Научная статья на тему 'Физическая подготовленность подростков с различным уровнем здоровья и двигательной активности'

Физическая подготовленность подростков с различным уровнем здоровья и двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
485
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / HEALTH’S CONDITION / PHYSICAL PREPARATION / MOVEMENT ACTIVITY / ADAPTATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осадшая Л. Б., Богачев А. Н., Грецкая И. Б.

Изучены и проанализированы базовые показатели физической подготовленности подростков с различным состоянием здоровья и двигательными режимами, на основании чего разработан подход к оптимизации двигательного режима детей в условиях нарушения адаптивных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH AND MOVEMENT ACTIVITY

The main indexes of physical preparation of teenagers with different levels of health and movement activity were learned and analyzed. It has become a foundation of working out an approach to improve the children’s movement regime in conditions of adaptation abilities breach.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовленность подростков с различным уровнем здоровья и двигательной активности»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Осадшая Л.Б., Богачев А.Н., Грецкая И.Б.

Волгоградский государственный медицинский университет, Кафедра нормальной физиологии, г. Волгоград 400131, пл. Павших Борцов, д.1

Изучены и проанализированы базовые показатели физической подготовленности подростков с различным состоянием здоровья и двигательными режимами, на основании чего разработан подход к оптимизации двигательного режима детей в условиях нарушения адаптивных возможностей.

Ключевые слова: физическая подготовленность, состояние здоровья, двигательная активность, адаптивные возможности.

В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья подростков, существенная роль отводится двигательной активности и уровню физической подготовленности [1]. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей физической подготовленности подростков с различным уровнем здоровья и двигательной активности и разработка подхода к оптимизации их двигательного режима в условиях нарушения адаптивных возможностей организма. В процессе работы проведен сравнительный анализ физической подготовленности детей среднего школьного возраста с патологией сердечно-сосудистой системы, опорнодвигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и респираторной системы. Все обследованные подростки по уровню двигательной активности были разделены на 3 группы. Занимающиеся физической культурой в специальной медицинской группе по программе средней школы, были отнесены к группе со средним уровнем локомоций. В группе школьников с низким уровнем двигательной активности занятия физической культурой основывались на применении ЛФК под контролем врача. Контрольную группу составили подростки без отклонений в состоянии здоровья с высоким уровнем двигательной активности, занимающиеся физической культурой в основной группе. Всего было обследовано 286 девочек и 212 мальчиков в возрасте 13-15 лет. Для оценки физической подготовленности использовались общепринятые методики с определением индекса Руфье, коэффициента выносливости, скорости челночного бега, результатов прыжка в длину с места и броска набивного мяча [2]. В процессе исследований выявлено, что значения индекса Руфье во многом определяются уровнем двигательной активности. При этом нарушения в деятельности внутренних органов отражали лишь выраженность проявлений гипокинетического синдрома. Высокий коэффициент выносливости во всех группах обследования (не зависимо от пола, состояния здоровья и уровня двигательной активности) свидетельствовал о напряжении механизмов регуляции сердечно-сосудистой деятельности. Данный факт подтверждает то, что подростковый возраст является периодом серьезных перестроек организма, проявляющихся в первую очередь напряжением регуляторных систем кардиогемодинамики. У подростков с нарушением дыхательной функции выявлены разнонаправленные влияния режимов физической активности на значения коэффициента выносливости. Это можно объяснить кумулятивными гормональными воздействиями и нарушением оксигенации тканей, а также индивидуальными проявлениями кинезофилии и мотивации к занятиям физической культурой. Аналогичные результаты получены при сравнении времени челночного бега в анализируемых группах. Так ухудшение этого показателя имело место у подростков с отклонениями в состоянии здоровья при низком уровне локомоций. Более низкие результаты челночного бега у девочек с отклонениями в состоянии здоровья (не зависимо от двигательного режима) относительно здоровых сверстников и отсутствие подобных достоверных различий у мальчиков объясняются половыми отличиями природной кинезофилии и уровнем мотивации к занятиям физической культурой. В отличие от индекса Руфье и показателя челночного бега результаты прыжка в длину с места в большей степени отражали состояние здоровья подростков, чем выраженность гипокинетических проявлений. Это подтверждают более низкие значения прыжка в длину у подростков с отклонениями в состоянии здоровья (не зависимо от уровня двигательной активности). Исключение составили подростки с нарушением функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной системы, у которых было выявлено ухудшение результатов прыжка в длину при низком уровне локомоций. Изложенный факт может быть связан с недостаточным развитием скелетной мускулатуры, что подтверждается значениями индексов Кетле и Пинье, а также величинами кистевой динамометрии в этой группе обследования. Анализ результатов броска набивного мяча указал на недостаточное развитие мышц плечевого пояса у здоровых детей по сравнению с подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Вероятно, что в процессе занятий физической культурой в основной группе мало внимания уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы спины и плечевого пояса. При занятиях в специальной медицинской группе такие упражнения являются основными, т.к. нарушения осанки являются одним из проявлений гипокинетического синдрома в условиях снижения функциональных резервов организма. В группах обследованных девочек с низкой физической активностью отсутствовали достоверные различия результатов броска мяча по сравнению с контрольной группой, что также свидетельствует о недостаточном развитие у них мышц спины и плечевого пояса. Приведенный факт может быть связан, как с недостатками методики физического воспитания, так и с более низким уровнем природной кинезофилии, что в сочетании с ограничением резервных возможностей организма нивелирует эффекты занятий физической культурой [3]. Более высокие результаты броска мяча у мальчиков с отклонениями в состоянии здоровья и низким уровнем локомоций по сравнению со здоровыми школьниками можно объяснить суммарным

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

воздействием специальных упражнений, направленных на развитие мышц спины, плечевого пояса и природной кинезофилии. Отсутствие достоверных отличий в дальности броска набивного мяча у школьников с отклонениями в деятельности ЖКТ при различных двигательных режимах, вероятно, связано с отсутствием существенных различий в методике занятий физической культурой при обозначенной патологии в группах с различным уровнем физической активности. Таким образом, показатели физической подготовленности можно рассматривать не только как индикатор состояния здоровья подростков, выраженности гипокинетического синдрома, но и как интегративный показатель эффективности здоровьесберегающих технологий, применяемых в процессе физического воспитания подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осадшая О.Ю., Верстакова О.Е. Роль особенностей функционального состояния организма подростков в оптимизации учебной и физкультурной деятельности //Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке: Сб.науч.тр. - Вып.2. - Волгоград: ВолГУ, 2004. -С. 219-223.

2. Поляков С.Д., Хрущев С.В., Корнеева И.Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96с.

3. Никитушкин В.Г., Спирин В.К. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №4. -С. 37-45

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

PHYSICAL PREPARATION OF TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS OF HEALTH AND

MOVEMENT ACTIVITY

L.B. Osadshaya, A.N. Bogachev, I^. Gretskaya

Volgograd State Medical University, the faculty of normal physiology. Volgograd 400131, Pavshih Bortcov square 1,

The main indexes of physical preparation of teenagers with different levels of health and movement activity were learned and analyzed. It has become a foundation of working out an approach to improve the children’s movement regime in conditions of adaptation abilities breach.

Main words: physical preparation, health’s condition, movement activity, adaptation abilities.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.