Наступает новый этап прогрессивной тренировки, базирующейся на целостных научно-практических исследованиях. Следовательно, по своей сути концепция прогрессивной тренировки есть история развития «информационного общества» гораздо ближе к «формационной» (этапной) теории. Чем может показаться на первый взгляд. Однако различия ретроспективного анализа периодизации лежат в ее дискретности - непрерывности. В связи с наступлением «информационного века», основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между тренером и спортсменом и повысить ее «усвояемость». Именно поэтому она стандартизируется с целью ускорения процесса обработки информационного понятия. В конечном итоге. Создание собственных банков информации упорядочивает деятельность, ее оценочную часть, вопросы технологии, маркетинга и менеджмента.
Контактная информация: mashcashcag@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.11.2020
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО ПО ГИМНАСТИЧЕСКИМ ВИДАМ
Александр Григорьевич Трифонов, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Валерьевна Чопорова, кандидат педагогических наук, Наталья Александровна Черти-
хина, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Статья посвящена проблеме физической подготовки студентов к сдаче норм ГТО. Проведенное анкетирование студентов различных специализаций Волгоградской академии физической культуры позволило определить их общее отношение к комплексу ГТО и его применению в практике. На основе проведенных исследований был определен уровень физической подготовленности студентов третьего курса и определен уровень их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Выявлена необходимость разработки методики физической подготовки студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО по гимнастическим видам. В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной методики обеспечивает более высокий прирост показателей физической подготовленности по сравнению с традиционной методикой, что позволит мотивировать студентов к систематическим тренировочным занятиям.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО», студенты, норматива ГТО по гимнастическим видам, специальная физическая подготовленность, методика физической подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p498-502
METHODS OF PHYSICAL TRAINING OF THE UNIVERSITY STUDENTS TO PASS THE GTO COMPLEX BY GYMNASTIC TYPES
Alexander Grigoryevich Trifonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eka-terina Valeryevna Choporova, the candidate of pedagogical sciences, Natalya Aleksandrovna
Chertikhina, the candidate of pedagogical sciences, Volgograd State Physical Education Academy
Abstract
The article is devoted to the problem of physical training of students to pass the GTO standards. The survey of students of various specializations of the Volgograd Academy of physical culture allowed us to determine their General attitude to the GTO complex and its application in practice. Based on the re-
search, the level of physical fitness of third-year students was determined and the level of their readiness to meet the standards of the all-Russian physical culture and sports complex GTO was determined. The need to develop methods of physical training of students to pass the standards of the GTO complex for gymnastic sports is revealed. As a result of the pedagogical experiment, it was found that the use of the developed method provides a higher increase in physical fitness indicators compared to the traditional method, which will motivate students to systematic training sessions.
Keyword: All-Russian physical culture And Sports complex "GTO", students, GTO standards for gymnastic sports, special physical fitness, methods of physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития страны, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества. Особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан [1].
Комплекс «Готов к труду и обороне» - это универсальный комплекс, существенно развивающийся в настоящее время. Он предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия. Виды испытаний, входящие в состав Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Структура ВФСК ГТО состоит из XI ступеней (возрастных групп). В данной статье будет рассмотрена VI ступень комплекса, т.к., возраст студентов варьируется от 18 до 25 лет.
К настоящему времени под влиянием многочисленных факторов происходит снижение уровня физического развития студентов [3]. Физическая подготовка студентов находится не в лучшем положении: на неё влияет снижение двигательной активности, недостаточность самостоятельных занятий физической культурой, нарушение норм здорового образа жизни. Современное состояние подготовленности студентов предполагает использование новых методик и подходов, которые в большей степени помогут достигнуть результативности в области физической культуры и спорта. Применение этих методических приёмов будет способно улучшить здоровье, повысить функциональную и физическую подготовленность студентов к сдаче нормативов по новым требованиям ВФСК ГТО [2].
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
На начальном этапе исследования было проведено анкетирование студентов разных специализаций ФГБОУ ВО «ВГАФК» с целью определения общего отношения студентов к комплексу «ГТО» и его использованию в практике. Результаты представлены в виде диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Отношение студентов к комплексу ГТО по Анализ результаг°в аНКетирова-
результатам анкетного опроса ния показал, что большинство студентов
(70%) не владеют информацией о данном комплексе или только бегло слышали информацию о нём. Именно поэтому у них сложилось «отрицательное» отношение к ГТО и сдаче
нормативов этого комплекса. Совсем небольшая часть опрошенных (13%) позиционируют своё отношение к комплексу как «нейтральное». Практически пятая часть опрошенных студентов (17%) выразили свое отношение к комплексу как «положительное»: эти студенты готовы сдавать нормативы комплекса, в полной мере владеют имеющейся информацией о комплексе ВФСК ГТО. Кроме того, было выявлено, что студенты различных специализаций, в своем большинстве, ориентируются на достигнутый уровень технической и физической подготовленности, полученный в избранном виде спорта. В основном они отдают предпочтение методам повторного и многократного выполнения контрольных (тестовых) упражнений комплекса ГТО.
На втором этапе исследования было проведено тестирование студентов III курса различных специализаций (легкая и тяжелая атлетика, физическое воспитание, водные виды спорта, танцевальный спорт, спортивные виды гимнастики, футбол и спортивные игры) по выявлению уровня специальной физической подготовленности. В тестирование были включены нормативы ВФСК ГТО по гимнастическим видам:
- для юношей: подтягивания в висе на высокой перекладине (количество раз); наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье (см); поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки за голову (количество раз за 1 мин);
- для девушек: подтягивания из виса лежа на низкой перекладине 90 см (количе -ство раз); сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз); наклон вперёд из положения, стоя на гимнастической скамье (см); поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1 мин).
В ходе исследования был вывялен низкий и ниже среднего уровень показателей физической подготовленности студентов различных специализаций III курса при сдаче нормативов комплекса ГТО. В связи с этим, нами была разработана методика специальной физической подготовки студентов к сдаче гимнастических норм комплекса ГТО.
Методика: основной особенностью разработанной методики является процесс поэтапной подготовки, основанный на принципах доступности, последовательности и постепенности повышения нагрузок, а также применение статодинамических упражнений (таблица 1).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность разработанной методики определялась в условиях основного педагогического эксперимента, который проводился на базе кафедры Теории и методики гимнастики ВГАФК. В нём участвовали 10 студенток кафедры в возрасте от 21 до 22 лет. По результатам тестирования были сформированы две группы, контрольная и экспериментальная. Проверка однородности групп показала, что различия между средними результатами статически недостоверны (p> 0,05).
Таблица 1 - Методика специальной физической подготовки студентов к сдаче гимнастических нормативов комплекса ГТО_
I этап Подготовительный II этап Основной III этап Заключительный
Основные задачи
Повышение уровня подвижности в суставах. Повышение уровня силы и силовой выносливости мышц всего тела. Формирование рабочей осанки. Совершенствование подвижности в суставах. Повышение уровня силовой и скоростно-силовой выносливости. Совершенствование подвижности в суставах, силы и силовой выносливости мышц всего тела
Средства
Комплексы специальных упражнений: на гибкость, на формирование рабочей осанки, на силовые качества Комплексы специальных упражнений: на гибкость, на силу и ско-ростно-силовые качества Основные упражнения комплексов: на силу и силовую выносливость, на скоростно-силовые качества
Методы
Целостного и расчленённого упражнения, повторно-переменного упражнения Целостного и расчленённого упражнения, повторно-переменного упражнения Сопряженного воздействия, повторного упражнения, максимальных усилий
_Методические приёмы_
Изменение амплитуды и скорости выполнения упражнений, выполнение с различными мышечными усилиями,
_сочетание статических и динамических режимов работы мышц_
_Принципы подготовки_
_Принцип доступности, Принцип последовательности, Принцип постепенности повышения нагрузки_
Девушки обеих групп тренировались три раза в неделю по общепринятой методике. В экспериментальной группе в конце основной части тренировочного занятия включались разработанные комплексы специальной физической подготовки.
Основными средствами специальной физической подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО по гимнастическим видам являлись:
- для теста наклон вперёд: а) упражнения в седах с насильственным растягиванием с помощью партнёра; б) оттягивания из различных упоров, стоя на гимнастической стенке с использованием отягощений (гантели, гири);
- для теста подтягивания в висе лёжа: а) упражнения из различных исходных положений (вис стоя, вис лёжа, горизонтальный вис лёжа с опорой о тумбу, скамейку); б) подтягивание на высокой перекладине с помощью партёра или резинового жгута;
- для теста отжимания, в упоре лёжа: а) упражнения на укрепление рабочей осанки; б) статодинамические упражнения, лёжа на животе, спине, в упорах лёжа. Отжимания в упоре лёжа в облегчённых условиях с применением гимнастической стенки, скамейки, тумбы с постепенным повышением нагрузки;
- для теста поднимание туловища из положения, лёжа на спине: а) упражнения для мышц туловища и ног скоростно-силового характера; б) статические и динамические режимы и их сочетания, различные складки. Скорость исполнения постепенно увеличивается. Для выполнения упражнений используется гимнастический козёл и стенка.
По завершении реализации педагогического эксперимента была осуществлена итоговая оценка уровня физической подготовленности студенток и его сравнение с исходным. Критерием оценки эффективности разработанных средств, методов и методических приёмов являлся прирост уровня специальной физической подготовленности испытуемых. В экспериментальной группе девушек по всем четырём тестам произошли достоверные улучшения результатов (р<0,05). Так, в тесте отжимания в упоре лёжа результат увеличился на 63,8%; подтягивания в висе лёжа - на 87,2%; поднимание туловища из положения лёжа на спине - на 35,9%; наклон вперёд - на 70,0% (р<0,05). В контрольной группе достоверные изменения отмечены только по тесту на гибкость - на 25,0%. Сравнение результатов испытуемых по данному тесту показало, что они выше в экспериментальной группе и достоверно отличаются от контрольной (р< 0,05).
ВЫВОДЫ
Тестирование по гимнастическим нормативам ВФСК ГТО показало, что испытуемые экспериментальной группы по двум контрольным упражнениям на гибкость и ско-ростно-силовые качества показали результат на золотой знак отличия, а по двум тестам на силу - серебряный знак отличия. Испытуемые контрольной группы - один норматив на бронзовый знак отличия и три норматива на серебряный знак отличия. Однако средне-групповые результаты у них ниже, чем в экспериментальной группе. Таким образом, результаты проведенного педагогического исследования показали, что предлагаемая методика специальной физической подготовки студенток к сдаче гимнастических нормативов ВФСК ГТО показала свою высокую эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов О.Н. ГТО: прошлое и настоящее / О.Н. Иванов, М.А. Титенёва // Вестник Югорского государственного университета. - 2016. - Вып. 1 (40). - С. 174-176.
2. Павлов В.Е. Программа физической подготовки студентов к выполнению норм физкультурно-спортивного комплекса ГТО / В.Е. Павлов, И.В. Павлова // Гуманитарные исследования. - 2018. - №3 (20). - С.158-161.
3. Подготовка студентов к сдаче норм комплекса ГТО / И.М. Туревский [и др.] // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - № 6 (69). - С. 274-277.
REFERENCES
1. Ivanov, O.N. and Titeneva, M.A. (2016), "WHO: past and present", Vestnikyugorskogo gosu-darstvennogo universiteta, Issue 1 (40), pp. 174-176.
2. Pavlov, V.E. and Pavlova, I.V. (2018), "Program of physical training of students to fulfill the norms of the physical culture and sports complex GTO", Humanities research, No. 3 (20), pp. 158-161.
3. Turevski, I.M., Frolov, A.Yu., Petrushina, G.A. and Seregina, O.B. (2015), "Preparation of students to pass the standards of the TRP complex", Scientific notes of the Oryol state University, No. 6 (69), pp. 274-277.
Контактная информация: trifonov-5252@mail.r
Статья поступила в редакцию 10.11.2020
УДК 796.077
ИЗУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Анна Павловна Хомягина, магистрант, Александр Константинович Горбачев, магистрант, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Аннотация
Авторы статьи обратились к проблеме исследования морфологической составляющей физического развития студентов, как к одной из важнейших характеристик показателя их здоровья. Современная молодежь проявляет повышенное внимание к «архитектуре» своего тела, которая во многом определяется состоянием массы. Однако массу тела образует различный компонентный состав, включающий в основном жировую, мышечную и костную составляющие. Цель исследования состояла в выявлении величин указанных составляющих массы тела у представителей современной студенческой молодежи, обучающихся в медицинском вузе г. Хабаровска. Выбор данной категории обследованного контингента определяет новизну описанных данных. Подвергнутые анализу показатели были определены методами антропометрии, калиперометрии, динамометрии и путем стандартных специальных расчетных процедур.
Ключевые слова: масса тела, компонентный состав, антропометрия, калиперометрия, становая и кистевая сила, студенты-спортсмены.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p502-505
STUDYING THE COMPONENT BODY COMPOSITION OF STUDENTS AND NOT
IN SPORT
Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anna Pav-
lovna Khomyagina, the master student, Alexander Konstantinovich Gorbachev, the master student, Alexander Aleksandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk; Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, The Far East State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk