УДК 614
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ВОЕННО-УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© А.А. Частихин, С.Н. Симонов
Ключевые слова: адаптация; курсанты-первокурсники; физическая подготовка курсантов.
Статья посвящена проблеме создания оптимальных условий для адаптации курсантов-первокурсников высших военно-учебных заведений к условиям обучения в военном вузе. Показано, что большое значение имеет уровень физической подготовленности и физического развития абитуриентов. Определены три тестовых упражнения, которые являются наиболее показательными для проведения эффективного отбора будущих курсантов. В статье изложены отдельные результаты выполнения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
Огромную роль в процессе военно-профессионального обучения играет начальный период, т. н. период адаптации курсантов к условиям военного вуза [1].
На основании наблюдений, проведенных в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж) (ВАИУ) с 2005 по 2010 г., было установлено, что успеваемость курсантов по дисциплине «Физическая подготовка» в первом учебном семестре снижается по сравнению с результатами сдачи вступительных экзаменов в вуз, к третьему семестру достигает исходного уровня и далее плавно растет.
В физиологическом отношении к 17-19 годам завершается переходный период, связанный с половым созреванием, и работоспособность в этом возрасте плавно повышается. Однако на данном этапе развития организма восстановительные процессы протекают медленнее, чем у взрослых. Более того, в условиях воинской службы, связанных с перестройкой режима труда и отдыха, увеличением физических нагрузок, у многих юношей происходят функциональные расстройства организма, что приводит к временному снижению работоспособности. Эти расстройства исчезают после физиологической перестройки органов и систем, но процесс адаптации требует определенного времени [2-3].
Вместе с тем многолетние наблюдения и исследования молодого пополнения показывают, что в течение первого семестра обучения наблюдается резкое увеличение веса тела курсантов, что также негативно влияет на функциональные способности организма.
Кроме физиологического фактора снижения работоспособности в начальный период обучения в военном вузе существенную роль играет и социальнопсихологический фактор.
В возрасте 17-19 лет у человека идентифицированы все процессы формирования личности, системы отношений и индивидуальной структуры деятельности [23]. В духовном образе этого возраста своеобразно сочетаются черты юности и зрелости. Поэтому психологический склад данного возраста исключительно сложен и противоречив.
Подавляющее большинство командиров, преподавателей и курсантов старших курсов называют учебу и службу на первом курсе самой трудной. На этом курсе юноша окончательно определяется в избранном пути, проводит важную для себя проверку своих сил и способностей, жизненной позиции, воли и характера.
Практика показывает, что около 90 % курсантов встречаются с трудностями в учебе и службе. В индивидуальных беседах курсанты указывают следующие из них: каждый день приходится воспринимать и осмысливать большой объем нового учебного материала; испытывается недостаток времени; трудно беспрекословно подчиняться; трудно записывать учебные лекции; тоска по родным, друзьям, девушке; отсутствие прочных навыков управлять собой; тяжело перестраиваться в новых условиях и т. д.
Эти сложности первого периода пребывания в вузах объективны и связаны с выработкой нового динамического стереотипа поведения, жизни, учебы [1]. В это время идет изменение, и порой весьма болезненное, старых привычек, установок, наклонностей, черт характера. Более того, в окружающей обстановке много необычного, необходимо привыкать к новым условиям жизнедеятельности, резко возросшим по всем направлениям требованиям.
Учебные трудности дополняются трудностями, связанными с необходимостью выполнения обязанностей по военной службе. Резко возрастают физические нагрузки: ежедневная физическая зарядка, занятия по физической и строевой подготовке, спортивномассовая работа, выполнение распорядка дня, хозяйственных работ, служба в наряде и др. Совокупное воздействие этих трудностей может привести к психологическим нарушениям, общей усталости и, как следствие, к нежеланию заниматься различными формами физической деятельности [4-6].
Встретившись со значительными трудностями и в дополнение к этому получив неудовлетворительные оценки по различным дисциплинам, отдельные курсанты испытывают колебания, сомнения в своих способ-
ностях успешно учиться в вузе. Некоторые, не выдержав нервных нагрузок, теряют веру в свои силы и вынуждены покинуть стены вуза.
Практика показывает, что ускорению периода адаптации курсантов к условиям вуза способствует не только проведение разъяснительных бесед и соблюдение такта и вежливости в общении с курсантом, но и, в большей степени, правильно организованные физическая подготовка и спорт. Правильная организация предусматривает, в первую очередь, постепенность в увеличении нагрузок как один из основных принципов физической подготовки [7-9].
Результаты нашего исследования показывают, что система нормативных требований по физической подготовке в военных вузах построена таким образом, что в некоторых случаях имеет место резкое усложнение нормативов на этапе «абитуриент - курсант 1 курса».
Наиболее резкий переход наблюдается на первом этапе обучения в упражнениях № 3 и № 47 (нормативы «Наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации», 2009 (НФП-2009)) [7]. Тем самым не только нарушается принцип постепенности в увеличении нагрузок, но и не учитываются физиологические и социально-психологические факторы снижения работоспособности курсантов в начальный период обучения.
Для преодоления этого противоречия нами предлагаются два пути решения проблемы.
Первый - введение в вузах дополнительных нормативных требований для первого семестра обучения, занимающих промежуточную ступень между нормативами для кандидатов в вузы из числа гражданской молодежи и нормативами для курсантов 1 курса.
Второй - усложнение нормативов для кандидатов в вузы из числа гражданской молодежи по упражнениям № 3 и № 47 НФП-2009 до уровня нормативов для нового пополнения воинских частей [7].
Безусловно, оба варианта заслуживают внимания. Однако приоритет в выборе желательно отдать второму варианту.
В первом случае мы лишь можем достигнуть постепенности в повышении нормативов и тем самым облегчить период адаптации у курсантов.
Что же касается второго варианта, то исследования, проведенные в ВАИУ, показали, что понижение успеваемости по физической подготовке в первом семестре обучения у курсантов, получивших на вступительных экзаменах «удовлетворительно», составило около 40 %, тогда как у курсантов, сдавших вступительные экзамены на «хорошо» и «отлично», всего 25 %. Ко второму семестру в первой категории обучаемых оставалось 15 %, а во второй - только 5 %.
Нельзя не учитывать и исследования антропометрических параметров, проведенные в Военном институте физической культуры (1990 г.) на двух группах испытуемых, имеющих полярную физическую подготовленность. Они показали, что в течение первого семестра обучения вес тела в группе «худших» увеличился в среднем на 5,4 кг, тогда как в группе «лучших» всего на 2,3 кг (показатели роста практически не изменились), что привело к еще большей поляризации по физической подготовленности между курсантами различной успеваемости.
Также имеются данные, указывающие на то, что высокий уровень разносторонней физкультурноспортивной подготовленности призывников в значительной степени способствует нейтрализации негативных изменений, происходящих в организме молодых солдат, и тем самым сокращает период адаптации.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что курсанты, имеющие на период поступления в вуз более высокую физическую подготовленность, в своем большинстве являются более предпочтительными в качестве нового пополнения военно-учебных заведений.
Поэтому, повысив нормативы для вступительных экзаменов, можно не только достичь постепенности в повышении нормативов, но и добиться качественного улучшения набора кандидатов в военно-учебные заведения. Разработке этого вопроса и будут посвящены наши дальнейшие исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сабина В.А. Концепция физической подготовки военно-учебных заведений на первоначальном этапе их обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л.: ВИФК, 1999. 24 с.
2. Фарфель B.C. Физиологические основы классификации физических упражнений Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. М., 1969. 425 с.
3. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1992. 175 с.
4. Демьяненко Ю.К Физическая подготовка и боеготовность военнослужащих. М.: Воен. изд-во, 1981. 112 с.
5. Желязников А.П. Развитие выносливости к марш-броску у юношей 15-17 лет на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 23 с.
6. Качанов Н.Е. Формирование знаний и умений у курсантов военноучебных заведений инженерного профиля по организации самостоятельной физической тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук Л.: ВИФК, 1998. 24 с.
7. Методическое пособие к практическим занятиям по физиологии физической подготовки и военного труда / под общ. ред. В.И. Баландина. Л.: ВДКИФК, 1999. 138 с.
8. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2009). М., 2009. 200 с.
9. Симонов С.Н. Формирование состояния здоровья юношей призывного возраста (комплексное социально-гигиеническое исследование по материалам города Тамбова): автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1991. 22 с.
Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.
БЛАГОДАРНОСТИ: В статье изложены отдельные результаты выполнения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
Chastihin A.A., Simonov S.N. PHYSICAL PREPARATION AS FACTOR OF ADAPTATION OF CADETS-FIRST-YEAR STUDENTS TO CONDITIONS OF MILITARY-TRAINING ACTIVITY
The article is devoted to the problem of creation of optimum conditions for adaptation of cadets-first-year students of the higher military schools to training conditions in military high school. It is shown that the level of physical readiness and physical development of entrants has the great value. Three test exercises which are the most indicative for carrying out of effective selection of the future cadets are defined. The article contains the research results of scientific work within realization FCP “Scientific and Pedagogical Staff of Innovation Russia” on 2009-2013.
Key words: adaptation; cadets-first-year students; physical preparation of cadets.