Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО
'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура и спорт / физическая подготовленность / физические качества / нормативы ГТО / студенты / physical culture and sports / physical fitness / physical qualities / GTO standards / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Губанцева Ирина Борисовна

Изучены результаты сдачи норм ГТО и предпочтения студентов в выборе испытаний (тестов). Разработана интегральная шкала оценивания физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по физической культуре и ВФСК ГТО. Проанализированы результаты тестирования физической подготовленности студентов и их соответствие требованиям к получению знаков ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Владимир Николаевич, Губанцева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES IN PREPARING STUDENTS FOR PASSING THE RWD STANDARDS

The results of passing the GTO standards and students' preferences in choosing tests (tests) were studied. An integral scale for assessing the physical fitness of students has been developed in accordance with the requirements of the work program for physical education and the All-Russian Sports and Physical Culture GTO. The results of testing students' physical fitness and their compliance with the requirements for obtaining GTO marks were analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО »

УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-3-28-38

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

В.Н. Егоров, И.Б. Губанцева

Изучены результаты сдачи норм ГТО и предпочтения студентов в выборе испытаний (тестов). Разработана интегральная шкала оценивания физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по физической культуре и ВФСК ГТО. Проанализированы результаты тестирования физической подготовленности студентов и их соответствие требованиям к получению знаков ГТО.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физическая подготовленность, физические качества, нормативы ГТО, студенты.

Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф., egorovw@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Губанцева Ирина Борисовна, канд. пед. наук, доц., gubantseva-irina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

В целях совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в 2014 году был введен в действие Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), который является программной и нормативной основой системы физического воспитания населения, определяет государственные требования к уровню его физической подготовленности [1, 2, 10]. В настоящее время ведется активная работа по его внедрению в сферу жизнедеятельности человека. Так, за десятилетний период в Тульской области приняли участие в сдаче норм ГТО около 78 тыс. человек, из них 63,81 % получили знаки отличия различного достоинства.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) нашел отражение в системе высшего образова -ния, силами региональных властей, образовательных учреждений реализуются многочисленные мероприятия по его популяризации и формированию положительной мотивации у обучающихся [5].

EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES IN PREPARING STUDENTS FOR PASSING THE RWD STANDARDS

Egorov V.N., candidate of pedagogical sciences, professor, egorovw@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University, Gubantseva I.B., candidate of pedagogical sciences, associate professor, gubantseva-irina@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

The results of passing the GTO standards and students' preferences in choosing tests (tests) were studied. An integral scale for assessing the physical fitness of students has been developed in accordance with the requirements of the work program for physical education and the All-Russian Sports and Physical Culture GTO. The results of testing students' physical fitness and their compliance with the requirements for obtaining GTO marks were analyzed.

Key words: physical culture and sports, physical fitness, physical qualities, GTO standards, students.

Анализ накопленного опыта обусловил необходимость пересмотра структуры ВФСК ГТО. Новые нормативы и требования к их выполнению установлены постановлением Правительства РФ «О внесении изменения в Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 17 января 2023 г. № 33. В основном изменение коснулось увеличения числа возрастных групп (ступеней) с одинна -дцати до восемнадцати. Возрастную группу 18-29 лет (6-я ступень, 2014), в которую, как правило, входят обучающиеся вузов, разделили на три: 7-я ступень - 18-19 лет, 8-я ступень - 20-24 года и 9-я ступень - 25-29 лет.

В работах ряда авторов затрагивается проблема физической подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО в рамках учебного процесса по физической культуре, раскрываются результаты исследований по повыше -нию уровня развития отдельных физических качеств, представляются рабочие программы, ориентированные на выполнение норм ГТО [6-9]. Следует отметить, что управление учебным процессом по дисциплине «Физическая культура и спорт» предполагает, в первую очередь, решение задач образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности, выполнение которых в целом обеспечивает формирование универсальной компетенции (УК-7) по поддержке должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессио -нальной деятельности [4]. Видно, что организационно -методические составляющие занятий физическими упражнениями не связаны непосредственно с целенаправленной подготовкой к выполнению нормативов ГТО и организацией тестирования студентов. По-прежнему остается открытым вопрос об эффективности учебных занятий по физической культуре и спорту в достижении целевых индикаторов по выполнению нормативов ГТО.

Цель исследования - оценить эффективность учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в подготовке студентов к сдаче норм ГТО.

Задачи исследования:

1) изучить результаты сдачи норм ГТО и предпочтений студентов в выборе испытаний (тестов);

2) разработать интегральную шкалу оценивания физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по физической культуре и ВФСК ГТО;

3) проанализировать результаты тестирования физической подготовленности студентов и их соответствие требованиям к получению знаков ГТО.

Методика и организация исследования. В работе основными методами исследования являлись анализ литературных источников и нор -мативно-регламентирующих документов, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось в 2023 году на базе кафедры «Физическое воспитание и спорт» (ФВиС) Тульского государственного университета. Тестирование осуществлялось специалистами Центра тестирования ВФСК ГТО г. Тулы, в котором приняли участие 590 студентов 2-3-го курсов, из них 290 девушек и 300 юношей.

Тестирование было организовано и проведено в соответствии с приказом Министерства спорта РФ от 28.01.2016 № 54 «Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», предполагало следующую последовательность прохождения испытаний (тестов):

- гибкость: наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье;

- скоростные возможности: бег на 60 м;

- сила: подтягивание из виса на высокой перекладине (муж.), под -тягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (жен.), рывок гири 16 кг (муж.), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

- скоростно-силовые возможности: прыжок в длину с места толчком двумя ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине;

- выносливость: бег на 2000 м (жен.), бег на 3000 м (муж.).

Результаты исследования и их обсуждение. Успешность сдачи

норм ГТО студентами оценивалась по количеству полученных ими знаков ГТО. Статистические данные тестирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели успешности сдачи норм ГТО студентов 2-3-го курсов

Знак ГТО 2-й курс (7-я ступень 3-й ку рс (8-я ступень) Итого (590 чел.)

Юноши (176 чел.) Девушки (l91 чел.) In %n Юноши (124 чел.) Девушки (99 чел.) In %n

n % n % n % n % In %n

Золотой 4 2,3 3 1,6 7 1,9 1 0,8 - - 1 0,4 8 1,4

Серебряный 6 3,4 1 0,5 7 1,9 2 1,6 - - 2 0,9 9 1,5

Бронзовый 25 14,2 13 6,8 38 10,4 10 8,1 8 8,1 18 8,1 56 9,5

Всего 35 19,9 17 8,9 52 14,2 13 10,5 8 8,1 21 9,4 73 12,4

Из табл. 1 видно, что из 590 чел., принявших участие в тестировании, только 73 чел. (12,4 %) получили знаки ГТО различного достоинства, из них золотого знака были удостоены 8 чел. (1,4 %), серебряного - 9 чел. (1,5 %) и бронзового - 56 чел. (9,5 %). На втором курсе обладателей знаков ГТО было в 2,3 раза больше, чем на третьем. Существенное различие наблюдалось в количестве полученных знаков золотого и серебряного достоинства студентами 2-го и 3-го курсов (7/7 против 1/2).

В ходе тестирования студенты имели право выбора испытаний (тес -тов) ГТО (рисунок).

100.0 -90.0 -80.0 -70.0 -60.0 -50.0 -40.0 -30.0 -20.0 -10.0 -0.0

Показатели выбора испытаний (тестов) ГТО студентами, %

На рисунке видно, что подавляющее большинство юношей (98,7 %) и девушек (98,3 %) выбрали тест на гибкость. Из обязательных тестов ГТО вторым по популярности было контрольное упражнение «сгибание и раз -гибание рук в упоре лежа» (девушки - 61,4 % и юноши - 52,3 %). Востребованность тестов «бег на 60 м», «подтягивание из виса на высокой пере -кладине (муж.)» и «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (жен.)» у студентов была схожей (девушки - 33,1 % и юноши -

46.5 %). Меньше всего желания девушки и юноши проявили в прохождении испытания на выносливость (бег на 2000/3000 м), их доля составила

17.6 и 32,7 % соответственно. Из тестов по выбору студенты чаще всего предпочтение отдавали прыжку в длину (девушки - 71,7 % и юноши -90,3 %).

Следует отметить, что у девушек-второкурсниц интерес к сдаче тестов на скоростные и скоростно-силовые возможности был ниже, чем у девушек, обучающихся на 3-м курсе. У юношей 2-го и 3-го курсов показатели выбора испытаний (тестов) существенным образом не отличались друг от друга (табл. 2).

Для оценки результатов освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективные модули)» была раз -работана интегральная шкала оценивания физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями методико-практического раздела рабочей программы кафедры ФВиС и государственными требованиями ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденными приказом Минспорта РФ от 22.02.2023 № 117 (табл. 3).

98.3 98.7

90.3

71.7

61.4

49.3 52.3

43.7

33.8 32.7 32.4 30.3

17.6

14.0

Бег на 60 м Бег на Подтягивание Сгиб. и Наклон Прыжок в Поднимание 2000/3000 м разгиб. рук длину туловища

□ Девушки □ Юноши

Таблица 2

Показатели выбора испытаний (тестов) ГТО студентами, в зависимости от курса обучения, %

Девушки Юноши

Испытания (тесты) 2-й курс (191 чел.) 3-й курс (99 чел.) 2-й курс (176 чел.) 3-й курс (124 чел.)

Абс., Отн., Абс., Отн., Абс., Отн., Абс., Отн.,

чел. % чел. % чел. % чел. %

Бег на 60 м, с 71 37,2 27 27,3 92 52,3 56 45,2

Бег на 2000 м, с 34 17,8 17 17,2 - - - -

Бег на 3000 м, с - - - - 61 34,7 37 29,8

Подтягивание, раз 46 24,1 48 48,5 82 46,6 49 39,5

Сгиб. и разгиб. рук лежа, раз 134 70,2 44 44,4 89 50,6 68 54,8

Рывок гири, раз - - - - 4 2,3 3 2,4

Наклон, см 180 94,2 99 100,0 176 100,0 120 96,8

Прыжок в длину, см 132 69,1 76 76,8 166 94,3 105 84,7

Поднимание туловища за 1 мин, раз 55 28,8 33 33,3 11 6,3 31 25,0

Таблица 3

Интегральная шкала оценивания физической подготовленности студентов 2-3-го курсов (юноши / девушки)

Уровень ФП Баллы Испытания (тесты)

Скоростные возможности Выносливость Сила Гибкость Скоростно-силовые возможности

Бег на 100 м, с Бег на 3000/2000/ 1000 м, мин:с Подтягивание, раз Сгиб. и разгиб. рук лежа, раз Наклон, см Прыжок в длину, см Поднимание туловища, раз

1-2-й курсы

В 10 13,2/15,8 12:20/9:40 15/20 43/17 +13/+16 233/188 51/45

В/с 9 13,7/16,3 13:15/10:00 13/17 37/15 +11/+14 228/184 46/42

8 14,1/16,9 14:10/11:05 12/14 32/12 +8/+9 213/173 41/37

С 7 14,4/17,4 14:45/11:45 10/12 29/10 +7/+8 202/165 38/34

6 14,8/17,9 15:20/12:20 8/10 25/8 +6/+7 192/157 34/31

Н/с 5 15,0/18,1 15:50/12:50 7/9 22/6 +5/+6 186/150 33/28

4 15,2/18,3 16:20/13:20 6/8 18/5 +4/+5 180/145 31/26

Н 3 15,4/18,5 16:50/13:50 5/7 15/4 +3/+4 175/140 29/24

2 15,6/18,7 17:20/14:30 4/6 12/3 +2/+3 170/135 27/22

1 16,0/19,0 18:00/15:30 2/4 10/2 +1/+2 165/130 25/20

3-й курс

В 10 13,9/16,2 12:00/4:00 16/19 45/18 +13/+16 244/198 50/45

В/с 9 14,1/16,6 12:45/4:06 15/16 40/16 +11/+14 237/191 45/41

8 14,4/17,1 13:20/4:15 13/13 33/13 +8/+11 228/183 38/36

Окончание табл. 3

Уровень ФП Баллы Испытания (тесты)

Скоростные возможности Выносливость Сила Гибкость Скоростно-силовые возможности

Бег на 100 м, с Бег на 3000/2000/ 1000 м, мин:с Подтягивание, раз Сгиб. и разгиб. рук лежа, раз Наклон, см Прыжок в длину, см Поднимание туловища, раз

3-й ку рс3ы

С 7 15,0/17,6 14:00/4:25 11/11 30/11 +7/+9 218/176 35/34

6 15,8/18,1 14:50/4:35 9/9 27/9 +6/+8 207/167 32/31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н/с 5 16,0/18,3 15:20/4:45 8/8 24/7 +5/+7 200/160 31/28

4 16,2/18,5 15:50/4:55 7/7 21/6 +4/+6 193/155 30/26

Н 3 16,4/18,7 16:20/5:10 6/6 18/5 +3/+5 187/150 28/24

2 16,6/18,9 16:50/5:25 5/5 15/4 +2/+4 181/145 26/22

1 16,8/19,2 17:30/5:40 3/3 12/3 +1/+3 175/140 24/20

Примечание: ФП - физическая подготовленность, В - высокий уровень, В/с - уровень выше среднего, С - средний уровень, Н/с - уровень ниже среднего, Н - низкий уровень.

Разработанная шкала позволяет определить уровень физической подготовленности студентов как в единицах измерения испытания (теста), так и в баллах. Она условно разделена на 5 зон: первая зона соответствует высокому уровню физической подготовленности (10 баллов, золотой знак ГТО), вторая - уровню выше среднего (8-9 баллов, серебряный знак ГТО), третья - среднему (6-7 баллов, бронзовый знак ГТО), четвертая - ниже среднего (4-5 баллов) и пятая - низкому (1-3 балла). В шкалу включены 7 испытаний (тестов) для оценки уровня физической подготовленности студентов с дифференциацией результатов тестирования по отдельным физическим качествам, полу и курсу обучения.

Описательная статистика результатов тестирования студентов представлена в табл. 4, содержит средние значения выборки, характеристики вариации и распределения экспериментальных данных.

Таблица 4

Описательная статистика результатов тестирования студентов

Стат. хар-ки Испытания (тесты)

Бег на 60 м, с Бег на 2000/ 3000 м, с Подтягивание, раз Сгиб. и разгиб. рук лежа, раз Рывок гири, раз Наклон, см Прыжок в длину, см Поднимание туловища, раз

Девушки (290 чел.)

М 10,5 744,6 10,1 9,8 - 14,0 172,6 31,4

±m 0,1 13,2 0,3 0,2 - 0,3 1,1 1,0

Ме 10,4 740 10 9 - 14 170 31

Мо 10 740 10 9 - 16 170 31

Окончание табл. 4

Стат. хар-ки Испытания (тесты)

Бег на 60 м, с Бег на 2000/ 3000 м, с Подтягивание, раз Сгиб. и разгиб. рук лежа, раз Рывок гири, раз Наклон, см Прыжок в длину, см Поднимание туловища, раз

Девушки (290 чел.)

Ex 2,1 0,0 3,3 3,9 - -0,7 1,1 0,3

Sk 1,0 0,3 1,5 1,9 - 0,3 -0,4 -0,5

Хмин 7,8 575 4 3 - 6 110 4

Хмакс 13,8 970 20 19 - 25 212 51

Юноши (300 чел.)

М 8,8 917,2 12,7 28,7 36,3 10,4 221,6 39,4

±m 0,1 11,8 0,3 0,8 2,4 0,3 1,4 1,3

Ме 8,7 912 13 27 36 9 225 41

Мо 8,8 930 15 27 44 6 220 41

Ex 12,7 0,7 1,7 -0,1 -0,2 0,6 5,7 0,7

Sk 2,3 0,7 -0,1 -0,2 -0,2 1,0 -1,5 -0,7

Хмин 7,6 690 2 1 26 6 100 16

Хмакс 13,5 1260 27 45 44 27 275 54

Из табл. 4 видно, что у девушек результаты в тестах на гибкость (наклон вперед) соответствуют уровню развития выше среднего (серебря -ный знак ГТО), на скоростные (бег на 60 м) и скоростно-силовые (поднимание туловища из положения лежа и прыжке в длину с места) возможно -сти, силу (подтягивание из виса лежа на низкой перекладине и сгибание и разгибание рук в упоре лежа) - среднему уровню (бронзовый знак ГТО), на выносливость (бег на 2000 м) - уровню ниже среднего.

У юношей результаты тестирования выше. Так, показатели в наклоне вперед, подтягивании на перекладине и прыжке в длину с места соответствуют уровню развития выше среднего (серебряный знак ГТО), в бег на 60 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, поднимании туло -вища из положения лежа - среднему уровню (бронзовый знак ГТО). Как и у девушек, тестовый показатель юношей на выносливость (бег на 3000 м) находится на уровне ниже среднего.

Следует отметить, что у студентов 2-го курса практически все результаты тестирования выше, чем у студентов 3-го курса (исключение составляют силовые тесты у юношей). Разница в показателях тестирования колеблется от 0,1 до 5,8 %.

Выводы

1. Анализ результатов тестирования ГТО показал, что доля студентов, выполнивших нормативы, составила 12,4 % от численности (590 чел.) принявших участие. Данный показатель, примерно в 6 раз был ниже по показателям Тульской области. Основную часть составили бронзовые

знаки (9,5 %), в то время как количество знаков ГТО золотого и серебря -ного достоинства в сумме не превысило 3 %. Успешность сдачи нормативов ГТО у студентов 2-го курса была в 2,3 раза выше, чем у студентов 3-го курса и, прежде всего, по золотым и серебряным знакам ГТО.

2. В ходе изучения предпочтений студентов в выборе испытаний (тестов) ГТО выявлено, что из обязательных тестов приоритет принадле -жал наклону вперед (98,5 %), а из тестов по выбору - прыжку в длину с места (81 %). Востребованность тестов на скоростные возможности и силу колебалась в диапазоне от 32,4 до 61,4 %. Наименьший показатель выбора (17,6 %) наблюдался у девушек в испытании на выносливость (бег на 2000 м), у юношей данный показатель (бег на 3000 м) составил 32,7 %. Также обращает на себя внимание тот факт, что у девушек, обучающихся на 2-м курсе, интерес к сдаче тестов на скоростные и скоростно-силовые возможности был ниже, чем у тех, кто обучался на 3-м курсе. У юношей показатели выбора испытаний (тестов) в зависимости от курса обучения практически не изменились.

3. В настоящее время существует потребность в разработке инте -гральной шкалы оценивания физической подготовленности студентов с сопряжением учебной шкалы освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт (элективные модули)» и требова -ний ВФСК ГТО. На наш взгляд, оптимальным является включение 7 испы -таний (тестов), представления результатов в единицах измерения испытания (теста) и баллах, разделение на 5 уровней физической подготовленно -сти (первые три уровня находятся в тесной взаимосвязи с тестовой шкалой ГТО), а также дифференциация результатов тестирования по отдельным физическим качествам, полу и курсу обучения.

4. В процессе исследования выявлено, что в целом изучаемые пока -затели физической подготовленности соответствуют среднему уровню развития, то есть требованиям к получению бронзового знака ГТО. Исключение составляют результаты в тесте на гибкость и выносливость. В первом случае показатели соответствуют уровню развития выше среднего (серебряный знак ГТО), а во втором - ниже среднего. Кроме того, просматривается тенденция снижения тестовых показателей у студентов в процессе обучения. Так, у студентов 2-го курса практически все результаты тестирования выше, чем у студентов 3-го курса, разница между пока -зателями составляет около 3 %.

5. Несмотря на то что учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в первую очередь ориентирован на формирование универсальной компетенции (УК-7) и не предполагает целенаправленной подготовки к сдаче норм ГТО, можно констатировать следующее:

- обязательные учебные занятия по физической культуре способствуют достижению среднего уровня развития отдельных физических

качеств у обучающихся, а также целевых индикаторов по выполнению нормативов ГТО, однако проблема повышения показателей выносливости у студенческой молодежи по-прежнему остается актуальной [3];

- выполнение требований к уровню физической подготовленности студентов во многом сопряжено с информационно-пропагандистской работой в вузе и на кафедре ФВиС по вопросам тестирования и подготовки к сдаче норм ГТО, с формированием активного и сознательного отношения обучающихся и преподавателей к комплексу ГТО, с необходимостью внесения корректив в методико-практический раздел рабочей программы дисциплин по физической культуре и спорту с акцентированием на развитии быстроты, силы и особенно выносливости.

Список литературы

1. Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А. Проблемные аспекты внедрения комплекса ГТО в учебно-тренировочные занятия студентов вузов // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии: сб. материалов Всерос. с междунар. участ. заоч. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во КГЭУ, 2022. С. 24-28.

2. Евтушенко М.А., Джолиев И.М.О., Грошева Л.Ф. ГТО в системе физического воспитания студентов вузов // Молодежь и наука. 2019. № 2. С. 60.

3. Егоров В.Н. Фактологический аспект проблемы здоровьесбереже-ния учащейся молодежи // Известия Тульского государственного универ -ситета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 49-55.

4. Егоров В.Н. Физическая культура в условиях смены образовательных парадигм и государственных образовательных стандартов высшего образования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 18-26.

5. К вопросу о реализации Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе высшего образования / М.В. Грязев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С. 30-38.

6. Лифанов А.Д. Методика физической подготовки студенток вузов к выполнению норм комплекса ГТО с использованием средств мобильного обучения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10(188). С. 219-222.

7. Любарская Э.В. Определение физической подготовленности студенток вуза при выполнении ВФСК ГТО // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4. С. 4248.

8. Павлов В.Е. Организация и содержание физической подготовки студентов вузов для выполнения нормативов комплекса ГТО // Ученые Омска - региону: сб. материалов IV Регионал. науч.-техн. конф. Омск: Изд-во ОГТУ, 2019. С. 185-187.

9. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов педагогического вуза с нормами ВФСК ГТО VI ступени / Т.А. Андреенко [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2023. № 11(225). С. 23-26.

10. Тимерова И.И., Салахиев Р.Р., Меркулов А.Н. Актуальные вопросы внедрения нового комплекса ГТО в вузах РФ // Современные тен -денции развития теории и методики физической культуры, спорта и ту -ризма: сб. материалов II Всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2018. С. 312-315.

References

1. Vorob'eva I.V., Zalyalieva O.V., Faleeva S.A. Problemnye aspekty vnedreniya kompleksa GTO v uchebno-trenirovochnye zanyatiya studentov vuzov [Problematic aspects of introducing the GTO complex into educational and training sessions for university students] // Physical culture, sport, tourism: science, education, information technology: collection. materials Vseros. with international part. in absentia scientific-practical conf. Kazan: Publishing house KSEU, 2022. P. 24-28.

2. Evtushenko M.A., Dzholiev I.M.O., Grosheva L.F. GTO v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [GTO in the system of physical education of university students] // Molodezh' i nauka [Youth and science]. 2019. No. 2. P. 60.

3. Egorov V.N. Faktologicheskij aspekt problemy zdorov'esberezheniya uchashchej-sya molodezhi [Factual aspect of the problem of health conservation among students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2013. Iss. 1. P. 49-55.

4. Egorov V.N. Fizicheskaya kul'tura v usloviyah smeny obrazovatel'nyh paradigm i gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Physical culture in the context of changing educational paradigms and state educational standards of higher education] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 2. P. 18-26.

5. K voprosu o realizacii Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v sisteme vysshego obrazovaniya [On the issue of implementing the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO) in the higher education system] / M.V. Gryazev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2016. Iss. 4. P. 30-38.

6. Lifanov A.D. Metodika fizicheskoj podgotovki studentok vuzov k vypolneniyu norm kompleksa GTO s ispol'zovaniem sredstv mobil'nogo obucheniya [Methods of physical training of female university students to fulfill the standards of the GTO complex using mobile learning tools] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta] . 2020. No. 10(188). P. 219-222.

7. Lyubarskaya E.V. Opredelenie fizicheskoj podgotovlennosti studentok vuza pri vypolnenii VFSK GTO [Determination of the physical fitness of female university students when performing the All-Russian Physical Fitness and Sports GTO] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2021. Iss. 4. P. 42-48.

8. Pavlov V.E. Organizaciya i soderzhanie fizicheskoj podgotovki studentov vuzov dlya vypolneniya normativov kompleksa GTO [Organization and content of physical training of university students to fulfill the standards of the GTO complex] // Scientists of Omsk - region: collection. materials IV Regional. scientific-technical conf. Omsk: OGTU Publishing House, 2019. P. 185-187.

9. Sravnitel'nyj analiz urovnya fizicheskoj podgotovlennosti studentov pedagogi-cheskogo vuza s normami VFSK GTO VI stupeni [Comparative analysis of the level of physical fitness of students of a pedagogical university with the standards of the All-Russian Physical Sports Complex GTO VI level] / T.A. Andreenko [et al.] // Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 11(225). P. 23-26.

10. Timerova I.I., Salahiev R.R., Merkulov A.N. Aktual'nye voprosy vnedreniya no-vogo kompleksa GTO v vuzah RF [Topical issues of introducing a new GTO complex in universities of the Russian Federation] // Modern trends in the development of the theory and methodology of physical culture, sports and tourism: collection of articles. materials II All-Russian. with international part. scientific-practical conf. Malakhovka: Publishing house MGAFK, 2018. P. 312-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.