Научная статья на тему 'Об основных направлениях военно-патриотического воспитания молодежи СССР в 1946-1961 гг. '

Об основных направлениях военно-патриотического воспитания молодежи СССР в 1946-1961 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2969
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнов Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях военно-патриотического воспитания молодежи СССР в 1946-1961 гг. »

Смирнов И. А.

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СССР в 1946-1961 гг.

В многовековой истории нашей Родины издревле сложилось так, что ее защита является важнейшим аспектом деятельности государства и священным делом всего народа. Особое место здесь принадлежало и принадлежит воспитанию готовности у каждого жителя страны с оружием в руках отстаивать ее суверенитет, независимость и территориальную целостность. Страна направляла в ряды Вооруженных Сил своих лучших представителей, в большинстве своем молодых людей, и армия достойно защищала интересы Отечества, хранила дух нации, создавала и приумножала патриотические и боевые традиции государства и народа.

Именно чувство патриотизма придавало силы нашему народу в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны. После победы над фашистской Г ерманией органам советской власти в невероятно сложных условиях предстояло возглавить борьбу жителей страны за нормализацию жизни, за восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Подвиг в борьбе с нацизмом сменился подвигом трудовым. Учитывая реальные материальные возможности и перспективы дальнейшего развития, советское правительство разработало долговременную программу подъема экономики страны на пятнадцать предстоящих лет. Ее основной частью стал четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., который был изложен в Законе « О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы», принятый 18 марта 1946 г. на первой сессии Верховного Совета СССР1. По мнению руководства страны, решающим фактором успешного выполнения пятилетки, должен был стать патриотизм советских людей, особенно молодежи.

Исходя из требований руководства СССР к военно-патриотическому воспитанию молодежи, можно сказать, что важнейшими задачами в этой области были: мобилизация юношей и девушек на восстановление народного хозяйства,

идейно-политическое воспитание молодежи, военная и физическая подготовка, лечебно-оздоровительные мероприятия.

В основе идейно-политического воспитания молодежи лежало «повышение политической сознательности, нетерпимости к проявлениям буржуазной идеологии, воспитание высокого чувства ответственности за защиту Советского государства, патриотизма, национальной гордости»2 посредством всех имевшихся в государстве возможностей.

Исторический анализ показывает, что практическая реализация усилий государственных органов и общественных организаций СССР по идейнополитическому воспитанию молодежи находила свое выражение во множестве разнообразных форм, которые носили разносторонний характер и были ориентированы на выполнение задачи воспитания развитой, во всех отношениях, личности «строителя коммунизма».

Для реализации задуманного молодежь вовлекалась в кружки по изучению Устава ВЛКСМ, Конституции СССР. Молодые люди, еще не принятые в ряды ВЛКСМ, занимались в кружках вместе с комсомольцами . Проводились комсомольские активы, читались лекции, в большинстве случаев на темы по воспитанию советского патриотизма и советской национальной гордости. Анализ содержания лекций показывает, что военно-патриотическое воспитание проходило по следующим направлениям: пропаганда идей о защите социалистического Отечества; разъяснение международной деятельности Советского государства; освещение пути Советских Вооруженных Сил, героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны; исторических подвигов русских полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М. Д. Скобелева и др.; освещение жизни, учебы, службы личного состава армии и флота в мирное время; освещение хода выполнения пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства; освещение военно-массовой работы оборонного общества. Так, например, за 1955-1956 гг. было проведено 55 795 бесед, лекций и докладов на военную тематику с 2 334 046 человек, просмотрено 17 360 кинофильмов с охватом 1 411 921

4

человек .

Одной из форм военно-патриотического воспитания были мероприятия по увековечению памяти погибших героев Великой Отечественной войны. В целях ознакомления молодых людей с достопримечательностями нашей Родины, бытом и жизнью народов СССР, историческими местами боев, а также их привлечения к поисковой работе с 1948 г. стали проводиться массовые походы по род-

ному краю. Так, например, только за 1956-1957 учебный год было проведено 7 715 встреч с Героями Советского Союза, участниками Великой Отечественной войны, партизанами с охватом 643 815 человек, проведены 2 024 экскурсии по историческим местам боев Советской Армии с охватом 97 945 человек5.

Выполняя Постановление Президиума ВЦСПС от 18 января 1947 г. «Об усилении внимания профсоюзов к вопросам воспитания детей»6, профсоюзные организации, совместно с комсомолом, работниками общеобразовательных школ, школ ФЗО, училищ, принимали меры для ликвидации преступности среди молодежи. Для этого принимались меры по устройству молодежи, не занятой трудом, на работу и мобилизации ее на стройки в отдаленные районы страны. Особое внимание советское правительство уделяло ликвидации неграмотности и малограмотности молодежи. Примером может служить Постановление Совета министров СССР от 10 сентября 1953 г. «О ликвидации неграмотности и малограмотности», Приказ министра просвещения РСФСР Е.А. Афанасенко от 20 ноября 1959 г. «О ликвидации неграмотности допризывников» . На 15 января 1959 г. в РСФСР были выявлены и взяты на учет практически все неграмотные и малограмотные юноши 15-17 лет и организовано обучение каждого из них. Так, например, в Челябинской области по состоянию на 1959 год из общего количества призывников 21 325 неграмотных было 121, малограмотных 1 335, после проведенного обучения осталось неграмотных ни одного, малограмотных 215 чело-

век8.

Огромное государственное и политическое значение имело оказание Советским государством всесторонней материальной помощи семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и труда, детям-сиротам, демобилизованным воинам. О масштабах оказанной помощи можно судить по следующим данным, содержащимся в Приказе министра социального обеспечения РСФСР № 718 от 20 декабря 1949 г. За первое полугодие 1949 г. в районах РСФСР, подвергшихся оккупации, было трудоустроено свыше 64 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны, более 60 тыс. инвалидов обучено новым специальностям. Для нуждающихся семей погибших воинов и инвалидов Отечественной войны построены и отремонтированы десятки тысяч новых домов и квартир, выдано более 34 тыс. голов крупного и мелкого скота, десятки тысяч тонн зерна и хлебопродуктов, картофеля и овощей. Многим семьям пенсионеров оказана помощь в обработке земли под огороды. Свыше 150 тыс. детей погибших воинов были

охвачены летними оздоровительными мероприятиями. Десятки тысяч инвалидов были отправлены в санатории и дома отдыха9.

Анализ документов показывает, что в идейно-политическом воспитании молодежи имели место недостатки и упущения, которые нередко прикрывались проведением массовых мероприятий, манифестаций, приуроченных, как правило, к какому-либо празднику. Все это приводило к формализму, работе для «галочки». Многие негативные вопросы были закрыты для общественности.

В исследуемый период военная подготовка гражданской молодежи осуществлялась в виде начальной военной подготовки (допризывной подготовки), военно-технической подготовки и военной подготовки в высших и средних специальных заведениях. Самым массовым видом военной подготовки в 1946-1961 гг., через которую проходила практически вся молодежь, была начальная военная подготовка (далее - НВП). В исследуемый период в программу НВП входил следующий перечень дисциплин: тактика, уставы, огневая, строевая подготовка, физическая подготовка, материальная часть оружия, военно-санитарная подготовка, беседы и чтения о Советской Армии10.

Всем учащимся, прошедшим программу допризывной и военной подготовки полностью за все классы (8-10), выдавались специальные удостоверения, предусмотренные постановлением Государственного комитета обороны № 690 от 17 сентября 1941 г11. Учащиеся, не прошедшие программы допризывной военной и физической подготовки и не получившие удостоверение об этом, привлекались для дополнительного обучения на военно-учебных пунктах военкоматов на общих основаниях с гражданами призывного возраста12. В целях улучшения связи воинских частей и военных учебных заведений со школами Министерство обороны СССР, руководствуясь Директивой Министерства обороны СССР от 28 июня 1957 г. «О допризывной подготовке учащихся средних учебных заведений на 1957/1958 гг.», используя офицеров запаса для руководства кружками и секциями, развернуло внеклассную оборонно-массовую и спортивную работу среди

13

учащихся . Исходя из Директивы заместителя министра обороны № Д-46, изданной в 1959 г., в молодежной печати, через радио и телевидение, стали шире освещаться вопросы службы, жизни и быта молодежи в армии, пропагандировался лучший опыт оборонно-массовой работы14.

Существенные недостатки в организации системы воинского воспитания были связаны с подбором преподавательских кадров. В 1954 г. из 21 тыс. преподавателей НВП по совместительству работало 4 тыс. человек (18,2%), из них не

служивших в армии было 603 (2,7%), не имеющих среднего военного образования 51%. Ежегодная сменяемость преподавателей по ряду областей доходила до 40-50%. Основная текучесть кадров объяснялась низкими ставками денежного содержания. При этом лишь 2-3% школ имели военные кабинеты15.

В решении задач по военной подготовке молодежи в исследуемый период важную роль сыграла деятельность Всесоюзного Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту. На организации ДОСААФ возлагалась пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов Общества и населения; подготовка по всем видам противовоздушной и противохимической обороны; военная подготовка военнообязанных, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; подготовка и совершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением, в общественном порядке, офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов; развитие лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного спорта, а также авиационного и морского моделизма. Эти ответственные задачи определили главное направление в деятельности оборонного общества, которое было призвано на практике, осуществлять единство армии и народа, изучать «азбуку» военного дела.16

В военно-патриотическом воспитании в исследуемый период важное место принадлежит физической подготовке и заботе о здоровье молодежи.

В исследуемый период физическая подготовка молодежи проводилась в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях страны, по месту жительства. Она велась органами народного образования, комитетами ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСАФ, позднее ДОСААФ, спортивными обществами и клубами, в соответствии с нормами Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО).

На решение проблем физкультурной и физкультурно-оздоровительной работы государственные и общественные организации СССР ориентировали постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению массовой физкультурной и спортивной работы среди учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и

17

ФЗО» от 23 января 1946 г. ; постановление ЦК ВЛКСМ 1946 г. «О проведении

18

всесоюзного дня физкультурника» ; постановление секретариата ВЦСПС «Об

улучшении воспитательной, физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди молодежи допризывного и призывного возраста» от 18 декабря 1959 г.19.

Об эффективности этих мер свидетельствуют следующие данные: за 9 месяцев 1946 года 79 городскими, краевыми и областными советами ДСО «Трудовые резервы» подготовлено 120 717 значкистов БГТО, ГТО, в т.ч. БГТО- 54 212 чел., ГТО I ступени- 66 012чел. и ГТО II ступени-493 чел.20. Так, например, на 1 сентября 1957 г. из общего числа допризывников подготовлено 1 116610 значкистов ГТО (51,7%) и 328 тыс. спортсменов-разрядников (16,2%) от общего числа призывников страны21.

Главной задачей лечебно-оздоровительной работы среди молодежи, особенно юношей допризывного и призывного возрастов было своевременное выявление лиц, имеющих заболевания и последствия травм, препятствующие несению действительной военной службы или ограничивающие степень годности к

ней, принятие активных мер для их излечения к срокам проведения приписки к

22

призывным участкам или призыва их на действительную военную службу.

Лечебно-оздоровительную работу среди молодежи организовывали органы здравоохранения и военные комиссариаты под руководством местных партийных и советских органов в контакте с профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями.

Изучение состояния дел на местах показало, что здоровье молодежи в исследуемый период, в связи с тяготами войны и послевоенного восстановления народного хозяйства, значительно ухудшилось. Врачи отмечали рост желудочнокишечных, легочных, сердечно-сосудистых, глазных заболеваний, других болезней, требующих упорного систематического лечения и принимали все возмож-

23

ные меры для их излечения . Так, например, в Азербайджанской ССР, в 1954 г. из 8 427 чел., подлежащих лечению, среди которых особенно большое количество больных трахомой, гнойными болезнями уха, малярией, болезнями, требующими упорного систематического лечения, вылечено 4 146 человек (более 50% от общего числа больных).

На улучшение лечебно-оздоровительной работы в исследуемые годы были направлены различные организационно-практические мероприятия. Повсеместно внедрялось проведение вакцинации допризывных контингентов; в Узбекистане успешно работала лаборатория гигиены детей и подростков, на Украине обеспечивалась внеочередная госпитализация допризывников и призывников после прохождения медицинских осмотров; в Литве был открыт республиканский ка-

бинет по работе с подростками. В целом по стране постоянно налаживалось лечение и отдых больных в санаториях, профилакториях, домах отдыха24.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что наряду с определенными успехами в деле военно-патриотического воспитания молодежи в 19461961 гг., имели место трудности и недостатки. Свидетельством тому являлась крайне ограниченная материальная база, особенно на предприятиях, в МТС, колхозах, совхозах. ДОСААФ находился на госбюджете, имелось мало изданий военно-массовой литературы и плакатов. На 1954 год в стране было всего 334 тира25.

И все же, несмотря на имевшиеся объективные проблемы в исследуемый период, государственные органы и общественные организации добились успехов в военно-патриотическом воспитании молодежи. Благодаря проделанной работе, в короткие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство, Вооруженные Силы СССР в 1946-1961 гг. представляли собой стройный и монолитно-единый боевой организм, который олицетворял могущество СССР, высокие достижения его науки и техники. Их боевая мощь и техническая оснащенность в достаточной мере соответствовали требованиям защиты Родины. Таким образом, критически осмысливая проделанную работу государственных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи, необходимо отметить, что необходимость военно-патриотического воспитания молодых людей рассматривалась государственными органами и общественными организациями как важная и актуальная политическая задача. Она была призвана обеспечить благоприятный морально-психологический климат для надежной защиты социалистического Отечества и скорейшего восстановления народного хозяйства.

1 См: Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. // Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период. С. 50-119.

2 См.: Постановление «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» 27 марта 1946 г. // КПСС в резолюциях... Т.6. С.18.; «Об улучшении постановки политического просвещения в комсомоле» 22 августа 1946 г. // КПСС в резолюциях. Т. 6. С. 49; «О работе партийных комитетов Ивановского меланжевого, Глуховского хлопчатобумажного комбинатов» 9 сентября 1946 г. // КПСС в резолюциях. Т.6. С.70; «О состоянии и мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний» 8 июня 1949 г. // КПСС в резолюциях. Т.6. С.192.

3 РГАСПИ, ф.1, оп.47, д. 268, л. 15.

4 Там же, д. 268, л. 14.

5 Там же, д. 254, л. 51.

6 Там же, оп.32, д. 49, л. 16.

7 Там же, оп.32, д. 49, л. 17.

8 Там же, оп. 47, д. 449, л. 28.

9 ГАРФ, ф.7901, оп. 1, д. 586, л. 220.

10 Там же, д. 227, л. 14.

11 Там же, д.329, л.2.

12 Там же, л. 6.

13 Там же, д.47, л. 11.

14См: Директива заместителя министра обороны СССР Д-46 «Об оказании материальнотехнической помощи школам и ВУЗам». 1959.

15 Там же, д. 384, л.16-28.

16 РГАСПИ, ф.1, оп. 47, д. 322, л. 28.

17 Там же, д. 76, л. 57-59.

18 Там же, л. 60

19 Там же, д. 129, л.15.

20 Там же.

21 Там же, д. 395, л.10.

22 Там же, д. 461, л. 200.

23 Там же, д. 384, л. 36.

24 ГАРФ, ф. 8009, оп. 32, д.1975, л. 133.

25 РГАСПИ, ф. 1,оп. 47, д. 384, л. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.