; для юношей трудновыполнимым является тест « наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», который был оценен в среднем 3.67±2.06 балла;

3) наиболее легкодоступным тестом для девушек оказался тест «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», для юношей — прыжок в длину с места;

4) выявлены различия в оценке в целом трудности выполнения нормативов ГТО студентами трех

Таблица 3 - Ответы студентов на вопрос «Выберите фразу, наиболее соответствующую Вашему мнению» Table 3 - Students' answers to the question "Choose the phrase that best matches your opinion"

Выберите фразу, наиболее соответствующую Вашему мнению Choose the phrase that best matches your opinion КГМУ Kazan State Medical University КХТИ Kazan National Research Technological University СВФУ M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

кол.чел. % кол. чел. % кол. чел. %

В рамках занятий по физической культуре студенты должны получать консультацию по подготовке к отдельным нормативам ГТО 2 3% 2 1% 3 2%

ГТО - эффективный инструмент привлечения к систематическим занятиям физической культурой 35 52% 78 44% 67 40%

Интерес к сдаче норм ГТО зависит от качества организации этих соревнований. Необходимо, чтобы это стало праздником молодости, силы 16 24% 40 23% 38 23%

На сайте университета должен быть создан отдельный раздел «Готовимся к сдаче норм ГТО», в котором систематически будут выкладываться комплексы упражнений, видео-файлы по подготовке к отдельным нормативам 2 3% 2 1% 6 3%

Сдача норм ГТО зачастую является «принудиловкой» и поэтому не может стать мотиватором физической активности 8 12% 35 20% 33 20%

Студентов не нужно принуждать к сдаче норм ГТО, но в то же время необходимо в СМИ и на сайте университета поздравлять «значкистов» ГТО, размещать интервью с чемпионами этих соревнований 3 4,5% 14 8% 9 6%

Фестиваль ГТО должен включать спортивную и культурную программу 1 1,5% 6 3% 9 6%

Всего 67 177 165

Примечание: отличия ответов между группами здоровья статистически не значимы при р>0,05 Note: differences in responses between health groups are not statistically significant at p>0.05

университетов. Так, среди юношей легче всего дается выполнение семи тестов студентам СВФУ — в особенности выполнение прыжка в длину с места, что, возможно объясняется большой популярностью среди населения Республики Саха (Якутия) соревнований по якутским прыжкам. Среди девушек лидерами оказались студентки КНИТУ-КХТИ, они более толерантны к трудностям выполнения испытаний комплекса ГТО, в особенности к выполнению теста «поднимание туловища из положения лежа на спине», оценивающего силу мышц абдоминальной области. Анкетирование позволило нам выявить оценку студентами различных университетов потенциала комплекса ГТО как эффективного инструмента привлечения к систематическим занятиям физической культурой.

Как видно из таблицы 3, от 40 до 52% студентов разных университетов соглашаются с такой оценкой потенциала возрожденного комплекса

ГТО. При этом 23-24% студентов утверждают: «Интерес к сдаче норм ГТО зависит от качества организации этих соревнований. Необходимо, чтобы это стало праздником молодости, силы». Наши результаты согласуются с данными Р.С. Уэйнберга и Д. Гоулда о том, что «значительное влияние на активизацию участия студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях могут оказать преподаватели физической культуры, имеющие возможность создавать среду, содействующую достижению успехов и преодолению беспомощности, повышать качество проведения таких мероприятий» [7]. Обращает на себя внимание и крайне осторожное отношение к потенциалу комплекса ГТО как инструмента привлечения к занятиям физическими упражнениями. Так, от 12 до 20% опрошенных студентов считают, что сдача норм ГТО зачастую является принудительной и поэтому не может стать мотиватором физической активности.

Таблица 4 - Показатели физической подготовленности первокурсников различных университетов ( x ± о) Table 4 - Physical fitness indicators of first-year students at various universities (x ± о)

Показатели нормативов ГТО GTO standards indicators КХТИ Kazan National Research Technological University СВФУ M.K. Ammosov North-Eastern Federal University КГМУ Kazan State Medical University KXTM Kazan National Research Technological University СВФУ M.K. Ammosov North-Eastern Federal University КГМУ Kazan State Medical University

Пол Gender Д / Girls (n=150) Д / Girls (n=150) Д / Girls (n=150) W/Young men (n=150) Ю / Young men (n=150) Ю / Young men (n=150)

Наклон туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) 17,58±4,26 17,80±3,18 17,89±5,85 12,18±4,64* 17,28±5,42 16,08±6,40""

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) 11,54±2,55# 15,64±4,43## 12,18±6,90 - - -

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) - - - 14,46±5,25 15,62±6,23" 11,65±8,56""

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) 38,00±5,39 39,26±8,11 38,43±9,53 45,96±6,40 45,68±9,00 46,58±6,83

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 185,06±14,12 160,10±15,35# 165,87±24,65 ### 216,42±20,32 219,66±28,08 221,77±29,12

Примечание: * и # - различие между юношами/девушками КНИТУ и СВФУ статистически значимо (p<0,05) ** и ## - различие между юношами/девушками СВФУ и КГМУ статистически значимо (p<0,05) *** и ### - различие между юношами/девушками КНИТУ и КГМУ статистически значимо полужирный шрифт - различие между показателями девушек и юношей статистически значимо (p<0,05) Note: * and # - the difference between the boys of KNRTU and NEFU is statistically significant (p<0.05) ** and ## - the difference between the boys/girls of NEFU and KSMU is statistically significant (p<0.05) *** and ### - the difference between the boys/girls of KNRTU and KSMU is statistically significant (p<0.05) bold - the difference between the indicators of girls and boys is statistically significant (p<0.05)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 4 представлены показатели физической подготовленности студентов университетов, обучающихся в разных регионах России. Как видно из таблицы 4, выявлены статистически значимые различия между представителями различных вузов:

1) в наклоне туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье юноши, обучающиеся в СВФУ и КГМУ, статистически значимо опережают сверстников из КНИТУ-КХТИ;

2) в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу девушки из СВФУ статистически значимо опережают сверстниц, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и КГМУ;

3) в подтягивании из виса на высокой перекладине студенты СВФУ статистически значимо опережают сверстников, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и КГМУ;

4) в поднимании туловища из положения лежа на спине нет достоверных различий между исследуемыми группами;

5) в прыжке в длину с места толчком двумя ногами различия результатов девушек КНИТУ-КХТИ и КГМУ, КНИТУ-КХТИ и СВФУ статистически значимы.

Мы также выявили статистически значимые гендерные различия студентов различных университетов (они выделены в таблице полужирным шрифтом).

Как видно из таблицы, девушки, обучающиеся в КНИТУ-КХТИ, опережают сверстников в наклоне туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье (р<0.05); в поднимании туловища из положения лежа на спине и прыжке в длину с места толчком двумя ногами выявлено статистически значимое преимущество юношей.

Сопоставление показателей физической подготовленности с нормативами испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) восьмой ступени показало следующее:

1) результаты девушек и юношей в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье» соответствуют уровню золотого знака ГТО; исключение составляют юноши КНИТУ-КХТИ — их результаты соответствуют уровню серебряного знака;

2) результаты девушек, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и КГМУ, соответствуют уровню сере-

бряного знака, а девушек СВФУ — уровню золотого знака;

3) результаты юношей, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и СВФУ, в тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине» соответствуют уровню золотого знака, а юношей КГМУ — уровню серебряного знака;

4) результаты девушек и юношей в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» соответствуют уровню серебряного знака ГТО;

5) результаты теста «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» у юношей, а также девушек, обучающихся в КНИТУ-КХТИ, соответствуют уровню серебряного знака ГТО. Результаты студенток СВФУ и КГМУ в этом тесте ниже требований бронзового знака ГТО. Исследование имеет ограничения: во-первых, результаты перекрестных исследований являются ассоциациями и не указывают на причинно-следственную связь. Во-вторых, для оценки физической подготовленности исследуемых студентов включали лишь четыре теста из программы испытаний комплекса ГТО, что связано с разностью принимаемых тестов в разных университетах, которые участвовали в нашем исследовании. В-третьих, в выборку вошли 900 студентов, представляющих всего два региона России (Республика Татарстан и Республика Саха (Якутия), поэтому выводы, сделанные на основе настоящего исследования, следует рассматривать как предварительные и не отражающие особенности всей страны в целом в аспекте рассматриваемой темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анкетного опроса студентов и исследование физической подготовленности студентов, проживающих в разных регионах России, позволяют заключить:

1) наше исследование не подтвердило часто публикуемую в научных статьях информацию о том, что к окончанию школы значительное большинство школьников имеют отклонения в состоянии здоровья и многие относятся по уровню здоровья к специальной медицинской группе. Нашими исследованиями показано, что от 65 до 75% студентов первого курса имеют достаточно высокий уровень здоровья;

2) от 45,0 (КНИТУ-КХТИ) до 58.7 % (СВФУ) студентов принимали участие в сдаче нормативов

испытаний комплекса ГТО; при этом самая высокая продуктивность сдачи нормативов была у студентов КГМУ, где 71% сдававших нормативы ГТО получили золотой и серебряный знак;

3) основным мотивом участия студентов первого курса в сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО стала возможность получить дополнительный балл к ЕГЭ—такой вариант ответа выбрали 187 человек (45,5% респондентов). При этом выявлены достоверные отличия в выборе такого варианта ответа между студентами различных университетов — от 34,1% у студентов СВФУ имени Аммосова до 61,2% у студентов КГМУ;

4) оценивая потенциал комплекса ГТО как эффективный инструмент привлечения к систематическим занятиям физической культурой, студенты утверждают: «Интерес к сдаче норм ГТО зависит от качества организации этих соревнований. Необходимо, чтобы это стало праздником молодости, силы»; при этом от 12 до 20% опрошенных студентов считают, что

сдача норм ГТО зачастую является «принудиловкой» и поэтому не может стать мотиватором физической активности;

5) выявлены статистически значимые различия в показателях физической подготовленности между представителями различных вузов: в наклоне туловища вперед из положения стоя на гимнастической скамье юноши, обучающиеся в СВФУ и КГМУ, статистически значимо опережают сверстников из КНИТУ-КХТИ; в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу девушки из СВФУ статистически значимо опережают сверстниц, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и КГМУ; в подтягивании из виса на высокой перекладине студенты СВФУ статистически значимо опережают сверстников, обучающихся в КНИТУ-КХТИ и КГМУ; в прыжке в длину с места толчком двумя ногами девушки, обучающиеся в КНИТУ-КХТИ, статистически значимо опережают сверстниц из КГМУ и СВФУ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васенков, Н. В. Всероссийский спортивный комплекс» ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н. В. Васенков, Э. Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 11. - №. 2.

- С. 65-68.

2. Галеев, А. Р. Эмоциональное реагирование и мотивация студентов вуза к выполнению норм ГТО / А. Р. Галеев, Л. Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №. 12. - С. 38-40.

3. Зотова, Ф. Р. Мотивы и препятствия физической активности студентов университетов / Ф. Р. Зотова, Г. Ф. Ха-мидуллина, Е. В. Бубякина. А. Н. Карпов. Р. Г. Хуснутдино-ва // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023.

- Т. 11, № S - С. 103-114 . DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-103-114

4. Кабачков, В. А. Сравнительный анализ советского комплекса ГТО, ВФСК ГТО и физкультурно-спортив-ных комплексов зарубежных стран / В. А. Кабачков, Э. А. Зюрин, М. Д. Осминин // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 2. - С.52-55.

5. Калинина, Н. Е. Сравнительный анализ структуры комплексов «Готов к труду и обороне» 1972 и 2014 годов / Н. Е. Калинина, В. С. Якимович, М. Н. Жегалова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 68-72.

6. Паршикова, Н. В. Основные этапы совершенствования комплекса «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации : 1931-2017 гг. / Н. В. Паршикова, Т. Г. Фоми-ченко, Э. А. Зюрин // Вестник спортивной науки. - 2017.

- № 4. - С. 35-43.

7. Уэйнберг, Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд;

пер. Г. Гончаренко. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

8. Филимонова С. И. и др. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов и нормативов ВФСК ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 63-65.

9. Юсупов, Ш. Р. Использование информационных технологий в образовательном процессе в области физической культуры и спорта/ Ш. Р. Юсупов, Т. Ю. Покровская, Д. Е. Крупенникова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 116-123.

10. Юсупов, Ш. Р. Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) / Ш. Р. Юсупов, Б И. Якупов, Р. А. Юсупов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 27. - № 2. - С. 137-141.

11. Kilpatrick, M.; Hebert, E.; Bartholomew, J. College students' motivation for physical activity: Differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise. J. Am. Coll. Health 2005, 54, 87-94.

12. Lovell G. P., Ansari W. E., Parker J. K. Perceived exercise benefits and barriers of non-exercising female university students in the United Kingdom // International journal of environmental research and public health. - 2010. -Т. 7. - № 3. - С. 784-798.

13. Palmer K. et al. Adolescent autonomous motivation for physical activity: A concept analysis // Journal of Pediatric Nursing. - 2020. - Т. 54. - С. e36-e46.

14. Romaguera D. et al. Determinants and patterns of physical activity practice among Spanish university students // Journal of sports sciences. - 2011. - Т. 29. - №. 9. -С. 989-997.

REFERENCES:

1. Vasenkov, N. V. ALL-Russian Sports Complex «GTO»: students' readiness to meet standards and requirements / N. V. Vasenkov, E. Sh. Minnibaev // Science and Sport: current trends. - 2016. - Vol. 11. - No. 2. - pp. 65-68.

2. Galeev, A. R. Emotional response and motivation of university students to fulfill GTO standards / A. R. Galeev, L. G. Pashchenko // Theory and practice of physical education. - 2020. - No. 12. - pp. 38-40.

3. Zotova F.R., Hamidullina G. F., Bubyakina E.V., Karpov A. N., Khusnutdinova R.G. Motives and obstacles to physical activity in university students. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. S. - pp.103-114. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-103-114

4. Kabachkov, V.A. Comparative analysis of the Soviet GTO complex, VFSK GTO and physical education and sports complexes of foreign countries / V.A. Kabachkov, E.A. Zyurin, M.D. Osminin / Theory and practice of physical culture. - 2017. - 2. - pp. 52-55

5. Kalinina, N. E. Comparative analysis of the structure of the complexes «Ready for Labour and Defence» 1972 and 2014 / N. E. Kalinina, V. S. Yakimovich, M. N. Zhega-lov // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2015.

- 4 (122). - pp. 68-72.

6. Parshikova, N. V. Main stages of improvement of the complex «Ready for Labour and Defence» in the Russian Federation: 1931-2017. / N. V. Parshikova, T. G. Fomichenko, E. A. Zyurin // Bulletin of Sports Science.

- 2017. - 4. - pp. 35-43.

7. Weinberg R.S., Gould D. Fundamentals of the Psychology of Sport and Physical Education. Transl. from Eng. G. Goncharenko. Kiev: Olympic Literature, 2001. 335 p.

8. Filimonova S. I. et al. Comparative analysis of the level of physical fitness of students and the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex GTO // Physical education: upbringing, education, training. -2019. - No. 1. - pp. 63-65.

9. Yusupov, Sh. R., Pokrovskaya, T. Yu., Krupennikova, D. E. The use of information technologies in the educational process in the field of physical culture and sports // Science and sport: current trends. - 2022. - Vol. 10. - No. 3. - pp. 116-123.

10. Yusupov, Sh. R., Yakupov, B. I., Yusupov, R. A. Satisfaction of university students with physical education and sports. Alternative methods of sociological research (using the example of metamorphic methods) // Science and sport: current trends. - 2020. - Vol. 27. - No. 2. - pp. 137-141.

11. Kilpatrick, M.; Hebert, E.; Bartholomew, J. College students' motivation for physical activity: Differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise. J. Am. Coll. Health 2005, 54, 87-94.

12. Lovell G. P., Ansari W. E., Parker J. K. Perceived exercise benefits and barriers of non-exercising female university students in the United Kingdom // International journal of environmental research and public health. -2010. - Vol. 7. - No. 3. - pp. 784-798.

13. Palmer K. et al. Adolescent autonomous motivation for physical activity: A concept analysis // Journal of Pediatric Nursing. - 2020. - Vol. 54. - pp. e36-e46.

14. Romaguera D. et al. Determinants and patterns of physical activity practice among Spanish university students // Journal of sports sciences. - 2011. - Vol. 29. - No. 9. -pp. 989-997.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зотова Фируза Рахматулловна (Zotova Firuza RahmatuUovna) - доктор педагогических наук, профессор; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; профессор Казанского государственного медицинского университета; г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8711-8807.

Хамидуллина Гузель Фердинантовна (Hamidullina Guzel Ferdinantovna) - доцент кафедры физического воспитания и спорта; Казанский национальный исследовательский технологический университет; 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68; доцент кафедры физического воспитания и здоровья; Казанский государственный медицинский университет Минздрава России; 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49; e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-7363-7913.

Мавлиев Фанис Азгатович (Mavliev Fanis Azgatovich) - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Учебно-научного центра технологий подготовки спортивного резерва; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: fanis16rus@ mail.ru, ORCID: 0000-0001-8981-7583.

Бубякина Евгения Валентиновна (Bubyakina Evgeniya Valentinovna) - старший преподаватель кафедры физического воспитания института физической культуры и спорта; Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9774-6623. Скиба Игорь Александрович (Skiba Igor Aleksandrovich) - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья; Казанский государственный медицинский университет; 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6272-8775.

Закирова Анна Александровна ( Zakirova Anna Aleksandrovna) - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Казанский национальный исследовательский технологический университет; 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68; e-mail: [email protected], ORSID: 0009-0001-7390-6642.

• Поступила в редакцию 10 июня 2024 г.

• Принята к публикации 30 июня 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Физическая подготовленность студентов и их участие в выполнении нормативов комплекса ГТО: сравнительный анализ / Ф.Р. Зотова, Г.Ф. Хамидуллина, Ф.А. Мавлиев и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 3. - С. 203-212. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12-3203-212.

FOR CITATION

Zotova F.R., HamiduLLina G.F., MavLiev F.A., Bubyakina E.V., Skiba I.A., Zakirova A.A. Physical fitness of students and their participation in the implementation of the GTO complex standards: a comparative anaLysis.Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. 3. - pp. 203-212. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-3-203-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.