С.В. Галдобина
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К ЗАЩИТЕ РОДИНЫ В 1946-1991 гг.:
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Историографическое исследование проблемы военно-политического воспитания показывает, что одним из основных его направлений в 1946-1991 гг., о котором шла речь в трудах обществоведов, являлась физическая подготовка населения, воспитание крепких, выносливых и здоровых защитников Отчизны.
Большое влияние на активизацию разработки проблемы оказали принятые в исследуемый период постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Опираясь на имевшуюся методологическую базу и фактический материал, советские ученые-обществоведы, практики военно-патриотического воспитания определили внутреннюю структуру физической подготовки граждан в ракурсе военно-патриотической работы в рассматриваемом периоде1. Важными элементами здесь являлись: а) военно-прикладные виды спорта; б) военно-технические виды спорта2; в) различные военно-спортивные кружки и секции; г) всевозможные смотры-экзамены по физической и военно-технической подготовке3; д) военноспортивные игры «Зарница» и «Орленок»4; е) оборонно-спортивные (военноспортивные) лагеря5; ж) первенство страны по многоборью ГТО на призы газеты «Комсомольская правда»6.
Изучение состояния разработки вопросов военно-патриотического воспитания показывает: проблема деятельности руководства государственных и общественных организаций по развитию физической культуры, спорта привлекла большое внимание исследователей.
Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли труды Н.В.
7
Печерского, Г.С. Киракозова . В них анализируется и обобщается опыт по становлению и развитию физкультурного движения в СССР до середины 70-х гг. Однако в отмеченных работах не нашло отражения содержание деятельности государственных органов и общественных организаций по физической подготовке населения к защите Родины, а молодежи - к службе в Вооруженных Силах. Отдельные аспекты вопроса раскрываются в исследованиях, посвященных деятель-
ности советских, комсомольских, оборонных организаций и органов здравоохранения8.
Эти проблемы нашли отражение в работах Е.В. Астаховой, В.Н. Вестеров-ского, А.В. Клыкова, К. Л. Артемова. А.В. Клыков, например, в одном из разделов диссертации показал работу различных общественных организаций Ленинграда по подготовке молодежи к военной службе. При этом он отметил, что в ходе данной работы решалась двойная задача: с одной стороны, развивались общие и специальные качества юношей, необходимые для общефизической выносливости, а с другой - воспитывались высокие морально-политические качества будущего война, т.е. показано тесное единство направлений военно-патриотического воспитания9. В брошюре К.Л. Артемова10 автор принципиально подошел к освещению основных недостатков в физической подготовке призывников, к вскрытию причин, породивших издержки в этой работе различных государственных и общественных организаций. Следуя новым веяниям второй половины 80-х гг., автор сделал попытку показать пути устранения негативных явлений в этом чрезвычайно важном деле.
К чести названных выше авторов, на наш взгляд, необходимо отнести то, что их работы - первые попытки нового отношения в освещении вопросов в области воспитания населения СССР в исследуемые годы.
О значении физкультуры и спорта в выработке у граждан силы и выносливости, ловкости и находчивости, мужества говорится в выпущенных различными издательствами сборниках и пособиях11.
Анализ архивных источников и публикаций высвечивает характерную черту исторической литературы середины 40-х - середины 80-х гг, рассматривающей вопросы физической подготовки населения к защите Родины, а молодежи -к службе в Вооруженных Силах. Она состоит в отражении приукрашенного состояния дел, отсутствии показа эффективности проводимой работы в плане связи с воинской службой. Вывод ученых, критиков о том, что «в настоящее время
почти все призывники являются значкистами ГТО», стал доминирующим в дис-
12
сертациях, книгах, статьях . Даже если приводились какие-либо недостатки, таблицы, графики упрямо показывали положительную тенденцию и всегда давали понять, что с этим вопросом все нормально и в Вооружённые Силы убыло физически крепкое, здоровое поколение, способное успешно овладеть сложной боевой техникой и оружием, стойко переносить большие физические нагрузки, преодолевать тяжести и лишения воинской службы.
В то же время архивы содержат документы и материалы, которые должны были настроить ученых и подвести их к иным выводам и оценкам. Так, к примеру, только в 1965 г. около 250 тысяч выпускников восьмилетних школ Украины не выполнили норм комплекса БГТО13. О том, что состояние физической закалки молодежи не отвечает требованиям воинской службы, отмечал в 1967 г. Секретариат ЦК Компартии Казахстана14. На заседании секции № 7, XXVII съезда ВЛКСМ, рассматривавшей вопросы военно-патриотического воспитания, были приведены данные проверки физической подготовленности 3,5 тысяч молодых солдат одного призыва. Выяснилось, что только 10% из них смогли полностью выполнить требования комплекса ГТО15. Через 4 года ЦК ВЛКСМ категорично подчеркивал: ряд комсомольских организаций занимается откровенным самообманом, показывая в отчетах 100%-ную сдачу призывниками нормативного комплекса ГТО (в целом по стране 98,7%). Это подтверждалось данными проверки Спорткомитетом Министерства обороны СССР по четырем нормам комплекса ГТО третьей ступени, которая показала, что из проверенных нормы ГТО подтвердили только 17,2% юношей, не смогли проплыть 100 метров - 11%, полностью не умели плавать - 6,2%16.
Причинами сложившегося положения дел были: обман, очковтирательство,
17
подмена подготовки значкистов ГТО рядовыми мероприятиями .
Очковтирательство и приписки в начале 80-х гг. XX в. в физической подготовке будущих воинов отмечались в Ленинградской и Тюменской областях, в
18
Армянской, Киргизской, Туркменской, Таджикской союзных республиках . Порочной практикой было и то, что большое количество коллективов физкультуры, и особенно сельских, в этот период вообще не занимались подготовкой молодежи по нормам комплексам ГТО19.
Результатом такой «совместной деятельности » ученых и практиков является то, что в первой половине 80-х гг. лишь каждый пятый юноша, призванный
20
в ряды Вооруженных Сил СССР, подтверждал нормы ГТО .
Следует сказать, что, кроме архивных данных, о серьезных проблемах в
21
физической подготовке юношей были и открытые публикации в печати . О нерешенности проблемы говорили и итоги заседания коллегии Министерства обо-
22
роны СССР в январе 1988 г., о чем писала газета «Правда» .
Так чем же было обусловлено несоответствие выводов, содержавшихся в исторических исследованиях, с положением дел на практике?
Во-первых, на деятельности ученых, скажем, нередко носившей комментаторский, а то и конъюнктурный характер, сказывалось то, что в период до 1985 г. было «немодным» говорить о малой эффективности проводимой работы и имеющихся недостатках; во-вторых, том, что архивы, с которыми работали исследователи, особенно местные, являлись носителями «ложной» информации, т.к. содержали и содержат наряду с другими и нивелированный материал, т.е. всю ту отчётность, которую кроме как «очковтирательством» не назовёшь23; в-третьих, деятельность различных спортивных организаций была направлена на воспитание чемпионов, что приводило к запущенности массовости в спорте и вынуждало давать «красивые» отчёты, перекочевавшие потом в архивы24.
Таким образом, отмеченное выше как следствие застоя, догматического подхода вкупе с необходимостью требовало от ученых с позиции урока правды сказать о недопустимости в угоду сиюминутности идти на искажение реального состояния дел, предавая объективность научного познания. А это в конечном итоге приводило к серьёзным издержкам в вопросах обороны страны.
Здесь можно согласиться с выводами практического характера А.П. Волко-
25
ва, который предлагал : а) усилить работу по пропаганде комплекса ГТО, сделать регулярные занятия спортом жизненной необходимостью каждого челове-ка26; б) повысить военно-прикладную направленность занятий по физической культуре; в) вовлекать молодёжь в активные занятия военно-прикладными вида-
27
ми спорта ; г) изжить формализм, бумаготворчество; д) усилить заботу о совершенствовании спортивной базы и более эффективном её использовании28; е) решить кадровый вопрос, особенно для организации массового физкультурного движения29.
Перед исследователями начала XXI в. ныне, в связи с новыми требованиями во весь рост встает задача совместно с практическими работниками поиска путей эффективного разрешения имеющихся проблем в подготовке физически крепких, здоровых защитников Родины, с учетом опыта и ошибок прошлых лет.
Отдельную группу работ 1946-1991 гг. составляют труды ученых и практиков, раскрывающие деятельность прежде всего ВЛКСМ и ДОСААФ по развитию
30
военно-прикладных и военно-технических видов спорта . В первую очередь, это издания издательства ДОСААФ, которое в среднем в год выпускало около 250
31
наименований литературы по данной проблеме . При этом основное внимание уделялось описанию достижений тех лет, показу значимости этих видов спорта в
подготовке населения к защите страны. Как правило, проблемные стороны дела констатировались без поиска глубинных причин.
Из огромной массы работ, вышедших в этот период по проблеме участия
32
ДОСААФ в организации спортивной работы , выделим труды бывших председателей Оборонного общества А.Л. Гетмана, А.И. Покрышкина, Г.М. Егорова, вобравших в себя все аспекты деятельности ДОСААФ. Книги, сборники под их редакцией написаны в мажорных тонах и носят в большей мере пропагандистский характер, имея целью привлечь внимание общественности к возглавляемой ими организации33.
В непосредственной связи с вопросами физической подготовки населения в те годы стояли вопросы лечебно-оздоровительной работы. Однако следует подчеркнуть, что в те годы авторы не ставили перед собой цель специально исследовать деятельность государственных органов и общественных организаций по лечебно-оздоровительной работе во взаимосвязи с подготовкой к воинской службе. Обычно эти вопросы, если ставились, то в виде фрагментов в отдельных трудах34. Из опубликованных небольших по объему работ лишь В. М. Калмыко-вым35 сделана попытка показать сущность лечебно-оздоровительной работы и роль в ее осуществлении лечебных учреждений Киргизии и Казахской ССР. Автором подчеркивалось, что решающая роль в успешной подготовке здоровой молодежи принадлежит школе, в том числе школьному врачу. Положительным аспектом является предложенный автором примерный комплексный план оздоровительной работы по подготовке молодежи к призыву в Вооруженные Силы. В то же время практическая работа различных организаций по проведению лечебной работы с допризывниками В. М. Калмыковым не раскрывается.
Вместе с тем историографический анализ имеющейся литературы и состояния дел на практике говорит о том, что данная проблема требовала более детального изучения. Необходимо отметить, что сложность раскрытия данной проблемы в 1946-1991 гг. обусловливалась прежде всего закрытостью информации и установками того времени об улучшении качественного состояния здоровья населения СССР. Поэтому более объективная информация о состоянии лечебнооздоровительной работы давалась в недоступных для большинства ученых изда-нях, которые и до сегодняшнего дня носят закрытый характер36.
Например, архивные документы свидетельствуют, что в 1966 г. 14-16%
37
учащихся старших классов Украины были близоруки , в Азербайджане от 15 до
38
20% призывников не были освидетельствованы . На низкий уровень лечебно-
оздоровительной работы с призывниками указывал в 1967 и 1974 гг. ЦК Компартии Казахстана39, в 1970 г. - ЦК Компартии Туркмении40.
В 1946-1991 гг. от 700 до 800 тысяч детей в стране относились к специальной группе с ослабленным здоровьем41, каждый десятый юноша по состоянию
42
здоровья был негоден к строевой службе . По этой же причине росло и количество лиц, получивших отсрочку от воинской службы: в 1983 г. 0,9% призывников, в 1984 г. - 1,0% , в 1985 г. - 1,1%43.
По состоянию на 1991 г. лишь 20-25 % будущих воинов признавались врачами практически здоровыми, а 58 % выпускников школ - ограниченными по состоянию здоровья в выборе профессии, в том числе армейской44. Из числа годных к воинской службе примерно 70 % москвичей на начало 1992 г. имели ограничения - по причине нездоровья они не могли служить в ВМФ, ВДВ, погранвойсках.
В 80-е гг. XX в. призывные комиссии столкнулись с давно забытыми вещами - с ростом числа отощавших и зараженных вшами молодых людей. В 1991 г. количество призывников, имеющих «дефицит массы тела», увеличилось почти на треть, зараженных вшами - на 20 %. И это всего за один год. В этих условиях не своевременным было подписание приказа министра обороны СССР № 260 от 1987 г. и существенно его корректировавшего приказа № 436 от 1991 г. о внесении изменений в так называемое расписание болезней. Согласно последнему исключалось направление в войска тех, кто ранее попадал под категорию годных к нестроевой службе (это примерно 30 тыс. призывников). Бесспорно, эти решения существенно затруднили комплектование армии и флота, они еще раз «оголили» первопричину проблемы - болезнь самого общества.
Таким образом, оценивая в целом состояние исследований в 1946-1991 гг., следует подчеркнуть, что исторической наукой сделан значительный шаг вперед в изучении и обобщении опыта физической подготовки населения к защите страны. Во второй половине 80-х гг. XX в. они стали менее описательными, более фундаментальными, критическими. Творческим успехам ученых-историков, их достижениям во многом способствовало открытие более широкого доступа к архивным фондам и книгохранилищам страны.
Но, как уже отмечалось, наряду с достижениями советской науки в исследовании проблем физической подготовки в 1946-1991 гг. ей присущи и недостатки, суть которых сводилась к следующему: многие из трудов страдали чрезмерной описательностью, отражали приукрашенное состояние дел; глубокий науч-
ный анализ содержания, характера, средств, форм и методов проводимой работы зачастую подменялся простым перечислением и др.
Говоря в целом об историографии проблем физической подготовки в 19461991 гг., следует отметить, что после 1991 г. появились новые работы, которые можно условно разделить на две группы:
- во-первых, работы, в которых дана попытка объективно оценить сложившуюся ситуацию. Это труды А.И. Анохина, В.Н. Иванова, С. Д. Половецкого, В.В. Прилуцкого, А.В. Маклачкова, С.Ф. Кужилина, С.В. Федулова45 Более полно, хотя и фрагментарно, эти вопросы исследованы в докторской диссертации А.П. Волкова46;
- во-вторых, исследования, статьи, ставившие под сомнение необходимость учитывать опыт прошлого47.
В целом, говоря о состоянии историографии исследования вопросов физической подготовки населения в 1946-1991 гг., необходимо отметить, что и сегодня эти проблемы требуют изучения в плане обобщения опыта и поиска путей оптимизации перехода на контрактную армию. При этом остаются малоисследованными годы с 1946 по 1959, вопросы взаимосвязи укрепления обороны страны с борьбой против наркомании, с улучшением здоровья населения России.
1 См., напр.: АстаховаЕ.В. Партийное руководство физическим воспитанием молодежи в условиях совершенствования социализма (1971-1981 гг.). (На материалах Украинской ССР): Дис. ...канд. ист. наук. Харьков, 1986; Вестеровский В.Н. Деятельность партийных организаций Украины по усилению роли государственных и общественных организаций в физической подготовке трудящихся к защите Родины (1966-1980 гг.): Дис. .канд. ист. наук. Харьков, 1986; Васютин Ю.С., Криворотенко В.Г., Наркимский В.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи: теория, история, практика. М.: ВКШ, 1977; ГиззатулинМ. Наш вклад в военнопатриотическое воспитание // Среднее специальное образование. 1984. №.12. С.30-31; Лейбов-ский В. Шли в атаку молодые парни // Советский спорт. 1987. 5 июня; Новиков А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями). М.: Физкультура и спорт, 1949 .
2 Внедрению военно-технических видов спорта способствовало регулярно проводимые с 1958 г. Всесоюзные спартакиады по военно-техническим видам спорта. Вопросы планерного, парашютного, авиамодельного спорта постоянно освещались в журнале «Крылья Родины» -ежемесячном массовом авиационном журнале ДОСААФ СССР, издававшемся с 1950 г.
3 Проводятся с 1968 г. (см.: РГАСПИ, ф.1, оп.38, д.105, л.14, 40; л.298, л.4).
4 Военно-спортивная игра «Зарница» проводилась с 1967 г. со школьниками 5-8 классов, а «Орленок» - с 1972 г. с учащимися 9-10 классов, училищ профтехобразования и техникумов (см.: РГАСПИ, ф.1, оп.38, д.773, л.189).
5 Подобные лагеря возникли в нашей стране в 1964 г. по инициативе комсомольских организаций Пермской, Иркутской и Новосибирской областей (см.: РГАСПИ, ф.1, оп.38, д.719, л.19).
6 Проводится с 1974 г. (см.: РГАСПИ, ф.6, оп.12, д.69, л.21-22). Комплекс ГТО введен в 1931 г. по инициативе ЦК ВЛКСМ.
7 См.: Печерский Н.В. Деятельность Коммунистической партии Советского Союза по физическому воспитанию трудящихся в период развернутого строительства коммунизма (19591964 гг.): Дис. .канд. ист. наук. Волгоград, 1964; Каракозов Г.С. Партийное руководство физической культурой и спортом в Дагестане в условиях развитого социалистического общества. 1959-1972 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1975.
8 См.: Шабельников В.И. Деятельность Компартии Украины по руководству общественными, оборонными и спортивными организациями в 1961-1970 гг.: Дис. .канд. ист. наук. Донецк, 1974; Лосев О.А. Партийное руководство организацией здоровья трудящихся в условиях развитого социализма: Дис. . канд. ист. наук. Одесса, 1980.
См.: Клыков А.В. Деятельность Коммунистической партии по развитию физической культуры спорта и туризма в 1961-1975 гг.: Дис ... канд. ист. наук. Л., 1987.
10 Артёмов Ж.Л. Формирование готовности защищать социалистическую отчизну. Л.,
1987.
11 См.: Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры школьников на местности. М.: Просвещение 1978; Спорт на поверке. М.: Физкультура и спорт; Чинаев В.Г., Шабров И.В. Спортивнотехнический клуб открывает двери. М.: ДОСААФ, 1978 и др.
См., напр.: Кудрявцев П.Д. Деятельность Московской городской партийной организации по военно-патриотическому воспитанию рабочей молодежи в современных услови-ях(1961-1971 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1973. С. 159; Комсомол и ДОСААФ. М.: ДОСААФ, 1974. С. 98 и др.
13 РГАСПИ, ф.17, оп.102, д.2143, л.24.
14 РГАСПИ, ф.17, оп.103, д.1440, л.80.
15 РГАСПИ, ф.6, оп.12, д.64, л.35.
16 РГАСПИ, ф.1, оп. 66, д.211, л.135. В основном из-за неумения плавать в стране ежегодно тонет около 30 тыс. человек (См.: РГАСПИ, Ф.1, оп.116, д.5, л.9).
17 РГАСПИ, Ф.1, оп. 66 , д.212, л.3.
18 РГАСПИ, оп.116, д.6, л.59.
19 РГАСПИ, ф.1, оп.66, д.213, л.47.
20 РГАСПИ, оп.116, д.6, л.80.
21 См.: Романов Ю. Со скидкой на ветер // Красная звезда. 1973. 23 ноября; Арпишин А. Нормы ради формы // Комсомольская правда. 1973. 27 ноября.
22 См.: Растить патриотов // Правда. 1988. 24 января. Аналогичные случаи были отмечены на заседании Комитета народного контроля СССР весной 1988 г. в ряде других регионов страны: несмотря на то, что почти все призывники числились значкистами ГТО, проверка КНК выявила грубые приписки в этом. В некоторых регионах Молдавии, Узбекистана, Туркмении нормы ГТО подтвердили не более 10-15% юношей (См.: Весенний призыв // Правда.
1988. 17 апреля).
23
Например, ещё в 1961 г. Президиум ЦК ДОСААФ СССР принял ряд постановлений, в которых осудил вскрытие фактов очковтирательства и приписок к отчётам о подготовке технических кадров, количестве спортсменов, о росте рядов членов Общества и т.д. (См.: ЦА РОСТО, в. 9552, оп. 1- а, д. 13, л. 75, 85, 148).
24 В исследуемый период в СССР действовало до 36 добровольных спортивных обществ и свыше 100 тысяч физкультурных коллективов (См.: Военно-патриотическое воспитание. С. 207).
25 Волков А. П. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи в 1961-1988 гг. (историография проблемы): Дис. .канд. ист. наук. М., 1989. С.158-159.
26 В 1985 г. из-за психологической боязни нагрузок только 31% молодых людей ходят на лыжах, 24% занимаются оздоровительным бегом, 16,4% катаются на коньках (См.: Волков А.П. Подготовка молодежи к защите Родины. С. 39).
27 На заседании постоянной комиссии ЦК ВЛКСМ по физическому и военнопатриотическому воспитанию молодёжи 14 января 1981 г. подчёркивалось, что за 20 лет в трое сократилось количество юношей и девушек, занимающихся военно-техническими видами
спорта (См.: РГАСПИ, ф. 1, оп. 116, д. 5, л. 13-14).
28
В 1968 г. 30% средних и 75% восьмилетних школ Украины не имели спортивных залов (См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 102, д. 2143, л. 25), в 1977 г. обеспеченность спортивными сооружениями в Киргизии составляла не более 20% от норм (См.: РГАСПИ, ф. 6, оп. 13, л. 51, л. 17). На 1986 г. в стране 41% школ не имели спортзалов, один плавательный бассейн приходился на 480 детских садов, 220 школ и 96. Практически в середине 80-х гг. в стране не было ни одной парашютной вышки (в 1936 г. их было 2500) - ( См.: РГАСПИ, ф.6, оп. 14, д.42, л. 43). Вызывают научный интерес и факты нерачительного использования имеющейся материальной базы. Например, в Казахстане, Татарии, Хабаровском, Красноярском краях, Московской области закрытые сооружения были в 70-е гг.загружены лишь на 70-80%, стадионы - на 30-50%, открытые комплексы и площадки - на 15-30% (См.: РГАСПИ, ф.1, оп. 116, д.5, л. 19).
29
На 1982 г. из 45 тысяч инструкторов-методистов по производственной гимнастике подавляющее большинство не имели специальной подготовки в условиях производства. Из 43 тысяч колхозов и совхозов эта должность была введена лишь в каждом втором хозяйстве и только 25% инструкторов имели физкультурное образование (См.: РГАСПИ, ф.1, оп. 116, д. 5, л.15).
30 См.: например: Военно-спортивные игры учащихся. М.: ДОСААФ, 1973; Воропай А.В., Гринев В.А. Будь сильным, выносливым. М.: ДОСААФ, 1973; Гречихин А.И. Соревнования «Охота на лис». М.: ДОСААФ, 1973; Захаров В.А. Спорт - дело комсомольское. М.: Воениз-дат, 1976; Кузнецов Д.Н., Васютин Ю.С. Военно-спортивный лагерь. М.: ДОСААФ, 1973; Печерский Н.В. Спорт на страже мира. М.: Физкультура и спорт, 1967; Скворцов А.Н. Готовить молодежь к защите Родины. М.: ДОСААФ, 1970; Фельдман С.Ф. Центральный стрелковоспортивный клуб ДОСААФ. М.: ДОСААФ, 1964; Физическая и техническая подготовка призывника. М.: Физкультура и спорт, 1967 и др.
31 Ежегодный тираж издательства составлял 20 млн. экземпляров (См.: Аннотированный каталог литературы ДОСААФ (1945-1977 гг.). Авт. сост. В.Ф. Корабельников, А.А. Квитниц-кий. М.: ДОСААФ, 1979. С. 83).
32 См.: Мальщуков М,И. Руководство партийных организаций Урала общественнооборонными и спортивными обществами в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.): Дис. . канд. ист. наук. Пермь, 1978; Грачев С.И. ДОСААФ: Ступени роста, 1966-1975. М.: ДОСААФ, 1976; ДОСААФ - Родине: сборник. М.: ДОСААФ, 1977; Кузнецов Н.Д. Укрепление обороны страны и ДОСААФ. М.: ДОСААФ, 1972; Мамаев А.Л. Военно-патриотическое воспитание молодежи в организациях ДОСААФ. М.: ДОСААФ, 1973; Краснознаменному оборонному обществу - 50 лет // Коммунист Вооруженных Сил. 1977. № 1. С. 50-56; Сысоев Ф.Д. Стиль работы
- на уровень современных требований. М.: ДОСААФ, 1976; Трамм Б. На службу ратную. М.:
ДОСААФ, 1977; Школа мужества и патриотизма // Коммунист Вооруженных Сил. 1976. № 23. С. 46-54 и др.
33 См.: Гетман А.Л. О воинском долге и солдатской службе. М.: ДОСААФ, 1970; Краснознаменное оборонное. М.: ДОСААФ, 1976; Егоров Г.М. Военно-патриотическое воспитание // Партийная жизнь. 1982. № 24. С. 68-72; Дело всего народа. М.: ДОСААФ, 1984; Краснознаменное оборонное / Под общ. ред. А.И. Покрышкина. М.: ДОСААФ, 1971; Покрышкин А.И. В интересах защиты социалистической Родины // Коммунист Вооруженных Сил. 1971. № 24. С. 33-38; Оборонному обществу - 50 лет // Московский сборник. 1976. № 12. С. 10-14; Сотрудничество - тесное, помощь - взаимная // Советский патриот. 1976. 11 ноября.
См.: Зырянов Г.М. Указ. соч. С. 168-173; Туманов Б. Готовим молодежь к службе в армии // Военный вестник. 1965. № 8. С. 61 и др.
См.: Калмыков В.М. Организация лечебно-оздоровительной работы среди юношей и призывников. Фрунзе: Мектеп, 1972.
Например, можно назвать докторскую диссертацию Л. А. Бублика.
37 РГАСПИ, ф. 17, оп. 102, д. 2143, л.24.
38 РГАСПИ, оп. 103, д. 1235, л.143.
39 РГАСПИ, ф. 17, оп.103, д. 1440, л.81; оп. 142, д.1597, л.3.
40 РГАСПИ, оп. 106, д. 1838, л. 60.
41 В 1974 г. таких было более 800 тыс. (См.: РГАСПИ, ф. 1, оп. 38, д. 725, д. 52), в 1981 г.
- 720 тыс. человек (См.: РГАСПИ, ф. 1, оп. 14, д. 42, л. 15), в 1986 г. - более 700 тыс. (См.: Петраков В. Школа: время перестройки // Комсомольская правда. 1986. 22 августа).
42 РГАСПИ, ф. 1, оп. 116, д. 5, л. 13; Пусть не слепит блеск медалей // Правда. 1988. 19 декабря.
43 См.: ВолковА.П. Подготовка молодежи к защите Родины. М., 1992. С. 30.
44 См.: НезнамовВ. Военная реформа // Россия. 1991. № 38.
45 См. например: Анохин А.И. Оборонный резерв России // Красная звезда. 1999. 25 сентября; Анохин А. Они были первыми. М., 2000; Волков А.П. Указ. соч.; Иванов В.Н. Некоторые вопросы военно-патриотического воспитания. Калининград, 1993; Маклачков А.В., Кужилин С.Ф. Указ. соч.; Федулов С.В. Готовить специалистов; растить патриотов // Красная звезда. -2000. 26 февраля.
46 См.: Волков А.П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины в 1961-1991 гг.: Дис. .д-ра. ист. наук. М., 1995.
47 См., например: Ломтев Ю.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи Урала: из позитивного и негативного опыта его организации в 70-е гг. XX столетия: Автореф. дис. .канд. ист. наук. Оренбург, 2002.