Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 10–11 ЛЕТ ПРИ ОТБОРЕ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ФУТБОЛУ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 10–11 ЛЕТ ПРИ ОТБОРЕ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ФУТБОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / физическая подготовленность / отбор / педагогическое тестирование / football / physical fitness / selection / pedagogical testing

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аверьянов Сергей Викторович, Кайгородцева Ольга Владимировна, Ермолов Юрий Владиславович, Линдт Татьяна Александровна

Представлены результаты педагогического тестирования физической подготовленности школьников 10–11 лет для отбора в спортивную школу по футболу. Проведено сравнение показателей физической подготовленности юных футболистов, занимающихся в специализированной детско-юношеской школе по футболу, и детей, отобранных по итогам турнира среди учащихся четвертых классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аверьянов Сергей Викторович, Кайгородцева Ольга Владимировна, Ермолов Юрий Владиславович, Линдт Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 10–11 YEARS OLD DURING SELECTION FOR FOOTBALL SPORTS SCHOOLS

The results of pedagogical testing of the physical preparedness of schoolchildren aged 10–11 years for selection into a sports school for football are presented. A comparison was made of the physical fitness indicators of young football players involved in a specialized children's and youth football school and children selected based on the results of a tournament among fourth-grade students of a secondary school.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 10–11 ЛЕТ ПРИ ОТБОРЕ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ФУТБОЛУ»

СПОРТ

УДК 796.332

DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-58-64

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ ПРИ ОТБОРЕ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ ПО ФУТБОЛУ

С.В. Аверьянов, О.В. Кайгородцева, Ю.В. Ермолов, Т.А. Линдт

Представлены результаты педагогического тестирования физической подготовленности школьников 10-11 лет для отбора в спортивную школу по футболу. Проведено сравнение показателей физической подготовленности юных футболистов, занимающихся в специализированной детско-юношеской школе по футболу, и детей, отобранных по итогам турнира среди учащихся четвертых классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: футбол, физическая подготовленность, отбор, педагогическое тестирование.

PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN 10-11 YEARS OLD DURING SELECTION FOR FOOTBALL SPORTS SCHOOLS

Averyanov S.V., lecturer, omsk 40let@ma-il.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Kaigorodceva O.V., candidate of biological sciences, associate professor, kaigorodceva-olg@mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Ermolov Y.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, uka9@list.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports,

Lindt T.A., senior lecturer, lta@bk.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

The results of pedagogical testing of the physical preparedness of schoolchildren aged 10-11 years for selection into a sports school for football are presented. A comparison was made of the physical fitness indicators of young football players involved in a specialized children's and youth football school and children selected based on the results of a tournament among fourth-grade students of a secondary school.

Key words: football, physical fitness, selection, pedagogical testing.

Аверьянов Сергей Викторович, преподаватель, omsk 40let@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кайгородцева Ольга Владимировна, канд. биол. наук, доц., kaigorodceva-olg@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Ермолов Юрий Владиславович, канд. пед. наук, доц., uka9@list.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Линдт Татьяна Александровна, старший преподаватель, lta@bk.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Футбол является спортивной игрой, имеющей огромную популярность во всем мире. При этом уровень развития футбола постоянно растет, поэтому повышаются требования к игрокам. В настоящее время имеется большое количество профессиональных команд, в их состав регулярно привлекаются молодые спортсмены, демонстрирующие высокие спортивные результаты. Успешность футболиста зависит от множества показателей (морфологических, функциональных, технико-тактических и др.), которые и

определяют успех команды в целом [1-3]. В связи с этим в системе подготовки юных футболистов обязателен спортивный отбор.

Проблема спортивного отбора в спортивных школах с учетом возрастающей конкуренции между высококвалифицированными спортсменами и обусловленной необходимостью целенаправленной специализиро -ванной подготовкой резервов приобретает все большее значение с каждым годом [4, 5]. Отбор детей в спортивные школы проводится с целью выявления у них потенциальных спортивных способностей к занятиям тем или иным видом спорта. От эффективности отбора во многом зависит точность прогнозирования спортивных достижений будущего спортсмена [6].

Набор детей на этап начальной подготовки в игровые виды спорта, в том числе в футбол, рекомендуется проводить в возрасте 7 лет [7]. Однако в процессе подготовки многие дети прекращают заниматься спор -том уже к этапу спортивного совершенствования по разным причинам: отсутствие интереса к занятиям, конфликт с тренером или другими занимающимися, желание заниматься другим видом спорта и др. [8]. В связи с этим возникает необходимость набора детей старшего возраста, не занимающихся спортом, но имеющих желание и достаточный уровень развития двигательных качеств, сразу на учебно-тренировочный этап (спортивного совершенствования).

Целью исследования является оценка физической подготовленности детей 10-11 лет при отборе в спортивные школы по футболу.

Задачи исследования:

1) выявить с помощью экспертной оценки перспективных школьников среди учащихся 4-х классов средних общеобразовательных школ во время проведения турнира по футболу;

2) определить и сравнить уровень физической подготовленности юных футболистов и школьников, отобранных в результате экспертной оценки.

Методика и организация исследования. Исследование осуществлялось на базе крытого футбольного манежа спортивного комплекса «Красная звезда», имеющего поле с искусственным покрытием (г. Омск), и кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. В исследовании приняли участие 20 футболистов, занимающихся в БУДО «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Иртыш» (г. Омск), и школьники, не занимающиеся спортом (п=15), отобранные с помощью экспертной оценки. В качестве экспертов были приглашены тре -неры высшей категории (п=3), основное их внимание было обращено на технико-тактические действия школьников. Отбор детей проводился во время проведения турнира по футболу среди учащихся 4-х классов средних общеобразовательных школ, в котором участвовало 112 школьников. Для проведения соревнования был выбран формат игр, рекомендуемый

Российским футбольным союзом для данного возраста. Возраст участников - 10-11 лет.

Статистическая обработка включала вычисление среднего арифметического (Х) и среднеквадратического отклонения (о) для каждой иссле -дуемой группы. Достоверность различий между выборками определялась по ^критерию Стьюдента при р<0,05.

Для оценки общей и специальной физической подготовленности используется большое количество разнообразных тестов, представленных в научно-методической литературе [9, 10].

Исследование физической подготовленности проводилось по единой программе для юных футболистов и школьников, которые были отобраны экспертами как перспективные для занятий футболом. В программу педагогического тестирования вошли контрольные упражнения из федерального стандарта по виду спорта «футбол», используемые для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап подготовки, позволяющие оценить общую физическую подготовку:

1) бег на 30 метров с места, с;

2) прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см;

3) челночный бег 3*10 метров, с.

Для оценки уровня специальной подготовленности были использо -ваны следующие тесты:

1) ведение футбольного мяча по прямой 30 метров, с;

2) ведение мяча с обводкой фишек 30 метров, с;

3) жонглирование футбольным мячом, кол-во раз;

4) передачи мяча в гимнастическую скамейку, кол-во раз.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в результате исследования данные об общей физической подготовленности юных футболистов и перспективных школьников сравнивали между собой и в соответствии с переводными нормативами из федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол». Выявлено, что юные футболисты и школьники успешно справились с испытаниями «бег на 30 м с места» и «прыжок в длину с места», показав результаты более высокие, чем представленные в федеральном стандарте (таблица).

Результаты исследования физической подготовленности футболистов и школьников 10-11 лет, Х±и

№ п/п Контрольные упражнения Группа футболистов (n=20) Группа школьников (n=15) Нормативы из ФССП

1 Бег на 30 м с места, с 4,86±0,30 4,87±0,40 не более 5,4

2 Прыжок в длину с места, см 207,0±10,2 205,0±8,3 не менее 160

3 Челночный бег 3*10 м, с 8,96±0,60 9,08±0,50 не более 8,7

Окончание

№ п/п Контрольные упражнения Группа футболистов (n=20) Группа школьников (n=15) Нормативы из ФССП

4 Жонглирование футбольным мячом ногами, кол-во раз 23,7±2,9 17,3±2,1* -

5 Ведение мяча по прямой 30 м, с 5,12±0,19 5,25±0,28 -

6 Ведение мяча 30 м с обводкой фишек, с 5,29±0,20 6,05 ±0,21* -

7 Передача мяча в гимнастическую скамейку, кол-во раз 32,0±1,8 26,1±4,3* -

Примечание: * - различия достоверны при р<0,05, ФССП - федеральный стандарт

спортивной подготовки.

Из таблицы видно, что среднегрупповые показатели выполнения теста «челночный бег 3*10 м» были хуже, чем нормативные значения из федерального стандарта как у футболистов, так и у школьников. Достоверных различий по данным тестам между двумя группами выявлено не было.

Следует отметить, что при сравнении индивидуальных показателей школьников со среднегрупповыми показателями юных футболистов было выявлено следующее: в беге на 30 м с места - 7 человек (47 %), в прыжке в длину с места и челночном беге - по 6 человек (40 %) показали результат выше. Среди школьников только 3 человека (20 %) в тесте «челночный бег 3*10 м» показали время менее 8,7 с, которое является нормативным, согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол».

Для оценки уровня специальной подготовленности школьники и юные футболисты выполняли четыре теста (см. таблицу). При анализе среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности выявлено, что группа школьников справилась хуже, чем группа футболи -стов. Достоверные различия по результатам тестирования между группами выявлены в следующих тестах: ведение мяча 30 м с обводкой фишек, жонглирование футбольного мяча ногами и передача мяча в гимнастическую скамейку.

Тест «ведение мяча по прямой 30 м» проводился следующим образом: испытуемый должен преодолеть данное расстояние с максимальной скоростью, при этом необходимо совершить минимум пять касаний мяча. При анализе результатов исследования выявлено, что время прохождения дистанции у футболистов лучше, чем у школьников, однако достоверных различий не обнаружено. В сравнении со среднегрупповыми значениями футболистов 5 человек (33 %) выполнили данное задание за меньшее время.

Для выполнения теста «ведение мяча с обводкой фишек на дистанции 30 м» через каждые пять метров устанавливаются фишки. Задача испытуемого - как можно быстрее преодолеть данную дистанцию, при этом зигзагообразно обойти все расставленные фишки. Выполнение дан -ного теста у школьников получилось хуже, чем у футболистов. Однако 6 человек (40 %) справились с этим тестом лучше и показали время менее 5,29 с, которое являлось средним для группы юных футболистов.

Контрольное упражнение «жонглирование футбольным мячом ногами» заключается в том, что испытуемый не дает мячу упасть на землю, подкидывая его вверх с помощью ног. Таким способом определя -ется уровень развития ловкости и навыки владения мячом. Среднегруппо-вые значения данного показателя у футболистов значительно выше, чем у школьников (см. таблицу). Проведенный анализ полученных данных позволил выявить, что 7 человек (47 %) показали результат выше, что говорит об их отличном владении мячом.

Тест «передача мяча в гимнастическую скамейку» состоит в том, что на расстоянии пяти метров от гимнастической скамейки обозначается линия, на которой устанавливаются два мяча: один основной, второй -резервный. Испытуемому в течение одной минуты необходимо совершить как можно больше точных передач, не переходя за обозначенную линию. Если основной мяч стал недоступным испытуемому вследствие неточного удара или неудачного отскока от скамьи, можно использовать резервный мяч. Если и резервный мяч оказался недоступным, упражнение прекращается, несмотря на то что время выполнения упражнения не истекло.

При выполнении данного теста футболистами средний результат составлял 32 раза за минуту, тогда как у школьников - 26 раз за минуту. Данный тест школьникам было выполнять сложнее: 4 человека (27 %) смогли показать результат выше среднегрупповых значений футболистов.

Следует отметить, что из 15 школьников, отобранных экспертами, 3 человека (20 %) справились с тестами, направленными на определение общей и специальной физической подготовленности, показав при этом результаты выше, чем среднегрупповые значения для футболистов.

Заключение. По итогам проведенного тестирования по показате -лям общей физической подготовленности группа отобранных школьников статистически значимо не отличалась от группы футболистов. Результаты тестирования специальной физической подготовленности у футболистов 10-11 лет были более высокие, чем у школьников, отобранных в результате экспертной оценки. Выявленные показатели специальной физической подготовленности могут учитываться при отборе на учебно-тренировочный этап в спортивные школы по футболу.

Список литературы

1. Водолажский Г.И., Демихов E.H., Здоренко И.В. Современные методы отбора юных футболистов // Физическая культура и спорт: инте -грация науки и практики: сб. материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. С. 157-159.

2. Мифтахов А.Ф., Шаймарданова Л.Ш. Отбор и прогнозирование способностей футболистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 158-162.

3. Ушнов A.H., Угольникова О.А., Ежуров И.Р. Популяризация футбола в социально-образовательном пространстве: проблемы, модели и теоретизация // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2021. № З(З7). С. 45-53.

4. Бабинов В.Ф. Привлечение детей к занятиям и сохранение их в секции футбола и мини-футбола // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Консалтинговая компания «Юком», 2014. С. 18-2Q.

5. Бобровская Ю.А. Особенности отбора детей для занятий в спортивных секциях по футболу // Образование и наука без границ: социально -гуманитарные науки. 2Q21. № 16. С. 193-195.

6. Methodological issues in soccer talent identification research / T.L.G. Bergkamp [et al.] // Sports medicine. 2Q19. № 49(9). P. 1317-1335.

7. Страдзе А.Э., Федорова Е.Ю., Скотникова А.В. Единые подходы к определению минимального возраста зачисления в группы на этап на -чальной подготовки по видам спорта // Вестник МГПУ. Естественные науки. 2022. № 4(48). С. 50-58.

8. Мотивировка причин прекращения занятий спортом на этапе начальной подготовки / В.И Коваленко [и др.] // Ученые записки универси -тета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 6(208). С. 176-18Q.

9. Губа В.П., Шамардин A.A. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов: монография. М.: Советский спорт, 2015. 284 с.

1Q. Семенов ЕЛ. Особенности тестирования физической подготовленности футболистов // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. науч. статей VIII Всерос. очной науч-практ. конф. с междунар. участием, Воро -неж: ИПЦ «Шучная книга», 2019. С. 82-86.

References

1. Vodolazhskij G.I., Demihov E.N., Zdorenko I.V. Sovremennye metody otbora yunyh futbolistov [Modern methods of selecting young football players] // Physical culture and sport: integration of science and practice: collection of articles. materials XIX Int. scientific-practical conf. Stavropol: Publishing house NCFU, 2Q22. P. 157-159.

2. Miftahov A.F., Shajmardanova L.Sh. Otbor i prognozirovanie sposobnostej futbo-listov 9-10 let na etape nachal'noj podgotovki [Selection and forecasting of the abilities of football players aged 9-10 years at the stage of initial training] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2016. No. 4-1. P. 158-162.

3. Ushnov A.N., Ugol'nikova O.A., Ezhurov I.R. Populyarizaciya futbola v social'no-obrazovatel'nom prostranstve: problemy, modeli i teoretizaciya [Popularization of football in the social and educational space: problems, models and theorizing] // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta [Bulletin of the Siberian State Industrial University]. 2021. No. 3(37). P. 45-53.

4. Babinov V.F. Privlechenie detej k zanyatiyam i sohranenie ih v sekcii futbola i mini-futbola [Attracting children to classes and keeping them in the football and mini-football sections] // Theoretical and applied issues of education and science: collection. scientific works based on the materials of the International. scientific-practical conf. Tambov: Consulting company "Ucom", 2014. P. 18-20.

5. Bobrovskaya Yu.A. Osobennosti otbora detej dlya zanyatij v sportivnyh sekciyah po futbolu [Features of the selection of children for classes in football sports clubs] // Obrazo-vanie i nauka bez granic: social'no-gumanitarnye nauki [Education and science without borders: social and humanitarian sciences]. 2021. No. 16. P. 193-195.

6. Methodological issues in soccer talent identification research / T.L.G. Bergkamp [et al.] // Sports medicine. 2019. No. 49(9). P. 1317-1335.

7. Stradze A.E., Fedorova E.Yu., Skotnikova A.V. Edinye podhody k opredeleniyu minimal'nogo vozrasta zachisleniya v gruppy na etap nachal'noj podgotovki po vidam sporta [Unified approaches to determining the minimum age for enrollment in groups at the stage of initial training in sports] // Vestnik MGPU. Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Natural Sciences]. 2022. No. 4(48). P. 50-58.

8. Motivirovka prichin prekrashcheniya zanyatij sportom na etape nachal'noj podgotovki [Motivation of reasons for stopping sports at the stage of initial training] / V.N. Kova-lenko [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2022. No. 6(208). P. 176-180.

9. Guba V.P., Shamardin A.A. Kompleksnyj kontrol' integral'noj funkcional'noj pod-gotovlennosti futbolistov [Complex control of integral functional readiness of football players]: monograph. M.: Soviet sport, 2015. 284 p.

10. Semenov E.N. Osobennosti testirovaniya fizicheskoj podgotovlennosti futbolis-tov [Features of testing the physical fitness of football players] // Medical-biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle: collection of articles. scientific Articles VIII All-Russian. full-time scientific practical training conf. with international participation, Voronezh: IPC "Scientific Book", 2019. P. 82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.